Модуль 2 Методические основы формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Конспект открытого занятия по теме: «Эх, зимушка-зима!» для детей подготовительной группы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


[pic]























Конспект открытого занятия по теме:

«Эх, зимушка-зима!»

для детей подготовительной группы

Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, то он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»


В.А.Сухомлинский

















Пояснительная записка




«


Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.


Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту


высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.


Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.


«Эх, зимушка-зима….»

Цель:

Эстетическое развитие старших дошкольников через эмоциональное восприятие музыки и осознание ими средств музыкальной выразительности при передаче великолепия и многообразия зимней природы.

Задачи:

Обучающие: учить детей различать изобразительный характер музыки, стимулировать творческие проявления, способность к импровизации, двигаться в соответствии с динамикой и характером музыки


Развивающие: развивать навыки коммуникации , самоорганизации и контроля, создать у детей эмоциональный отклик на музыку, продолжить формирование ритмических и певческих навыков.


Воспитательные: воспитать грамотного и заинтересованного слушателя.

Реализовать такие психологические характеристики детей, как воображение, ясность речи, коммуникативность, эмпатию (сопереживание).


Предварительная работа: консультация с педагогом-психологом по теме «Особенности восприятия контрастных образов в дошкольный период», тесное сотрудничество с педагогом подготовительной группы в процессе

подготовки открытого занятия.

Беседа с ребятами подготовительной группы о зиме, её проявлениях и образах.


Оборудование: мультимедийный центр, компьютер, оркестратор, проектор либо телевизор.


Ход беседы

Дети входят в зал, и рассаживаются на стульчики по обе стороны зала.

Установление эмоционального контакта.


Педагог. Сегодня, ребята, у нас не совсем обычная встреча, мы поговорим с вами о красоте. А поможет нам в этом особая гостья, а кто она- вы узнаете, отгадав загадку.




Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Дети: - Зима!

Педагог:

Правильно, зима. Сегодня мы увидим её в разном свете, мы будем петь о ней, танцевать, слушать музыку, играть, делиться своими наблюдениям, впечатлениями, искать образы, сравнения. А назовём мы нашу вчтречу- «Эх зимушка-зима!»

Для начала весёлая разминка!


Музыкально ритмические разминка.


Детская песня - Игра- «А на улице мороз».

(по окончании разминки ребята садятся на свои места)

Педагог: Славно согрелись ребята?... Хотите больше узнать о зиме?....


Развитие чувства ритма.


Педагог: Хорошо! Тогда вперёд! Послушайте ритмическое упражнение, я прочитаю вам зимнее четверостишие, которое состоит из чередования коротких и длинных хлопков. Определите, пожалуйста, количество длинных хлопков.

Педагог прохлопывает в ладоши ритмический рисунок упражнения.

На полянку, на лужок,

Тихо падает снежок, Улеглись пушинки

Белые снежинки.

Педагог: Ребята, сколько длинных хлопков вы услышали?

Дети: шесть (иные ответы детей)

Педагог: Правильно ребята? (варианты прихода к истине в процессе общения)

А сейчас мы усложним задание.

Педагог делит детей на две группы: одна группа детей прохлопывает в ладоши первую фразу, другая по коленям вторую фразу. Затем группы меняются. По окончании педагог предлагает прохлопать ритмический рисунок всем вместе.

Педагог: А теперь – музыка!

Слушание музыки.


Педагог:

(звучит музыкальная зарисовка А. Стоянова «Снежинки»)

Снежинки кружатся, на землю ложатся, как тысячи белых ежат.

Шапкой на дерево, шубкой на землю - От холода пусть не дрожат.

- Землю укрою,- скажет снежинка.- Пусть ей будет тепло!

И под сугробом выживет кустик -Всем морозам назло!

Создавать эмоциональный отклик на музыку, развивать способность, анализировать переживания, развивать воображение.


Педагог: Прозвучала музыка, ребята, скажите, что вы представляли себе, когда слушали её? (ответы детей…направление - звонкая, музыка- признак лёгкости и покоя, «образ падающих снежинок»).

А какими вы их увидели?

Дети: Мерцающими, светящимися, падающими!

Педагог: «Назовите мне знакомые инструменты, звучание которых вы услышали?»

Дети: - Металлофон, треугольник, колокольчики.

Педагог: Правильно! Эти музыкальные инструменты очень точно передают образ мягкой, сказочной, застывшей зимней природы.

- «Посмотрите и послушайте, пожалуйста, эту зимнюю зарисовку, (Слушают и смотрят зарисовку на музыку М. Таривердиева)

Педагог: Вам понравилось, ребята? А скажи-ка (обращение к одному ребёнку), какое настроение природы ты почувствовал? А что ты увидел ? (к другому ребёнку)

Дети: (возможные ответы детей)- Мечтательное, спокойное, загадочное, зачарованное!

Педагог:

Верно, и музыка передаёт это настроение, это волшебство и сказку?

А у нас свами ребята есть замечательная песня, передающая то же настроение и называется она…Зимняя сказка…. Давайте споём её.


Пение.


(исполняют «Зимняя сказка» сидя на стульчиках)

Педагог:

Звучит фонограмма Вивальди – «Времена года»

«Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой

Вдруг соломкой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.

-Ребята, скажите, а какой ещё бывает зима?

Дети: - морозная, студёная, ледяная, страшная и могучая (иные ответы детей).

Педагог: Правильно, ребята, зима бывает и такой (используется видеозарисовка «Лучшая короткометражка», особенностью которой является сочетание характерного «тревожного» аудиоряда с могуществом и мощью зимней природы).


(возможные реплики и возгласы, поддержка и развитие впечатлений и эмоций на уровне короткой беседы)



Очень хорошо! Все ваши впечатления были интересными, оригинальными.

Педагог:

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Игра

Танец-зарисовка «Что нам нравится зимой?»

Развитие эмпатии: ориентации на эмоциональное состояние и поведение другого, у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта. Развитие способности общаться с помощью пантомимики, мимики, жестов. Развитие внимания.

Подведение итогов через общение с детьми о прошедшем занятии.

Педагог:

Наше занятие подходит к концу

(направление беседы и возможные наводящие вопросы)

Какой бывает зима?

Скажите пожалуйста, какая музыка вам больше понравилась и чем она вам запомнилась?

Какие музыкальные инструменты наиболее точно отображают загадочность и мягкую красоту природы? А звучание каких вызывают тревогу и ощущение опасности?


Анализ беседы


Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:


дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.


их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;


они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;


стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;


создавать пластические этюды и танцевальные композиции;


находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее при применении педагогической модели, в которой возможна интеграция разных видов деятельности.

Список используемой литературы.

1.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 -6 лет. -ТЦ Сфера.2008

2. Минина Е. А. Праздники, развлечения и игровые занятия для детей с детском саду для детей 5

-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.

3.Радынова О.П. Слушаем музыку. М. Просвещение, 1990.

4.И. Каплунова, И. Новоскольцева .Праздник каждый день(подготовительная группа).