Рабочая программа по музыке 5 класс Авторы Усачёва. Школяр.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


« Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Брянска






«Рассмотрено»

на методическом объединении

МБОУ СОШ №14


Протокол №1 от

«27» августа 2016 года



Руководитель МО


---------------- Комовский Н.В.



« Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР МБОУ СОШ № 14


---------------- Янченко И. А.


«28» августа 2016 года

« Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 14


---------------- Ганичева Л. И.











Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А П Е Д А Г О Г А



А Ф А Н А С Ь Е В О Й А Н Н Ы Н И К О Л А Е В Н Ы

(ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ)



по « МУЗЫКЕ»

5 класс









2016 – 2017 учебный год






5 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Приказа департамента образовании и науки Брянской области №917 от 13.04.2016 г «О базисном учебном плане образовательных организаций Брянской области на 2016-2017 учебный год .

Письма департамента образования и науки Брянской области №2610-04-0 от 13 апреля 2016года « О примерном учебном плане 5-9 классов образовательных организаций Брянской области на 2016-2017 учебный год.

примерная программа основного общего образования по музыке 5-7 кл. М.: Просвещение 2011год

авторской программой"Музыка"5-7 классов авторы В,О, Усачёва, Л,В, Школяр,В,А, Школяр, М; " Вентана Граф" 2014



Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования в предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованный курс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.

Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусствакоммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.

Музыка играет важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. Необходимо понимать, что на современном этапе модернизации российского образования задача приобщения подростков к музыкальному искусству, а значит, и преподавания музыки в основной школе на высоком уровне является особенной, специальной задачей. В пору настойчивого размывания культурных ценностей, создаваемых поколениями русского народа на протяжении веков, нивелирования чувства уважения к национальным традициям и чувства ответственности за сохранение классического искусства ее решение поможет в освоении и сохранении духовного опыта поколений, созидавших русскую культуру.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса,

музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.

Для этого необходимо решение таких задач, как

развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;

воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;

освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;

изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства;

знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке;

развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.


Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся

применительно к различным формам контроля

по музыке

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Оценка «5» ставится, если:

-дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ

самостоятельный.

Оценка «4» ставится, если:

- ответ правильный, но неполный:

- дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.

Оценка «3» ставится, если:

-ответ правильный, но неполный, средства музыкальной

выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «2» ставится, если:

- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику

исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Оценка «5» ставится, если:

-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

Оценка «4» ставится, если:

-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

- пение недостаточно выразительное.

Оценка «3» ставится, если:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть

ритмические неточности;

- пение не выразительное.

Оценка «2» ставится, если:

-исполнение не уверенное, фальшивое.

Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:

Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;

Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85 заданий;

Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий;

Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА».

Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию.

Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности, и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Таким образом, целью преподавания учебного предмета «музыка» в основной школе является развитие творческих сил подростка в процессе формирования его музыкальной культуры как части всей духовной культуры.

Это реализуется через решение следующих задач:

Развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать музыкальные произведения по законам гармонии и красоты;

Воспитание художественного мышления как мышления, постигающего музыкальные и жизненные явления в их диалектическом развитии;

Воспитание художественных умений и навыков, лежащих в основе слушательской и исполнительской культуры учащихся, позволяющих проявить творческую индивидуальность в выборе той или иной музыкальной деятельности (хоровое и сольное пение, импровизация на музыкальных инструментах, выражение музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический).

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

метод перспективы и ретроспективы;

метод игры.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений0. Самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Программа опирается на следующие принципы:

- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

- раскрытие школьникам содержания музыкального искусства как проявления духовной деятельности человека, как концентрированного нравственного опыта человечества;

- возвышение подростка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация образования, выведение деятельности в искусстве на уровень содержательных обобщений);

- проникновение в природу искусства и его закономерности, овладение интонационно-образным языком музыки.

Методы, используемые в работе по программе:

- моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр). Данный метод призван формировать активное, деятельное освоение произведений искусства. Он углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления.

- «сочинение сочиненного» и импровизация музыки (В.О. Усачева). Метод выявляет общефилософскую сущность проблемы бытия: каждый человек приходит в этот уже созданный («сочиненный») мир, чтобы прожить («сочинить») свою жизнь, но открывает для себя то, что существовало до него и существует в рамках уже сочиненного. Суть метода – в осмыслении с помощью музыкального языка значимой идеи, жизненной ситуации либо отношения к чему-нибудь, что требует первичной музыкальной «формулировки» предмета осмысления, дальнейшего ее рассмотрения. Развития и обобщения – вывода или другого, художественно целесообразного и содержательно обоснованного завершения.

- содержательный анализ музыки (В.А. Школяр). Его суть состоит в следующем: анализ произведения начинается с выдвижения содержательного положения (художественной идеи), которое затем конкретизируется в процессе его музыкально-драматургического воплощения. Благодаря этому анализ протекает с самого начала целостно и на теоретическом уровне – как движение от содержания к форме, от общего к частному, а деятельность школьников приобретает творческий характер.

В качестве видов музыкальной деятельности в музыкальной педагогике выделяют:

- слушание музыки;

- хоровое пение;

- движение под музыку;

- драматизация музыкальных произведений;

- импровизация.

Учебный предмет «музыка» имеет межпредметные связи со следующими учебными предметами: изобразительное искусство, литература, история.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Учебный предмет «музыка» входит в предметную область «искусство».

В соответствии с базисным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Количество часов в год – 35.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём, размышляем».

Личностные результаты изучения музыки:

становление музыкальной культуры, как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров; потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры); регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.); коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства, как универсального коммуникативного средства, и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).

Метапредметные результаты изучения музыки:

анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства; проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования.

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по музыке:

сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

расширение музыкального и общего культурного кругозора; музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.









Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

специфику музыки как вида искусства;

значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

основные жанры народной и профессиональной музыки;

основные формы музыки;

характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся 5 класса возможность:

понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

К концу 5-го класса учащиеся научатся:

Воспринимать окружающий мир во всем богатстве его звучания и красок.

Понимать, что человек – существо духовное (способен думать, чувствовать, созидать, творить); понимать значение слов «чеовек-творец».

Исследовать собственные творческие проявления на основе проникновения в замысел художника, композитора, писателя.

Анализировать способы художественного выражения композитором, поэтом, художником ценностного отношения к явлениям, событиям, фактам, действительности.

Понимать «зерна-интонации» в развитии музыкального смысла.

Учащиеся научатся понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства в их взаимосвязях, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения и его влияние, направленное как на человека вообще, так и на самого учащегося; понимать значимость музыкального искусства для формирования личности человека в том или ином социальном контексте и независимо от него; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Учащиеся научатся принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); самостоятельно решать творческие задачи, формулировать критическое мнение о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

У учащегося должно проявиться желание заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей.

Получит возможность научиться :

проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО курса «МУЗЫКА»

Программа создана на основе педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в соответствии с его программой по музыке в основной школе и с учетом современного социального контекста. Ее содержание направлено на формирование культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке, музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения. В программе отражены культурологический и гуманистический принципы обучения, усилены межпредметные связи музыки с другими предметами: историей, географией, литературой, изобразительным искусством. Значительное внимание уделяется практическим видам деятельности: пению, движению, музицированию на элементарных музыкальных инструментах, некоторых разновидностях народных инструментов. Предполагается, при определенной подготовленности учителя, развитие информационной компетенции с использованием современных технологий (Интернет, работа с электронными словарями, энциклопедиями, нотными и аудио ресурсами, различными поисковыми системами).Программа, несомненно, ставит высокую планку для педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, условий работы конкретной школы.В сравнении с исходным вариантом программы, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, в предлагаемом варианте скорректирован и несколько сокращен репертуар, предназначенный для вокально-хоровой работы, а также те произведения, которые не вписываются в современный социальный контекст. Сделана также попытка предоставить учащимся 5 класса более широкое поле для самостоятельной деятельности в освоении новых музыкальных произведений, с учетом того, что на протяжении 4-х лет обучения была заложена довольно серьезная теоретическая и практическая база знаний о музыкальном искусстве. Возрастные особенности учеников-подростков (устремленность к интенсивному взрослению) и опыт проектной деятельности по другим предметам, обширная информационная база и развивающаяся стремительными темпами интернет-культура – все это при тактичном и умелом руководстве учителя, твердо опирающегося в своей деятельности на основные принципы и методы Д.Б. Кабалевского, позволяет нам надеяться, что пожелание автора, обращенное к ребятам в конце своей книги о трех китах: «Счастливого плавания!», – осуществится: самостоятельное, время от времени, вхождение в музыкальную стихию будет проходить умело, с воодушевлением, плодотворно и действительно принесет счастье понимать и любить музыку. Ориентирами (помимо тех, что определены программой Д.Б. Кабалевского) для целенаправленного движения к овладению музыкальным искусством, включающим в себя философские, этические и культурологические аспекты, служат размышления выдающегося ученого, теолога, музыканта и врача Альберта Швейцера. Его философско-этическая идея «Уважение к жизни», несомненно, обогащает одну из важнейших содержательных линий концепции программы «музыка и жизнь». «Изучая музыку, ребята почувствуют, что музыка – это сама жизнь», – так написано во вступительной статье к программе Д.Б. Кабалевского. Такое понимание музыки, формирующееся с 1-го класса, к 5-му классу становится устойчивым и многосторонним, что позволяет выдвинуть следующее, очень важное положение: если музыка – сама жизнь «то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей». «Добро это сохранять жизнь, содействовать жизни. Зло это уничтожать жизнь, вредить жизни» – главная интонация швейцеровской концепции. Следовательно, чтобы не сотворить зло, даже неумышленно, нужно особое отношение к жизни. А оно диктует и особое отношение к искусству как одному из проявлений «воли-к-жизни», когда «мотивом-к-жизни» (зерном-интонацией) становится поиск правды и красоты, а значит, соответствующих образов и их жизни (развития, драматургии) в искусстве. Таков уровень обобщения идей программы и их тематического стержня.

Тема " Искусство слышать, искусство видеть" является вводной.В ней как в общефилософском введении в искууство отражена логика художественно_творческого познания мира, которое стало возможным благодаря родовым сущностным силам ( способностям) человека: создание художественного произведения( музыкального, живописного, литературного), его исполнение( музицирование, пение, рисование, декламация), восприятие ( слушание, рассматривание, чтение, наблюдение), оценка и выбор. на этом пути детское восприятие должно быть организовано таким образом, чтобы изучая музыкальное, изобразительное искусство, художественную литературу, младшие подростки учились рассматривать и окружающую и собственную жизнь сквозь призму возвышенных общечеловеческих идеалов и ценностей

Тема " Истоки творчества", Школьник как бы вторгнут процесс возникновения художественно_ творческой картины мира: посредством видения внутренним оком он может уловить когда и как окружающий мир становится у творца произведением искусства и художественного слова, прислушиваясь к внутреннему голосу он может представить, как начиналась у живописца картина и как она озвучивается художественным словом.Интонируя поэтические тексты, школьник может интуитивно воссоздать логику их перехода в музыкальное звучание ( вокализ, инструментальная мелодия).

Тема " Образный язык искусства". образ, знак, символ. образность как универсальный способ художественного познания мира: слово, линия, интонация, колорит, строй, композиция, форма и т,д. Единые интонационно- эмоциональные истоки человеческой и музыкальной речи, музыка рождённая чловом и изображением-- интонационная общность видов искусства,

Тема " Путь к слушателю, читателю, зрителю". Высший смысл художественной деятельности--обращение к человеку. Понимание того, что искусство родилось и исторически сформировалось как система построения смысловых моделей стратегии жизни в ёё нравственно- эстетическом измерении. На перекрёстке искусств": живопись, музыка, литература в разнообразии форм, жанров, в их стремлении к взаимодействию и взаимопроникновению, Историческаязакономерность возникновения театра как интегративной художественной целостности, в которой каждый из видов искусств- составная часть единого драматургического действия. Направленность художественных средств выразительности на восприятие читателя, зрителя, слушателя.



Воспринимать окружающий мир во всём богатстве его звучания и красок.

Понимать, что человек — существо духовное (способен думать, чувствовать, созидать, творить); понимать значение слов «человек-творец» (человек, способный созидать, творить).

Исследовать собственные творческие проявления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора, писателя.

Определять способы переноса жизненных впечатлений в произведения художественного творчества.

Слушать произведения выдающихся классиков музыкального искусства, напевать основные темы их произведений.

Исполнять песни в коллективе сверстников, понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки

Истоки творчества (8 ч)

Поэтическое и обыденное — эстетическое и философское осмысление действительности, реальность и художественное уподобление. Изображение, слово, звучание — способы художественного выражения ценностного отношения человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности.

Состояние творчества: художественный замысел и его проживание, вынашивание идеи и импровизация, вдохновение и работа. Развёртывание художественного замысла в движении от художественной идеи к средствам её воплощения

Понимать истоки творчества как эстетическое и философское осмысление композитором реальных явлений жизни.

Анализировать способы художественного выражения композитором, поэтом, художником ценностного отношения к явлениям, событиям, фактам действительности.

Исследовать общие и специфические черты творческой деятельности в разных областях искусства.

Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении, импровизации, подборе аккомпанемента, выразительном движении, написании литературного эссе и др.).

Выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством

Образный язык искусства (9 ч)

Музыкальные основы: процессуальная интонационно-образная природа музыкального искусства; единые интонационно-эмоциональные истоки человеческой и музыкальной речи. Музыка, рождённая словом и изображением. Интонационная общность видов искусства.

Образность как универсальный способ художественного познания мира.

Способы заострения в искусстве нравственно-эстетического смысла.

«Единство в многообразии» — уникальная способность искусства выражать человеческое всеобщее через особенное, специфическое, характерное, индивидуальное.

Музыка вокальная, симфоническая, инструментальная. Разнообразие художественных стилей, форм, жанров (течений, направлений, школ и пр.).

Народное искусство — интонационное многообразие фольклорных традиций: характерные черты и специфика музыкального языка народов и разных регионов России

Иметь представление о процессуальной и интонационно-образной природе музыки.

Понимать «зёрна-интонации» (темы) в развитии музыкального смысла.

Исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи.

Выявлять интонационную общность видов искусства в процессе их изучения, сравнения, экспериментирования.

Узнавать музыкальные фрагменты произведений разных жанров по характерным интонациям.

Передавать в разнообразной творческой деятельности эмоционально-образное содержание произведений искусства.

Уметь проводить сравнение и анализ вокальной, симфонической, инструментальной музыки разных стилей, жанров и форм.

Определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным проявлениям его принадлежности к определённому течению, художественному направлению, композиторской школе.

Овладевать навыками исполнения вокальных произведений в народном стиле.

Выявлять характерные черты и специфику музыкального языка народов России.

Участвовать в народных праздниках, гуляниях, играх, школьных ярмарках

Путь к слушателю, читателю, зрителю (12 ч)

Возникновение художественной деятельности как условия существования человека. Искусство — способ философского осмысления жизни в её нравственно-эстетическом измерении.

Природа и предназначение художественной деятельности, воздействие искусства на человека. Театр как интегративная художественная целостность (взаимодействие и взаимопроникновение живописи, музыки, литературы и других видов искусства).

Обусловленность организации выразительных средств искусства направленностью на восприятие читателя, зрителя, слушателя («добавочные приёмы искусства»).

Научное и художественное познание

мира — общее и специфическое.

Механизмы «заражения» и «внушения» в музыке, интонационные «узелки на память» — условия понимания драматургической сущности развития музыки

Понимать художественную деятельность как высшую форму ценностного отношения человека к жизни.

Понимать историческую обусловленность возникновения искусства как условия самовоспитания человека.

Уметь объяснять многообразие видов, форм и жанров искусства необходимостью полихудожественного воздействия на человека.

Понимать театр как синтетический вид искусства, помогающий рассмотреть жизнь во всех её противоречиях, вводящий зрителя в систему общечеловеческих идеалов и ценностей.

Выявлять в художественном комплексе (фрагменте), в том числе музыкальном, специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя.

Уметь объяснять логику раскрытия любого чувства в музыке художественным воссозданием его процессуальности в реальной жизни.

Исполнять фразы, темы, интонации из полюбившихся музыкальных произведений.

Сочинять мелодии на заданные поэтические тексты, подбирать музыку к произведениям изобразительного искусства, иллюстрировать музыкой типичные жизненные ситуации.

Знать великих отечественных исполнителей прошлого и настоящего: С.В. Рахманинова, Ф.И. Шаляпина, Е.А. Мравинского, Н.А. Обухову, А.В. Нежданову, С.Я. Лемешева и др.


Формы контроля :

устный опрос,

творческие задания,

самостоятельная работа,

тестирование.


Тематическое планирование 5 класс ФГОС Тема года « На перекрёстке искусств –художественное познание мира» (35час)

Номер

Урока


Тема урока

тип урока

Количество

часов






Вид учебной деятельности


Виды контроля

Дата

план

Дата

факт





Искусство слышать, искусство видеть

6 ч












1

  1. О чем молчит рояль


Усвоение новых знаний

Слушание музыки, работа с учебником, анализировать многообразие связей музыки и литературы.

Исполнение песни в коллективе сверстников понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки

текущий




Умение слушать и вступать в диалог.




Учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.





2

  1. Мир,

запечатленный человеком

Комбинированный

1

Слушание музыки, работа с учебником,

Рассмотреть взаимосвязь музыки и речи.

Хоровое пение.Исполнение песни в коллективе сверстников понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки

текущий

Дата план

Дата факт




Разучивать и исполнять песни


Уметь выражать свое впечатление в пении


Принимать и сохранять учебную задачу,



3

  1. Внутренний голос



Комбинированный

1

Слушание музыки, работа с учебником,

Рассмотреть взаимосвязь музыки и речи.

Хоровое пение.Исполнение песни в коллективе сверстников понимая их драматурги-ческое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки

текущий




4

  1. Где кончаются слова – начинается музыка.


Комбинированный

1

Слушание музыки, работа с учебником,

Рассмотреть взаимосвязь музыки и речи.

Хоровое пение. Исполнение песни в коллективе сверстников понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки

Текущий

Дата план

Дата факт


5

  1. Несколько взглядов на цветок


Комбинированный

1

Слушание музыки. Различать особенности построения музыки Исполнение песенного репертуара. Исполнение песни в коллективе сверстников понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки

Текущий




6

  1. Люди искусства


Комбинированный










1

Слушание музыки. Различать особенности построения музыки Исполнение песенного репертуара. Исполнять песни в коллективе сверстников понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки. Выполнение тестового задания.

Тематический






Истоки творчества

8 ч



Дата план

Дата факт


7

  1. Мастерская литератора



Комбинированный


1

Слушание музыки. Определение характера и настроения музыкальных произведений

Хоровое пение. Работа над вокальной и исполнительской культурой.

Текущий




8

  1. Мастерская композитора


Комбинированный


1

Слушание музыки. Определение характера и настроения музыкальных произведений

Хоровое пение. Работа над вокальной и исполнительской культурой.

Текущий




9

  1. Мастерская художника


Комбинированный


1

Слушание музыки, определение характера и настроения муз. произведения, сравнительный анализ музыкальных тем, пластическая импровизация в форме дирижёрских жестов, работа с учебником, Хоровое пение. Работа над вокальной и исполнительской культурой.

Текущий




10

  1. «Сочинение сочинён

ного…»


Комбинированный

1

Слушание музыки, интонационно- образный анализ, пластическая импровизация в форме дирижёрских жестов, работа с учебником, хоровое пение. Работа над вокальной и исполнительской культурой.

Текущий




11

  1. Сочинение сочинённого.


Комбинированный

1

Слушание музыки, интонационно- образный анализ, работа с учебником, пластическая импровизация в форме дирижёрских жестов, хоровое пение. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись

Текущий

Дата план

Дата факт


12

  1. Беседы на перекрестке искусств.


Комбинированный

1

Слушание музыки, интонационно- образный анализ, работа с учебником, хоровое пение. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Текущий




13

  1. Беседы на перекрестке искусств.


Комбинированный

1

Слушание музыки, интонационно- образный анализ, размышлять о средствах выразительности работа с учебником, выполнение творческих заданий, хоровое пение, работа над правильным дыханием.

Текущий




14

  1. Маэстро

Ищите, свищите!



Комбинированный






1

Слушание музыки, интонационно- образный анализ, Размышлять о средствах выразительности работа с учебником, выполнение творческих заданий хоровое пение, работа над правильным дыханием, Выполнение тестового задания.

Тематический






Образный язык искусства

9 ч


15

  1. Великие музыканты-исполнители


Комбинированный

Слушание музыки, интонационно- образный анализ, стилевой разбор, определение характера и настроения музыкального произведения, работа с учебником, хоровое пение, работа над правильным дыханием.

Текущий




16

  1. Жизненные правила для музыкантов


Комбинированный

1

Слушание музыки, интонационно- образный анализ, стилевой разбор, определение характера и настроения музыкального произведения, работа с учебником, хоровое пение, работа над правильным дыханием.

Текущий




17

  1. Ещё один взгляд на цветок


Комбинированный


1

Слушание музыки, интонационно- образный анализ, определять образный строй музыки, работа с учебником, хоровое пение, выразительное исполнение песенного репертуара.

Текущий





18

  1. Рисует пианист Святослав Рихтер


Комбинированный

1

Слушание музыки ,определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным проявлениям интонационно- образный анализ, работа с учебником, хоровое пение. Выразительное исполнение песенного репертуара

Текущий

Дата план

Дата факт


19

  1. Рисует певица Зара Долуханова


Комбинированный

1

Слушание музыки, определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным проявлениям интонационно- образный анализ, работа с учебником, хоровое пение. Выразительное исполнение песенного репертуара

Текущий




20

  1. Поэтическая

мастерская

Ветер Эллады несёт нам...


Комбинированный

1

Слушание музыки, узнавать характерные черты и специфику музыкального языка народов России, интонационно- образный анализ, работа с учебником, хоровое пение, исполнение вокальных произведений в народном стиле

Текущий




21

  1. Сафические строфы


Комбинированный

1

Слушание музыки, узнавать характерные черты и специфику муз. языка народов России, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение, исполнение вокальных произведений в народном стиле.

Текущий




22

  1. Зачем я пишу?



Комбинированный

1

Слушание музыки, узнавать характерные черты и специфику музыкального языка народов России, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение, исполнение вокальных произведений в народном стиле

Текущий

Дата план

Дата факт


23

  1. Великие универсалы


Комбинированный

1

Слушание музыки, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение, исполнение вокальных произведений в народном стиле. Выполнение тестового задания.

Тематический





Путь к слушателю, читателю, зрителю

12 ч




24

  1. Художник – хозяин над всем, что видит


Комбинированный

1

Слушание музыки, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение




Текущий




25

  1. Разум ученого и гений музыканта.


Комбинированный

1

Слушание музыки, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение




Текущий



26

  1. Вторая, («Богатырская») симфония


Комбинированный

1

Слушание музыки, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение




Текущий

Дата план

Дата факт


27

  1. Музыка- колокол


Комбинированный

1

Слушание музыки, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение




Текущий




28

  1. Имеющие уши да слышат


Комбинированный

1

Слушание музыки, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение



Текущий




29

  1. Истинный слух


Комбинированный


1

Слушание музыки, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение




Текущий




30

  1. Звук и цвет



Комбинированный

1

Слушание музыки, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение






Текущий




31

  1. Царство будущего



Комбинированный

1

Слушание музыки, интонационно-образный анализ, работа с учебником, пластическая импровизация, хоровое пение




Текущий

Дата план

Дата факт


32

  1. Как найти Синюю птицу?


Комбинированный

1

Слушание музыки, интонационно-образный анализ, работа с учебником, пластическая импровизация, хоровое пение






Текущий




33

  1. Сочинение сочинённого



Комбинированный

1

Слушание музыки, интонационно-образный анализ, работа с учебником, пластическая импровизация, хоровое пение






Текущий



34









11. Сочинение сочинённого

Комбинированный

1

Слушание музыки, интонационно-образный анализ, пластическая импровизация, хоровое пение.






Текущий

Дата план

Дата факт


35.



12.Промежуточная итоговая

аттестация


1

Слушание музыки, интонационно-образный анализ, пластическая импровизация, хоровое пение. Выполнение тестового задания








Промежуточный




Всего

35











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ и используемая литература

 Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект. Для учителя:

Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.О Усачева, Л.В. Школяр. – М. " Вентана Граф" 2015г.

Музыка. Нотная хрестоматия.5 класс сост. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр.--М. "Вентана Граф" 2015

 Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс (Электронный ресурс)/ сост. В.О Усачева, Л.В. Школяр. – М.:" Вентана Граф" , 2015 – 1 электрон.-опт. Диск (CD-ROM)

Уроки музыки. 5-7- классы: пособие для учителя / -М.: В.О Усачева, Л.В. Школяр. – М Вентана Граф" , 2015

Для учащихся:

Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.О Усачева, Л.В. Школяр. – М. " Вентана Граф" 2015г.

Музыкальное искусство. Рабочая тетрадь. Записная книжка. музыканта 5 класс. 2015г сост. В.О. Усачёва 2015г

Дополнительная литература для учителя:.

Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. – М.: Владос, 2011.-128с.

Апраксина Д.А. Из истории музыкального воспитанеия. 2011г.-207с.

Музыка 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека / Авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2011.-205с.

Музыка 1-8 классы: музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи / Авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2011.-205с.

Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей от 9 до 12 лет. – М.: Сфера, 2012.-111с.

Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: Учеб.-мет. Пособие.- М.: Глобус, 2012.-170с

Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2011.-232с.

Печатные пособия

Портреты композиторов.

Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал:

Карточки с признаками характера звучания.

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.

Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.

Дополнительная литература для учащихся:

Владимиров В.Н. Музыкальная литература // Владимиров В.Н, Лагутин А.И.. М.: Музыка, 2010.

Куберский И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов // Куберский И.Ю, Минина Е.В. . – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 2011.-160с.

Майкапар А. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2010.-864с.

Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2000.-672с.

Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 2000.-386с.

Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 2000.-127с.

Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.-576с.

Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 2000.-115с.

Интернет ресурсы:

Википедия. Свободная энциклопедия - Режим доступа: [link] ».

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Технические средства обучения

  • Музыкальный центр.

  • Компьютер.

  • Экран, проектор.

Экранно-звуковые пособия

  • Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

  • Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

  • Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.

  • Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.

  • Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

  • Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.

  • Нотный и поэтический текст песен.

  • Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

  • Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

Оборудование кабинета

  • Специализированная учебная мебель: стулья для учащихся.

  • Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.

  • Стол учительский Фортепиано