Внеклассное мероприятие Этот волшебный джаз (9 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Разработка внеклассного мероприятия « Этот волшебный джаз»



Музыкально – педагогическая идея мероприятия:

  1. рассказать о возникновении джаза, характерных чертах джазовой музыки, инструментальном составе, познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки;

  2. выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

  3. развивать эмоционально-образную сферу на основе джазовой музыки , прививать интерес к музыкальному искусству средствами аудиовизуальной музыкальной информации.

Музыкальный и аудиовизуальный материал: фильм режиссёра Кен Бёрнса (Би-би-си) – 10 частей, отрывок из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, отрывок из произведения С. Джоплина «Регтайм», З. Компанеец «Фокстрот»).

Ход мероприятия


У: Ребята! Какие стили и направления или можно сказать пласты в музыке вы знаете?

Д: Народная музыка, рок – музыка, классическая, эстрадная, джаз, электронная музыка и т.д.

У: Как вы думаете, какая музыка появилась раньше? Почему?

Д: Народная, народ пел о своей жизни, о своём труде, праздники

сопровождались песнями и хороводами и т.д.

У: А какая музыка самая молодая? ( Джаз - более ста лет назад)

У: Джаз – ровесник XX  века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.

У: Сегодня наш разговор пойдет о Джазе .

(фильм режиссёра Кен Бёрнса (Би-би-си) 1 часть – 5 мин)

История подлинного джаза насчитывает уже много десятилетий. Родина джаза - США. За это время он неоднократно умирал, возрождался, переживал кризисные процесс, причины которых не изучены полностью. В развитии джаза отразились многие проблемы неспокойного XX века: обострение социально-классовых противоречий, рост самосознания угнетенных наций и народов, проблемы морали в буржуазном обществе. Возникновение джаза связано с периодом рабства в южных штатах Америки. Американские негры насильственно вывезены в Америку и обращены в рабство. Невероятно тяжела была их жизнь, и это глубоко отразилось на их музыке. Это был первый этап развития джаза: ритмы западной Африки.

Итак истоки джаза – это афро – американский фольклор( гораздо раньше

чем эстрадный джаз который родом из Нового – Орлеана).

Истоками джаза (который зарождался в африканских племенах) считаются:

Спиричуэлсы –(серьёзная музыка) песни североамериканских негров

религиозного содержания.

Люди, хотевшие изменить свою жизнь, освоить новые земли, отправлялись в Америку. Она сулила им свободу. На кораблях, державших курс в Новый Свет, плыли люди разных национальностей, звучала разная речь, а в трюмах этих кораблей был «живой груз» - негры –невольники, вывезенные из родных мест для работы на плантациях белых людей. Плантаторы хотели укрепить в душах своих рабов повиновение. Для этого надо было обратить их в христианство. Но распевая псалмы и гимны, негры вносили в них совершенно иную ритмическую пульсацию. О своей невероятно тяжелой жизни они рассказывали в своих песнях – молитвах – спиричуэлсах, обращаясь к Богу.

Блюзы (грустная музыка) – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком . В этих песнях – исповедях слились и горечь рухнувших надежд, и тоска по утраченной родине, и ненависть к рабскому труду. Блюзом становилось все, на чем останавливался взгляд, о чем болело сердце.

Регтайм (веселая музыка)– (рваный ритм) - танцевальная музыка особого склада.

Первым королем регтайма был Скотт Джоплин.

Для того чтобы возник джаз, необходимо было существование такого города, как Новый Орлеан. Это город- легенда и город легенд ( одной из которых является легенда о возникновении джаза). Музыка белых, негритянская музыка смешивались в этом городе. В результате в первом десятилетии 20 века возникла качественно новая музыка – джаз. Историки жанра полагают, что название возникло из бытовавшего тогда выражения:

« джэзинг ит ап» ( играть с воодушевлением, энергично).

Угадайка. Что сейчас прозвучит?

Спиричуэлс, блюз или регтайм.

( прослушать отрывок из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина )

( звучит отрывок из произведения С. Джоплина «Регтайм»)

( фильм 1 часть 20:45 регтайм и блюз)

Первый учащийся.

С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества совпали с "веком джаза" - так называл эпоху 20-30-х гг. XX в. в США крупнейший американский писатель С. Фитцджеральд. Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин считал джаз народной музыкой. "Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки - наш огромный бурлящий котел, наш... национальный жизненный пульс, наши песни..." - писал композитор.

Сын эмигранта из России, Гершвин родился в Нью-Йорке. Его детство прошло в одном из районов города - Ист-Сайде, где его отец был владельцем небольшого ресторана. Озорной и шумный, отчаянно проказничавший в компании своих сверстников, Джордж не давал родителям повода считать себя музыкально одаренным ребенком. Все изменила покупка пианино для старшего брата. Редкие уроки музыки у различных учителей и, главное, самостоятельные многочасовые занятия импровизацией определили окончательный выбор Гершвина. Его карьера началась в музыкальном магазине нотоиздательской фирмы "Реммик и компания". Здесь, вопреки желанию своих родителей, шестнадцатилетним юношей он начал работать музыкальным продавцом-рекламистом. "Каждый день в девять часов я уже сидел в магазине за роялем, играя популярные мелодии для каждого, кто приходил..."- вспоминал Гершвин. Исполняя на службе популярные мелодии Э. Берлина, Дж. Керна и др., Гершвин сам страстно мечтал заняться творчеством. Дебют песен восемнадцатилетнего музыканта на эстраде Бродвея положил начало его композиторскому триумфу. Только за последующие 8 лет он создал музыку более чем к 40 спектаклям, 16 из которых были настоящими музыкальными комедиями. Уже в начале 20-х гг. Гершвин - один из популярнейших композиторов Америки, а затем Европы. Однако его творческому темпераменту оказалось тесно лишь в рамках эстрадной музыки и оперетты. Гершвин мечтал стать, по его собственному выражению, "настоящим композитором", владеющим всеми жанрами, всей полнотой техники для создания произведений крупной формы.


Второй учащийся.

Гершвин не получил систематического музыкального образования и всем своим достижениям в области композиции он в основном обязан самообразованию и требовательности к себе в сочетании с неуемным интересом к крупнейшим музыкальным явлениям своего времени. Будучи уже всемирно известным композитором, он не стеснялся обращаться с просьбами о занятиях композицией и инструментовкой к М. Равелю, И. Стравинскому, А. Шенбергу. Первоклассный пианист-виртуоз, Гершвин долгое время продолжал брать уроки игры на фортепиано у известного американского педагога Э. Хатчесона.

Став композитором, Д. Гершвин пишет лирические песни. Особенно он интересуется музыкой негров Америки. Для того, чтобы лучше освоить их музыкально-ритмический язык, Гершвин поселяется в хижине среди негров. Изучает обряды, песни, танцы. Сидя между ними, подпевает, подыгрывает певцам. Композитор вскоре мог соперничать с любым из них. Своими знаниями и умениями композитор воспользовался при сочинении оперы «Порги и Бесс», отрывок из которой вы прослушали. Опера отличается глубиной чувств, изобразительностью развития афро-американского фольклора.

В 1924 г. состоялось исполнение одного из лучших сочинений композитора "Рапсодии в стиле блюз" для фортепиано и симфонического оркестра. Партию рояля исполнял автор. Новое произведение вызвало большой интерес американской музыкальной общественности. На премьере "Рапсодии", прошедшей с огромным успехом, присутствовали С. Рахманинов, Ф. Крейслер, Я. Хейфец, Л. Стоковский и др.

(2 часть фрагмент 43:20 до 45:00)

У: Основой джаза является импровизация.

Импровизация - означает – непредвиденный.

Импровизировать – значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное.

Бах в свое время считался прекрасным импровизатором на органе.

Ритм доминирует над мелодическим началом.

Ритмические колебания в строгом ритме ( темпе).

Средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм

У: Какие же инструменты характерны для джаза?

Д: Ударные (барабан) и духовые (туба, медные духовые - валторна) и контрабас.

У: Излюбленные инструменты современных джазистов: труба, тромбон, рояль, контрабас, саксофон, гитара.

Говоря о джазе, нельзя не назвать имена известных джазистов – Дюк Эллингтон (фортепиано), Луи Армстронг (труба), Элла Фицджеральд (певица).

У: А сейчас я предлагаю вам прослушать спиричуэлс в исполнении Луи Армстронга « Go Down Moses»

У: Ребята, а вам не хотелось подвигаться в такт музыки, потопать ногой?

Ответы детей

У: Луи Армстронг говорил: « Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз».

Мне хотелось бы сказать, что джаз – это наверное единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов, зрители притоптывают, прихлопывают, прищёлкивают, вообщем, активно проявляют своё отношение к музыке.

Как вы понимаете, спиричуэлс имеет серьёзное религиозное содержание. В данном произведении рассказывается о том, как Моисей вёл свой народ в течении 40 дней по пустыне к земле обетованной, испытывая голод и жажду, но имея твёрдую веру в Божественную силу.

У: Я вижу в ваших глазах удивление. В чём же дело, что удивило и насторожило вас?

Д: Содержание не соответствует форме.

У: Спиричуэлс всегда имеет светлый, жизнерадостный характер. Вот так темнокожий народ воспринимает веру.

Третий учащийся

Луи Армстронг (4 августа 1901 – 6 июля 1971) - едва ли не самая уникальная личность в истории джаза. В своем творчестве он соединил несоединимое: неповторимо индивидуальный тип самовыражения с беспредельной общедоступностью музыки, грубоватую простоту и спонтанность, традиционализм с новаторством, негритянский хот-идеал с европеизированными идиомами свинга и модерн-джаза. Армстронга часто называют “отцом джаза”.

Армстронг, афроамериканский джазовый музыкант, трубач, певец точно не знал день своего рождения и выбрал им 4 июля – день независимости США. Впоследствии точная дата его рождения была установлена биографами. Родился в Новом Орлеане. Детство Армстронга, как и детство многих других черных гениев джаза, было нелегким. Отца он никогда не знал, а его мать-прислуга не уделяла ему внимания. Луи, как называли его на креольский манер, воспитывала бабушка, ещё помнившая времена рабства. Мальчик с детства работал, развозил уголь, пел за гроши на перекрёстках. Первое музыкальное образование он получил в исправительном заведении для цветных подростков, куда попал за стрельбу из пугача на улице в Новый год. Освободившись, бывший лидер тюремного духового оркестра довольно быстро нашёл работу. В 18 лет его взял в свой ансамбль весьма авторитетный тромбонист Кид Ори. Но сам Луи Армстронг считал своим настоящим учителем корнетиста Джо “Кинга” Оливера.

Четвертый учащийся

В 1922 году Луи отправился играть в Чикаго в оркестре Джо Оливера. В 1924 году он по настоянию своей жены Лил Хардин начал самостоятельную карьеру. В 1925 году Луи Армстронг организовал свою “Горячую пятерку” – первый джазовый импровизационный ансамбль. Записи, сделанные в эти годы, принято считать первыми страницами золотой книги джазовой классики. Тогда же трубач Луи начал петь. Сначала это был “скэт” – вокальное звукоподражание трубе. Вокал со словами пришёл позднее.

Наиболее значительные и революционные записи сделаны Армстронгом в 1927 и 1928 годах и известны как “Louis Armstrong and His Hot Fives”. Эти записи стали образцом для наступающей “эры свинга”. Вплоть до конца 1940-х Армстронг оставался импровизатором, имевшим наибольшее количество подражателей среди джазовых музыкантов.”

Просмотр фрагментов фильма 2 часть 48:30 и до конца

4 часть 11:00

10 часть 18:30

Пятый учащийся

Элла Фицджеральд появилась на свет 25 апреля 1917 г. в маленьком городке Нью-порт Ньюс в штате Вирджиния. В раннем детстве ее бросил отец, и Элла, у которой появился отчим, переехала в Нью-Йорк вместе с семьей, пошла в школу. Вплоть до смерти матери в 1932 году она оставалась, по воспоминаниям соседей и одноклассников, примерной ученицей, исправно посещавшей церковь, живой, веселой и общительной девочкой. В старших классах она любила где-нибудь во дворе или на уличном углу давать “представления”, мастерски имитируя перед сверстниками голоса популярных певцов или вместе со своим приятелем Чарлзом Гулливером с увлечением отплясывая самые модные танцы.

После смерти матери Элла переехала к тетке в Гарлем и тут, что называется, “сошла с рельс”: бросила школу, целые дни проводила на улице, вечерами подрабатывая танцами в окрестных клубах, а в 1934 году и вовсе ушла из дома. Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, если бы осенью того же года она не решилась принять участие в любительском конкурсе, который регулярно проводил популярный комментатор и “диск-жокей” Ральф Купер в перворазрядном гарлемском кинотеатре “Аполло”.

Элла, накопившая к тому времени солидный опыт, собиралась выступить в амплуа танцовщицы. Но, придя на предварительный просмотр, к своему ужасу обнаружила, что соперником ее в этом жанре будет хорошо известный местной публике полупрофессиональный дуэт сестер Эдварде. Волей-неволей пришлось тут же менять амплуа, и Элла решилась петь. Выйдя на сцену в своем единственном платье, она смутилась и начала петь очень неуверенно, а затем голос и вовсе сорвался. Многоопытный Купер шуткой остановил ее, дал собраться и объявил снова. После того, как под аккомпанемент оркестра Бенни Картера Элла спела “Judy” и “The Object of My Affection”, зал взорвался аплодисментами. Успех был ошеломительным, но... обещанного победителю ангажемента она так и не получила - слишком уж непрезентабельным показался ее вид владельцам театра.

Шестой учащийся

С самых первых шагов Элла стала всеобщей любимицей. Музыканты поражались безупречному чувству ритма, легкости и какой-то особой полетности ее как бы пританцовывающего голоса, девической чистоте тембра, которую она сохранила до глубокой старости, тому общему ощущению радости, которое излучало все ее существо во время пения, и ... ее неподдельной скромности, глубокому равнодушию ко всему, что зовется суетой мирскою. Не удивительно, что слава всегда бежала не только впереди, но и где-то сбоку от нее, нимало не задевая ее человеческой сути.

Работая со многими музыкантами, Элла с головой уходит в напряженный творческий поиск, пытаясь нащупать свой собственный путь в джазе, более того - впервые по-настоящему войти в него. Ведь как ни странно, быть может, это звучит, но вплоть до конца войны она, в отличие от Билли Холидэй, была отнюдь не джазовой певицей, а всего лишь очень знаменитой, хорошо раскупаемой, с 1937 года неизменно занимавшей первые места в чартах поп-звездой, изредка использовавшей в пении джазовую идиоматику.

Путь Эллы Фицджеральд к джазу был более сложным и долгим. Хотя пение Армстронга тоже произвело на нее в юности глубокое впечатление и она с удовольствием имитировала его, Элла тогда еще не чувствовала содержавшегося в нем джазового привкуса, как до поры до времени не чувствуют вкуса естественно вдыхаемого воздуха.

Седьмой учащийся

Постепенно Элла становилась (даже внешне) другой певицей. Она уже не хотела быть всего лишь исполнительницей - пусть и самой лучшей - чьих-то песен. Не удовлетворяла ее и возможность искусной фразировкой подражать импровизациям других. Она хотела импровизировать сама, быть равноправным партнером в том головокружительном состязании-соперничестве, ежеминутно взрывающемся фейерверком музыкальных идей, дружеских подначек и намеков, лирических признаний и агрессивных наскоков, которое составляет глубинную сущность искусства джазовой игры. И она стала такой. К середине 40-х годов это был зрелый, обладающий недюжинной творческой волей и уверенный в своих силах художник, которому есть что сказать и который знает, как это сделать.

Ее звездный час пробил в конце войны с наступлением эры нового, не традиционного джаза, эры би-бопа. Основываясь на его принципах, Элла, как некогда Армстронг, решительно стерла границу между голосом и инструментом (“когда я пою, - говорила она позднее, - я мысленно ставлю себя на место тенор-саксофона”) и сделала скэт не только обыденным вспомогательным приемом, но важнейшим стилеобразующим принципом джазового вокала, доведя его виртуозную технику до пределов совершенства.

Элла Фицджеральд была рождена для того, чтобы петь, и она сполна выполнила свою миссию. Она пела всегда и везде - на сцене, на репетициях, постоянно что-нибудь мурлыкала себе под нос во время многочисленных гастрольных переездов, так и эдак вертя понравившийся мотив. Ей не важно было, где это происходит, что за окном - Детройт, Берлин или Токио, праздничный день или нет. Ничто, кроме музыки, не имело для нее существенного значения, и она могла выйти из себя (что случалось крайне редко) только в том случае, если кто-либо покушался на ее священное право петь так, как она этого хочет.

По словам коллег, никто не работал так напряженно, как она, особенно в самые плодотворные 50-е -70-е годы. Она пела до самого конца, до тех пор, пока физически была в состоянии это делать, хотя уже в 60-х стала миллионершей и могла бы спокойно и с комфортом отдыхать. Но без музыки для нее просто не было жизни и вплоть до 90-х годов, несмотря на слабеющее зрение и ухудшающееся здоровье, она по-прежнему выходила на сцену, сохраняя в своем голосе энергию и обаяние молодости.” (звучит песня в исполнении Э.Фитцджеральд).

Просмотр фрагмента фильма 6 часть 39:35 – 46:00

У: Джаз - великая культура. Здесь не причем Африка или Америка, негры и белые, зулусский вождь или Бенни Гудмен. Джаз - культура всемирная. Явление "джаза" включает в себя гораздо больше, чем мы привыкли думать. Можно назвать джазом искусство стиля, но это не будет вполне верно. Скорее, джаз - это искусство безупречно выдержать заданный стиль от начала до конца, и без выхода во что-либо большее. Восхитительное искусство без глубины и объема. Границы стиля раздвигаются перед бодрым натиском джаза, сам стиль в джазе становится индивидуален, создавая видимость содержательности. Но увы... Границы всегда есть границы в сравнении с безграничным. И под блистательными нагромождениями свинга - целомудренный вакуум. Поэтому мы можем дать еще одно определение. Джаз - это индивидуальность внешнего и безличность внутреннего. Посему "джаз" - не только музыка; "джаз" - это стиль танца, стиль общения, стиль литературы и даже стиль жизни. "Джазуют" не только отдельные люди, но и целые сообщества. Наконец, "джаз" - это психология.

Просмотр фрагментов фильма

4 часть –Дюк Элингтон 42:50

5 часть – начало – свинг, 11:30 – 16:00 - Бени Вудман

5 часть 27:30 – Глен Миллер

8 часть 23:30 – оркестр Дюка Эллингтона

8 часть 38:30 – блюз пустился в пляс

У: С 20 – х годов 20 века джаз приобретает все большую популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране. История джаза в нашей стране связана с именем Леонида Утесова. Леонида Утёсова – один из первых исполнителей джаза в Россия, Лариса Долина и Ирина Отиева, они начинали как джазовые певицы.

Джаз на отечественной сцене не вытеснил песню, не стал основой легкой

музыки, а был обогащен народными традициями. В 1927 г. Был создан в Москве джаз – оркестр Александра Цфасмана.

( звучит «Фокстрот» З. Компанейца)

Сегодняшний мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаём благодаря путешествиям. И все же, сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой»(world music). Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара.

[link]

Надеюсь, что вы полюбите джаз так же, как люблю его я.