Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Русятинская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по музыке
2016 – 2017 учебный год
4 класс
Рабочая программа на основе программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1 – 4 классы ФГОС», 2013 год, авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Годовое количество часов – 34 часов
Годовое количество учебных недель - 34
Количество часов в неделю – 1 час
Учитель: Сухорученко Валентина Ивановна
( образование – высшее, категория – высшая) Рассмотрен на заседании МО учителей филологии и искусств ______ августа 2016 года
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы « Музыка. 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета « Музыка», всего 34 часов, в том числе 1 обобщающий урок. Данная рабочая программа обеспечена учебно–методическим комплектом авторов Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, включающим программу по предмету « Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений, учебник « Музыка.4 класс» ( М.,Просвещение, 2013), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, методическое пособие «Музыка. 1-4 классы» ( М., Просвещение, 2013).
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.. Мы живём на казачьей земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы 4 класса введён региональный ( казачий) компонент в следующих темах: « Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности», « На великий праздник собралася Русь!», « Композитор – имя ему народ!, « Праздники русского народа: Троицын день». Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам, поэтому часы по темам программы немного изменены: в некоторых уменьшены, в некоторых добавлены. Предмет « Музыка» , развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно – творческих и творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.
4 кл. Основное содержание:
- 34
34
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ; - выявление характерных особенностей русской музыки ( народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран; - воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать её содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе; - развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям; - формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье; - формирование учений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; - расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство , кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления; - совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
Обучение музыкальному искусству в 4 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
Календарно-тематическое планирование
Тема урока Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Понятия
УУД
Личностные результаты
1 четверть - 9 часов «Россия – Родина моя!» (5 часов)
1
Мелодия.
«Вся Россия просится в песню».
Как мелодия передает душевное состояние композитора?
Мелодия. С.В.Рахманинов.
Жанр: инструментальный концерт. «Песня о России». В.Локтев.
Куплетная форма.
Регулятивные:
Целеполагание в постановке учебных задач.
Познавательные:
Владение навыками речевого высказывания.
Коммуникативные:
Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.
Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России.
2
«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
Как звучит вокализ?
Вокализ. С.В.Рахманинов. А, капелла. А.В.Нежданова.
Сопрано.
Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли.
П: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности.
К: продуктивное сотрудничество со сверстниками
Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества.
3
Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности
Как складывались народные песни.
Русская народная песня « У зори-то, у зореньки»,
«Солдатушки, бравы ребятушки»
Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли.
П: закрепление представлений о муз. языке русских народных песен, средствах муз. выразительности.
К: продуктивное сотрудничество со сверстниками.
Понимание значения народной музыки в жизни людей, общества.
4
« Я пойду по полю белому…»
Патриотическая тема в кантате С.С.Прокофьева. горестные последствия боя.
Кантата. С.С.Прокофьев. Меццо-сопрано. Альт.
Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя.
П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Становление эстетических идеалов. Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.
5
«На великий праздник собралася Русь!»
Как композиторы прославляют защитников нашей Родины?
Кантата. С.С.Прокофьева
« Александр Невский». М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»
Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя.
П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Становление эстетических идеалов. Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.
«О России петь – что стремиться в храм» (1 час)
6
Святые Земли Русской. Илья Муромец
Как звучит стихира? Как жанр былины раскрывает образ
былинного героя?
Былинный напев.
Песнь-сказание.
А.П.Бородин «Богатырская» симфония. Стихира.
Пение а,капелла.
Икона «Всех святых в земле Русской просиявших».
Р: Принимать и сохранять учебную задачу.
П: Узнавать, называть жанры духовной музыки.
К: Формулировать свои затруднения.
«День, полный событий» ( 5 часов)
7
« Приют спокойствия, трудов и вдохновения…»
Осень в творчестве русских композиторов.
Как композитор передает осеннее настроение?
Лирика в поэзии и музыке.
П.И.Чайковский
«Осенняя песнь».
Г.В.Свиридов
«Осень», «Пастораль».
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.
П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения.
К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов.
Наличие эмоционального отношения к искусству.
8
« Что за прелесть эти сказки…»
Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов.
Как композитор «рисует» сказочные музыкальные образы?
Н.А. Римский-Корсаков « Сказка о царе Салтане…»
Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.
П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.
К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.
Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней.
9
Музыка ярмарочных гуляний
Какая музыка звучит на ярмарках?
Народные песни, наигрыши, обработка народной музыки.
Р: Оценка воздействия музыки на собственное отношение к ней.
П: Владение навыками самостоятельного интонационно- образного анализа муз. сочинения.
К: Совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Развитие мотивов музыкальной учебной деятельности.
2 четверть – 7 часов
10
Святогорский монастырь
Колокольные звоны.
Музыкальная тема.
Регистры. Тембры.
Вступление к опере М.П. Мусоргского « Борис Годунов».
Р: Обобщенность действий, критичность.
П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
К: Оценка действий партнера в групповой деятельности.
Развитие эмоциональной отзывчивости.
11
Приют, сияньем муз одетый…»
Как музыкальные впечатления отражались в творчестве поэта?
Музыка Тригорского
( Пушкинские Горы). Картины природы в романсе
« Венецианская ночь» М.И.Глинки.
Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия.
П: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей.
К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.
Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
« Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3 часа
12
Композитор – имя ему народ
Народная песня – летопись жизни народа. Песни разных народов. Музыка в народном стиле.
Белорусская народная песня
« Бульба». Грузинская народная песня «Солнце, в дом войди».
Р: Установка на внимательное восприятие музыки.
П: Приобретение информации о значении народной музыки в жизни человека.
К: Речевые высказывания. Умение петь в хоре.
Понимание жизненного содержания музыки.
13
Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.
История возникновения первых музыкальных инструментов. Ведущие инструменты оркестра.
Р н п
« Камаринская»,
« Светит месяц»
Пляска скоморохов из оперы
« Снегурочка»
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. инструментах.
К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа.
Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся.
14
О музыке и музыкантах
Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах
Примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах.
В концертном зале ( 4 часа)
15
Музыкальные инструменты. Струнный квартет.
Вариации.
Как композитор в музыке передает ночной пейзаж?
Как определить музыкальную форму вариаций?
Струнный квартет.
А.П.Бородин.
Ноктюрн.
Музыкальная форма: вариации.
Стиль рококо.
Штрихи: легато, стаккато, акценты.
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.
П: Умение сравнивать музыкальные образы.
К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия.
Понимание жизненного содержания музыки.
16
Сюита.
«Старый замок»
« Счастье в сирени живет…»
Как звучит музыка средневековья?
Как услышать звуки старого замка?
Сюита.
Трубадуры, менестрели.
М.П.Мусоргский.
Музыка средневековья. Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ.
С.В.Рахманинов.
Сопрано.
Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки.
П: Владение муз. Словарем в процессе размышлений о музыке.
К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки
Мотивация учебной деятельности.
Я – слушатель.
Реализация творческого потенциала.
3 четверть – 10 часов
17
« Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Судьба и творчество Ф.Шопена. Как композитор передает в музыке свое отношение к Родине?
Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трёхчастная.
Ф. Шопен Мазурки,
Полонезы, Вальсы
Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П: Узнавать и называть танцевальные жанры.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Уважительное отношение к культуре польского народа.
18
«Патетическая» соната Л. ван Бетховена. Годы странствий.
« Царит гармония оркестра…»
Как изменяются и развиваются интонации в сонате Бетховена? Как композитор подчеркивает национальный колорит в музыке?
Музыкальный жанр: соната.
Главные темы экспозиции.
Людвиг ван Бетховен. Симфоническая увертюра. Хота.
Кастаньеты.
Р: Ставить новые учебные задачи.
П: Активизация творческого мышления.
К: Умение слушать друг друга.
Усвоение жизненного содержания музыкальных образов .
День, полный событий – 1 час
19
Зимнее утро, Зимний вечер,
Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С. Пушкина и музыке русских композиторов.
« Зимний вечер». Выразительность и изобразительность музыки.
Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П: Активизация творческого мышления.
К: Умение учитывать разные мнения.
Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека.
В музыкальном театре – 6 часов
20
Опера М.И.Глинки
« Иван Сусанин» ( II-III действия).
Музыкальная характеристика героев оперы.
Как композитор охарактеризовал
стан противника?
Как звучат сольные и хоровые сцены в опере? Как развиваются муз.темы главных героев?
Музыкальный образ.
М.И.Глинка «Иван Сусанин».
Полонез. Мазурка.
Музыкальная драматургия.
Контраст.
Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П: Узнавать и называть танцевальные жанры.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Ценностное отношение к музыкальной культуре.
21
Опера М.И.Глинки
« Иван Сусанин»
(IV действие).
Ария. Сцена в лесу.
Как ария характеризует Ивана Сусанина? Какая интонация пронизывает оперу?
Ария. Речитатив.
Ф.И.Шаляпин.
Р: Принимать и сохранять учебную задачу.
П: Использовать общие приемы решения задач.
К: Умение вести диалог.
Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
22
« Исходила младёшенька…»
Характеристика главной героини оперы М.П. Мусоргского
« Хованщина». Сравнительный анализ песни со вступлением к опере.
Симфонический оркестр.
Орхестра.
М.П.Мусоргский Опера
« Хованщина»
( музыкальные эпизоды)
Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.
П: Выбор способов решения учебных задач.
К: Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.
23
Русский Восток.
Восточные мотивы.
Как звучат восточные интонации? Особенности восточного колорита.
Восточные интонации. Вариации.
Орнамент.
Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.
К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов.
Готовность выражать свое отношение к искусству.
24
Балет И.Стравинского«Петрушка».
Как композитор изобразил сцену Масленицы ?
И.Ф.Стравинский.
Оркестровые тембры.
Музыка в народном стиле.
Р: Использовать речь для регуляции своего действия.
П: Узнавать, называть знакомые интонации.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета.
Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.
25
Театр музыкальной комедии
Как ориентироваться в мире музыки?
Как исполняют оперетту?
Музыкальный жанр: оперетта, мюзикл.
И.Штраус.
Ф. Лоу.
Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства.
П: Узнавать, называть жанры.
К: Формулировать собственное мнение и позицию.
Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 2 часа
26
Исповедь души.
Прелюдия. Революционный этюд.
Как звучат прелюдии Рахманинова?
Как меняются чувства от части к части? Как звучат прелюдии Шопена?
С.В.Рахманинов.
Ф.Шопен. Прелюдии. Форма музыки: трехчастная. Ф.Шопен
«Революционный этюд».
Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.
П: Поиск информации о жанрах симфонической музыки в учебнике.
К: Совершенствование действий контроля, оценки действий партнера.
Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
Мотивация учебной деятельности.
4 четверть - 8 часов
27
Мастерство исполнителя.
Закрепление знаний о музыкальных жанрах .
Р н п « Тонкая рябина»
Э.Григ « Песня Сольвейг».
Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.
К: Определение способов взаимодействия .
Готовность выражать свое отношение к искусству.
« О России петь – что стремиться в храм …» - 3 часа
28
« Праздников праздник, торжество из торжеств»
Тема праздника в духовной и народной музыке
Тропарь, молитва, народные песни.
Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства.
П: Узнавать, называть жанры.
К: Формулировать собственное мнение и позицию.
Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой
29
Родной обычай старины. Светлый праздник.
Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов.
Сюита С.В.Рахманинова
« Светлый праздник»
Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.
П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
К: Определение способов взаимодействия
Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
30
Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий
« Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Гимн Кириллу и Мефодию. Величание.
С. Рахманинов
« Богородице Дево, радуйся»
( №6 из
« Всенощного бдения»)
Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками.
Развитие эмоциональной отзывчивости.
« Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1 час
31
Праздники русского народа: Троицын день.
Знакомство с обычаями и обрядами, связанными с этим праздником.
А. Рублев
« Троица», молитвы.
Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.
П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
К: Определение способов взаимодействия .
Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3 часа
32
Музыкальные инструменты. Гитара.
История создания гитары. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары.
Авторская песня.
В.Высоцкий
« Песня о друге».
С.Никитин «Сказка по лесу идёт».
Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками.
Развитие эмоциональной отзывчивости.
33
Музыкальный сказочник.
Как композитор рисует сказочные музыкальные образы?
Музыкальная сказка.
Н.А.Римский-Корсаков.
Опера.
Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.
П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.
К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.
Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
34
Рассвет на Москве-реке.
Заключительный урок.
Повторение и обобщение полученных знаний.
Симфоническая картинка М. П. Мусоргского. Образ Родины.
Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.
П: Контролировать и оценивать результат деятельности.
К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами.
Развитие эмоциональной отзывчивости.