Муниципальное общеобразовательное учреждение Новиковская средняя школа
муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области
Рассмотрено на заседании ШМО ________________
Протокол № __
от «____» августа 201___ г.
Руководитель ШМО
___________________
Ф.И.О.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________________
Ф.И.О.
«___» августа 201__г.
Утверждаю
Директор МОУ Новиковская средняя школа
______________________
Ф.И.О.
Приказ № ______ от
«___» августа 201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета Музыка
Класс: 7
Уровень образования: базовый
Учитель: Кашланова Любовь Геннадьевна
Срок реализации программы: 2015-2016 уч.год
Количество часов по учебному плану: всего 35 час в год; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе: программа для общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7класс. Искусство 8-9класс. Автор Д.П.Сергеева, Е.Д.Критская М.:Просвящение 2010г.
Учебник: Д.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 7 класс. Учебник для общеобразовательных организации.М.: Просвящение 2015г.
с. Новиковка
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Музыка» адресована учащимся 5 - 7 классов муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ №8» города Аткарска Саратовской области и составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования,
- основной образовательной программы МОУ СОШ №8 города Аткарска Саратовской области,
- авторской программы «Музыка» для общеобразовательных учреждений (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина).
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического вкуса, сознания, восприятия красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Изучение предмета «Музыка» направлено на формирование представлений о музыке, как виде искусства, а также представлений о богатстве и разнообразии музыкальной жизни страны, изучение народного музыкального творчества в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству в центре внимания оказывается многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыки.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель учебного предмета
Развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Общую характеристику учебного предмета, курса.
Программа разработана и направлена на реализацию полноценного общения школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях, широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации, на проявление исполнительской деятельности учащихся, различного рода импровизации, на освоение элементов музыкальной грамоты, на развитие творческого начала в размышлениях о музыке, индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности
Интегративный характер содержания обучения музыки предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей с литературой, историей, изобразительным искусством. Рабочая программа по музыке в 7-х классах составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы». М.:«Просвещение»,2011
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 7 класса– М.: Просвещение, 2010.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры народному и профессиональному музыкальному творчеству направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируется духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье,уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими
людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально- эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитее учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач:
патриотизм —любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность —свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность —долг перед Отечеством,правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
семья —любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
личность —саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самопринятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
–умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
- участие в музыкальной жизни класса; уважительное отношение к культуре других народов; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально
- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально
-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально- эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально творческих возможностей.
Предметные результаты
изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально творческой деятельности: формирование представления о
роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии;
–формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
–формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какомулибо виду) музыкально- творческой деятельности;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержательный стержень программы- «Классика и современность». Темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.
Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров- опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и.т.д. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.
В программе изучают 2 раздела. В 1 разделе «Особенности драматургии сценической музыки» отведено 17часов. Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия- Запад. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматургического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де музыкально-хореографическоие сцены и.т.д. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Тема 1. Классика и современность. (1ч) Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» (эпохи, национальный, индивидуальный).
Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика - это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Тема 2. В музыкальном театре. Опера (1ч). Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере.
Тема 3. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.Глинки «Иван Сусанин» Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Тема 4-5. Русская ипическая опера. Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» (1ч)
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
Тема 6. «В музыкальном театре. Балет (1ч).
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Тема 7. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна» (1ч).
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Тема 8. «Героическая тема в русской музыке (1ч).
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Тема 9. В музыкальном театре. Дж. Гершвин «Порги и Бесс» (1ч).
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Тема 10. «Опера Ж.Бизе «Кармен» (1ч).
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Тема 11. Новое прочтение оперы Бизе. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита» (1ч).
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Тема 12. Сюжеты и образы духовной музыки (1ч).
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов (на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа
Тема 13. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (1ч)
Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность). Средства драматургического развития музыкальных образов.
Тема 14. «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» (1ч).
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии;
Тема 15. Альфред Шнитке «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты (1ч).
Выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы;
Тема 16. Музыканты – извечные маги…». Полистилистика (1ч).
Понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Тема 17. Обобщение по 1 разделу (1ч).
Во 2 разделе «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» отведено 18 часов на изучение тем. Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно- симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных и музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках.Сравнительнын интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися
Тема 18. «Музыкальная драматургия – развитие музыки» (1ч).
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Тема 19. Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (1ч)
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Тема 20. «Камерная инструментальная музыка. Этюд» (1ч).
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони; Понятие «этюда»,выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Тема 21. «Циклические формы инструментальной музыки А.Шнитке. Кончерто гроссо. (1ч).
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо;
Тема 22. А.Шнитке «Сюита в старинном стиле». (1ч)
Характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Тема 23. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8» (1ч).
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.В.Бетховена.
Тема 24. С.С.Прокофьев «Соната №2», В.А.Моцарт «Соната №11» (1ч).
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: С.С.Прокофьева, В.А.Моцарта.
Тема 25. «Симфоническая музыка. В.А.Моцарта «Симфония № 40» (1ч).
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро» на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Тема 26. С.Прокофьев «Симфония №1» (1ч).
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии;
Тема 27. Л.В.Бетховен «Симфония №5» (1ч).
Черты стиля, особенности симфонизма композиторов; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
Тема 28. Ф.Шуберт «Симфония №8», В.Калинников «Симфония№5» (1ч).
Формирование симфонической картины. Размышлять о модификации жанров в современной музыке.
Тема 29. П. Чайковский «Симфония№ 5» (1ч).
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.
Тема 30. Д.Шостакович «Симфония 7» (1ч).
Анализировать и обобщать жанрово- стилистические особенности музыкальных произведений.
Тема 31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси» (1ч).
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздник
Тема 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна» (1ч).
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Тема 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина» (1ч).
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Тема 34. Музыка народов мира. «Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер» (2ч).
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции.
Тема 35. Исследовательский проект.
Обобщение по разделу и курсу. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
Музыкальный материал:
1. Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке».
2. Прокофьев С.С. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта».
3. Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт».
4. Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки».
5. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».
Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
Римский-Корсаков Н.А. Песня Садко из оперы «Садко».
Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин».
Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».
1. Песня Вани «Как мать убили» из I действия.
2. Ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал» из IV действия.
3. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из III действия.
4. Каватина и рондо Антониды «Солнце тучи не закроют» из I действия.
Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II действия.
«Половецкие пляски» из II действия.
«Плач Ярославны» из IV действия оперы.
Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».
1. Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С.
2. Вступление к первому действию.
3. Хор «Стон русской земли» из I действия.
4. Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы».
5. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».
Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С.
Вступление к первому действию.
Хор «Стон русской земли» из I действия.
Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы».
Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».
1. Фрагмент 1-ой части «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П.
2. Песня Садко «Высота, высота ль поднебесная» из оперы «Садко» Римского-Корсакова Н.А.
3. Кант «Виват».
4. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия.
5. Хор «Славься» из эпилога оперы.
6. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».
Гершвин Д. «Хлопай в такт».
Гершвин Д. Фрагменты из «Рапсодии в стиле блюз».
Гершвин Д. Вступление к опере «Порги и Бесс».
Гершвин Д. «Колыбельная Клары».
Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».
1. Гершвин Д. Песня Порги «Богатство бедняка» и ария «О, Бесс, где моя Бесс».
2. Гершвин Д. Песни Спортинга Лайфа «Это совсем не обязательно так» и «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк».
3. Гершвин Д. Дуэт «Беси, ты моя жена».
4. Гершвин Д. Хор «Я не могу сидеть».
5. Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память».
Бах И.С. «Шутка» из «Сюиты №2».
Бах И.С. Фуга №2 из «Хорошо темперированного клавира».
1. Бах И.С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «Agnus Dei».
2. Рахманинов С.В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Придите, поклонимся», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся».
3. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».
Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя.
Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».
1. Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя.
2. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».
Кабалевский Д.Б. Фрагменты из музыкальных зарисовок «Ромео и Джульетта»: «Утро в Вероне», «Шествие гостей», «Встреча Ромео и Джульетты».
1. Русские народные песни: хороводные, плясовые, лирические протяжные, солдатские.
2. Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
3. Свиридов Г. «Романс» из «Музыкальн6ых иллюстраций к повести Пушкина А.С. «Метель».
4. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».
Бах И.С. «Kyrie eleison» из «Высокой мессы» или фрагменты из «Реквиема» Моцарта В.А.
Березовский М. «Не отвержи мене во время старости».
Шуберт Ф. «Аве, Мария».
Бородин А.П. «Ноктюрн» из «Квартета №2».
Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».
1. Шопен Ф. Прелюдия, ноктюрн или мазурка.
2. Мендельсон Б. «Песня без слов».
3. Рахманинов С.В. «Прелюдия».
4. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный».
5. Лист Ф. «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства».
6. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».
Глинка М.И. - Балакирев М. «Жаворонок».
Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь».
Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс №24».
Бах И.С. - Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло.
Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».
1.Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso».
2. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».
3. Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима».
4. Сл. и муз. Егорова В. «Следы».
1.Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso».
Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».
Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима».
Сл. и муз. Егорова В. «Следы».
1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
2. Бетховен Л. «Соната №8 («Патетическая»)».
3. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный».
4. Сл. и муз. Егорова В. «Следы».
Прокофьев C.C. «Соната №2».
Моцарт В.А. «Соната № 11».
Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе».
1. Гайдн Й. «Симфония №103» («С тремоло литавр»).
2. Моцарт В.-А. «Симфония №40».
3. Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе».
Бетховен Л. «Симфония №5».
Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».
1. Прокофьев С.С. «Симфония №1» («Классическая»).
2. Шуберт Ф. «Симфония №8» («Неоконченная»).
3. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».
Чайковский П.И. «Симфония №5».
Калиников В. Симфония №1.
Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли».
1. Шостакович Д.Д. «Симфония №7» («Ленинградская»), 1 часть.
2. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли».
3. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».
Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества».
Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».
1. Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром.
2. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».
Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз».
Сл. Пляцковского М.и муз. Чичкова Ю. «Дом, где наше детство остается».
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Характеристика основных видов деятельности ученика
1
Особенности драматургии сценической музыки
17
Знать понятия классика (произведения искусства -опыт, который донесли
до нас великие мыслите-ли, художники,музыкан-ты прошлого),классичес-кая музыка, классика жанра, стиль, интерпре-тация, обработка, разно-видности стиля. Уметь приводить примеры. Знать понятия балет(вид музыкально-театрального искусства,содержание ко-торого выражается в об-разах хореографии, это синтетический вид искус-ства, включающий в себя драматургию, музыку, хо-реографию,изобразитель-ное искусство-эти виды искусств не существуют сами по себе, они подчи-нены хореографии).Выявить что балетный спектакль делится на акты, сцены, отдельные номера. Изучить
типы балетного танца: классический(равнознач-ный балетному или теат-ральному танцу) и харак-терный (балетный танец на основе народного тан-ца. Каждый из этих тан-цев делится на сольный, ансамблевый и массовый (кордебалет). Называть составляющие балета:па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио. Знать, что авторы мюзикла предложили свое прочтение легенды, либрет-
то насыщено сатирическими эпизодами и репли-ками, высмеивающими поп-звёздность и мир му-зыкального бизнеса. В этой опере Иисус был представлен как «первый в истории хиппи». Вся опера написана на грани богохульства.
2
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
18
Знать, что Уильям Шекс-пир был незнатного рода, сын ремесленника, обра-зование лишь начальное, но очень талантливый,со-чинял свои драмы и коме-дии для Лондонского теа-тра «Глобус», в котором сам был ещё и актером. Это был один из лучших театров,удостоенный зва-ния «Королевская труп-па», давались представле-ния не только для просто-го народа, но и для Коро-левского двора.
Знать понятие этюд (пье-са, предназначенная для совершенствования тех-ники на каком-либо инст-рументе.В 19 веке разви-вается новый жанр-кон-цертный этюд, его техни-ческие трудности подчи-нены раскрытию художе-ственного замысла ком-позитора).
Выделять жанры, которые относятся к ка-мерной музыке (баркаро-ла, серенада, пьеса, ро-манс, песня, прелюдия, вальс).
Уметь выявлять изменения в
драматургической кон-цепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции
Знать понятия: фольклор, этно музыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особен-ности. Уметь приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки
и названий известных хитов.
Календарно-тематическое планирование по музыке 7 класс (35часов).
Планируемые результаты УУД
Формы организации учебно- познавательной деятельности учащихся
Оборудование, ЭОР
Система контроля
Дата проведения
Предметные
Метапредметные
Личностные
план
факт
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17ч)
1
Классика и современность
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Знать нити, связывающие музыку прошлого с современностью.
самостоятельно определять стиль музыки. знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений.
Уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке.
Фронтальная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание: С.Прокофьев «марш» (из оп. «Любовь к трем апельсинам»)
П.Чайковский «Па-де-де»
(из балета «Щелкунчик»)
Дж.Гершвин «Колыбельная Клары» (из оп. «Порги и Бесс»)
Записи «Битлз»,
Э.Григ «Утро»
2
В музыкальном театре. Опера
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Четко определять тесную связь различных жанров искусств в опере.
самостоятельно определять эмоциональный строй и муз. язык главных героев в опере.
Научиться понимать оперное искусство.
Фронтальная
Учебник,муз. проигрыватель
Прослушивание:
М.Глинка опера «Руслан и Людмила» -увертюра.
3
Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.
Опера М.Глинки «Иван Сусанин»
1
Комбинированный урок.
Знать, как драматургия оперы помогает раскрыть патриотические чувства народа.
знать жанры оперы (эпические,лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические,бытовые).
Уважать патриотические чувства русского народа.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник,муз. проигрыватель
Прослушивание:
М.Глинка «Каватина и рондо Антониды»
«Вальс», «Полонез»,
«Краковяк», «Мазурка»
«Песня Вани», «Романс Антониды», «Ария Сусанина», «Хор «Славься!» - фрагм. из оперы «Иван Сусанин»
4-5
Русская эпическая опера.
А.Бородин «Князь Игорь»
2
Комбинированный урок.
Знать, как при помощи музыки можно передать восточный колорит и национальную культуру других народов.
Четко определять кульминационную сцену оперы. Знать составные части оперы. (интродукция и эпилог)
Вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события, происходившие в России.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник,муз. проигрыватель
Прослушивание:
А.Бородин фрагм из оп. «Князь Игорь»:
«Солнцу красному Слава!»
«Ария князя Игоря»
«Половецкие пляски»
«Плач Ярославны»
«Хор «Улетай на крыльях ветра»
6
В музыкальном театре. Балет.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Знать роль хора в балет «Ярославна» (драматическая роль поясняющий текст от автора)
Самостоятельно определять выразительные муз.средства использованные в песне «Плач Ярославны»;
Уметь описывать женские образы на картинах различных художников.
Научиться понимать сложные внутренние взаимоотношен. Действующих лиц выраженные в танце.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник,муз. проигрыватель
Прослушивание:
П.Чайковский фрагменты из балетов
7
Балет Б.Тищенко «Ярославна»
1
Комбинированный урок.
Знать, как народный патриотизм отразился в музыкальном произведении
самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима
Уважать героику русского народа.
Фронтальная, парная
Учебник,муз. проигрыватель
Прослушивание:
Фрагменты балета
8
Героическая поэма в русской музыке.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Знать главные принципы муз.сцен. драматургии. (контраст)
Самостоятельно определять главные темы героев.
Уважительно относится к музыкальному творчеству американского народа.
Фронтальная, парная
Учебник,муз. проигрыватель
Прослушивание:
С.Прокофьев
«Вставайте люди, русские!» (из кантаты «Александр Невский»)
М.Глинка
«Патриотическая песня», «Хор «Славься!»,
А.Бородин
«Богатырская симфония»
И.Дунаевский
«Увертюра»
к\ф «Дети капитана Гранта»)
9
В музыкальном театре.
Дж. Гершвин «Порги и Бесс».
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Знать, что слияние средств выразительности помогает взглянуть на классическое произведение по-новому.
Уметь объяснять слова: «О поколении судят по героям»
Прочитать новеллу П.Мориме «Кармен», расширять музыкальный кругозор в области балетного искусства.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник,муз. проигрыватель
Прослушивание:
Фрагменты из оп. Дж.Гершвин «Порги и Бесс»
10
Опера Ж.Бизе «Кармен»
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Знать, что духовная музыка объединяет прошлое, настоящее и будущее.
уметь определять сферу муз. творчества Гершвина.
Расширять свои познания в области духовной музыки.
Фронтальная
Учебник,муз. проигрыватель
Прослушивание:
Ж.Бизе фрагм. оп. «Кармен»
11
Новое прочтение оперы Бизе»
Р.Щедрин «Кармен-сюита»
1
Комбинированный урок.
Знать основные мелодические линии.
Определять кульминационный момент оперы.
Расширять музыкальный кругозор.
Фронтальная
Учебник,муз. проигрыватель
Прослушивание:
Р.Щедрин фрагменты балета «Кармен-сюита»
12
Сюжеты и образы духовной музыки
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Уметь сравнивать муз.образы разных жанров в одноименном произведении
Определять жанровые особенности тем главных героев.
Образно воспринимать музыкальные зарисовки.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник,муз. проигрыватель
Прослушивание:
И.Бах «Шутка»
«Высокая месса»
С.Рахманинов «Всенощное бдение»
13
Э.Л.Уэббер рок-опера «Иисус Христос -суперзвезда»
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Знать многообразие стилей и направлений современной музыки и певческой культуры прошлого
Самостоятельно уметь находить жанровый контраст в произведениях.
Видеть общее и различное в современной музыке и в музыке прошлого.
Фронтальная
Учебник,муз. проигрыватель
Прослушивание:
Фрагменты рок-оперы Э.Л.Уэббера «Иисус Христос -суперзвезда»
14
Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Знать изученные музыкальные произведении я и термины.
Знать почему, «Всенощное бдение» Рахманинова и «Высокая месса» Баха являются вершинами духовной культуры.
Расширять музыкальный кругозор
Фронтальная
Учебник,муз. проигрыватель
Прослушивание:
Д.Кабалевский музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра «Ромео и Джульетта» -фрагменты
15
Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Отличать музыкальный язык рок-оперы от традиционной классической.
Знать отличия музыки эпилога от увертюры.
Расширять свои познания в области духовной музыки.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник,муз. проигрыватель
Прослушивание:
А.Шнитке «гоголь-сюита» - фрагменты.
16
Музыканты - извечные маги. Полистилистика
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты.
Отличать пейзажные зарисовки от образов героев.
Образно воспринимать музыкальные зарисовки.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник,муз. проигрыватель
Прослушивание:
Музыка Баха, Чайковского, Свиридова.
17
Обобщающий урок
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Самостоятельно определять особенности мелодических линий персонажей.
Знать какие муз.жанры раскрывают скрытый смысл художественного образа.
Различать приемы раскрытия образов современности от прошлого.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
Музыка, использованная в течении полугодия.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 ч)
18
Музыкальная драматургия -развитие музыки.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Знать способы музыкальной разработки драматическо-симфонического жанра.
Самостоятельно различать повтор мелодии с секвенцией.
Расширять свои познания в области духовной музыки.
Фронтальная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
РНП «Березка»
П.Чайковский
«Симфония № 4»
И.Бах «Токката ре-минор»
П.Чесноков
«Да исправится молитва моя»
19
Два направления музыкальной культуры. «Духовная» и «Светская» музыка»
1
Комбинированный урок.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
Знать, что вносит в создание муз. образа каноническое исполнение произведения.
Ценить музыкальное искусство прошлого.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
И.Бах «Высокая месса»
Шестопсалмие,
Ф.Шуберт «Аве, Мария»
Н.Паганини «Каприс № 24»
20
Камерная инструментальная музыка. Этюд»
1
Комбинированный урок.
Знать жанры камерной инструментальной музыки.
Представлять содержательность камерных музыкальных произведений.
Уважительно относиться к камерной музыке.
Фронтальная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
Ф.Шопен «Этюд № 12»
Ф.Лист «Метель», «Этюд по капрису Паганини»
И.Баха- Ф.Бузони «Чакона» из «Партиты №2»
21
Циклические формы инструментальной музыки. А.Шнитке «Кончерто гроссо».
1
Урок формирования, изучения новых знаний
Знать признаки построения сонатной формы.
Уметь отличать главные темы музыки Шнитке.
Расширять музыкальный кругозор.
Фронтальная, парная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
А.Шнитке «Кончерто гроссо» -фрагменты.
22
А,Шнитке «Сюита в старинном стиле»
1
Комбинированный урок.
Знать, что сюита Шнитке -это путешествие во времени.
Самостоятельно определять музыкальные образы каждой части сюиты.
Заниматься самообразованием: читать книги о известных композиторах.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
А.Шнитке фрагменты сюиты
23
Л.Бетховен «Соната № 8» (Патетическая)
1
Урок формирования, изучения новых знаний
Хорошо разбираться в особенностях симфонии.
Уметь определять главные части сонаты.
Интересоваться музыкой и жизнью Бетховена.
Фронтальная, парная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
Л.Бетховен «Соната № 8»
-фрагм.
24
С.Прокофьев «Соната № 2» - В.Моцарт
«Соната № 11»
1
Урок формирования, изучения новых знаний
Знать для чего композитор отступает от классической формы построения сонаты.
Уметь сравнивать сонаты Прокофьева и Моцарта.
Самостоятельно читать книги о жизни и творчестве Моцарта.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание
фрагменты сонат.
25
Симфоническая музыка. В.А.Моцарт «Симфония № 40»
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Знать сюжетные линии всех частей симфонии.
Объяснять почему худ. произведением сравнивают «Симфонию № 40» В.А.Моцарта - ( с«Джокондой»)
Самостоятельно читать книги о жизни и творчестве В.А.Моцарта.
Фронтальная, парная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
Й.Гайдн
«Симфония № 103»
-фрагм.
Фрагменты симфонии Моцарта.
26
С.Прокофьев «Симфония № 1» (Классическая)
1
Урок формирования, изучения новых знаний
Знать главные линии, динамические оттенки, акценты симфонии.
Самостоятельно объяснять, почему симфония названа «классической»
Вдумчиво относиться к творчеству С.Прокофьева.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
Фрагменты симфонии.
27
Л.В.Бетховен «Симфония №5»
(«Стук судьбы в дверь…»)
1
Комбинированный урок
Знать почему музыка Бетховена актуальна в наши дни.
Самостоятельно выяснить роль контраста в симфонии.
Изучить о жизни и деятельности Л.В.Бетховена
Фронтальная, индивидуальная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
Фрагменты симфонии.
28
Ф.Шуберт «Симфония № 8» (Неоконченна)В.Калинников «Симфония № 1»
1
Урок формирования, изучения новых знаний
Знать понятие симфоническая картина.
Уметь сравнивать симфонию Ф.Шуберта и В.Калинникова
Вдумчиво относиться к творчеству Ф.Шуберта.
Фронтальная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
Фрагменты симфоний
29
П.Чайковский «Симфония № 5»
1
Комбинированный урок
Знать, почему Чайковский назвал «Симфонию № 5» - «Раздумья о смысле жизни»
Уметь сравнивать симфонии П.Чайковского и Л.В.Бетховена.
Гордиться великим русским композитором П.Чайковским.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
Фрагменты симфонии.
30
Д.Шостакович «Симфония № 7» (Ленинградская)
1
Комбинированный урок
Знать, почему «Симфония № 7» называется «Ленинградской»
Уметь распознавать инструменты озвучивающие главные темы в симфониях
Уважительно относится к народному творчеству
Фронтальная, индивидуальная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
Фрагменты симфонии.
31
Симфоническая картина К.Дебюсси
«Празднества»
1
Урок формирования, изучения новых знаний
Определять особенности музыкального языка и жанровую принадлежность.
Самостоятельно понимать, как выражают своё отношение к жизни композиторы.
Уважать творчество зарубежных композиторов.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
Фрагменты симфонической картины «Празднества»
32
Инструментальный концерт. А.Хачатурян «Концерт для скрипки с оркестром»
1
Комбинированный урок
Знать с помощью чего достигается кульминация в «Концерте» (перекличка оркестра и скрипки)
Уметь определять народные песенно-танцевальные мелодии в «Концерте»
Расширять музыкальный кругозор.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
А.Хачатурян
«Концерт для скрипки с оркестром» -фрагм.
Балет «Гаяне» -фрагм
33
Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»
1
Урок формирования, изучения новых знаний
Знать, какой жанр классической музыки положен в основу рапсодии. Знать, почему рапсодию Гершвин отнес к серьезной музыке.
Определять главные темы «Рапсодии»
Образно воспринимать музыкальные зарисовки.
Фронтальная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
Фрагменты «Рапсодии…»
34
Музыка народов мира. «Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер»
1
Комбинированный урок
Знать поп музыкальные хиты.
Слушать муз. обработки и электронную музыку.
Расширять свои познания в области духовной музыки.
Фронтальная, индивидуальная
Учебник, муз. проигрыватель
Прослушивание:
РНП «Кострома»
Уз.НП «Где ты ходишь?»
Арм.НП «Они отняли мою любовь»
Мюзикл «Собор Парижской Богоматери» - «Белль»
Мюзикл «Призрак оперы» - «Дуэт Призрака и Кристины»
35
Исследовательский проект
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Знать муз. термины.
Уметь определять смысл выбранных муз. произведений.
Осуществлять проектную деятельность.
Фронтальная, парная
Учебник
Защита проектов
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений Содержание
Подпись