[pic]
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования программы средних общеобразовательных учреждений «Музыка» под редакцией научного коллектива во главе Д.Б.Кабалевского, реализуемой на основании учебно-методического комплекса В.В.Алеева, Т.И.Науменко (М.: Дрофа, 2010).
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс авторов Т.И. Науменко, В.В. Алеева «Музыка.7 класс»(М.: Дрофа, 2010).
Целью моей программы является духовно-нравственное воспитание школьников через умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах.
Основные задачи музыкального воспитания:
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
На изучение музыки в 5 классе отводится 34 часа в год (1 раз в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;
- сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
Метапредметные :
Познавательные УУД
- познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
- проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);
Регулятивные УУД
- осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;
- развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- устойчивое умения работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.
Коммуникативные УУД
- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;
- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
Предметные:
- представлять, место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта и реализации творческого потенциала;
- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
Содержание учебного предмета.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
В первой части программы учебника для 7 класса рассматриваются следующие вопросы:
Что такое музыкальное содержание?
Что представляет собой музыкальный образ?
Как музыкальные жанры влияют на содержание произведения?
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».
Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух- и трехчастные формы, рондо, вариации?
Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции?
Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и в крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии?
В 3и 4 четверти 3 урока отводится национальному компоненту, где мы изучаем творчество татарских композиторов классиков, слушаем фрагменты их опер, балетов, вокальные и инструментальные произведения.
Содержание в музыке (4 часа).
«Магическая единственность» музыкального произведения; Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание.
Каким бывает музыкальное содержание (4 часа).
Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах.
Музыкальный образ (3 часа).
Лирические образы в музыке; Драматические образы в музыке; Эпические образы в музыке.
О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа).
«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши.
Что такое музыкальная форма (4 часа).
«Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма – это ставшее зримым содержание»; От целого к деталям. Национальный компонент. Женщина потрясшая мир – С. Губайдуллина.
Музыкальная композиция (8 часов).
Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).
7. Музыкальная драматургия (7 часов).
Музыка в развитии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Первые шаги татарской классической оперы и балета.
Тематическое планирование
Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»
Тема
Всего часов
Из них
Теори я, ч.
Твор-ческие работы, ч.
Контрольные работы, ч.
Часть первая. СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ
Музыку трудно объяснить словами.
1
1
В чем состоит сущность музыкального содержания.
1
1
Каким бывает музыкальное содержание
2
2
Музыка, которую можно объяснить словами.
2
1
1
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.
1
1
Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада».
1
1
Когда музыка не нуждается в словах.
1
1
Музыкальный образ
1
1
Лирические образы в музыке.
1
1
Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ
1
1
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.
2
1
1
Что такое музыкальная форма
1
1
«Художественная форма — это ставшее зримым содержание».
2
1
1
Виды музыкальных форм
1
1
Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.
1
1
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.
2
1
1
О роли повторов в музыкальной форме.
1
1
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.
1
1
«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма.
1
1
Многомерность образа: форма рондо.
1
1
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.
1
1
Музыкальная драматургия
1
1
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.
1
1
Музыкальный порыв.
1
1
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.
1
1
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».
1
1
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
1
1
Формула красоты.
2
2
Итого:
34
28
2
4
Календарно - тематическое планирование
7 класс (34ч)
Тема года «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»
Раздел
Тема урока
Количество часов
Дата
Дата
1
Магическая единственность музыкального произведения
1
2
Музыку трудно объяснить словами
1
3
4
Что такое музыкальное содержание?
2
5
Музыка, которую необходимо объяснить словами
1
6
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского
1
7
«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»
1
8
Когда музыка не нуждается в словах
1
9
Заключительный урок
1
10
Лирические образы в музыке.
1
11
Драматические образы в музыке.
1
12
Эпические образы в музыке.
1
13
«Память жанра».
1
14
15
16
Такие разные песни, танцы, марши.
3
17
«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.
1
18
«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».
1
19
От целого к деталям.
1
20
Какой бывает музыкальная композиция.
1
21
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.
1
22
Два напева в романсе М.Глинки «Веницианская ночь» (двухчастная форма)
1
23
Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки.
1
24
25
Многомерность образа в форме рондо.
2
26
Образ ВОВ в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича
1
27
Заключительный урок. Обобщение темы.
1
28
О связи муз. формы и муз.драматургии.
1
29
Музыкальный порыв.
1
30
Движение образов и персонажей в оперной драматургии.
1
31
32
Диалог искусств
Опера "Князь Игорь".
«Слово о полку Игореве»
2
33
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
1
34
Заключительный урок.
1