7 класс
II четверть
Раздел I. «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки».
Урок №6
Тема: «Сюжеты и образы духовной музыки».
Цель: Познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов - С.В. Рахманинов «Всенощное бдение» и И.С. Бах «Высокая месса»; актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанны с образами духовной музыки.
Задачи: 1. Обучающие: анализ музыкальных и поэтических образов Библии; формирование представлений о сходстве и различие духовной музыки, наблюдение за процессом развития духовной музыки.
2. Развивающие: формирование нравственно-эстетического вкуса, представлений о выразительности минора и мажора в одном духовном произведении, умения выделять основную мысль духовного произведения; развитие сравнительного восприятия духовных произведений;
3. Воспитательные: привлечение внимания учащихся к творчеству русских и зарубежных композиторов, к роли музыки в жизни человека, воспитание чувства любви к Родине.
Форма проведения урока: сообщение, расширение и углубления знаний, беседа, поисковая ситуация, закрепление и обобщение.
Оборудование:
1. Эпиграф к уроку.
Понятия: а капелла, знаменный распев, невмы, вечерня, утреня, канон, аминь, тропарь, кафизмы, псалмы, полиелей, месса, ирмос.
Репродукции: С. Ушаков «Спас Нерукотворный», А. Рублёв «Спас», В.М. Васнецов «Богоматерь», «Богоматерь с Младенцем», «Сотворение мира». Фреска «Мир Божий». Фотография.
Слушание: С. Рахманинов «Всенощное бдение», фрагменты; И. Бах «Высокая месса», фрагменты.
Песни: Б. Окуджава «Молитва»; А. Розенбаум «Песня о Вере».
Стихи: Г. Державин «Бог», И. Никитин «Новый Завет», К.Р. «Молитва», «Надпись в Евангелие».
Методы обучения: комбинированный.
Организация урока: построение, вход под колокольный «Благовест», музыкальное приветствие.
Ход урока
На доске эпиграф к уроку:
«Откройся, мысль!
Стань музыкою, слово!
Ударь в сердца, чтобы мир торжествовал».
Николай Заболоцкий.
Слово учителя: Ребята, обратите внимание на эпиграф к теме урока, он отражает вечное стремление композиторов запечатлеть в музыкальных звуках «слово».
«Слово» и «Музыка» - два понятия, которые очень тесно связаны между собой, они дополняют друг друга, их сотрудничество рождает шедевры: песни, романсы, балеты, кантаты, хоровые симфонии, концерты, мессы.
Истоком духовной музыки было Слово Божие - Библия:
«В начале было Слово
И слово было у Бога»
Евангелие от Иоанна.
В Библию входят четыре Евангелия от Матфея, Луки, Марка и Иоанна - это тексты священных писаний, первые литературные источники, которые дали жизнь нашему музыкальному наследию.
Музыка, созданная на основе христианских текстов, называется духовной музыкой. Это один из самых возвышенных пластов музыки. Многие композиторы писали музыку к духовным текстам: И.С. Бах «Высокая месса», В.А. Моцарт «Реквием», Ф. Шуберт «Аве (лат. радуйся), Мария». В России М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и другие.
I. Сообщение нового материала. Расширение и углубление знаний.
Большую роль в развитии духовной музыки сыграл Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) - гениальных русский композитор и пианист-виртуоз.
Рахманинов получил музыкальное образование в Петербурге (с 1882 г.), а затем в Московской консерватории (1885-1893). В Москве по классу композиции он занимался у С.И. Танеева - глубокого знатока европейской музыки, а по классу фортепиано - у Александра Ильича Зилоти (1863-1945), ученика Ференца Листа.
Сочинения Рахманинова - художественный символ Родины.
Звон колоколов - центральная звуковая идея фортепианных концертов, и прежде всего самого популярного Концерта №2 (1901 г.), ему принадлежит кантата «Колокола» (1913 г.), на стихи американского писателя Эдгар да По.
Он создал два монументальных произведения - Литургию Иоанна Златоуста и Всенощное бдение (оба 1915 г.), в основу сочинений положены знаменитые распевы.
После 1917 г. Рахманинов был вынужден жить за границей - в Швейцарии и США, умер в Беверли-Хилсе (США) 28 марта 1943 года.
С.В. Рахманинов «Всенощное бдение» (1915 г). Музыкальное зодчество России.
«Всенощное бдение» - хоровая симфония «а капелла». A'capella (ср. - лат., часовня) - пение без сопровождения.
Всенощная - богослужение православной церкви, совершаемое вечером накануне воскресенья и праздников и объединяющее вечерню, утреню и первый час.
«Всенощное бдение» занимает особое место в русской музыке и в музыкальной культуре целого мира. Художественная идея произведения - озвученный облик Родины.
Истоком «Всенощного» является Слово Божие - Библия и знаменный распев.
Знаменный распев - основной вид древнерусского церковного пения; нотная запись звуков передавалась знаками - символами, которые назывались знамёнами (крюками). Своё происхождение знамёна вели от византийских невм (греч. «дыхание») - условные знаки передавали общее направление развития мелодии, напоминали конспект.
«Всенощное бдение», в котором ожили мелодии, Рахманинов посвятил выдающемуся музыкальному деятелю С.В. Смоленскому, директору Синодального училища, композитору, педагогу - музыканту, исследователю древнерусского богослужебного пения.
«Всенощная» впервые была исполнена 10 марта 1915 г. Синодальным хором в открытом духовном концерте.
Пресса опубликовала отзыв на «Всенощную»: «истинно русская народная полифония, широкий хоровой диапазон, мощные голосовые удвоения, типичные для русского церковного пения, глубокие басовые контроктавы, выразительное применение вокальных тембров».
С.В. Рахманинов говорил: «Я - русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, потому это русская музыка».
«Это произведение могло родится только в России, в нём запечатлена вековая вера, молитвенная настроенность, духовное торжество и радость русского православного народа».
В церкви сочинение Рахманинова впервые прозвучало лишь в марте 1957 года, в Москве на Большой Ордынке в храме иконы «Всех скорбящих Радость». Исполнение было посвящено памяти Рахманинова, и с тех пор концертная жизнь «Всенощной» каждый год повторяется.
Образы «Вечерни».
В вечернее время, служители церкви при заходе солнца зажигали светильники - знак души, горящей огнём веры (Исх. 30,8), в христианских домах читалось «Светильничное благодарение», которое посвящалось Христу как «Свету мира», так было положено начало церковной вечерни. Вечерня состояла из библейских псалмов (гр. песнь) и трёх гимнов древней Церкви, такой порядок сохранился и до наших дней.
Слушаем. «Благослови, душе моя, Господа!» Пс. 103.
Вечерня начинается 103-м псалмом, который прославляет Бога - Творца: «Благослови, душе моя, Господа!» Монументальный, и торжественный, он всем своим строем как бы передаёт дыхание природы, её многообразие. Здесь всё: и мировой огонь - служитель Предвечного, и ветры, и горы, и животные в лесах, и наконец, человек, выходящий утром «на дело своё...» Основное чувство псалма благодарность и восхищении е души, созерцающий величие мира. Взгляд библейского поэта останавливается и на птицах, гнездящихся в зелени кедров, и на зверьках, скрывающихся среди камней. Он знает, что даже самое неприметное и малое в мире таит великие чудеса: «Вся премудростию сотворил еси!»
Этот псалом вдохновлял поэтов разных времён и народов. Известно, его переложение написанное Ломоносовым; мотивы этого псалма можно найти в знаменитой оде Державина «Бог» и в Прологе «Фауста» (см. приложение).
Слушаем. Гимн «Свете тихий».
Вечерняя песнь «Свете тихий» - один из древнейших христианских гимнов, он прославляет Святого Бессмертного Сына Человеческого. Гимн сохранился от эпохи гонений.
Свете тихий Святыя славы,
Бессметнаго Отца Небестнаго
Святаго Христе!
Пришедше на запад Солнца,
Видевше свет вечерний
Поём Отца, Сына и Святаго Духа, Бога...
Слушаем. Гимн «Ныне отпущаеши».
Вечерня завершается гимном праведного Симеона «Ныне отпущаеши». Это одно из песнопений первохристианской церкви Иерусалима, оно сложилось до Рождества Христова. «Ныне отпущаеши» - итог ветхозаветной Истории Спасения и благодарственная хвала грядущему Богу.
По преданию, при Иерусалимском храме жил старец по имени Симеон, он переводил Священное писание с еврейского на греческий язык, в это время, явился Святой Дух и сказал ему о пророчестве Исаии: «от Девы Марии воссияет Солнце правды, Христос Бог наш родился». Симеон не верит:
«Как может Непорочная родить?»
Пречистая, незнающая мужа?»
Святой Дух предсказывает Симеону, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Иисуса Христа:
«Не веришь ты пророчеству Исаии?
Так знай же Симеон!
К могильному не подойдёшь ты краю,
Пока от Девы не родится Он!»
Симеон долго ждал исполнения обещания Божия, он жил около 300 лет.
Среди печальных скал
Застыл старик в мольбе:
«Я стар, я жить устал,
Возьми, Господь, к Себе!»
С небес раздался глас:
«Когда узришь Христа,
Придёт успенья (смерти) час,
Закроются уста!»
По закону Моисееву, все еврейские родители должны были каждого первенца приносить в храм и совершать обряд посвящения Богу, при этом в благодарность Богу полагалось принести жертву. Закон этот был установлен в память исхода евреев из Египта - освобождение о рабства и спасение первенцев от смерти.
Родился Иисус Христос, для исполнения закона Моисеева, Матерь Божия с Иосифом принесли Младенца в Иерусалимский храм, по обычаю, их жертвоприношения были два птенца голубки.
В этот день, согласно повествованию евангелиста св. Луки (2,22-38) по внушению Святого Духа, в храм пришёл Симеон. Он встретил Младенца, взял Его на руки и стал молиться славя Бога:
«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко,
По слову Твоему, с миром;
Ибо видели очи мои спасение Твоё,
Которое Ты уготовил перед лицом всех народов,
Свет к просвещению язычников
И славу народу Твоего Израиля».
(Евангелие от Луки гл. 2, 29-32).
После этого события Симеона стали называть Семеон Богоприимец, то есть принявший на свои руки Бога Спасителя.
Праздник Сретение Господне приходит на 40-й день от Рождества Христова (2/15 февраля). Он был введён Иерусалимской церковью в IV веке, а с V-ro стал повсеместным.
Славянское слово «сретенье» означает встречу Иисуса Христа. В Евангелие это встреча Ветхого и Нового Завета. В Ветхом Завете был избранный еврейский народ, а в Новом Завете - весь верующий христианский мир.
Учитель: Ребята, какая по характеру музыка песнопений из «Всенощного бдения» С. Рахманинова?
Дети: - Музыка песнопений пронизана чувством добра и света.
- В ней торжество и покой.
- Сдержанная сила, размах и мощь.
- Она сообщает душевный подъем и радость.
- Эта музыка объединяет.
Вывод учителя: «Всенощное бдение» С. Рахманинова раскрывает душу русского народа. При общем спокойном тоне песнопения отличаются разнообразием красок и настроений: эпическое повествование сменяется лирическим высказыванием, властные возгласы - нежными напевами, ласковые колыбельные ритмы - переливами колоколов. Безмятежность и покой сменяются звуками нарождающегося солнечного дня. Утренний благовест сообщает радостную приподнятость душе. Человек полный сил, бодр, уверенно, с любовью к своей стране и земле, с надеждой вступает в грядущий день.
Образы «Утрени».
Вечерня соединяется с утреней. «Утреня» - это вторая часть всенощного бдения, она напоминает новозаветные времена: Рождество Иисуса Христа и Его Воскресение.
Рассеивался ночной мрак и предстоятель восклицал: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»
Эта молитва на восходе солнца существовала в самом начале II века и до сих пор звучит в православных храмах.
Слушаем. С.В. Рахманинов. «Слава в вышних Богу» из «Всенощного бдения», фрагмент.
Начало «Утрени» прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается великим славословием ангелов, явившихся вифлиемским пастырям (лат. пастух) и возвестивших им о Рождении Иисуса Христа:
Слава в вышних Богу, и на земле
мир людям доброй воли.
Хвалим Тебя, благословляем Тебя, обожаем Тебя,
славим Тебя, благодарим Тебя
во имя великой Твоей славы, о, Господь Бог,
Царь Небесный, всемогущий Бог Отец.
О Господь Сын Единородный, Иисус Христос,
Господь Бог, Агнец Божий, Сын Отца,
Ты, который принимает грехи мира,
внемли нашим мольбам.
Ты, который восседаешь по правую руку
от Отца, помилуй нас.
Ибо Ты один Свят, Ты один Господь,
Ты один высочайший, о Иисус Христос
вместе со Святым Духом во славу Бога Отца.
Аминь.
Аминь (евр. истинно, верно) - возглас, которым обычно заканчивается каждая молитва.
«Слава в вышних Богу...» - это песнь первых христиан, жемчужина всего чина «Утрени».
Слушаем. С.В. Рахманинов. «Шестопсалмие» из «Всенощного бдения», фрагмент.
После вифлиемского благовестия «Слава в вышних Богу...» исполняется «Шестопсалмие», то есть шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102, 142), в которых говориться о греховном состоянии людей и горячо выражается надежда на милость и прощение Небесного Отца.
Затем поётся тропарь - краткое песнопение посвящённое Богу и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день и читаются кафизмы (греч.) - отдельные части Псалтири, состоящие из нескольких последовательных псалмов (песнопений).
По окончании кафизм совершается полиелей (греч. «поли» - много, «елеос» - милость) и означает «многомилостие» или «многое освящение».
Полиелей - это самая торжественная часть всенощной, она прославляет милость Божию пением хвалебных стихов:
Слушаем. Фрагмент «Хвалите имя Господа» - при пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, священник выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и Его святым.
После песнопения «Хвалите имя Господа» в воскресные дни исполняются особые воскресные тропари - это радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились женам мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя и возвестили им о Воскресении Иисуса Христа.
Канонам на утрене называется собрание песнопений, составленное по определённому правилу.
Канон (греч. «правило») разделяется на девять частей (песнопений). Первый стих каждой песни, называется ирмос (греч.), что означает «связь». Ирмосами связывается весь состав канона «Утрени» в одно целое.
Перед девятым ирмосом канона звучит «Песнь Богородицы»
Слушаем. «Песнь Богородицы» - «Величит душа Моя Господа».
«Песнь Богородицы» соткана из ветхозаветных псалмов и прославляет Бога. Дева Мария получила благовестие от Ангела «Ты родишь сына, Он будет велик и назовётся Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца. И родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости скоро родит сына.»
Мария поспешила навестить Елисавету, жену священника Захарии. Войдя в дом Она услышала приветствие: «Благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего!»
Дева Мария в ответ на слова Елисаветы сказала:
«Величит (прославляет) душа Моя Господа,
И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём
Потому, что Он призрел (обратил внимание)
на смерение рабы Своей;
Отныне будут ублажать Меня все роды.
Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
И милость в роды родов к боящимся Его...»
Каждую строфу сопровождает рефрен:
«Честнейшую херувим
И славнейшую без сравнения серафим,
Без нетления Бога Слова рождшую
Сущую Богородицу, Тя величаем».
Рефрен «Честнейшую херувим...», как бы отвечает на предвидение Девы Марии - «Отныне ублажает Меня все роды». Вывод: Содержание канона «Утрени» - ирмосы и тропари.
Ирмосы напоминают образы ветхозаветного времени и приближают к событию Рождества Христова. Тропари посвящены образам новозаветного времени и представляют собою ряд стихов и песнопений, которые прославляют Бога и Богородицу.
Сравнительный анализ образов. И.С. Бах «Высокая месса». «От страдания к радости» (1747-1749).
Аналогично тому, как С.В. Рахманинов во «Всенощной» озвучил богослужебный текст, так и в «Высокой мессе» И.С. Баха (1685-1750) истоком является Слово (Библия).
Месса (фр.< лат.) - католическая обедня, многоголосное хоровое произведение религиозного содержания - главная музыкальная часть богослужения католической церкви.
Мессу (си - минор) сравнивают с готическим собором. Её скрытый смысл заключается в противопоставлении смерти и всепобеждающей силы жизни.
Идея мессы «от страдания к радости» воплощается через сопоставление этих двух образных сфер. В «Высокой мессе» они представлены разнообразными оркестровыми, хоровыми эпизодами - сценами, сольными ариями, которые передают многообразие, глубину человеческих чувств, и, прежде всего, чевство любви.
Взволнованная возвышенность содержания мессы связана с раскрытием драматургии двух контрастных образов.
Слушаем. Первая часть «Высокой мессы» - «Господи, помилуй»
Написана в форме пятиголосной фуги. Выразительные средства: минорный лад, напряжённые интонации, преобладание ровного спокойного ритма, сумрачные звучности - «вздохи и слёзы», исполненные величия духа.
Звучат первые аккорды мессы, и мы слышали восклицание «Господи, помилуй» - два слова, которые полифонически воплотились в голосах хора, в них выражены: молитва и просьба о прощении, лирика и трагизм, эмоциональность и сдержанность.
Основная мелодия проходит поочерёдно у соло оркестра, мужских голосов и всех групп хора. Слушателям открывается мир величавого и глубокого чувства, создаётся впечатление, будто всё новые и новые люди присоединяются к торжественной молитве, что эта молитва всего человечества, которая с новой силой возносится вверх, к небесам.
Слушаем. Вторая часть «Высокой мессы» - «Глория» («Слава на небесах»).
«Слава на небесах, и на земле мир, в человеках благоволение» - это содержание второй части мессы.
Учителю на заметку.
«Глория» составлена по мотивам Священного Писания во II веке и записана в 7-ю книгу Апостольских Установлений в III-IV в.в. Начиная с V века включена в мессу католического богослужения. Молитва обращена к Троице (см. С.В. Рахманинов «Слава вышних Богу» из «Всенощного бдения»). Выразительные средства: мажорный лад, энергичная вокальная линия, активный, живой и разнообразный ритм.
«Глория» - мощное, победное, торжественное звучание хора и оркестра, выражает восторг, ликование, стремление к жизни и радость бытия. Хвала возносится в высь, заполняет всё пространство и звучит как гимн.
Слушаем. Ария «Агнец Божий» из «Высокой мессы».
Учителю на заметку.
Агнец Божий (лат. Agnus Dei; агнец - от слав. - «ягнёнок») - одно из символических имён Иисуса Христа. Агнец - символ кроткости, невинности и непротивления злу. Это качества, в которых заключается сила христианского вероучения. Подобно ветхозаветным агнецам, принесённым в жертву Богу, чтобы избавить еврейский народ из египетского плена, Иисус Христос искупает грехи человечества.
Ария «Агнец Божий» - песнь успокоения. Это заключение, которое выражает благодарение, умиление и умиротворение. Арию альта поддерживают скрипки и басовые инструменты. В ней слышатся отзвуки трагедии и одновременно захватывает власть духовной красоты.
«Агнец Божий» - это самая глубокая и проникновенная ария «Мессы», она исполняется в концертах как самостоятельная лирическое произведение. Вывод: Музыка «Высокой мессы» контрастна, в ней изображён сложный мир человеческих переживаний с мотивами покаяния и страдания, её можно сравнить с лентой времени, нескончаемой дорогой жизни в движении к свету.
II. Исполнение. Б. Окуджава «Молитва».
Разучивание. А. Розенбаум «Песня о Вере».
Закрепление нового материала.
Учитель: 1. Что послужило основой для написания произведений: И.С. Бах «Высокая месса» и С. Рахманинов «Всенощное бдение»?
Дети: - Композиторы озвучили богослужебный текст. У И.С. Баха истоком «Мессы» является Слово (Библия), у С. Рахманинова во «Всенощной» - Слово (Библия) и знаменный распев.
Учитель: 2. Какая идея этих произведений?
Дети: - И.С. Бах - «от страдания к радости», С. Рахманинов - озвученный облик Родины.
Учитель: 3. Назовите жанр музыки И.С. Баха и С. Рахманинова.
Дети: - И.С. Бах «Высокая месса» - многоголосное хоровое произведение полифонического склада; С. Рахманинов «Всенощная» - хоровая симфония (а капелла).
Учитель: 4. Контрастны ли образы в «Мессе»?
Какими чувствами наполнены образы?
Какие мелодии «Мессы» исполняются хором, а какая солистом?
Какая мелодия создаёт образы горести и страдания, а какая образы активного действия: радости и света?
Назовите выразительные средства двух образных сфер «Высокой мессы» - «Господи, помилуй» и «Глория».
Какие оттенки человеческих чувств выражены в «Мессе» - «Господи, помилуй» (I ч.) и «Глория» (II ч).
Как развивается музыка в этих двух образных сферах
V. Обобщение.
Что нового узнали на уроке? С какими жанрами музыки познакомились? Ощутили ли радость от общения с духовной музыкой классиков?
VI. Итог урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание. «Мои размышления». Письменные рассуждения:
- о широко известном афористическом высказывании М.И. Глинки: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем»;
- о высказывании С.В. Смоленского (ему Рахманинов посвятил «Всенощную»): «Наша музыка будущего имеет источники своей мощи именно здесь, в своих началах, в своей дороге, в своих идеалах, давно обдуманных для нас простыми певцами»;
- о словах немецкого композитора Л.Бетховена об И.С. Бахе: «Не ручей - море ему имя».
Домашнее задание даётся учащимся по вариантам.
Выход из класса. С. Рахманинов. Вокализ № 2.