«Утверждено» Директор школы С.А.Скиба
приказ № __ от ____________ 2016г.
«Согласовано»
зам. директора по УВР О.В.Попсуйко
«____» ____________ 2016г.
Рассмотрено
на МО учителей предметов гуманитарного цикла
руководитель МО О.П.Слюсарева
«____» ______________ 2016 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Зайцевская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района
Воронежской области
Рабочая программа учебного предмета
«Искусство (Музыка)» на 2016-2017 учебный год
7 класс
базовый уровень
Программа разработана учителем музыки
высшей квалификационной категории
Невдашевой Е.А.
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П. и Критской Е.Д. для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. На основе программы «Музыка» под редакцией Алеева В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н.
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, новые педагогические технологии.
Программа ориентирована на реализацию компенсаторской функции искусства: восстановление эмоционально – энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель направлена на развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемая часть духовной культуры.
Задачи:
Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
Развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через потребности в общении с искусством.
Освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозных традиций, золотой фонд классической музыки, сочинение современных композиторов) их взаимодействие с произведениями других видов искусства.
Приоритетное - введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры.
Воспитание любви к своей культуре, к своему народу и настроенности на восприятие иных культур обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.
К основным методическим принципам программы относятся принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования).
Принцип триединства деятельности композитора - исполнителя-слушателя ориентирует на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой.
Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка.
Принцип интонационности как ведущий принцип, регулирует процесс развития музыкальной культуры.
Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох культур.
Все принципы ориентированы на социализацию учащихся в формировании их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях распространения поп-культуры в средствах массовой информации.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:
Хоровое, ансамблевое и сольное пение
Пластическое интонирование
Музыкально-ритмические движения
Импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические)
Инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов, музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства
Освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи
Размышления о музыке
Художественные импровизации
Самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность
Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики.
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию совместной деятельности учителя и учащихся с разных сторон:
Понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя
Осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личных установок учащихся
Усвоение общих и частных свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям.
Предполагаются формы общения, как диалог, так и коллективное обсуждение, дискуссия и другие.
Метод интонационно-стилевого постижения музыки. Действие этого метода опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.
Приемы интонационно-образного анализа музыки проявляются в:
Вокализации
Пластическом интонировании музыки
Ориентации на нотную запись
Импровизации – сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.
Метод эмоциональной драматургии урока.
Метод концентричности организации музыкального материала
Рассматривается в двух направлениях:
Организация всего музыкального материала (повторение одних и тех же произведений с разными задачами).
Проявление метода концентричности на конкретном уроке, когда изученное произведение опирается на уже известные детям интонации, темы, образы.
Метод забегания вперед и возвращение к пройденному.
Метод создания композиций направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности.
Метод художественного контекста обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания музыки.
Метод музицирования связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе собственной внутренней активности. Позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений.
Метод соучастия позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности. Позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве.
Метод «учебный брейнсорминг» направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи.
Метод погружения позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.
Метод фонопедических упражнений направлен как на развитее качественных характеристик голоса, так и на формирование певческо-исполнительских навыков.
Метод проектов позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы, предпочтения.
Метод «синквейн» является одним из методов развития критического мышления. Помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.
Цифровой диктант – метод, который позволяет за короткое время проверить и оценить знание музыкального материала.
Викторина. Метод позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием.
В первом полугодии 7 класса мы вплотную подходим к темам «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия». Актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке. Подробно разбирается и доказывается, что содержание и форма в музыке неразрывно связаны между собой, образуя некую магическую единственность художественного замысла и его воплощения. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского. Выявляется сущность определения «форма в музыке». Тема второго полугодия «Традиция и современность в музыке» обращена к воплощению проблемы вечной связи времён. Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с 20 веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений. За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
1.Музыкальный образ (16 часов)
Музыкальный образ. Песенно – хоровой образ России. Образное богатство в музыке. Образ покоя и тишины. Образ света и истины, битвы за жизнь на земле против войны. Образы борьбы и победы, бессмертия и непобедимости, Образы боевого духа, гнева и борьбы. Подвиг, воплощенный в музыке. Музыка может выражать, изображать, рассказывать. Драматический образ. Образ мечты и надежды. Образ одиночества и отчаяния. Образ великого пробуждения народов, героики и вдохновенной мысли. Целостность образа поэзии и жизни. М. Равель, «Болеро». Образ народного танца. Музыка отражает жизнь. Многокрасочные образы – сцены народной жизни. Образ прославления молодых порывов: «И песней боремся за мир». Изобразительность в музыке. Романтичные образы. Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти.
Музыкальный материал: русская народная песня «Милый мой хоровод», «Барыня», Шаинский В. «Уголок России», Рахманинов С.В. «Островок», Молчанов К. «Песня туристов», Новиков А. «Дороги», «Баллада о солдате», «Гимн демократической молодежи мира»Окуджава Б. «До свидания, мальчики», Прокофьев С.С. «Ария Кутузова», «Вальс Наташи» (из оперы «Война и Мир»), Шостакович Д. «Симфония №7», Глинка М.И. «Ария Сусанина» (из оперы «Иван Сусанин»), Шуберт Ф. «Лесной царь», «Серенада», «Шарманщик», Скрябин А.Н. «Прелюдия №4», Шопен Ф. «Прелюдия №20», «Вальс №6, 7», Бетховен Л. «Эгмонт», «Симфония №5», «Песня Клерхен», Равель М. «Болеро», Лист Ф. «Рапсодия №2», Сигер П. «Песня о молоте», Бах И.С. «Органная фуга ля минор», «Песня о Рождестве», Сибелиус Я. «Грустный вальс».
Дополнительный материал: Рахманинов С.В., Молчанов К., Новиков А., Прокофьев С.С., Глинка М.И., Шуберт Ф., Бетховен Л., Шопен Ф., Бах И.С. (портреты композиторов), Толстой Л.Н. «Война и Мир» (роман), Гойи Ф. «Расстрел повстанцев» (репродукция картины), Давид Л. «Клятва Горациев», Делакруа Э. «Свобода на баррикадах» (репродукции картин), Задания к викторинам, кроссвордам, головоломкам по музыке.
Разучивание произведений: русская народная песня «Милый мой хоровод», Окуджава Б. «До свидания, мальчики», Новиков А. «Дороги», Молчанов К. «Песня туристов», Бетховен Л. «Песня Клерхен», Галь В. «Давайте дружить», Пахмутова А. «Звездопад», Бах И.С. «Песня о Рождестве».
2.Музыкальная драматургия (19 часов)
Проявление музыкального содержания в музыкальных образах; их возникновение, развитие и взаимодействие. Образное богатство – основа развития музыкального произведения. Сказочность в музыке. Жизнь музыкальных образов. Только музыка способна выразить невыразимое. Музыкальные драматические образы: столкновения, противоречия, конфликты. Воплощение большого жизненного содержания в эпических музыкальных образах; их сложность и многоплановость. Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении. Сонатная форма. Противостояние музыкальных образов в одном произведении. Драматургия контрастных сопоставлений. Интонационное единство балета (оперы). Столкновение двух образов – основа драматургии «Симфонии №7» Д. Шостаковича. «А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим». Жизненное содержание и форма музыкальных произведений. Жизнь полонеза.
Музыкальный материал: Дубравин Я. «Песни наших отцов», Глинка М.И. «Увертюра «Руслан и Людмила»», Тактакишвили О. «Сегодня умер Руставели», Бетховен Л. «Эгмонт», Высоцкий В. «Звезды», Римский –Корсаков Н.А. «Сеча при Керженце», русская народная историческая песня «Песня про татарский полон», Э. Григ «Соната для виолончели и фортепиано», Чюрленис М. «Соната моря», Прокофьев С.С. «Ромео и Джульетта», «Золушка»,Чайковский П.И. увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта», Лист Ф. «Рапсодия №2», Эшпай А. «Венгерские напевы», Тухманов Д. «День победы», Д. Шостакович «Симфония №7», Захлевный Л. «Победа»,Александров А. «Священная война», Мурадели В. «Бухенвальдский набат», Шапорин Ю.А. кантата «Доколе коршуну кружить», Моцарт В.А. «Симфония №40», Егоров В. «Облака».
Дополнительный материал: Глинка М.И., Э. Григ, (Портреты композиторов), иллюстрации к опере «Руслан и Людмила», Руставели Ш. «Поэма Витязь в тигровой шкуре», иллюстрации к балету, стихи, репродукции, посвященные Дню Победы.
Разучивание произведений: Дубравин Я. «Песни наших отцов», «Сочинение о весне», Высоцкий В. «Звезда», «Песня про татарский полон», Дубравин Я. «Сочинение о весне», Тухманов Д. «День победы», Егоров В. «Облака».
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
7 класс
Знать/понимать
знать специфику музыки как вида искусства;
понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;
знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;
узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;
различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
Календарно-тематический план
урока Дата по плану Дата фактичес.
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания урока
Умения и виды деятельности
Контрольно оценочная деятельность
Элементы дополнительного содержания
Домашнее задание
«Музыкальный образ»
1.
7.09
Музыкальный образ.
Песенно-хоровой образ России
Организационный урок. Урок изучения нового материала
Слушание и анализ песен в исполнении Н. Руслановой, Л. Зыкиной, песен советского кино
Умение анализировать музыкальные фрагменты, определять музыкальные средства выразительности
Входной контроль устный ответ
Исполнение песни «Гимн школы»,
Проиллюстрировать музыкальные образы созданные в народной песне
2
14.09
Образное богатство в музыке. Образ покоя и тишины.
Урок изучения нового материала, повторение пройденного
Понятие музыкальной формы как средства воплощения образного содержания произведений.
Развитие вокально-певческих навыков Умение анализировать музыкальные фрагменты
Текущий контроль, устный опрос
Исполнение песни Г. Струве «Школьный корабль»
Проработать материал урока
3.
21.09
Образ света, истины, битвы за жизнь на земле против войны
Урок изучения нового материала, повторение пройденного
Слушание и анализ песни Новикова «Дороги», арии Кутузова из оперы «Война и мир» Прокофьева и Арии Сусанина из оперы «Иван Сусанин» Глинки
Развитие вокально-певческих навыков Умение анализировать музыкальные Фрагменты
Делать музыкально теоретический анализ произведений
Текущий контроль устный опрос
Портрет А. Новикова
Прочитать о событиях 1812 года.
4.
28.09
Образы борьбы и победы, бессмертия и непобедимости
Контрольный урок.
Понятие трехчастной формы на примере произведения оперы «Война и мир»
Умение анализировать музыкальные фрагменты
Текущий контроль самостоятельная работа практическая работа
Просмотр фильма «Война и мир»
Написать рецензию на фильм «Война и мир» (по образцу)
5.
5.10
Образы боевого духа, гнева и борьбы, подвиг, воплощенный в музыке
Контрольный урок. Урок изучения нового материала. Закрепление и коррекция
Что такое музыкальный ритм. Слушание «Симфонии №7» Д.Шостаковича
Умение анализировать музыкальные Фрагменты
Делать музыкально теоретический анализ произведений
Текущий контроль самостоятельная работа
Репродукции картины Гойи Ф. «Расстрел повстанцев»
Проработать материал урока
6.
12.10
Музыка может выражать, изображать, рассказывать. Драматический образ
Контрольный урок.
Урок изучения нового материала.
Слушание и анализ муз. фрагментов: Ф. Шуберт «Лесной царь», «Серенада», «Шарманщик»
Умение анализировать фрагменты музыки
Развитие вокально-певческих навыков
Текущий контроль
Устный опрос
Сообщение учащихся о музыкальном жанре «баллада», «серенада», о творчестве Шуберта
Портрет Франца Шуберта
Повторить муз термины «баллада, серенада». Творчество Шуберта (кратко).
7.
19.10
Образ мечты и надежды
Урок изучения нового материала.
Слушание и анализ муз. фрагментов: Ф. Шуберт «Лесной царь»
Умение анализировать фрагменты музыки
Развитие вокально-певческих навыков
Текущий контроль
Устный опрос практическая работа
Музыкальная викторина по произведения Ф. Шуберта
Найти интересные факты о творчесве Ф. Шуберта
8.
26.10
Образ одиночества и отчаяния
Урок изучения нового материала.
Целостности выражения музыкальной мысли
жизненный и творческий путь Скрябина А.Н.
Умение анализировать фрагменты музыки
Развитие вокально-певческих навыков
Текущий контроль
Устный опрос
Проработать материал
9.
02.11
Образ великого пробуждения народов, героики и вдохновенной мысли
Урок изучения нового материала. Повторение пройденого, коррекции
Знание основных образов музыки на определенных произведениях.
Умение анализировать фрагменты музыки
Развитие вокально-певческих навыков
Текущий контроль
Устный опрос
Самостоятельная работа практическая работа
Музыкальная викторина, письменная работа, тест
10.
16.11
Целостность образа поэзии ижизни. М. Равель «Болеро». Образ народного танца.
Организационный урок. Урок изучения нового материала.
Знание основ музыкального языка
Умение анализировать и сравнивать фрагменты музыки
Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов
Текущий контроль
Устный опрос
Проработать материал урока
11.
23.11
Музыка отражает жизнь. многокрасочные образы –сцены народной жизни.
Урок изучения нового материала. Повторение пройденого,
Музыкальная форма как средство воплощения образного содержания. Рапсодия. Жизненный и творческий путь Ф. Листа
Умение анализировать и сравнивать фрагменты музыки
Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов
Текущий контроль
Устный опрос
Самостоятельная работа
Письменная работа
Подобрать дополнительный материал о творчестве Ф. Листа
12.
30.11
Образ прославления молодых порывов: Урок изучения нового материала.
Урок изучения нового материала. Повторение пройденного,
Биографию П. Сигера, и В. Хары.
Умение обобщать, сравнивать, анализировать Развитие вокально-певческих навыков
Текущий контроль
Устный опрос
Повторить выученную песню
13.
7.12
Изобразительность в музыке. Романтичные образы
Урок изучения нового материала. Повторение пройденного,
Знать Об эпохе Романтизма в музыке. О биографии Ф. Шопена.
Определять музыкальный образ в различных произведениях
Текущий контроль
Устный опрос
Найти репродукции художников романтиков
14-16
14.12
21.12
28.12
Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти
Контрольный урок. Урок изучения нового материала. Повторение пройденного, коррекции
Знать биографию И.С.Баха Слушание и анализ фуги a-moll Баха. Обобщение темы «Музыкальный образ».
Определить развитие образа произведения Умение анализировать фрагменты музыки Умение грамотно ответить на устные вопросы и вопросы викторины (название и автор)
Текущий контроль
Устный опрос
Практическая работа блиц-опрос
Сообщение учеников об органе. Повторение терминов «фуга», «полифония»
Сообщение о музыкальном инструменте «орган».
«Музыкальная драматургия»
17.
18.01
Проявление музыкального в музыкальных образах; их возникновение, развитие и взаимодействие.
Организационный урок. Урок изучения нового материала.
Знать понятие развитие, музыкальная драматургия
Умение анализировать фрагменты музыки Умение грамотно ответить на устные вопросы
Текущий контроль
Устный опрос
Практическая работа
Творческая работа
Вспомнить или прочитать поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
18.
25.01
Образное богатство – основа развития музыкального произведения. Сказочность в музыке
Урок изучения нового материала. Повторение пройденного материала
Знать понятие развитие, музыкальная драматургия
Умение анализировать фрагменты музыки Умение грамотно ответить на устные вопросы. Развитие вокально-певческих навыков
Текущий контроль
Устный опрос
Сложить исполнительский план песни
19.
01.02
Жизнь музыкальных образов
Урок изучения нового материала
Знать понятие развитие, музыкальная драматургия
Умение анализировать фрагменты музыки Умение грамотно ответить на устные вопросы. Развитие вокально-певческих навыков
Текущий контроль
Устный опрос
Практическая работа
Прочитать поэму Руставели «Витязь в тигровой шкуре»,
20.
8.02
Только музыка способна выразить невыразимое
Урок изучения нового материала
Знать элементы развития драматургии, особенности музыкального языка, определение оратории
Умение анализировать фрагменты музыки Умение грамотно ответить на устные вопросы.
Текущий контроль
Устный опрос
Проработать материал урока
21.
15.02
Музыкальные драматические образы: столкновения, противоречия, конфликты
Урок изучения нового материала. Закрепление, коррекция
Знать Что такое конфликт? Знать особенности музыкального языка.
Слушание и сравнительный анализ музыки
Текущий контроль
Устный опрос
Подумать, что имел ввиду Ф. Тютчев написав слова: «Душа хотела б быть звездой»
22.
22.02
Воплощение большого жизненного содержания в эпических музыкальных образах; их сложность и многоплановость
Урок изучения нового материала. Закрепление, коррекция
Знать взаимодействие музыкальных образов, их развитие и борьбу противоположностей
Слушание и сравнительный анализ музыки
Развитие вокально-певческих навыков
Текущий контроль
Устный опрос
Подготовить сообщение о композиторах «Могучей кучки»
23-24
01.03
8.03
Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении
Урок изучения нового материала.
Творчество и жизненный путь Э. Грига. Слушание и анализ «Сонаты для виолончели и фортепиано»
Э. Грига
Умение анализировать фрагменты музыки Умение грамотно ответить на устные вопросы. Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов
Текущий контроль
Устный опрос
Практическая работа
Портрет Э. Грига
Стихотворение Н. Гумилёва «На мотивы Грига»Письменное задание. Анализ музыкальной картины Э. Грига «Утро».
Написать заметку «Слушая музыку Э. Грига…»
25.
15.03
Сонатная форма
Урок изучения нового материала. Закрепление, коррекция
Слушание и анализ увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П. Чайковского
Умение анализировать фрагменты музыки
Развитие вокально-певческих навыков
Текущий контроль
Устный опрос
Портрет П. Чайковского, стихотворение М. Скребцова «Чудо любви». Разучивание и исполнение песни Г. Струве «Матерям погибших героев»
Прочитать трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта»
Повторить, что такое программная музыка
26-27
22.03
05.04
Противостояние музыкальных образов в одном произведении
Урок изучения нового материала. Закрепление, коррекция
Знать историю трагедии «Ромео и Джульетта», историю создания произведений
Сопоставлять, анализировать,
Выявлять общее и особенное между прослушанными произведениями
Текущий контроль
Устный опрос
взаимоопрос
Иллюстрации к балету
Проработать материал урока
28.
12.04
Драматургия контрастных сопоставлений
Урок повторения. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Знание особенностей и стилистики венгерской и советской музыки. Слушание «Венгерских напевов» А. Эшпая.
Умение анализировать фрагменты музыки. Формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства.
Текущий контроль
Устный опрос
Повторение термина «рапсодия»
Короткое сообщение о А. Эшпае . Творчество С. Прокофьева
29.
19.04
Интонационное единство балета (Оперы)
Контрольный урок.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Просмотр фрагментов балета Прокофьева «Золушка», «Ромео и Джульетта»
Умение анализировать фрагменты музыки и литературный текст
умение кратно рассказать о творчестве композиторов.
Тематический контроль
Устный опрос
Сообщение учащихся о творчестве С. Прокофьева
30.
26.04
Столкновение двух образов – основа драматургии «Симфонии №7» Д. Шостаковича
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Знание языка музыки, особенностей стилистики музыкальных произведений
Формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства.
Текущий урок
Устный опрос
Подобрать картины, стихи на тему войны и победы
31-32
03.05
10.05
А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим
Урок концерт
Проявление творческих способностей учащихся. Развитие вокально-певческих навыков
Проявление личной инициативы
Тематический контроль
Игровая деятельность
Стихи, репродукции посвященные дню победы, презентации фрагментов фильмов о войне,
33-35
17.05
24.05
30.05
Жизненное содержание и форма музыкального произведения
Обобщение (Заключительный урок).
Контрольный урок.
Закрепление, коррекция
Обобщение темы «Музыкальная драматургия».
Викторина по прослушанным произведениям.
Тестирование
Умение грамотно ответить на тестовые вопросы и вопросы викторины (название и автор)
Итоговый контроль
Тесты
Викторина
Подготовка к викторине
Перечень учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
• Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2012г.
• Музыка. 6 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012г.CD - дисках )
• Музыка, 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2012г.
• Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 7 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007г.
• Музыка, 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012 г.CD - дисках)
Дополнительная литература
1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
2. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
3. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
4. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
5. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
7. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
8. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
Дополнительная литература для учителя:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Использование медиоресурсов:
Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.