Календарно-тематическое планирование по музыке

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 классов составлена на основе следующих документов :

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

3. Приказ образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования».

4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

6.Программы ОУ. Музыка 5-8 класс. (модифицирована по содержанию). Алеев В.В. ,Науменко Т.И. ,Кичак Т.Н., Дрофа, 2008г.

Количество недельных часов: 1

Количество часов в год: 34

Уровень программы: базовый.

Общая характеристика учебного предмета.

Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.

Расширение междисциплинарного поля позволяет включить в его пределы круг учебных дисциплин — таких, как литература, изобразительное искусство.

Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения музыка и жизнь. Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения — с 1 по 7 класс. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства — литературу и живопись.. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же — о жизни человека.

В 7 классе, которая так и называется «Содержание и форма в музыке». Обе категории — содержание и форма — получают последовательное и системное воплощение, вбирая в себя множество составляющих их компонентов. Содержание выражается не только через музыкальный образ, но и посредством таких его носителей, как жанр, род (лирический, драматический, эпический), программность.

Во многом по-новому трактуется и понятие музыкальной формы. Что считать формой — только ли скелет произведения, его структуру —период, двухчастность , трехчастность? Такой подход крайне упростил бы представление о назначении художественной формы, ее поистине огромных художественно-выразительных возможностях.

А ведь язык музыки заключен, прежде всего в средствах музыкальной выразительности — ритме, мелодии, гармонии, фактуре, тембрах, динамике.

Такое понимание художественной формы находится в русле новых достижений отечественной музыкальной науки. Стиль осуществляется в музыкальном тексте произведения. Образующие этот текст составляющие, обозначаемые понятиями мелодия, гармония, полифония, фактура.

Тема «Традиции и современность в музыке» обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времён. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства- мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.

Современность трактуется двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с 20 веком. Таким образом, представляется возможность путём сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного,а какие являют собой проявление моды и злободневных течений.

Описание места учебного предмета.

Настоящая программа «Музыка 7класс » составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 7-х классах 34 часов в год (1час в неделю).

Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников:

  • вне школы – посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки;

  • в школе – кружками (например, сольного и хорового пения, инструментального музицирования ;

  • другими творческими объединениями учащихся.

Их работа создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями. А также участием во Всероссийских, Региональных, городских олимпиадах, фестивалях, конкурсах, научно-практических конференциях.



Содержание программного материала 7 класса

В разделе «Содержание и форма в музыке» подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного смысла и его воплощения.

Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Что называть музыкальной формой – только ли разновидности музыкальной композиции – период, двух- и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах – опере, симфонии?

В разделе «Традиция и современность в музыке» музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение ля музыкального искусства.

Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений.

Своеобразную часть программы составляет обновленный музыкальный материал.

В целом музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений

хоровой музыки, популярных детских, эстрадных, бардовских песен. Весь музыкальный материал максимально отражает содержание курса программы и учебников.

  1. Содержание в музыке (4часа).

«Магическая единственность» музыкального произведения, живая сила традиций. Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание?

  1. Каким бывает музыкальное содержание (5 часа).

Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах.

3.Музыкальный образ. (3 часа).

Лирические образы в музыке. Тема любви «Евгений Онегин». Драматические образы в музыке. «Лунная соната». Эпические образы в музыке. «Слёзы людские , о слёзы людские»

  1. О чём рассказывает музыкальный жанр(4часа). «Память жанра». Мелодией одной звучат печаль и радость. Образы радости в музыке. Такие разные танцы, марши.

  1. Что такое музыкальная форма . (3 часов).

Сюжеты и герои музыкальной формы. От целого к деталям.

6 Виды музыкальных форм (9 часов).

Какой бывает музыкальная композиция. Какой бывает музыкальная композиция.

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. Двухчастная форма «Венецианская ночь»Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).

7.Музыкальная драматургия. (6 ч)

Музыкальный порыв. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальный порыв. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Музыка Шнитке. Любовь никогда не перестанет. Лирические страницы современной музыки. Музыка всегда остаётся. Заключительный урок.


Формы (приемы) контроля:

С целью реализации практических задач курса «Музыка» в 7 классе специально выделены часы на уроки контроля за учебными достижениями учащихся в форме тестов в количестве 4 часов.

Другими формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются; анализ и оценка учебных, творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.

3. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Личностные:

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;

- сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

Метапредметные :

Познавательные УУД

- познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;

- проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);

Регулятивные УУД

- осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;

- развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- устойчивое умения работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.

Коммуникативные УУД

- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;

- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

Предметные:

- представлять, место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта и реализации творческого потенциала;

- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;


4. Учебно-тематический план (основное содержание)


Наименование раздела.

Количество часов

Содержание в музыке

Каким бывает музыкальное содержание

Музыкальный образ

3 ч

О чём рассказывает музыкальный жанр

4 ч

Форма в музыке

1 ч

Что такое музыкальная форма

2 ч

Виды музыкальных форм

9 ч

Музыкальная драматургия

6 ч



  1. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:

«5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно; «1» - отсутствие ответа или работы по неуважительной причине.

Отметку «5» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объёме соответствует учебной программе, допускается один недочёт (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку «4» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку «3» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку «2» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки (неправильный ответ).

Отметку «1» - получает ученик в случае отказа от ответа или отсутствия работы без объяснения причины или неуважительной причины.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений. При оценке выполнения практических заданий


  1. Перечень ресурсного обеспечения

Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.Дрофа, 2013г.

Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.

Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.

Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие

Список литературы

1.Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

2. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.

Материально-технические обеспечение:

Компьютер, муз.центр, фортепиано



7. Календарно-тематическое планирование


урока п/п

Тема урока

Кол-во часов

Срок проведения (неделя)

Тип урока

Результаты обучения


знать

уметь

УУД

1

О единстве со- держания и формы в художественном произведении

1

1

Урок нового материала


Рассуждение о яркости образов в музыке.

Освоение выдающ.образцов венского классицизма.

Понимать неповторимость музыкальных произведений.

Закрепить вокально-хоровые навыки.

Осознание личностного смысла в музыке Бетховена .Проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке. Понимать неповторимость музыкальных произведений

Содержание в музыке (3 ч)

2

Музыку трудно объяснить словами

1

2

комбинированный

Знать определение терминов

уметь определять в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Познавать мир через муз. формы и образы. Самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров. Развитие вокально- хоровых навыков


3,4

В чем состоит сущность, музы кального содержания

2

3,4

Урок нового материала

Знать особенности содержания в музыке,

Уметь сравнивать понятие «образ» в других видах искусств

Развитие способности творчески мыслить. Овладение знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта

Каким бывает музыкальное содержание (5 ч.)


5

Музыка, которую можно объяснить словами.

1

5

комбинированный

Знать определение терминов ,знать образы природы в творчестве композиторов

Уметь проанализировать музыкальное произведение

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности. Высказывание собственного мнения о художественной ценности произведения.


6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

1

6

комбинированный

Знать, что может выразить музыка в человеке

Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Формирование. способности творческого освоения мира в различных видах музыкальной деятельности. Самостоятельно подбирать сходные произведения ИЗО к изучаемой музыке.

7

Восточная тема у Н. Римского- Корсакова: «Шехеразада»

1

7

комбинированный

Знать образы добра и зла

Определять образ. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Усвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыки. Способность аргументировать

свою точку зрения по поводу музыкального произведения

8

Когда музыка не нуждается в словах

1

8

комбинированный

Знать, что может выражать музыка

Уметь осуществлять музыкальное содержания в условиях отсутствия литературной программы.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Выявлять возможности преобразующего значения музыки. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных произведе ний.

9

Заключительный урок

1

9

Комбинированный

Обобщение полученных впечатлений

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся

Принимать участие в коллективном обсуждении музыкальных вопросов проблемного содержания. 5. Узнавать наиболее яркие произведения отечественных композиторов академической направленности

Музыкальный образ ( 3ч)


10

Лирические образы в музыке

1

10

Урок нового материала

Знать определение и основные признаки лирического образа

уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки

Анализировать особенности воплощения лирических образов в музыке. Наблюдать за развитием одного образа в в одном произведении. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Самостоятельно подбирать сходные литературные и изобразительные произведения

11

Драматические образы в музыке

1

11

комбинированный

Знать определение и основные признаки драматического образа

Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Анализировать особенности воплощения драматических образов в музыке. Рассуждать о яркости и контрастности образов в драматических произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в драматических произведениях ,содержащих контрастные сопоставления образов, тем.

12

Эпические образы в музыке

1

12

комбинированный

Знать определение и основные признаки эпического образа

уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки

Анализировать особенности воплощения эпических образов в музыке. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

О чём рассказывает музыкальный жанр. ( 4ч)


13

Память жанра

1

13

Урок нового материала

Знать что такое музыкальный жанр

Уметь определять жанры музыкальных произведений

Исследовать взаимосвязь жанровых и интонационных основ музыки. Понимать взаимосвязь между жанром музыкального произведения и его содержательным воплощением п

14,15,16

Такие разные, песни, танцы, марши (3 ч)

1

14,15,16

комбинированный

Знать песни разных стилей и эпох. Обобщить все знания о танце и марше

Уметь выразительно исполнять песни в разных составах. Уметь определять музыкальные жанры

Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений музыки. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. Понимать значение народного музыкального творчества в сохранение и развитии общей культуры народа.

Форма в музыке(1)

17

Сюжеты и герои

музыкальной формы.

1

17

Урок нового материала

Знать- форма крупная, мелкая

Куплетная форма, виды

уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Понимать характерные особенности музыкального языка. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств музыкальной выразительности. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

Что такое музыкальная форма (2ч)


18,19

«Художественная форма — это ставшее зримым содержание

1

18.19

комбинированный

Понимать музыкальную форму в узком и широком смысле. Единство содержания и формы — непременный закон искусства музыкального произведения с его художественным замыслом ,характером

Уметь рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.


Воспринимать и оценивать произведения искусства с точки зрения единства содержания и формы (с учетом критериев, представленных в учебнике). Понимать характерные особенности музыкального языка (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Виды музыкальных форм (9ч)

20

Почему музыкальные формы бывают большими малыми

1

20

комбинированный

Знать причины (источники) обращения композиторов к большим и малым формам

Уметь анализировать произведение Закрепить вокально-хоровые навыки.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.

21

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)

1

21

комбинированный

Знать определение одночастной формы в музыке

Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций и музыкальных тем. Размышлять о яркости и контрастности образов музыки

22

О роли повторов в музыкальной форме

1

22

комбинированный

Знать определение формы рондо, вариации в музыке.

Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений. Наблюдать за развитием образа, сопоставление его фрагментов на основе сходства и различия музыкальных тем. Анализировать приемы взаимодействия и развитие одного или нескольких образов в произведениях разных жанров.



23

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма

1

23

Урок нового материала

Знать определение двухчастной формы в музыке

Умение аргументировать свое предложение, мнение

.Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (двухчастная форма). Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Размышлять о яркости и контрастности образов в музыке. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтического образа

24

«Ночная серенада Пушкина — Глинки: трехчастная форма

1

24

Комбинированный

Знать определение трехчастной формы в музыке

уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Стремление к самостоятельному общению с музыкальным искусством. Развитие способности рассуждать. Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки

25,26

Многомерность образа: форма рондо

2

25,26

Урок нового материала

Знать определение формы рондо, вариации в музыке.

Уметь определять роль рефрена и эпизодов в форме муз. рондо

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений. Наблюдать за развитием образа, сопоставление его фрагментов на основе сходства и различия музыкальных тем. Анализировать приемы взаимодействия и развитие одного или нескольких образов в произведениях разных жанров.

27

Образ Великой Отечест- венной войны в « Ленинградской» симфонии Шостаковича

1

27

Комбинированный

Знать динамику образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича Обобщение по теме

уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (вариации)Анализировать приемы развития образа в музыкальном произведении. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы (с учетом критериев, представленных в учебнике). Выявлять типологические особенности в музыкальном формообразовании Самостоятельно подбирать сход- ные поэтические произведения к изучаемой музыке

28

Заключительный урок

1

28

Комбинированный

Знать музыкальные формы

Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (вариации)Анализировать приемы развития образа в музыкальном произведении. Рассуждать об общности и разли- чии выразительных средств музыки и литературы (с учетом критериев, представленных в учебнике). Выявлять типологические особенности в музыкальном формообразовании Самостоятельно подбирать сход- ные поэтические произведения к изучаемой музыке

Музыкальная драматургия (6 ч.)


29

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии

1

29

Урок нового материала

Знать в чем состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией.

Осуществление драматургии в форме музыкального произведения (процесс — резуль- тат). Особенности взаимодействия статики и динамики в пьесе «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»

1. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. 2. Воспринимать особенности драматургического развития в произведениях малых форм. 3. Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении.

30

Музыкальный порыв

1

30

комбинированный

Понимать особенности развития музыкальной ткани

уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Воспринимать особенности интонационного и драматургического

развития в произведениях простых и сложных форм. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях.

Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях

разных музыкальных форм

31

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии

1

31

комбинированный

Знать особенности оперной драматургии(развитие образов и персонажей).Роль хоровых сцен в оперном спектакле.


Уметь определять средства муз.выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Воспринимать особенности интонационного и драматургического

развития в оперных произведениях.

Наблюдать за развитием музыкального образа в музыке.

Анализировать приемы развития музыкального образа.

Понимать характерные особенности музыкального языка. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального

содержания

32

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»

1

32

комбинированный

Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический сюжет, понимание их роли в развитии современной музыки.


Умение передавать содержание учебного материала в разных формах свертывания информации.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

Выявлять круг музыкальных об- разов в различных музыкальных произведениях (их фрагментах). Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в оперных произведениях. Понимать характерные особеннос- ти музыкального языка.

33

Развитие музыкальных, тем в симфонической драматургии

1

33

комбинированный

Знать главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание, развитие муз.тем). Строение симфонического цикла.

Уметь понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности

Воспринимать и оценивать музы- кальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

Воспринимать особенности инто- национного и драматургического развития в симфонических произведениях.

Наблюдать за взаимодействием (столкновением) сходных и/или контрастных музыкальных тем. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произве- дений (сонатная форма)

34

Формула красоты

1

34

Обобщающий

Применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.


Обсуждение главных выводов, отражающих неразрывную взаимосвязь содержания и формы

Воспринимать и оценивать музы- кальные произведения с точки зре- ния единства содержания и формы. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Понимать характерные особенности музыкального языка

















.