Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа Королёв Московской области «Детская музыкальная школа микрорайона Юбилейный»
С. С. Прокофьев «Детская музыка" op.65
«Утро»
Преподаватель по специальности фортепиано
Муратова Лидия Викторовна
2016г.
Введение
Мир детства с его наивностью, непосредственностью, любопытством и неукротимой энергией находит отражение в творчестве многих великих композиторов. О детях и для детей писали И.С. Бах, Й. Гайдн, Л. Моцарт, Р. Шуман, П. Чайковский, М. Мусоргский. Создавая детские репертуарные сборники и отдельные пьесы, они ставили различные задачи. И. С. Бах и Л. Моцарт в своих произведениях стремились обучить детей премудростям исполнительства на различных инструментах. Й. Гайдн хотел развлечь и доставить удовольствие. В альбомах для детей у Р. Шумана и П. Чайковского – попытка взглянуть на мир глазами ребёнка, а у М. Мусоргского – понять детскую душу и защитить от несправедливости.
В XX веке «эстафету» детской музыки подхватил С. С. Прокофьев. Об этой грани его творчества замечательно сказал Дмитрий Кабалевский: «Для маленьких любителей музыки сочиняли многие …, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьёзных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев». По словам В. Блока, великий композитор обладал талантом особого рода, чтобы «подобрать волшебные ключи к детским сердцам, найти образцы, созвучные ребячьему мироощущению и, в свою очередь, обогатить детское восприятие».
Детская музыка Прокофьева представлена самыми разнообразными жанрами. Это симфоническая сказка «Петя и волк», сюита «Зимний костёр», песни, циклы фортепианных пьес. Образами детства проникнуты балет «Золушка», Седьмая симфония.
Предметом рассмотрения данной работы является цикл миниатюр для фортепиано «Детская музыка» С.С. Прокофьева, созданный в 1935 году. Вспоминая о работе над этим циклом, композитор писал: «Летом1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял лёгкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости». К осени их набралась целая дюжина, которая затем вошла в цикл под названием «Детская музыка».
Композитор очень точно почувствовал образы и интонации, близкие детворе. И в этом, может быть, основной секрет популярности «Детской музыки», которая словно сроднилась с восприятием детей уже нескольких поколений.
Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр(«Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания(«Сказочка», «Раскаяние»).
Интересно, что все двенадцать пьес имеют чётко выраженную трёхчастность строения. Понятно, что трёхчастная форма, сочетающая в себе контрастность и повторность в изложении основных музыкальных мыслей, способствует «удобству» восприятия музыки, предназначенной для маленьких слушателей и исполнителей.
Рассматривая сюиту в целом, можно заметить одну интересную закономерность этого цикла– многие его части словно перекликаются по своему образному содержанию. Так, музыка «Вечера» со своим мягким «акварельным» колоритом чем-то близка «Утру», «Сказочка» и «Ходит месяц над лугами» тонко и неназойливо вводит маленького слушателя в волшебный мир сказочности и песенности. Эта «перекличка» крайних частей цикла (двух начальных и двух завершающих) образует своеобразное, двойное обрамление. Известно, что композиционный приём обрамления существует не только в музыке, но и в литературе (обрамление рассказа повествованием «от автора»), в былинном фольклоре (зачин и завершение былины сказителем), в драматургии (пролог и эпилог пьесы).
Пьесы сюиты Прокофьева композиционно связаны, их объединяет сюжетная линия музыкального повествования, описывающего события дня ребёнка – с утра и до вечера.
Большая часть пьес из этого альбома доступна для разучивания и исполнения детьми на занятиях в классе фортепиано. На примере этих произведений дети знакомятся с новаторскими (по сравнению с классическими гармониями) гармоническим языком 20 века, развивают образное, ассоциативное мышление, овладевают разнообразными музыкально-исполнительскими навыками. Пьесы с характерными названиями обращают внимание детей на внутренний мир человека, помогают ярче воспринять мир природы.
Прокофьев Сергей Сергеевич (1891— 1953), русский советский композитор, пианист, дирижёр и педагог, профессор. Народный артист РСФСР. Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия. Родился 23 апреля 1891 г. в имении Сонцовка (ныне село Красное) Донецкой области Украины. Умер 5 марта 1953 г. (61 год), [link] , РСФСР, СССР.
Искусство ХХ в.-это неспокойное искусство. Мощнейшая энергетика жизнеутверждения, отличающая его музыку, резко противостояла "сумрачному эмоцианолизму", кризисной ситуации начала ХХ века.
"Из множества противоречий рождалось единство, которое мы называли Сергей Прокофьев"- сказал Б.Асафьев. С.Прокофьев явился провозвестником новой исполнительской эстетики.
С.С. Прокофьева можно смело назвать солнцем русской музыки ХХ века." Прокофьев -светлый гений, веселый гений русской музыки,-писал Борис Асафьев -
Любой жанр, за который брался Прокофьев, является в его руках необычным."
Сам он играл на рояле самозабвенно, упоительно и бесстрашно, "как юный бог" (Д. Бальмонт). Чувство внутренней независимости, ощущение простора -вот что отличало игру Прокофьева-пианиста. Об этом необходимо помнить всем исполнителям. Юные музыканты в этом плане не являются исключением.
Зорким взглядом наблюдателя, зарисовщика, мыслящего образно, картинно -обладал С.Прокофьев.
Сама природа с ее запахами, звуками, ритмами, которой он поклонялся поделилась с ним этими свойствами. Он говорил: " Мне нравились -крик петуха, запах лошадей, смешанной с махоркой" Все это начиналось с детства и продолжалось в юности. Он обладал природным динамизмом натуры. " Я не люблю пребывать в состоянии, я люблю быть в движении"-говорил С.Прокофьев.
Детская музыка Прокофьева представлена самыми разнообразными жанрами. Это симфоническая сказка «Петя и волк», сюита «Зимний костёр», песни, циклы фортепианных пьес. Образами детства проникнуты балет «Золушка», Седьмая симфония. Фортепианный цикл "Детская музыка-12 пьес" принадлежит к "золотому фонду" педагогического репертуара и являются азбукой прокофьевского стиля и его концентратом. Очень разнообразны по сюжету и характеру музыки, увлекательны по своим образам, занимательны своей необычной, по-прокофьевски свежей мелодикой, гармонией, ритмом.
Работа над «Детской музыкой» поставила перед Прокофьевым задачу большой художественной сложности. Вспоминая о работе над этим циклом, композитор писал: «Летом1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял лёгкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости». К осени их набралась целая дюжина, которая затем вошла в цикл под названием «Детская музыка».
Фортепианная музыка для детей имеет довольно давние и богатые традиции, и сказать новое слово в этом жанре было нелегко. Но Прокофьев блестяще справился со своей задачей. Композитор очень точно почувствовал в дыхании сегодняшней жизни интонации и образы, близкие детворе. И в этом, может быть, основной секрет популярности «Детской музыки», которая словно сроднилась с восприятием детей уже нескольких поколений. Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»).Интересно, что все двенадцать пьес имеют четко выраженную трехчастность строения. Понятно, что трехчастная форма, сочетающая в себе контрастность и повторность в изложении основных музыкальных мыслей, способствует «удобству» восприятия музыки, предназначенной для маленьких слушателей и исполнителей. Слушая музыку, в самом названии которой содержится слово "детская", невольно задумываешься, какой смысл вкладывал в него композитор. ”Детская", то есть предназначенная для исполнения детьми, для слушания детьми, или же в этой музыке отражены воспоминания автора о его детских годах? А может быть, здесь проявляется тот "мотив" детства, который никогда не прекращает звучать в душе взрослого человека и позволяет художнику с обостренностью, характерной для восприятия ребенка, почувствовать многоцветье мира?
Детство-это "чудное дрожащее счастье... тысяча мелочей, запахов, оттенков, которые вместе составляют что-то упоительное и раздирающее, ничем не заменимое"-В.Набоков.
Каждый композитор, создающий "детские" произведения, погружает по-своему в этот особенный мир, где так часты прозрения и удивительные видения, где так тонки перегородки между слухом, зрением, обонянием, осязанием.
Головокружительным упоением жизнью, восторженным чувством счастья захватывает "Детская музыка" С. Прокофьева.
Двенадцать легких пьес, составляющих "Детскую музыку" (ор 65), композитор сочинял одновременно с "Ромео и Джульеттой". Романтические отзвуки балета ощутимы в сборнике для детей. Вместе с тем, по признанию самого композитора, при создании этого цикла в нем проснулась " старая любовь к сонатинности", достигшая здесь как ему казалось, " полной детскости". "Сонатинность"-понятие неоднозначное для Прокофьева: это тяготение к старинному, и стремление к прозрачности и простоте, свойственным детскому мироощущению. Вспоминаются слова Мандельштама: "Рояль-это умный и добрый комнатный зверь с волокнистым деревянным мясом, золотыми жилами и всегда воспаленной костью. Мы берегли его от простуды, кормили мягкими,
как спаржа сонатинами..." Нельзя не вспомнить также, что своим любимым композитором Сергей Прокофьев называл И.Гайдна, в музыке которого ценил ясность, жизнелюбие и склонность к веселой выдумке. Л.Наумов остроумно назвал Гайдна самым непредсказуемым, "детективным" композитором.
Склонность к "детективности" не чужда и Прокофьеву. Небольшие пьесы прокофьевского цикла не только созвучно эмоциональному миру ребенка-они "соразмерны" его духовным и физическим возможностям. Композитор создал музыку, соответствующую душе ребенка и его руке-ее размеру, подвижности, силе, осязательной чуткости. Важнейшим критерием здесь является чувство меры: малейшее превышение темпа, динамики или же эмоциональный "пережим" могут увести в сторону от постижения прокофьевского замысла.
Возможно поэтому сочинение это в высшей степени популярное в педагогическом репертуаре, играется на эстраде и записывается концертирующими пианистами крайне редко. Самое трудное-оставить музыку Прокофьева такой, какова она есть, постичь неповторимость его пронизанного поэзией и чистотой лиризма. "Я не хочу быть под чьей-то маской, я всегда хочу быть самим собой!" -восклицал композитор. "Игрой вечно творящей природы" называла "Детскую музыку" пианистка В.Разумовская. Она полагала, что главное для исполнителя-передать не только красоту музыки Прокофьева, но и бесконечную доброту. Проницательное высказывание принадлежит А.Есиповой, учившей его фортепианному искусству. В ответ на вопрос, какое качество она более всего ценит в музыке своего ученика, Анна Николаевна ответила: "Нежность". Это точно найденное слово могло бы послужить девизом для тех, кто приступает к изучению прокофьевского цикла.
Следуя традициям детского альбома П.Чайковского, Прокофьев в своем сочинении рисует день ребенка, насыщенный богатыми впечатлениями, а порой и серьезными переживаниями каждая пьеса окрашена в свой цвет, напоена своим ароматом, она " осязаема" и вызывает чувственно-ассоциативные реакции. Самое дорогое качество Сергея Прокофьева-это его дивная лирика. "Горным цветком, поражающим запахом и прелестью"-назвал лирику С. Прокофьева известный пианист Э. Гилельс. Все события происходят здесь с детьми на природе, на вольном воздухе. У Прокофьева
много свежести и тех простых, совершенно неожиданных очарований, которые мы с детской радостью узнаем и встречаем в природе, где мы видим неожиданного зверька, невиданный цветок, вдруг взлетевшую бабочку..."-писал Д. Бальмонт.
Композитор музыкальными средствами воссоздает тот естественный и непосредственный процесс познания ребенком мира, в котором нет деления на главное и второстепенное. Любая деталь содержит элемент неожиданности и может, в зависимости от избранного ракурса рассмотрения, возрастать и уменьшаться в свой ценности подобно Алисе в стране чудес.
По мнению И. Нестьева, самое простое и классическое в музыке Прокофьева -это форма, ритм, фортепианная фактура. Самое сложное и необычное -гармонический язык, полифонические приемы, иногда мелодика. Течение музыкального процесса у композитора прерывистое, один сравнительно замкнутый эпизод сменяется другим, что превращается порой" в игру калейдоскопических неожиданностей". "В изысканном примитиве открываются новые связи, устанавливаются принципы объединения звуковых образований, дотоле казавшихся несоединимыми,-пишет М. Тараканов.
Новаторским явилось и отношение Прокофьева к проблеме соотношения звука и цвета (то есть синопсии).
Музыка Прокофьева замечательна тем, что вовлекает пианиста в пленительный мир игры, по своей природе предназначенный для душевного раскрепощения. По утверждению Ф.Шиллера, из всех существ на Земле только человек умеет играть и он только тогда вполне человек, когда играет. Говорят, взрослые в той или иной форме всю жизнь играют в игры, в которые они не доиграли в детстве.
"Играя прокофьевские сочинения необходимо чувствовать себя свободным от власти предвзятых правил. "Детская музыка" допускает большой диапазон вариативности ее исполнения.
Композитор "разрешает" ребенку многое: свободно пользоваться всей клавиатурой, включая самые отдаленные ее регистры, экспериментировать с темпом, со звуком, с педалью. Выше всего Прокофьев ценил в детской игре искренность и свободу личностного волеизъявления. И пусть ребенок в известной мере выйдет за рамки "дозволенного", главное, чтобы его отношение к музыке было искренним и естественным. Романтическая окрашенность прокофьевской музыки по-особому преломляется на тех ее лирических страницах, которые лишены чувствительности и не предполагают глубокого певческого тона. Показательно, что во всем цикле "Детская музыка" лишь дважды появляется авторская ремарка espressivo! Не редко с удивлением замечаешь, что именно легкой, пластичной детской руке лучше всего удается исполнение прокофьевской кантилены.
В лирической сфере у Прокофьева проявилось то качество, которое М.Тараканов определил понятием "Совмещение несоединимого". Целомудренно чистая, хрустальная лирика композитора обладает неповторимым колоритом, если можно так сказать, " Клависинно-импрессионистским", что трудно достижимо на фортепиано.
Прозрачный как ключевая вода, звонкий, далеко несущийся звук прокофьевского рояля предполагает ясность атаки и точность завершения каждого тона. Увлеченность композитора колоритом, напротив, требует зачастую размытости контуров, тончайшей акварельной звукописи. Сбалансировать эти трудносовместимые моменты не всегда просто-графической четкости мелодии и зыбкости колорита-в этом и есть секрет прокофьевского лирического откровения.
Г. Нейгауз говорил, что "звуковая перспектива столь же реальная в музыке для слуха, как живопись для глаза". Эти слова могли бы послужить эпиграфом к прокофьевскому циклу. Музыкальная речь Прокофьева-это в большой мере конструирование, строительство. В прокофьевской мелодии оригинальнейшим образом преломилось речевое начало музыкального интонирования. Немалую роль в этом плане выполняет акцентировка. По воспоминаниям Б.Асафьева, неоднократно слышавшего игру самого Прокофьего, оригинальная акцентировка была отличительной чертой его исполнительского стиля.
"Акценты в исполнении Прокофьева являются ценнейшим оформляющим фактором, вносящим его игру заостренность, капризность и особенный сухой блеск".
Детская музыка, однако столь же занимательна как альбомы Чайковского и Шумана, но занимательность здесь другого рода. Это захватывающее "узнавание" самих себя в искусстве. Сергей Прокофьев входит в жизнь ребенка изнутри, смотрит на жизнь его глазами.
Теперь остановимся и разберем особенности пьес цикла. Каждая из 12 пьес цикла имеет четко выраженную 3х частность строения: No1-4, No5-8, No9-12. Понятно, что трёхчастная форма, сочетающая в себе контрастность и повторность в изложении основных музыкальных мыслей, способствует «удобству» восприятия музыки, предназначенной для маленьких слушателей и исполнителей. Драматургию целого в "Детской музыки" решать можно по-разному. Рассматривая сюиту в целом, можно заметить одну интересную закономерность этого цикла. Многие его части словно перекликаются по своему образному содержанию. Так, музыка «Вечера» со своим мягким «акварельным» колоритом в чем-то близка «Утру»; «Сказочка» и «Ходит месяц над лугами» тонко и неназойливо вводят маленького слушателя в волшебный мир русской сказочности и песенности. Эта «перекличка» крайних частей цикла (двух начальных и двух завершающих) образует своеобразное «двойное» обрамление. Известно, что композиционный прием обрамления существует не только в музыке, но и в литературе (обрамление рассказа повествованием «от автора»), в былинном фольклоре (зачин и завершение былины сказителем), в драматургии (пролог и эпилог пьесы). В сюите же Прокофьева эта композиционная особенность связана с сюжетностью музыкального повествования; при этом сюжетность «Детской музыки» является обобщенной. Она характеризует не «буквальное» внутреннее развитие каждой миниатюры, а цикл в целом. Пьесы сюиты Прокофьева композиционно связаны, их объединяет сюжетная линия музыкального повествования, описывающего события дня ребёнка – с утра и до вечера. Как мы видели, подобная же «арочная» связь пьес охватывает и миниатюры, входящие в середину сюиты. Такая последовательно развитая взаимосвязанность пьес сборника — не частое явление в произведениях, предназначенных детям. Эта особенность сюиты воспитывает в юных слушателях и исполнителях обобщенность художественного восприятия.
"Утро"
Пьеса открывает сборник, Прокофьев предлагает играть её в темпе Andante tranquillo. Это миниатюрное произведение рассказывает слушателю о пробуждении всего на земле: растений, животных, людей – в светлое, возможно, летнее утро. По аналогии с "Утренней молитвой" Чайковского эту пьесу следует исполнять "тихо", улавливая в широком пространстве самые отдаленные звуки. Тишина-особое состояние души призывающее ребенка обозреть большие просторы начинающей жизни. Между аккордами, звучащими то в высоком, то в низком регистрах, свободно и легко дышится светлой, простой, какой-то по-особому свежей «утренней» мелодии. Можно представить, что солнце ещё не взошло, но его первые, прозрачные лучи мягко освещают природу. А в глубоких басах будто слышны остатки уходящей ночи – там все ещё в тени, туда ещё не дошли первые предвозвестники наступающего дня. В среднем разделе пьесы, идущая в левой руке певучая, мерно поднимающаяся тема, напоминает тембр фагота. Дыхание фразы длинное (4+2+2), исполнение мелодии требует хорошее легато. В сопровождении, в правой руке (9-й такт), предпочтительнее следующая, более удобная, аппликатура: не 1-3, а 1-5 пальцы. Тогда рука остаётся в собранном положении, особенно если она небольшая. Композитор для воплощения светлого утреннего настроения использует много приёмов: здесь и прозрачная фактура, где обособлены низкие и высокие регистры, и любование чистыми звучаниями консонирующих трезвучий, здесь и негромкая динамика, от mp до pp, показывающая всю тишину и умиротворённость свежего утра. Медленный темп andante tranquillo создаёт впечатление пробуждения после длительного сна: просыпается все – и природа, и люди.
При внешнем спокойствии и безмятежности музыка прокофьевского " утра" исполнена творящей и преобразующей материал энергии. Здесь нет и намека на статичность. Вспоминаем высказывание самого композитора: "Я не люблю пребывать в состоянии, я люблю быть в движении". Можно отметить интересные прокофьевские указания автор настойчиво напоминает о необходимости оставаться в пределах динамики piano: pp, p, mp-встречается на протяжении 29-тактной пьесы 13 раз. Композитор лишь один раз в данной пьесе дает ремарку dolce. Ремарка cantabileу Прокофьева появляется только в 18 такте. Исходя из этого можно сделать вывод, что весь предшествующий материал (за исключением басовой линии) требует не певучего звука, а скорее легкого, моментами возможно, даже " безопорного" характера прикосновения при свободном использовании педали. Именно педаль позволит здесь проникнуть в царство утонченной акварельной звукописи композитора. В "Утре" немало звукокрасочных моментов, которые ученик по возможности должен найти, угадать. "Утро постепенно из пасмурного становится солнечным"-так остроумно высказываются ученики. Характерные черты прокофьевского стиля выраженные в "игре трезвучиями" и в роли просто гаммы до мажор. Гамма эта дважды проходит через всю клавиатуру (вначале как восходящая в басу, начиная с ремарки mf gravemente, затем как нисходящее в сопрано, начиная с ремарки cantabile) чтобы преодолеть возникающую статичность, важно эту гамму проинтонировать декламационно-выразительно. Темп берется достаточно подвижный, но с присутствием спокойствия это миниатюра производит впечатление выразительно свободной льющейся речи и является примером прокофьевского лирического откровения. Пьеса содержит элементы полифонии, требует умения прослушивать аккорды, выразительно исполнять партию левой руки. Также пьеса учит свободному, пластичному переносу рук в разные регистры, красочному использованию педали, которая ещё больше подчеркивает ощущение широты и воздушности, пронизанной первыми солнечными лучами. Технических трудностей в этой пьесе нет, поэтому рекомендуется работать над тембровым звучанием пиано, как можно лучше прослушивая каждую гармонию, и ощущая мягкую опору в пальцах. Эта пьеса научит более смело пользоваться разными регистрами фортепиано и прислушиваться к их тембровому разнообразию.
Каждая из этих пьес цикла не только доставит удовольствие юным пианистам, но и принесет им большую пользу разовьет их творческую фантазию, продвинет их пианистическую технику.
Замечательная музыка С. Прокофьева несет собой радость всем, кто с ней соприкасается,- и взрослым, юношеству, и детям. «Кардинальным достоинством или пороком, если хотите в моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы. Я никогда не хотел что либо делать только потому, что этого требуют правила. И я не стесняюсь заявить, что по существу являюсь учеником своих собственных идей. Во всем что я пишу, я придерживаюсь двух главных принципов ясность и выявление моих идей, лаконизм, избегание всего лишнего в их выражении.» С.Прокофьев.
«Один из первых он передал в музыке бури своего века. Он вырос в дореволюционные годы, он знал назубок азбуку классической гармонии , он любил правду в искусстве : он умел слушать время.
«Отпечаток мужественности, энергии, какой-то интеллектуальной неутомимости при глубочайшей способности к лирике лежит на всей музыке Прокофьева......Прокофьев, мужественный, чеканный, острые и в тоже время простые, прочные, как гранит, ритмы, вселяющие в душу слушателя радостные, добрые мысли и чувства», писал Г.Г. Нейгауз.
Список использованной литературы:
1.Гаккель Л. Фортепианное творчество С.С. Прокофьева. Л., 1960г.
2.Тараканов М. Прокофьев и некоторые и вопросы современного
музыкального языка.
3.Асафьев Б. Критические статьи и рецензии. М.;Л., 1967. С. 260.
4.Нейгауз Г. Об искусстве фортепиано игры. М., 1961
5.Дельсон В., Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. М.:Советский композитор,1973
6.Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. М.: Советский композитор, 1973
9