&,од, э.аос-
PNC >' ' Л И-:
ef
Художественная форма - это ставшее зримым содержание
Л
Цель урока; на примере музыкальных произведении показать, что единство содержания и формы - непременный закон искусств.
Ход урока
На прошлом уроке мы с вами пришли к выводу, что единственный способ самовыражения музыки, где содержание (замысел композитора) живет и с помошъю которого обращается к нам - слушателям, - это форма.
Форма - это построение музыкального произведения.
(позвать 1ч, 2ч, Зч, рондо)
Единство содержания и формы — непременный закон искусств. Поэт Валерий Брюсов написал стихотворение, которое назвал «Сонет к форме»
Есть тонкие властгтгельные связи Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Обратите внимание, как поэт определяет сущность формы и содержания «Контур и запах» т.е. сочетание видимого (предметного) и осязаемого, но незримого.
(разбор стихотворения)
Не случайно многие писатели, художники, композиторы признавались в том, что немало творческих замыслов погибло, не найдя достойного воплощения. И лишь после того, как произведения создано, мы можем судить о всех достоинствах его содержания — не потому, что форма главнее, а потому, что так устроен мир, что содержание вне формы существовать не может.
Давайте рассмотрим два фрагмента. По какому из них молено судить о достоинствах архитектурного строения? Почему?
(частям придана форма)
Похоже на (дворец, театр, ворота). Мы мозеем описать это строение?
(да) Те Ь-:;-. Гг: \л.,-. ГД* , Д р
На другой картинке — отсутствие формы. Нам понятен замысел архитектора?
(нет)
Мы можем говорить о каком-то содержании?
(нет)
Назовите примеры присутствия и отсутствия формы.
(одежда, мебель, посуда и т. д.)
Неразрывную связь содержания и формы мы рассмотрим теперь и на музыкальных примерах.
г В. А. Моцарт - увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Сюжет оперы полон интриг, неожиданностей, радости и жизнелюбия. Какой должна быть эта музыка?
(громкая, веселая, быстрая, радостная и т.д.)
(слушание)
Какое впечатление произвела на вас эта музыка?
(радость, свет, движение ит.д.)
Немецкий музыковед Аберт, прослушав увертюру написал: «Трепещет всюду и везде, то смеется, то потихоньку хихикает, то торжествует; в стремительном полете возникают все новые источники музыкального движения... Все мниться к ликующему концу».
Сейчас в таблицу мы запишем с помощью каких средств музыкальной выразительности композитор донес до нас ее содержание - свой замысел.
Контрастом к увертюре будет песня Ф. Шуберта «Шарманщик» из цикла «Зимний путь» на стихи В. Мюллера
Перед прослушиванием я хочу прочитать вам стихотворение Галина «Шарманщик»:
Шарманщик
Музыка, музыка где-то звучит! Борются звуки с осенним дождем. Старый шарманщик печально стоит Там, за окном,
Медленно ручку шарманки вертя... Видно, устала рука...
«Дайте на хлеб!..» - умоляет, грустя, Взгляд старика.
Поздно. Он бродит сегодня давно С жалкой шарманкой своей...
Непрекращающееся музыкальное движение достигается с помощью очень
быстрого темпа presto.
Светлое праздничное звучание, радость достигается мажорным ладом
Ликование, торжество жизни - это динамика forte - громко. Счастливый человек
кричит о своей радости на весь мир.
Воплощение радости всегда многословно (когда много — тогда весело). Исполнение симфоническим оркестром — отдельные группы и tutti (какие есть
группы: духовые, струйные, ударные)
Оркестр выбран и потому, что много действующих лиц в оркестре, а значит будет движение, столкновение, противоречия, разрешение конфликтов.
Сломленная воля теряет порыв к движению,- отсюда прерывистые, угасающие
фразы. Музыка вот-вот прервется.
Тоска и обреченность выражается с помощью лада - moll
Одиночество - звучание голоса и инструмента (фортепиано) имитирующего шарманку, которая играет одну и туже мелодию, повторяя ее по кругу. Отсюда
форма - куплетная;- уныние и однообразие.
Внутренний мир человека, воплощаясь в музыке стремиться к негромкому выражению - следовательно, динамика - тихая
Эти два произведения - контраст между двумя полюсами человеческой жизни: несокрушимой радостью и тяжелым одиночеством.
А теперь давайте поменяем местами формы этих произведений. Будет ли им соответствовать содержание?
(нет)
Однообразная куплетная форма не соответствует сюжету увертюры (интриге, неожиданности, смене настроений)
Вывод: воплощая свой замысел, композитор продумывает форму произведения, все ее особенности от общего строения до мельчайших деталей.
%ь
•1Г
V
ШОЛЫ -
Ч , о,
>jrj 0 J* \М
м,
jff
Ji.QW&M JM. HAi ?V p
pS’OP'LA-f
U SU€-
pto '---t' СлЛ/ v&W vMAl.
t Cf) ff ^
,ЫР-'Й
&■&