Программа по музыке 6 класс под ред. Е. Критской

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

г. Суража Брянской области



Рассмотрена на «Согласована» «Утверждена»

заседании МО и Зам. директора по УВР Директор школы

рекомендована к ___________Романенко Е.М.____________________

утверждению _________________2016г. Кравченко А.Е.

рук. МО _______Кохан Т.В. Приказ № ____________

Протокол № ___от_________2016г. от ___________________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ

(МУЗЫКА)

6 класс



Разработана учителем высшей категории

Яновской Ж.Н.





г. Сураж

2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 6-го класса составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой «Музыка».

В соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Изучение музыки как вида искусства в 6 классе направлено на достижение следующей цели: формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Задачи:

-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений;

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;

- совершенствование умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, пение а капелла, пение хором, в ансамбле);

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

.


Планируемые результаты изучения курса

Личностные УУД:

- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;

- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;

- личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;

- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

- понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.


Метапредметные.

Регулятивные УУД:

- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;

- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;

- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами интернета.


Познавательные УУД:

- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

-усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;

- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.


Коммуникативные УУД:

- решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;

- формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;

- формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;

- развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки;

- совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки ( с использованием музыкальных терминов и понятий), её оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности;

- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;

- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.


Информационные УУД:

-владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернетом;

- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, её организация, преобразование, сохранение и передача;

- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;

- применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности, информационных и телекоммуникационных технологий: аудио- и видеозаписи, электронная почта, Интернет;

- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;

- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.


Предметные результаты:

-сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

-сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучения курса;

- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.


Содержание учебного предмета музыка


Тема года: “Музыка и другие виды искусства”

Тема I полугодия «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня – романс. Мир чарующих звуков. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. «Уноси мое сердце в звенящую даль…». Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Мир старинной песни. Баллада «Лесной царь».

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. В.Г. Кикта «Фрески Софии Киевской». Симфония «Перезвоны» В.Гаврилина. Молитва.

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром..».

Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. Авторская песня сегодня. Джаз – искусство 20 века.

Тема II полугодия « Мир образов камерной и симфонической музыки».

Образы камерной музыки. Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада -жанр романтического искусства. Ночной пейзаж. Жанр камерной музыки - ноктюрн. Образы «ночной музыки». Картинная галерея. Инструментальный концерт. «Времена года, итальянский концерт», «Космический пейзаж», «Быть может, вся природа – мозаика цветов?».

Образы симфонической музыки. «Метель». Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Стиль композитора Г. В. Свиридова. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства в музыкальном искусстве, нравственных исканий человека. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.

Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный язык. Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита.

Форма. Сходство и различия как основной принцип развития и построения музыки. Повтор. Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика.

Программная музыка и её жанры ( сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра – фантазия, музыкальные иллюстрации. Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы.

Обработка. Интерпретация. Трактовка.


Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

экскурсия, путешествие, выставка.

Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый;

- фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приемы) контроля:

- самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.


Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:


Учебно-методический комплект «Музыка 6 класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

- Программа «Музыка 5- 7классы».- М., Просвещение, 2011г;

- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы».- М., Просвещение, 2011г;

- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс».- М., Просвещение, 2011г;

- Фонохрестоматия для 6 класса (МР3).-М., Просвещение, 2011г;

- Учебник «Музыка. 6 класс».- М., Просвещение, 2011г;

- «Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М.- Просвещение, 2011 г

- Портреты композиторов, исполнителей;

- Дидактический раздаточный материал;

- Коллекция цифровых образовательных ресурсов;

- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, мюзиклов;

- Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон;

- Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, оркестровых коллективов;

- Персональный компьютер;

- Медиапроектор.
































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ

Мир образов вокальной и инструментальной музыки»




1

Удивительный мир музыкальных образов.

Владеют понятиями: мелодия, музыкальный образ. Знают классификацию музыкальных жанров. Приводят примеры различных музыкальных образов. Различают лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке. Выделяют и формулируют познавательную цель. Понимают, что изучает музыка. Отвечают на поставленные вопросы. Ориентируются в тетради и учебнике. Владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Проявляют любознательность и интерес к изучению музыки, нравственно-этически оценивают усваиваемое содержание.



2

Образы романсов и песен русских композиторов.

Знают понятия: романс, аккомпанемент, рефрен, лирические образы, песня-романс. Различают лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Определяют по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – народная, композиторская. Отличают романс от песни. Выражают свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в слове, жесте, пении.



3

Два музыкальных посвящения.

Определяют приемы развития, форму музыкальных произведений. Анализируют различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Добывают новые знания из различных источников.



4

Портрет в музыке и живописи.

Соотносят музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств. Выявляют своеобразие почерка композитора – М.Глинки. Объясняют, как форма и приемы развития музыки раскрывают образы сочинений. Анализируют средства художественной выразительности: линии, рисунка, цветовой гаммы. Определяют приемы развития, форму музыкальных произведений. Самостоятельно отличают характер музыкальных произведений. Выказывают свое отношение к прослушанным музыкальным произведениям.



5

«Уноси мое сердце в звенящую даль...».

Проводят интонационно-образный анализ музыки. Сравнивают исполнительские интерпретации. Размышляют о музыке, анализируют, высказывают свое отношение к различным трактовкам исполнения романса С.Рахманинова. Знают музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса.



6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Владеют понятиями: ария, песня, речитатив, рондо. Проводят интонационно-образный анализ музыки. Сравнивают музыкальные интонации с интонациями картин художников. Самостоятельно выявляют связь музыки, театра, ИЗО (на материале о творчестве Ф.Шаляпина). Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.



7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

Знают особенности народной музыки и жанры народной песни. Проводят интонационно-образный анализ музыки. Определяют приемы развития музыкальных произведений. Объясняют, что связывает тебя с культурой, судьбой твоего народа. Чисто интонируют мелодии русских народных свадебных песен и фрагментов хоров из опер.



8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Знают понятия: бельканто, баркарола. Называют имена великих оперных певцов мира. Сопоставляют, находят сходство в прослушанной музыке. Проводят интонационно-образный анализ музыки.



9

Мир старинной песни.

Знают понятие баллада, основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта. Определяют основную мелодику музыкальных произведений Ф.Шуберта. Выявляют средства выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа. Определяют основное настроение и характер музыкального произведения. Эмоционально и выразительно исполняют песни.



10

Народное искусство Древней Руси.

Расширяют и дополняют знания о представителях народного творчества Руси, и знают обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой. Выявляют связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Знают понятие скоморохи; особенности развития народной музыки, её жанры и формы. Называют народные музыкальные инструменты и имена исполнителей народной музыки. Проявляют чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Испытывают чувство сопричастности к истории своей Родины и народа. Выражают в музыкальном исполнительстве свои чувства и настроение.



11

Русская духовная музыка.

Знают понятия: знаменный распев, партесное пение, а капелла, унисон, духовный концерт, полифония; основные этапы развития духовной музыки. Различают жанры церковного пения. Знают основные моменты из жизни и творчества М.Березовского. Проводят интонационно-образный анализ музыки. Составляют и находят общее в интонациях музыкальных произведений. Выражают свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия.



12

В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской».

Знают понятия: фреска, орнамент; особенности музыкального языка жанра молитвы. Узнают инструменты, исполняющие основные темы. Определяют приемы развития музыки, ее форму. Выявляют средства музыкальной выразительности. Проводят образный анализ музыкального произведения.



13

Симфония «Перезвоны» В.Гаврилина. Молитва.

Знают понятия: хор, солист, симфония, ударные инструменты. Выявляют связи композиторской музыки с народным творчеством. Знают основные моменты из жизни и творчества В.Гаврилина. Узнают особенности музыкального языка жанра молитвы. Проводят интонационно-образный анализ музыки. Выявляют средства музыкальной выразительности, особенности. Осваивают способы отражения жизни в музыке и различные формы воздействия музыки на человека.



14


«Небесное и земное» в музыке И.С. Баха.

Знают особенности творчества И.Баха, стиля барокко; понятия: токката, фуга, хорал, полифония (контрапункт). Проводят интонационно-образный анализ музыки и выявляют принцип ее развития. Отличают светское искусство от церковного. Расширяют знания о сходстве и различии музыки и искусства (живописи, скульптуре). Самостоятельно определяют полифонический склад музыки.



15

Образы скорби и печали.

Знают понятия: кантата, реквием, полифония. Знают основные моменты из жизни и творчества В.Моцарта. Анализируют образы скорби и печали в религиозной музыке. Проводят интонационно-образный анализ музыки. Выявляют средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки.



16

Фортуна правит миром.

Знают понятия: кантата, фортуна, ваганты. Ориентируются в информационном материале учебника; соотносят содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. Осознают роль прекрасного в жизни человека. Применяют дирижёрский жест для передачи музыкальных образов. Проводят интонационно-образный анализ музыки.



17

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Знают историю развития авторской песни; особенности и жанры авторской песни. Называют имена исполнителей авторской песни. Используют рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи. Выражают свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения.



18

Джаз – искусство XX века.

Знают понятия: спиричуэл, джаз, блюз, импровизация, джазовая обработка; историю развития джаза; отличительные особенности блюза от спиричуэла; имена джазовых музыкантов. Проводят интонационно-образный анализ музыки. Отличают легкую музыку от серьезной. Расширяют свои представления о джазовой музыке.




Раздел 2: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»




19

Вечные темы искусства и жизни.

Знают понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка; основные принципы развития музыкального произведения. Различают жанры инструментальной музыки. Узнают основные принципы развития и построения музыкальной формы (сходство-различие; повтор-контраст).



20

Могучее царство Ф. Шопена.

Знают понятия: прелюдия, инструментальная баллада. Осуществляют поиск информации, расширяющий и дополняющий знания о биографии и творчестве Ф.Шопена. Расширяют свои представления о музыке. Различают жанры фортепианной миниатюры (прелюдии, вальсы, мазурки, полонезы, этюды). Проводят интонационно-образный анализ музыки.



21

Ночной пейзаж.

Осуществляют поиск информации, расширяющий и дополняющий знания общности музыки и живописи в образном выражении состояния души человека, изображении картин природы. Отличают жанр «пейзаж» в русском искусстве. Знают понятие ноктюрн. Проводят интонационно-образный анализ музыки. Сопоставляют образы поэзии, музыки и живописи. Выявляют общие средства художественной выразительности.



22

Инструментальный концерт.


Знают понятие инструментальный концерт; особенности стиля барокко. Называют полные имена композиторов: И.Баха и А.Вивальди. Проводят интонационно-образный анализ музыкальных произведений. Самостоятельно определяют части инструментального концерта Вивальди (быстро-медленно-быстро); форму музыкального произведения. Сопоставляют образы поэзии и музыки.



23

Космический пейзаж.

Знают понятия: синтезатор, мозаика. Называют полные имена композиторов: Ч.Айвза и Э.Артемьева. Проводят интонационно-образный анализ музыкальных произведений. Определяют тембры музыкальных инструментов, выразительные и изобразительные возможности музыки. Рассказывают о современном электромузыкальном инструменте – синтезаторе, его возможностях. Выражают свое отношение к произведениям искусства в различных формах.



24-26

Образы симфонической музыки.

Знают понятия: вальс, пастораль. Выявляют связи музыки и литературы. Знают основные моменты из жизни и творчества Г.Свиридова. Отличают стиль Г.Свиридова. Определяют форму, приемы развития музыки, тембры. Выявляют средства выразительности музыкальных инструментов. Применяют дирижерский жест для передачи музыкальных образов.



27

Симфоническое развитие музыкальных образов.

Знают понятия: симфония, сюита, обработка, интерпретация, трактовка; основные принципы музыкального развития – сходство и различие. Называют полные имена композиторов: В.Моцарт, П.Чайковский. самостоятельно узнают главную тему в «Моцартиане». Проводят интонационно-образный анализ музыкальных произведений. Определяют тембры музыкальных инструментов.



28

Программная увертюра Бетховена «Эгмонт».

Знают понятия: увертюра, программная музыка; строение сонатной формы. Проводят интонационно-образный анализ музыкальных произведений. Определяют тембры музыкальных инструментов и приемы музыкального развития.



29

Увертюра-фантазия П. И. Чайков-

ского «Ромео и Джульетта».


Знают понятия: увертюра, программная музыка; строение сонатной формы. Называют полное имя композитора П.Чайковского. Проводят интонационно-образный анализ музыкального произведения. Определяют приемы развития и средства выразительности музыки.




30-32

Мир музыкального театра.

Знают понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты. Называют полные имена композиторов: С.Прокофьев, Л.Бернстайн, К.Глюк, А.Журбин. Проводят интонационно-образный анализ музыкальных произведений. Определяют форму, приемы развития и средства выразительности музыки. Интонационно осмысленно исполняют песни.



33

Образы киномузыки.

Знают понятия: вокальная и инструментальная музыка. Называют имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам. Проводят интонационно-образный анализ музыкальных произведений. Определяют форму музыкального произведения. Интонационно осмысленно исполняют песни.



34

Обобщение темы «Музыкальная драматургия».

Определяют по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующим жанрам. Защищают творческие исследовательские проекты. Оценивают собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников. Воспринимают музыкальные произведения и мнения других людей о музыке. Различают основные нравственно-этические понятия.