Рабочая программа Музыка 6 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка.

Основание составления рабочей программы

Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана в соответствии с требованиями компонента Федерального Государственного образовательного стандарта .

- Примерной программы по Музыке (авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина)

- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Республики Татарстанот 18.01.07 № 252/7 Об особенностях преподавания учебного предмета «Музыка» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

Цели и задачи учебного предмета:


Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы.

Место учебного предмета в учебном плане: в соответствии с учебным планом на 2016-2017 учебный год на предмет «Музыка» отведен1 час в неделю, 35 недели, всего в год 35 часов. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Требования к результату обучения:

В результате изучения музыки ученики 6-го класса должны:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач


Основное содержание рабочей программы:

«Музыкальный образ» (18 часов)

1.Музыкальный образ. Музыка в формировании духовной культуры личности.

2.Жанры светской музыки (камерная, инструментальная) .Романсы. История возникновения

3.Два музыкальных посвящения . Отличительные черты творчества композиторов –романтиков.

4.Портрет в музыке и живописи.

5. Отличительные черты творчества композиторов- романтиков. Вокальное творчество Шуберта.

6.Шуберт «Лесной царь». Музыкальный образ произведения.

7.Экзюпери «Маленький принц». Образ детства.

8.Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

9.Мир старинной песни. Выдающиеся исполнители (Шаляпин, Ойстрах)

10.Мы приглашаем вас на вальс. История развития вальса.

11.Нестареющие вальсы Шопена и их романтизм.

12. Король вальса – Штраус. Музыкальный венский образ.

13. «Вальс о вальсе» Муз. Образ танца в стихах.

14.Хачатурян вальс к драме Лермонтова «Маскарад». Литературный образ в музыке.

15.Лучшие вальсы Чайковского к сказочным балетам.

16.Мы желаем счастья! Урок- обобщения.


Тема II полугодия:

«Музыкальная драматургия» (16 часов).


1.Музыкальная драматургия.

2.Музыкальная драматургия в произведении Огиньского «Полонез «Прощание Родиной»»

3.Симфония Гаврилина «Перезвоны». Музыкальный образ поизведения.

4.Драматургия повести Пушкина «Метель».

5.Музыкальные иллюстрации Свиридова к повести Пушкина «Метель».

6.Драматургия трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».

7.Образцы духовной музыки. Создание великого произведения Моцарта «Реквием». Драматургия великого произведения.

8.Лист Рапсодия №2. История создания и драматургия музыкальных образов.

9.Небесное и земное в творчестве Баха.

10.Путешествие в органный зал.

11.Драматургия песен Шуберта. Лебединая песня.

12.Драматургия человеческих чувств. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни и творчестве композиторов различных эпох.

13.Образы духовной музыки западной Европы. Выдающиеся зарубежные исполнители.

14.Программная музыка. Увертюра Бетховена «Эгмонт»

15.Драматургия народных образов в музыке татарских композиторов.

16.Создание Симфониии №7 Шостаковича. Драматургия народного единства в борьбе с фашизмом.

17.Песня на войне.

18.Проект по теме «Музыкальная драматургия»

19.Вечные темы искусства в жизни.

Формы промежуточной аттестации: - проект

Уровень обучения: базовый

Срок реализации рабочей программы: 1 год

Работа школы организована в режиме: шестидневной учебной недели в одну смену

Учебно-методическая литература:

Литература для ученика:

  • учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2009г.

  • Энциклопедия «Я познаю мир» Музыка


Литература для учителя:

Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2005г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2005г

  • фонохрестоматия для 6 класса (6 аудио кассет)

Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.


MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»





















Тематическое планирование по предмету «Музыка» для 6-го класса.


урока


Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения


Примечание

План

Факт



Музыкальный образ. (16ч) (1-я четверть)

1.

Музыкальный образ. Музыка в формировании духовной культуры личности.


1




2.

Жанры светской музыки (камерная, инструментальная) Романс.История возникновения.

1


09.09


3.

Два музыкальных посвящения. Отличительные черты творчества композиторов –романтиков.


1


16.09


4.

Портрет в музыке и живописи.

1


23.09


5

Отличительные черты творчества композиторов- романтиков. Вокальное творчество Шуберта.

1


30.09


6.

Шуберт. "Лесной царь". Музыкальный образ произведения.

1




7.

Экзюпери. "Маленький принц". Образ детства.

1




8.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1




9.

Мир старинной песни. Выдающиеся исполнители (Шаляпин, Ойстрах)

1





Музыкальный образ. (2-я четверть)

10.

Мы приглашаем вас на вальс. История развития вальса.

1




11.

Не стареющие вальсы Шопена и их романтизм.

1




12.

Король вальсов – Штраус. Музыкальный венский образ.

1




13.

Вальс о вальсе. Муз. Образ танца в стихах.

1




14.

Хачатурян – вальс к драме Лермонтова "Маскарад". Литературный образ в музыке.

1




15.

Лучшие вальсы Чайковского к сказочным балетам.

1




16.

Мы желаем счастья ! Урок- обобщения.

1





Музыкальная драматургия. (3-я четверть)

17.

Музыкальная драматургия.

1




18.

Музыкальная драматургия в произведении Огиньского –« Полонез "Прощание с Родиной».

1




19.

Симфония Гаврилина «Перезвоны». Музыкальная драматургия произведения.

1




20.

Драматургия повести Пушкина - «Метель».

1




21.

Музыкальные иллюстрации Свиридова к повести Пушкина. "Метель".

1




22.

Драматургия трагедии Пушкина – "Моцарт и Сальери".

1




23.

Образцы духовной музыки. Создание великого произведения Моцарта «Реквием». Драматургия великого произведения.

1




24.

Лист. Рапсодия №2. История создания и драматургия муз. образов.

1




25.

Небесное и земное в творчестве Баха.

2




26.

Путешествие в органный зал.

1





Музыкальная драматургия. (4-я четверть)

27.

Драматургия песен Шуберта. Лебединая песня.

1




28.

Драматургия человеческих чувств. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни и творчестве композиторов различных эпох.


1




29.

Образы духовной музыки западной Европы. Выдающиеся зарубежные исполнители.

1




30.

Программная музыка. Увертюра Бетховена «Эгмонт».

1




31.

Драматургия народных образов в музыке татарских композиторов.

1




32.

Создание симфонии №7 Шостаковича. Драматургия народного единства в борьбе с фашизмом.

1




33.

Песня на войне.

1




34.

Проект по теме «Музыкальная драматургия»

1




35.

Вечные темы искусства в жизни.

1

































Критерии оценки:

Критериальная характеристика уровней сформированности творческой деятельности.

Критерии творчества:

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

1. Самостоятельность.

Частичная.

Частичная или полная.

Полная.

2. Поиск и перебор возможных вариантов движения к цели.

В частичном объеме с помощью учителя.

В полном качественном виде.

 


Функция оценки - учет знаний.

Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).

Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «5» ставится:

если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);

умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «4» ставится:

если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);

проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;

умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

Отметка «3» ставится:

проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);

или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;

или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «2» ставится:
нет интереса, эмоционального отклика;
неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявлять.