Программа по музыке 4 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Рабочая программа по музыке



Количество часов в неделю по учебному плану: 1

Количество часов в год: 35





Пояснительная записка



Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;

  • Программа УМК «Перспектива» М.: «Просвещение» 2013 г.

  • Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2013 г.

  • Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год.

  • Учебник Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 4 класс» издательство «Просвещение», 2014 г.;

  • Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Рабочая тетрадь. 4 класс. Издательство «Просвещение», 2014 г.

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу,

  • к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора,

музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как

синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.









МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



В соответствии с базисным учебным планом  рабочая программа составлена по программе авторов Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, из расчета  1 час в неделю, 35 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе

постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и

национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.



Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;



формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной

речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.













СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность,

танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира.

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,

женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.



Планирование учебного процесса

4 класс

Планируемые результаты обучения



Требования к уровню подготовки учащихся

• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и  композиторских школ;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
• развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
• совершенствование умений и навыков творческой  музыкально-эстетической деятельности.



Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса

обучающиеся научатся:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;



  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, пластические движения);

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).











Учебно - тематический план



п/п




Название темы

Количество часов


Форма контроля


1



2





3




4




5





6




7






итого


Россия-Родина моя



О России петь – что стремиться в храм.





День , полный событий.




Гори, гори ясно ,чтобы не погасло!






В концертном зале.






В музыкальном театре.




Чтоб музыкантом быть , так надобно уменье.


3



4





6




3





5




6




8






35


Творческие работы, устный опрос, групповое и хоровое исполнение.


Творческие работы, устный опрос, выразительное хоровое и групповое исполнение, определение на слух звучание музыкальных инструментов


Устный опрос, творческие работы, выразительное хоровое и групповое исполнение.


Определение на слух звучание русских музыкальных инструментов, творческие работы, устный опрос ,

выразительное исполнение вокальных произведений.


Определение на слух звучание инструментов симфонического оркестра, творческие работы, выразительное вокальное исполнение, устный опрос.


Устный опрос, выразительное хоровое и групповое исполнение, творческие работы.


Творческие работы,

устный опрос, определение на слух звучание музыкальных инструментов, выразительное хоровое и групповое исполнение.





























Тематическое планирование



Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

4 класс (34 ч.)

Россия-Родина моя (3ч).


1


2


3


Мелодия. Что не выразишь словами, звуком на душу навей.

Ты откуда , русская , зародилась , музыка?



Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!

Раскрываются следующие содержательные линии. Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова ( инструментальный концерт, вокализ ) , патриотическая тема в музыке М. Глинки ( опера ),

С. Прокофьева ( кантата ).



Примерный музыкальный материал.



Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части.

С. Рахманинов;



Вокализ. С.Рахманинов;



Песня о России. В. Локтев, сл.

О. Высотской;



Родные места. Ю. Антонов, сл. М.Пляцковского;



Ты, река ль моя, реченька, русская народная песня;

Колыбельная в обраб. А. Лядова;



У зори- то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова;



Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.


1

1


1

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании.

Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Исполнять и разыгрывать народные песни , участвовать в коллективных играх- драматизациях.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов.

Узнавать образцы народного музыкального- поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Выполнять творческие задания .

Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.

О России петь- что стремиться в храм… ( 4ч.)


4

5


6


7


Святые земли Русской. Илья Муромец

Кирилл и Мефодий.



Праздников праздник, торжество из торжеств.

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Раскрываются следующие содержательные линии. Нравственные подвиги святых земли Русской

( равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец и др. ), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения ( стихира, тропарь, молитва, величание ); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви ( Пасха ). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.



Примерный музыкальный материал



Земле Русская, стихира;



Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых;





Симфония № 2 ( « Богатырская»), 1-я часть ( фрагмент ), А. Бородин;



Богатырские ворота. Из сюиты « Картинки с выставки». М. Мусоргского;



Величание святым Кириллу и Мефодию,

Обиходный распев;



Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, сл. С. Михайловски;



Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, сл. А. Толстого;



Тропарь праздника Пасхи;



Ангел вопияше. Молитва.

П. Чесноков;



Богородице Дево,радйся ( № 6 ). Из

« Всенощной». С. Рахманинова;



Не шум шумит, русская народная песня;



Светлый праздник. Финал Сюиты- фантазии № 1 для двух фортепиано.

С. Рахманинов.






1

1


1


1



Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композитров.

Выполнять творческие задания.

День, полный событий (6ч.)


8


9

10

11

12

13


Приют спокойствия, трудов и вдохновения…

Зимнее утро.

Зимний вечер.

Что за прелесть эти сказки! Три чуда.

Ярмарочное гулянье.

Приют, сияньем муз одетый…

Раскрываются следующие содержательные линии. Один день с

А. С.Пушкиным. Михайловское: музыкально – поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов ( П. Чайковский,

М. Мусорский, Н. Римский- Корсакова,

Г. Свиридов и др. ). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально – литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное

музицирование ( ансамбль, дуэт ).

Музыкальность поэзии А. Пушкина.



Примерный музыкальный материал



В деревне. М. Мусоргский;



Осенняя песнь(Октябрь). Из цикла

« Времена года». П. Чайковский;



Пастораль. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина « Метель». Г. Свиридов;



Зимнее утро. Из « Детского альбома». П. Чайковский;



У камелька ( Январь ) Из цикла

« Времена года». П. Чайковский;





Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни.



Зимняя дорога. В. Шебалин, стихи А. Пушкина;



Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина.



Три чуда. Вступление ко 11 действию оперы « Сказка о царе Салтане».

Н. Римский- Корсаков.



Девицы , красавицы; Уж как по мосту, мосточку,хоры из оперы « Евгений Онегин». П. Чайковский.



Вступление; Великий колокольный звон.

Из оперы « Борис Годунов». М. Мусоргский.



Венецианская ночь. М. Глинка. сл.

И. Козлова.


1


1

1

1

1

1




Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.

Понимать особенности построения ( формы) музыкальных и литературных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Участвовать в коллективной музыкально- творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм ( песни, танцы, оперы и др.).

Выполнять творческие задания .

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3ч. )


14


15


16


Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Оркестр русских народных инструментов. Музыкант – чародей.

Народные праздники. ( Троица ).

Обобщающий урок.

Раскрываются следующие содержательные линии. Народная песня- летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси ( Троица ) Икона « Троица» А. Рублева.





Примерный музыкальный материал



Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни;



Солнце, в дом войди; Светлячек; Сулико, грузинские народные песни;



Аисты,. Узбекская народная песня;



Колыбельная, английская народная песня;



Колыбельная, неаполитанская народная песня;



Санта Лючия, итальянская народная песня;



Вишня, японская народная песня.



Концерт №1 для фортепиано с оркестром.3-я часть П. Чайковский;



Камаринская; Мужик на гармошке играет. П. Чайковский;



Ты воспой , воспой, жавороночек. Из кантаты « Курские песни». Г. Свиридов;



Пляска скоморохов. Из оперы

« Снегурочка». Н. Римский- Корсаков;



Троицкие песни.


1


1


1


Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

Исследовать историю создания музыкальных инструментов.

Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.

Выполнять творческие задания.

В концертном зале (5ч.)

17


18

19


20

21

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.

Старый замок. Счастье в сирени живет…

Не молкнет сердце чуткое Шопена.. Танцы, танцы, танцы…

Патетическая соната. Годы странствий.

Царит гармония оркестра.

Раскрываются следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной ( песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной ( квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической

( симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии ( сочинения А. Бородина,

П. Чайковского, С.Рахманинова,

Л Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена

( полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии),

М. Глинки ( баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.



Примерный музыкальный материал



Ноктюрн. Из Квартета №2 А. Бородин;



Вариации на тему рококо. Для виолончели с оркестром ( фрагменты).

П. Чайковский;



Сирень. С. Рахманинов, сл. Е. Бекетовой;



Старый замок. Ред. С. Василенко;



Полонез. Ля мажор;



Вальс си минор;



Мазурки ля минор, фа мажор, си- бемоль мажор. Ф. Шопен;



Желание. Ф. Шопен, сл. С. Витвицкого, пер. Вс. Рождествеского;



Соната№8 ( « Патетическая)

( фрагменты).Л. Бетховен.



Венецианская ночь.М. Глинка, сл.

И. Козлова;



Арагонская хота. М. Глинка.





Баркарола ( Июнь)Из цикла « Времена года». П. Чайковский.






1


1

1


1

1



Определять и соотносить различные по смыслу интонации ( выразительные и изобразительные) на слух.

Узнавать по звучанию различные виды музыки ( вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.

Передавать в пении, музыкально- пластическом движении образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.

Корректировать собственное исполнение.

Выполнять творческие задания.

В музыкальном театре (6ч.)


22


23


24

25


26

27









Опера « Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля.

За Русь мы все стеной стоим...

Сцена в лесу.

Исходила младешенька.

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Балет « Петрушка».

Театр музыкальной комедии.

Раскрываются следующие содержательные линии. События отечественной истории в творчестве

М. Глинки, М. Мусоргского,

С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема-характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.





Примерный музыкальный материал

Интродукция, танцы из 11 действия, сцена и хор из 111 действия. Из оперы « Иван Сусанин». М. Глинка;



Песня Марфы (« Исходила младешенька»; Пляска персидок из оперы « Хованщина». М. Мусоргский;



Персидский хор. Из оперы « Руслан и Людмила». М. Глинка;



Колыбельная; Танец с саблями из балета « Гаянэ» А. Хачатурян;



Первая картина Из балета « Петрушка». И. Стравинский.



Вальс Из оперетты « Летучая мышь».



И. Штраус.



Песня Элизы ( « Я танцевать хочу» ). Из мюзикла « Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.



Звездная река. Слова и музыка В. Семенова;



Джаз. Я. Дубравин, сл. В. Суслова;



Острый ритм. Дж. Гершвин, сл. А. Гершвина.








1


1


1

1


1

1








Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.

Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.

Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие работы.


Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(7ч.)


28

29

30

31

32-33

34

35



Прелюдия. Революционный этюд Мастерство исполнителя.

Музыкальные инструменты.

В интонации спрятан человек.

Музыкальный сказочник.



Рассвет на Москве- реке.

Обобщающий урок года.

Раскрываются следующие содержательные линии. Произведения композиторов- классиков ( С. Рахманинов, Н. Римский- Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей ( С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах ( прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др. ). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки ( народная песня, романс, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского- Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.



Примерный музыкальный материал



Прелюдия. С. Рахманинов;



Прелюдия №7. №20 Ф. Шопен;



Патетическая соната Л. Бетховен;



Рассвет на Москве- реке Из

« Хованщина» М. Мусоргского;



Увертюра. Из оперы « Русла и Людмила»

М. Глинка.



Увертюра. Из оперы « Свадьба Фигаро»

В. А. Моцарт.

1

1

1

1

2

1

1




Анализировать выразительные и изобразительные интонации , музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов.

Узнавать музыку.

Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.

Выполнять творческие задания.




Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Авторы Е.Д.Критская ,Г.П.Сергеева ,Т.С.Шмагина

Учебники

* «Музыка. 4 класс».

Пособия для учителей

* «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.4 класс».

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

* «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала.4 класс» (МР3).

Библиотечный фонд

* Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» .

* Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

* Книги о музыке и музыкантах.

* Справочные пособия ,энциклопедии.

Печатные пособия

* Таблицы:

нотные примеры;

признаки характера звучания;

средства музыкальной выразительности.

* Схемы:

расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;

расположение партий в хоре;

* Портреты композиторов;

* Портреты исполнителей;

* Атласы музыкальных инструментов.

Технические средства обучения

* Музыкальный центр.

* Мультимедийный компьютер.

Экранно-звуковые пособия

* Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке;

* Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

* Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей;

* Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов;

* Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов;

* Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

* Слайды :

- фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры;

- изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

Учебно-практическое оборудование

* Музыкальные инструменты:

- Фортепиано,

- Комплект детских музыкальных инструментов.

* Специализированная учебная мебель:

- Индивидуальные столы и стулья для учащихся;

- Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.













Календарно – тематическое планирование по музыке. 4 класс



Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Формы контроля

Дата проведения

Тема «Россия – Родина моя» (3ч )


По плану

Фактически

1

План

Факт

Организационный урок.

Интонация, народная и профессиональная музыка.

Выразительное , интонационно осмысленное исполнение произведений Слушание музыки, хоровое пение.



2

Ты откуда , русская , зародилась, музыка?

1

Расширение и углубление знаний.

Кантата, народная и профессиональная музыка.

Устный опрос, слушание музыки, хоровое пение.



3




Я пойду по полю белому…На великий праздник собралася Русь!


1




Урок обобщения и систематизации знаний.



Святые земли Русской, духовная музыка в творчестве композиторов.



Творческая работа.







Тема « О России петь – что стремиться в храм..» (4ч )


4

Святые земли Русской. Илья Муромец.

1

Расширение и углубление знаний.

Интонация, музыкально – поэтические образы.

Лирика в поэзии и музыке, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.



5

Кирилл и Мефодий.

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Романс, Святые земли Русской

Чтение стихов, хоровое пение, слушание музыки.



6

Праздников праздник, торжество из торжеств.

1

Расширение и углубление знаний.

Духовная музыка в творчестве композиторов.

Музыкальная живопись.



7

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

Урок обобщения.

Определять на слух музыку.

Слушание музыки, пластическое интонирование музыки.



Тема « День, полный событий » ( 6 ч )


8

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Исполнение изученных произведений.

Слушание музыки, хоровое пение.



9

Зимнее утро.

1

Интегрированный урок.

Песня, романс.

Выполнение творческих заданий.



10

Зимний вечер.

1

Интегрированный урок.

Вокализ, сюита.

Хоровое пение, музыкально- поэтические образы в произведениях.



11

Что за прелесть эти сказки! Три чуда.

1

Интегрированный урок.

Музыка в народном стиле.

Выполни рисунок.



12

Ярмарочное гулянье.

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Оркестр народных инструментов.

Определи на слух звучащие инструменты.



13

Приют, сияньем муз одетый…

1

Обобщение и усвоение новых знаний.

Полонез, мазурка, вальс.

Пластическое интонирование, хоровое пение.



Тема « Гори, гори ясно, чтобы не погасло! » (3ч )


14

Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1

Изучение и закрепление знаний.

Соната.

Интонационно- образный анализ.



15

Оркестр русских народных инструментов. Музыкант – чародей.

1

Обобщение и систематизация знаний.

Вариации.

Слушание музыки, хоровое исполнение.



16

Народные праздники. (Троица).

Обобщающий урок.

1

Расширение и углубление знаний.

Музыкальный фольклор народов России.

Выполни рисунок «Народный праздник».




Тема « В концертном зале.» ( 5 ч)


17


Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.


1



Расширение и углубление знаний.

Скрипка, виолончель.



Определять, оценивать музыкальный язык произведений.





18

Старый замок. Счастье в сирени живет…


1


Изучение и закрепление знаний.


Ария, речитатив.

Называть изученные формы и жанры музыки.





19


Не молкнет сердце чуткое Шопена…Танцы, танцы, танцы.


1


Урок- беседа.


Песня- ария, куплетно- вариационная форма.



Называть изученные формы и жанры музыки.




20

Патетическая соната.

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Соната, вариации.

Слушание музыки, хоровое исполнение.



21

Царит гармония оркестра.

1

Обобщение полученных знаний.

Виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая.

Выполнить рисунок .




Тема « В музыкальном театре.» ( 6 ч)


22

Опера « Иван Сусанин». Бал в замке польского короля.

1

Организационный урок

Музыкальный образ, полонез, мазурка, опера.

Тестовые задания.



23




За Русь мы все стеной стоим…Сцена в лесу.


1




Закрепление нового материала.


Речитатив, ария, контраст, музыкальная драматургия.




Тестовые задания.




24

Исходила младешенька.

1

Изучение и закрепление знаний.

Куплетно -вариационная форма.

Устный опрос, коллективное исполнение.



25


Русский восток.




Изучение нового материала.


Восточные интонации, вариации.


Пластическое интонирование музыки.




26

Чудо- музыка.

1

Изучение и закрепление знаний.

Композитор – исполнитель- слушатель.

Слушание музыки.



27

Острый ритм- джаза звуки.

1

Расширение и углубление знаний.

Джаз.

Пластическое интонирование музыки.




Тема « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» ( 7 ч)

28

Прелюдия. Революционный этюд.

1

Интегрированный урок.

Этюд, прелюдия.

Устный опрос, сольное и хоровое исполнение.



29

Мастерство исполнителя.

1

Урок – беседа.

« Виртуоз»

Выразительное исполнение произведений.



30

Музыкальные инструменты.

1

Расширение и углубление знаний.

Гитара

Устный опрос, коллективное , индивидуальное исполнение.



31

В интонации спрятан человек.

1

Расширение и углубление знаний.

Интонация.

Выразительное исполнение произведений.



32-33

Музыкальный сказочник.

2

Изучение нового материала.

Жанр сказки в музыке.

Выполнить рисунок.



34

Рассвет на Москве- реке.

1

Интегрированный урок.

Образ природы в творчестве рус. ком- ров.

Творческая работа в цвете.



35

Обобщающий урок.

1

Урок – концерт.

Выразительно исполнять знакомые произведения.

Музыкальная викторина, музыкальные загадки, коллективное ,индивидуальное исполнение.





[pic]