[pic]
«Уфа – колыбель творческой жизни Ф.И.Шаляпина» -
литературно – музыкальная композиция
7-11 классы
«…это не просто хороший певец, а какой-то исключительный, мощный талант, человек необыкновенно и богато одаренный»
С. Мамонтов.
«В русском искусстве Шаляпин – эпоха, как Пушкин!»
М.Горький.
Цель: 1. Эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание.
2. Познакомить учащихся с уфимским периодом жизни великого русского певца, с основными вехами его жизни.
3. Развитие восприятия музыкального произведения, художественного и музыкального вкуса.
Оформление зала или класса в виде музыкальной гостиной. Можно провести на уроке, причем не только на ИКБ, но и на МХК или как внеклассное мероприятие.
На сцене двое ведущих, чтец и юноша в роли молодого Федора Шаляпина.
Романс «Очи черные»
Звучит известный романс «Очи черные» в исполнении великого певца Ф.И Шаляпина. Каждому россиянину, конечно же, известно это имя. Ещё при жизни певца оно стало легендой. Но может быть мало кому известно, что свой творческий путь он начинал в нашем городе.
Чтец:
В тот дивный день Шаляпин пел
На сцене у рояля.
И повелительно гремел
Победный голос в зале.
«Шаляпин»…Вижу пред собой,
Как буквами большими
Со стен на улице любой
Сверкает это имя.
На сцене Питера, Москвы
Являлся он природным
Артистом с ног до головы,
Беспечным и свободным.
А так недавно – стал певцом
Волжанин белокурый,
С открытым молодым лицом
И статною фигурой…
1 ведущий. Подходит к портретам Ф.И.Шаляпина и привлекает внимание зала к ним.
- Взгляните, на ранних фотографиях и по рассказам Шаляпин долговязый, угловатый, белобрысый, застенчивый парень из провинции, чувствующий себя неловко во фраке, который он не умеет носить, ему неуютно в гостиных, к которым он не привык. Проходит несколько лет, и вот на фотографиях молодого артиста императорских театров в Петербурге мы видим высокого, стройного певца, отлично одетого, с уверенной, почти горделивой осанкой. Молодой лев, крепко схвативший жизнь в могучие лапы. И так из года в год наливается новых сил, зреет и завершается изумительная фигура царственной мощи, которого нельзя было не отличить среди миллионов обыкновенных людей.
Чтец:
…То не бор шумит и не гром гремит
В бурю грозную, в полночь темную.
Это голос Федора Великого -
Славного богатыря Ивановича.
Горы с трепетом содрогаются,
Темны лесушки приклоняются,
И что есть людей, все мертвы лежат.
Так запой же нам мощным голосом
загреми как гром, - мы послушаем,
Задрожим, как лист в бурю по ветру,
Припадем к земле и поклонимся…
2 ведущий. В этом маленьком шутливом литературном портрете Шаляпин предстает перед нами в образе русского богатыря Федора Великого. Мощный голос, физическое совершенство, этому образу сопутствовала и исключительная ловкость Шаляпина. Как нельзя было изобразить Шаляпина фальшиво поющим, так нельзя было поймать в нем какой-нибудь неудавшийся обыденный житейский жест. Природа создала физического Шаляпина так, как Шаляпин создавал песню. Знаменитый врач Лемме, лечивший певца от ларингитов, говорил: «Более совершенной архитектуры горлового органа я не встречал в практике всей моей жизни».
1 ведущий. Федор Иванович Шаляпин родился в г.Казани 13 февраля 1873г. в беднейшей семье. Он никогда не забывал о своем печальном детстве. Жалованье отца было ничтожно, и добрая часть его, очевидно, пропивалась. Работал он много и тяжело, и пил, а, напившись, беспощадно избивал мать, и тогда Феде было больно, обидно и страшно, было жаль и мать и отца. Ах, как хотелось бежать от этой жизни…
Федя. « ...жили мы в Суконной слободе, среди работного люда, за полтора рубля в месяц снимали деревянную избушку, отец работал в уездной земской управе писцом. Жили бедно, всегда впроголодь, трое нас детей было у родителей. Матери приходилось постоянно уходить на поденщину, мыть полы, стирать белье… Никогда я не видел, чтобы мать отдыхала, всегда что-нибудь делала: пряла пряжу, чинила и стирала белье. За работой она всегда пела песни, пела как-то особенно грустно, задумчиво и вместе с тем деловито».
2 ведущий. Воспоминания о родителях пронизаны легкой грустью и нежностью.
« Мать моя – святая женщина. Как часто она бывала бита пьяным отцом. Жалел я ее. Она была женщиной, каких тысячи у нас на Руси: небольшого роста, с мягким лицом, сероглазая, с русыми волосами, всегда гладко причесанными, - и такая скромная, незаметная… Уговаривала меня слушаться отца и её, она внушала мне, что жизнь трудна, что нужно работать не покладая рук, что бедному нет дороги.
Отец мой был странный человек. Я не помню, что бы он в трезвом состоянии сказал грубое слово или сделал грубый поступок. Трезвый он был молчалив, говорил только самое необходимое, всегда тихо, почти шепотом. Пьяный он был невыносим. Мать бил много и жестоко. Потом отец целые сутки лежал в постели и пил квас со льдом. – Квасу! Иных слов он не говорил в эти сутки. Лицо его было измучено, глаза безумны. Я удивлялся: как много он пьет, и хвастливо говорил товарищам, что мой отец может пить квас, как лошадь воду – ведро, два! Они удивлялись, и, кажется, верили мне».
1 ведущий. Еще бы не верить… Так было не только у них. Двадцатого числа каждого месяца двор, в котором он жил, поголовно отравлялся водкой и дико дебоширил. Это были дни спиртного кошмара, люди, теряя образ человечий, бессмысленно орали, дрались, плакали, валялись в грязи, - жизнь становилась отвратительно страшной…
2 ведущий. Литературный и театральный критик В.Стасов, с которым Шаляпин дружил, писал: « Слушаешь его и все время поражаешься, как мог выжить в таких условиях и не потерять веры в себя, в жизнь, в людей… А ведь вполне мог бы загинуть, и не было бы сейчас в России гениального артиста».
1 ведущий. А М.Горький говорил: « Безоружный малограмотный сапожник и токарь, он сквозь тернии всяких унижений взошел на вершину горы, весь окурен славой и – остался простецким, душевным парнем. Это – великолепно! Славная фигура!».
2 ведущий. Через много лет, в роскошном парижском доме в богатой столовой, строго мерцающей серебряной и золотой утварью, в пышном кабинете, увешанном ценными коврами и дорогими картинами, он иногда как со сна пробуждался и озирался с изумлением: «Неужели это мое жилище, Феди, с Суконной слободы в Казани?» Удивлялся, за что же ему все это?
Чтец:
Как темно в этом доме!
Ворвись в эту нору сырую
Ты, о время мое!
Размечи этот нищий уют!
Тут дерутся мужчины, тут женщины тряпки воруют,
Сквернословят, судачат,
Юродствуют, плачут и пьют.
Дорогой мой!
Что же будет с тобой?
Неужели
И тебе между них
Суждена эта горькая участь?
Неужели и ты
В этой доле, что смерти тяжеле,
В девять – пить,
В десять – врать,
И в двенадцать – научишься красть?
Неужели и ты погрузишься в попойку и в драку?
2 ведущий. Нет! Случится почти чудо. И этот мальчик сделает другой выбор. Однажды он испытает шок от встречи с театром, с музыкой и жить иначе станет самым жгучим желанием на всю жизнь.
Звучит фортепиано.
Федор. «У домохозяйки, купца Лисицина, одна из дочерей играла на фортепиано, - эта музыка казалась мне небесной. Сначала я думал, что девица играет на обыкновенной шарманке, то есть просто вертит ручку, а музыка делается сама собой внутри ящика; но вскоре я узнал, что хозяйская дочь выколачивает музыку пальцами. «Это ловко, - подумал я. – Вот бы этак-то научиться!». И вдруг, - как по щучьему велению! – случилось, что кто-то в нашем дворе разыгрывал в лотерею старинный клавесин; и за 25 копеек я его выиграл! Я безумно радовался, что теперь научусь играть, но клавесин заперли на ключ, и, несмотря на мои униженные просьбы, не позволяли дотронуться до него. Зато, когда я захворал, так спал уже не на полу, а на клавесине. Иногда мне казалось, что если открыть крышку да попробовать, - может быть, я уже умею играть? Я долго возлежал на клавесине, и странно мне было: спать на нем можно, а играть нельзя! Вскоре его продали».
Федор. «Мне было 12 лет, когда я первый раз попал в театр… И вот я на галерке театра. Был праздник. Народу много. Играл оркестр. Вдруг занавес содрогнулся, поднялся, и я сразу обомлел, очарованный. Передо мною ожила какая-то смутно знакомая мне сказка. По комнате, чудесно украшенной ходили великолепно одетые люди, разговаривая друг с другом как-то особенно красиво. Я не понимал, что они говорят. Я до глубины души был потрясен зрелищем, и, не мигая, ни о чем не думая смотрел эти чудеса.
Занавес опускался, а я все стоял, очарованный сном наяву, сном, которого я никогда не видел, но всегда ждал его, жду и по сей день. Люди кричали, толкали меня, уходили, а я все стоял. И когда спектакль кончился, стали гасить огни, мне стало грустно. Не верилось, что эта жизнь прекратилась…».
Чтец.
Спектакль окончен,
По домам мужчины провожают дам.
По вкусу ль пьеса им, наверно,
Я слышал: хлопали усердно.
Высокопарной публикой
Отмечен был успех поэта,
Теперь театр пустой такой,
Ни оживления, ни смеха…
Но чу, раздался резкий звук,
У самой сцены треск удара,
Быть может, хлопнула там вдруг
струна на чьей-то скрипке старой.
Уж крысы злобные снуют
В партере темном там и тут.
Чадит последней лампы масло,
Все пахнет горечью сейчас,
Но вот огонь уже угас,
Ах, то душа моя угасла.
Федор. «Театр свел меня с ума, сделал невменяемым. Возвращаясь домой по пустынным улицам, видя, точно, сквозь сон как редкие фонари подмигивают друг другу, я остановился на тротуарах, вспоминал великолепные речи актеров и декламировал, подражая мимике и жестам каждого. Главным стержнем в спектакле была любовь, вокруг которого вращалась вся приподнятая театральная жизнь… Я не понимал, почему в театре о любви говорят так красиво, возвышенно и чисто, а в Суконной слободе любовь – грязное, похабное дело, возбуждающее злые насмешки? На сцене любовь вызывает подвиги, а на нашей улице – мордобой. Уж очень это било меня по душе».
Романс «Сомнения»
Федор. « А тут еще приехала опера. Опера меня изумила, и не то, что люди – поют, и поют не очень понятные слова, изумило меня то, что существует жизнь, в которой люди вообще обо всем поют, а не разговаривают, как это установлено на улицах и в домах Казани. Эта жизнь нараспев не могла не ошеломить меня. Необыкновенные люди, необыкновенно напряженные, спрашивая пели, пели думая, гневаясь, пели сидя, пели стоя, хором, дуэтами, всячески! Изумлял меня этот порядок жизни и страшно нравился мне».
1 ведущий. С 10 лет Федор был учеником токаря, сапожником, работал грузчиком. Первым певческим опытом стало участие в церковном хоре. Потеряв терпение, видя что к мастерству Федора приучить не удается, мать с отцом решили, что будет лучше, если он уедет: одним ртом меньше, а пользы от Федьки все равно не видать.
… Он плыл на пароходе навстречу будущему. По ночам не спалось, выходил на палубу, смотрел на реку, вспоминал отца и мать. Было холодно, одиноко и грустно, и он пел…
Звучит песня «Вниз по матушке, по Волге»
2 ведущий. В сентябре 1890 года Федор сойдет с парохода на Сафроновской пристани г. Уфы. Багажа при нем не было, да и одежонка – вместо пальто на плечи наброшена старенькая шаль – выдавала его явную бедность. На извозчика денег не было, пришлось идти к центру города пешком под осенним дождем, по густой слякоти. Путь неблизкий – верст пять… Зато в кармане лежал первый контракт на работу хористом в труппе комической оперы и оперетты Семенова – Самарского.
1 ведущий. Восхождение начнется здесь, в Уфе, и жители Уфы первыми оценят талант молодого Шаляпина. Это потом ему будут рукоплескать Париж и Милан, Европа и Америка, это все будет потом. А пока…
2ведущий. Улица Гоголя,1. Старый деревянный домишко с полуподвальным этажом стоит на высоком крутом берегу Белой.
С весны 1891 года в этом домике жил Федор Шаляпин. Он часто выходил на крошечный балкон, любовался заречными далями и вдруг начинал петь: непременно протяжное, исконно русское, чуточку тоскливое.
Звучит песня «Ноченька»
1 ведущий. Вероятно, вспоминал он волжские шири, родную Казань, где научился петь, познакомился с театром, полюбил его на всю жизнь, где пришла мечта стать артистом. Но артистической колыбелью для него стала Уфа.
Федор. « Все было – и бедствовал, и голодал, имел успех, который мечту стать артистом превратил в действительность, здесь нашел новых друзей и приобрел приличную одежду. Самое же памятное – собственная фамилия на театральных афишах».
1 ведущий. С первого же дня работы в труппе все оценили голос молодого человека, оценили и старание, с которым он отдавался работе в театре, всех покорили его увлеченность и беспредельная преданность делу. С удивительной быстротой он овладел репертуаром, учить новые партии ему всегда было легко и радостно. Он не выходил из помещения театра целыми днями, помогал рабочим переставлять декорации, таскал ящики с костюмами, словом, был готов делать все. Не покидала его гордая радость: сбылась мечта, он служит в театре, он артист.
2 ведущий. Главным событием в жизни Шаляпина той поры – стало исполнение первой сольной партии Стольника в опере «Галька». Случилось это 18 декабря 1890 года и стало знаменательной датой – началом творческой биографии великого артиста, первой ступенькой на пути восхождения к вершинам мировой славы. Об этом своем дебюте Федор Иванович вспоминал довольно часто.
Федор. « Мне дали спеть партию Стольника. Все время до спектакля я ходил по воздуху, а в день спектакля начал гримироваться с пяти часов вечера. Это была сложная задача – сделать себя солидным Стольником. Я наклеил нос, усы, брови, измазал лицо, стремясь сделать его старческим, и кое-как добился этого. Но необходимо устранить мою худобу. Надел толщинку – вышло нечто отчаянное: живот, точно у больного водянкой, а руки и ноги как спички. Хоть плач!
Взвился занавес. Затанцевали лампы. Желтый туман ослепил меня… Я встал с кресла и ватными ногами, пошатываясь, отправился как на казнь к суфлерской будке… Вытаращив глаза на дирижера, я пел и все старался сделать какой-нибудь жест. Но мои руки вдруг оказались невероятно тяжелыми… Но голос у меня, к счастью, звучал свободно. Когда я кончил петь, раздались аплодисменты. Это изумило меня, и я подумал, что аплодируют не мне. Но дирижер шептал: «Кланяйся, черт!» Тогда я начал кланяться во все стороны. Кланялся и задом отходил к креслу. Но один из хористов зачем- то отодвинул мое кресло в сторону. Разумеется, я сел на пол. Помню, как нелепо взлетели ноги кверху. В театре раздался громовой хохот, и снова грянули аплодисменты…»
Звучат куплеты Мефистофеля.
1 ведущий. После первой сольной партии, Федор получил небольшую прибавку к жалованью, и ему был предложен бенефис. Бенефис несколько выправил материальное положение: от сбора поступило 30 рублей, от публики в конверте – 50 рублей, да еще подарили серебряные часы с крышкой на стальной цепочке. Шаляпин впервые ощутил себя богатым, такой суммы у него никогда не бывало. Молодой артист наконец-то купил себе пальто, до сих пор, несмотря на морозы, бегал в пиджаке, прикрывшись шалью, купил кожаную куртку, перчатки и сапоги. Дирижер подарил ему картуз. И стал Шаляпин франтом, гуляя по улицам Уфы по поводу и без повода доставал часы и щелкал крышкой. Здесь, в этом городе, он впервые фотографировался и дарил карточки с трогательными дарственными надписями своим новым друзьям.
2 ведущий. По окончании театрального сезона для Федора Шаляпина настали трудные времена. Труппа распалась, прекратилась выдача жалованья. Что делать дальше, как жить? Правление Уфимского Общества пения, музыки и драматического искусства, оценив незаурядный вокальный и драматический талант молодого человека, предложило ему остаться в Уфе, пообещав собрать для него со временем нужную сумму денег и выслать на учебу в консерваторию Москвы или Петербурга. А пока пригласили участвовать в любительских спектаклях, которые проходили в Доме Дворянского собрания (ныне Академия искусств). А чтобы существовать, устроили его на службу в Уфимскую губернскую земскую управу писцом.
1 ведущий. Началась служба – переписывание деловых бумаг, однако, с первых же дней Федор столкнулся с крайне недоверчивым, даже враждебным к себе отношением со стороны других чиновников. Он терялся в догадках, пока один из них не рассказал ему, что сослуживцы считают его «шпионом», подсаженным начальством и все из-за того, что сам председатель управы только Шаляпину при встрече протягивал руку, тепло беседовал с ним. Недоразумение рассеялось, и отношения с сослуживцами установились дружеские.
2 ведущий. В Уфе с ним происходят некоторые приключения, о которых он рассказывал в воспоминаниях.
Так за два дня до концерта в Дворянском собрании он простудился и охрип. Что он только не делал – ничего не помогало. Кто-то посоветовал гоголь-моголь и дал рецепт: полбутылки рома, несколько сырых яиц, жаренный сахар… Вроде бы помогло. Храбро явился Федор в здание Дворянского собрания. Но тут быстро уловили состояние певца, выяснили состав «лекарства» и посоветовали пойти домой. Через два дня концерт прошел с успехом. Позже об этом эпизоде услышал писатель А.И. Куприн и, воспользовавшись сюжетом, написал рассказ «Гоголь-моголь». Так что этот эпизод из жизни артиста увековечен.
1 ведущий. Уфа оставила в жизни Федора Ивановича неизгладимый след. Уфимский успех окончательно укрепил его решение посвятить себя театру.
Такому решению способствовало отношение к молодому артисту, сама атмосфера тепла, доброжелательности, участия со стороны уфимской интеллигенции. Уфимские поклонники театрального искусства по достоинству оценили природную красоту голоса Шаляпина, его звучность и мягкость.
2 ведущий. И хотя, больше певец никогда не бывал в Уфе, воспоминания о ней у него остались самые наилучшие. Уфу он всегда считал для себя отправной точкой в искусство и сохранил в душе на всю жизнь благодарность этому городу.
Просмотр видеофильма «Шаляпин в Уфе»
На фоне арии
Чтец:
Он выходил из-за кулис
Всегда другой и новый -
То умирающий Борис,
То Досифей суровый.
То Мефистофель – гений зла, -
Он пел о боге злата,
То пел он, как блоха жила
При короле когда-то…
Как Волга, вольная река,
Катилась песня бурлака,
И сотрясая зданье,
В ответ с балконов из райка
Неслись рукоплесканья…
1ведущий. В истории мировой культуры нет имени, которое по своему обаянию и популярности могло бы сравниться с гением Шаляпина.
«Такие люди, каков он, - писал Горький, - являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ. Вот плоть от плоти его, человек, своими силами прошедший сквозь тернии и теснины жизни, чтобы гордо встать в ряд с лучшими людьми мира, чтобы петь всем людям о России, показать всем, как она - внутри, в глубине своей – талантлива и крупна. Любить Россию надо, она этого стоит. Вот о чем поет Шаляпин всегда, для этого он и живет, за это мы бы и должны поклоняться ему благодарно и дружелюбно…»
Звучит песни «Дубинушка»
Чтец:
Всего себя он подчинил,
Суровой строгой школе,
Но в каждом звуке сохранил
Дыханье волжской воли.
Был этот голос в те года
Известен всей России,
Ей были по сердцу тогда
Раскаты громовые.
Народу нужен был певец
Могучий, величавый,
И вот пришел он наконец.
И был увенчан славой.
Восторги потрясали зал,
И, полный молодежи,
Певцу раек рукоплескал,
Потом партер и ложи.
1 ведущий. Судьба распорядилась так, что в 1922 году Шаляпин расстался с Россией. Он уехал из России не потому, конечно, что были оскорблены его политические убеждения. Шаляпин мог бы ужиться и под Советами. Уехал он, главным образом, потому что терял «престол» в театре, что тирания хамства покусилась на его творческую свободу… Певец был объявлен невозвращенцем, пособником белоэмиграции. В 1927 году его лишили звания народного артиста. Доброе имя Шаляпина было скомпроментировано, в газетах цинично подсчитывались его гонорары.
2 ведущий. Он тосковал в своих странствиях по миру, неся Родину только в душе. Тосковал по родным полям и лесам, по русской березке… Утешить тоску не могли ни пышная природа других континентов, ни великолепные европейские города, - а ведь где он только не побывал с гастролями: - Италия, Англия, США, Южная Америка, Германия, Дания, Швеция, Австрия, Франция, Румыния, Польша, Венгрия, Югославия, Болгария, Чехословакия, Япония, Китай.
На фоне песни
Чтец:
Печален был его конец.
Скитаясь за границей,
Менял стареющий певец
Столицу за столицей.
И все ж ему в предсмертный час
Мерещилось, что снова
Последний раз в Москве у нас
Поет он Годунова.
Что умирает царь Борис,
И перед ним холсты кулис,
А не чужие стены.
И, по крутым ступеньками вниз,
Уходит он со сцены…
1 ведущий. 12 апреля 1938 года. (75 лет назад) не стало великого певца. Он умер в Париже. Газеты откликнулись некрологами, где его называли «Крупнейшая звезда среди всех звезд», «великан сцены», «сын писаря, ставший самым гениальным певцом мира»… Париж еще не видел таких похорон. Два часа продолжалась церковная панихида.
Не пришлось ему при жизни вернуться на родину. И только много лет спустя после смерти, прах его был перенесен с парижского кладбища на московское Новодевичье. 29 октября 1984 года гроб с телом Шаляпина приняла родная земля.
Федор. « Трудна жизнь, но хороша. Минуты великого счастья переживал я благодаря искусству, страстно любимому мною. Любовь – это счастье, что бы мы не любили, но любовь к искусству – величайшее счастье в нашей жизни…».
Звучит песня « Блоха».
Заключение.
В музее Уфимского училища искусств хранится большая фотография молодого Шаляпина с надписью « На память городу Уфе – колыбели творческой жизни моего отца. С благодарностью И. Ф. Шаляпина».
Ирина Федоровна – старшая дочь певца, бывала в Уфе, осматривала места молодости отца, радовалась, слыша и видя, как бережно хранится память о нем. Уфа поддерживала связь и с другими его детьми, жившими в Риме: сыном Федором и дочерью Татьяной. Им уходили посылки с афишами и программами «Шаляпинских дней», «Шаляпинских вечеров», сувениры с башкирским медом.
Память о великом певце бережно хранится у нас в Уфе. В 1967г. на здании бывшего Дворянского собрания (ныне там находится Академия искусств) была установлена мемориальная доска, где на русском и башкирском языках написано: «В этом здании в 1891 году выступал великий русский артист и певец Ф.И.Шаляпин». В то время на это нелегко было получить разрешение властей: дескать, и страну предал, и удрал за границу. Однако упорство поклонников великого таланта победило.
В 1993 году в связи с 120-летием певца в республике была учреждена премия и стипендия имени Шаляпина для солистов оперы и студентов тогда еще института искусств. На улице Ленина появился памятник юному Федору Шаляпину, приехавшему в наш город по первому театральному контракту, чтобы остаться в памяти благодарных уфимцев навсегда.
В УГАИ им. З.Исмагилова открыт Шаляпинский концертный зал, традиционно в театре оперы и балета проводится фестиваль «Шаляпинские вечера», организуются конкурсы юных вокалистов имени Ф.И.Шаляпина «Дебют». Шаляпинские мероприятия в Уфе стали уже традиционными.
Имя Шаляпина, его искусство обрели самую широкую популярность. Оправдалось предсказание его друга, композитора Сергея Рахманинова: «…Шаляпин никогда не умрет. Умереть он не может. Ибо он, этот чудо-артист с истинно сказочным дарованием, незабываем… Для будущих поколений он будет легендой…».
Список использованных источников
Бельская, Г. Уфа – колыбель творческой жизни Ф.И.Шаляпина Текст /Г.Бельская //Бельские просторы. – 1996. – С. 258-270
Гудкова, З. Восемь месяцев из жизни Ф.И.Шаляпина Текст /З.Гудкова //Памятники Отечества. Созвездие курая. – 1997. - № 38 (2). – С.166-171
Замрий, Е. Федор Иванович Шаляпин и Уфа Текст /Е.Замрий //Судеб связующая нить: Краеведческий альманах. Вып.4. – Уфа: Гилем, 2007. – С.96-99
Нигматуллина, И.В. Старая Уфа Текст: историко-краеведческий очерк /И.В.Нигматуллина . – Уфа: Китап, 2004. – 224 с.
Петелин, В.В. Восхождение, или Жизнь Шаляпина (1894-1902): Биографический роман /В.В.Петелин. – М.: Центрполиграф, 2000. – 648 с.
Петелин, В.В. Триуфм, или жизнь Шаляпина (1903-1922): Биографический роман /В.В.Петелин. - М.: Центрполиграф, 2000. – 713 с.
Узиков, Ю.А. Исторические памятники Уфы Текст /Ю.А.Узиков. – Уфа: Китап, 1999. – 288 с.
Уфаведение (история Уфы с древнейших времен до в.) Текст: учебное пособие /под ред. Г.Т.Обыденовой. – Уфа: Китап, 2011. – 280 с.