Рабочая программа учебного предмета Музыка ( 5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1948 «Лингвист-М»



Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ №1948 «Лингвист-М»


Семенов В.И..

Приказ № _____

от «___» ___________ 2015г.

Согласовано

на МС школы

Протокол № ____

от «___» ____________ 2015г.

Руководитель МС


Рассмотрено на МО учителей старших классов

Протокол № ____

от «___» ____________ 2015г.

Руководитель МО

Савинова Е.Н.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Музыка»

5 класс


Год разработки 2015г.

Срок реализации программы 2015 – 2016уч. год

Программа рассчитана на 34 часа в году по 1 часу в неделю

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» разработана на основе авторской программы Е.Д. Критской , Г.П.Сергеевой «Музыка» для 5-9 классов общеобразовательной школы ,рекомендована Министерством образования и науки РФ в соответствии с ФГОС НОО.



Программу составила Дощечкина Светлана Юрьевна


Москва 2015

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации 2008 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Примерные программы общего образования: Письмо МО и Н Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2065 учебный год»

  • Программа по музыке (5-9 класс ) авторы Е.Д. Критская, Г.П Сергеева , 2014 год

  • Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)

  • Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год


Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы по предмету «Музыка» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Г.Х.Сергеева, Е.Д.Критская, М., Пр., 2014г. и учебных пособий «Музыка». Темы, предложенные программой, соответствуют последовательности содержания учебного материала учебников. Программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству. 

Цель массового музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Программа направлена на установление связей музыки с литературой и изобразительным искусством. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования

В качестве приоритетных задач и направлений музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусств, раскрывающий духовный опыт поколений;

  • развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

  • Воспитание музыкальности художественного вкуса т потребности в общении с искусством;

  • Освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

  • Воспитывать музыкальную культуру учащихся через увлечение и заинтересованность самой музыкой, отражающей жизнь людей

  • Познакомить детей с шедеврами народной и профессиональной музыки, творчеством композиторов, музыкальными инструментами, направлениями музыки и её терминами. Через овладение учащимися музыкально-практическими умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности: хоровое пение, слушание и восприятие музыки, размышление о ней, ритмичные движения под музыку и пластическое интонирование, игра на элементарных музыкальных инструментах, импровизации, ансамбли, инсценировки, музыкальные постановки.

  • .Развивать музыкальные способности: слух, память, чувство ритма и лада, чувство целого (формы), понимание выразительных и изобразительных возможностей музыки;

  • развивать творческую фантазию и воображение детей через образно-игровое вхождение в музыку с помощью жестов, движения, пластики, инсценировок, перевоплощений, творческих заданий, активизации мыслительной деятельности.

  • Воспитывать учащихся нравственно и эстетически, обогащать духовный мир, формировать мировоззрение; активизировать чувства сопереживание, эмоционального отклика, коллективизма и ответственности, увлечение музыкой.

  • Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении, слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Методическим основанием программы являются современный научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире.

Общая характеристика предмета

Музыкальное образование способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию.

Общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира. Дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и зарубежной музыкальной культуры.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 136 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе начального общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе на «Музыкальное искусство» в 5 классе по 35 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

В данной рабочей программе планирование рассчитано на 35 часа в год



Новизна данной программы

Особенность организации учебного процесса по предмету заключается в большом внимании к аналитической и творческой работе учащихся, позволяющей сформировать у учащихся яркие, эмоционального окрашенные образы различных музыкальных эпох.

Предполагаемые формы контроля: музыкальные викторины, опросы, проверочные работы по основополагающим темам.


Межпредметные связи

  • Слушание музыкальных произведений с последующим разбором предполагает использование знаний и умений, получаемых на других уроках : литературы, географии., истории.

  • При изучении русского народного музыкального творчества используются знания учащихся по изобразительному искусству.


Основные содержательные линии:

обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

усвоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение способами музыкальной деятельности;

обогащение опыта музыкально - творческой деятельности.

Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально- творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально- хоровом исполнении, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, с жизнью.

Специальное внимание в программе должно быть обращено на постижение музыки в ее взаимосвязях с другими искусства и жизнью.

Основное методические принципы построения программы V-IXклассов:

  • принцип увлеченности;

  • принцип последовательности деятельности композитора-исполнителя-слушателя;

  • принцип тождества и контраста, сходства и различия;

  • принцип интонационности;

  • принцип диалога культур.

Требования к усвоению знаний в 5 классе

В результате изучения музыки ученик должен знать и понимать:

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме;

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса по предмету «Музыка»

Личностными результатами освоения пятиклассниками программы по музыке являются:

  • формирование целостного представления о поликультурно картине современногомузыкального мира;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

  • совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

  • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

  • наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке включают в себя :

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

  • оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

  • применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

  • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

  • участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

ИКТ-компетентности обучающихся:

Обращение с устройствами ИКТ

подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетя;

проводных и беспроводных технологий;

выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;

Коммуникация и социальное взаимодействие

Выпускник пятиклассники научатся:

выступать с аудиовидеоподдержкой;

использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

Выпускник получит возможность научиться:

взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);

участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;

взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).

Предметные результаты выражаются в следующем:

  • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

  • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

  • осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

  • применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

  • постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

  • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.



Формы, средства, методы, используемые для реализации программы:


Формы: урок-сказка, урок-концерт, урок-путешествие, вводные урок, урок - обобщение и т.д.

Средства: технические средства обучения, средства массовой информации, домашняя фонотека, музыкальные и шумовые инструменты, самодельные музыкальные инструменты, ИКТ.

Методы: словесные, наглядные, наглядно-слуховые, практические, метод «забегания вперед и возвращения к пройденному материалу», метод обобщения, проблемно-поисковый метод, метод эмоционального воздействия, метод стимулирования, метод сравнения.

Формы контроля: Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования. «Музыкальная викторина», «Угадай мелодию», решение, кроссвордов по тематическим материалам.

Виды музыкальной деятельности (разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях):

  • размышления о музыке;

  • художественные импровизации;

  • самостоятельная индивидуальная  и коллективная исследовательская (проектная) деятельность;

  • исполнительская деятельность.

Специфика уроков музыки заключается в том, что при доминировании музыки ее сюжетно-образные, жанровые, стилистические особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие виды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, эстетическая проблематика концентрируется вокруг художественно-педагогической идеи – содержательного стержня урока музыки.

Содержание программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение школьниками общих закономерностей музыкального искусства на разных этапах обучения музыке. С другой стороны, они имеют обобщенный характер, что позволяет учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и в соответствии с этим планировать содержание занятий.

Критериями отбора музыкального материала для программы являются критерии, которые получили свое науно-методологическое обоснование в художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и доказали свою жизненность в 30-летней практикой преподавания музыки в школах России: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность, а также педагогическая целесообразность.

Критерии оценивания достижений учащихся.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса ПРЕДМЕТА «Музыка» в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/ письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются тестовыми заданиям. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

90% и более

Отлично

75-90%

Хорошо

50-75%

Удовлетворительно

Менее 50%

Неудовлетворительно


По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:

  • Проявление интереса к музыке. Непосредственный эмоциональный отклик на нее.

  • Высказывание о прослушанном или исполненном произведении. Умением пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

  • Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности на уроках.

  • Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:

  • Работа по карточкам (знание музыкального словаря)

  • Кроссворды

  • Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или выбору учащегося

  • Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

  • «Угадай мелодию» ( фрагментарный калейдоскоп из произведений. звучащих на уроках или достаточно популярных)

  • Применение широкого спектора творческих способностей ребенка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребенком (рисунки, поделки и т.д.)

  • Ведение творческой тетради по музыке

  • Проектная деятельность


Баллы

Уровни усвоения учебного материала


Балл

Слушание музыки

Хоровое пение

1

«5»-отлично

Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный


Знание мелодической линии и текста песни

Чистое интонирование и ритмически точное исполнение

Выразительное исполнение


2

«4»-хорошо

Ответ правильный, но неполный

Характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами (1-2) учителя.


Знание мелодической линии и текста пени

В основном чистое интонирование, ритмически правильное

Пение недостаточно выразительное


3

«3»-удовлетворительно

Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов.


Допускают отдельный неточности в исполнении мелодии и текста песни

Неуверенно и не вполне точно, иногда фальшивое исполнение.

Есть ритмические неточности

Пение не выразительное


4

«2»-неудовлетворительно

(не рекомендуется))

Ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.


Исполнение неуверенное,фальшивое




Учебно-методическое обеспечение

  • Программа по музыке для 5-9 классов (авторы Е.Д. Критская, Г.П Сергеева), 2013г.

  • Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы: 5 класс Москва, «Просвещение», 2004г.

  • «Музыка 5 класс» З.Б. Абдуллин, «Просвещение», 2010г.

  • «Творческие портреты композиторов» (справочник) Москва, «Музыка», 2008г.

  • «Музыкальный энциклопедический словарь» Москва, «Просвещение», 2004г.

  • «Музыка 5 класс» Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.М Шмагина, «Просвещение», 2010г.

  • «Беседы о классической музыке». В.П. Россихина Москва, «Просвещение», 2004г.

  • «Основы русской народной музыки». Составила Т. Попова Москва, Издательство «Музыка», 2005г.

  • «Музыкальный энциклопедический словарь». Москва, «Просвещение», 2004г.

  • Т.И Науменко, В.В.Алеева «Музыка 5-8 класс» под ред. Д. Б. Кабалевского.

  • «Искусство слышать» под ред. Д.Б.Кабалевского. Составитель Самигулина В.М., Издательство «Учитель» 2005г

Примерный перечень музыкального материала.

Знаменный распев.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (главная мелодия). С. Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чаййковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдению>. С Рахмаанинов.

Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Д. Каччини.

Аве, Мария. Ф. lllуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Аве, Мария. И.-С Бах - Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5).Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

 Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Косстомарова.

Прелюдия соль мажор. С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор. С. Рахманинов.

Сюита для двух фортепиано(фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Ария. Из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).

Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке.

Рапсодия на тему Паганини(фрагменты). С. Рахманинов.

Вариации на тему Паганини(фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5(фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга для органа. И. С-Бах.

 Прелюдии. М. Чюрлёнис.

Лунный свет.Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

Кукольный КЭК-УОК.Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

Мимолетности № 1, 7, 10.С. Прокофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова .

Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой.

Примерный перечень произведений изобразительного искусства

Чувство звука. Я. Брейгель.

Сиверко. И. ОСТРОУХОВ.

Покров Пресвятой Богородицы.Икона.

Троица. А. Рублев.

Сикстинская мадонна. Рафаэль. Богородица Донская. Ф. Грек.

Святой князь Александр Невский. Икона.

Александр Невский.М. Нестеров.

Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Корин.

Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов - Мусатов.

Пейзаж. Д. Бурлюк.

Бурный ветер. А. Рылов.

Формула весны. П. Филонов.

Весна. Большая вода. И. Левитан.

Фрески собора Святой Софии в Киеве.

Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.

Н. Паганини. С. Коненков.

Антракт. Р. Дюфи.

Ника Самофракийская .

Восставший раб. Микеланджело.

Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

Скрипка. Р. Дюфи.

Скрипка. И. Пуни.

Скрипка. К. Петров- Водкин.

Скрипка. Е. Рояк.

Симфония (скрипка). М. Меньков.

Оркестр. Л. Муута.

Три музыканта. П. Пикассо.

Православные храмыи их внутреннее убранство.

Готические соборыи их внутреннее убранство.

Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих; Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрлёнис.

Впечатление. Восход солнца. К. Моне.

Руанский собор в полдень. К. Моне.

Морской пейзаж. Э. Мане.

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.

Композиция. Казаки. В. Кандинский.

Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Вечно живые. Цикл гравюр. С. Красаускас.


Примерный перечень литературных произведений

Мадонна Рафаэля. А. К. Толстой.

Островок. К. Бальмонт.

Весенние воды. Ф. Тютчев.

Мне в душу повеяло жизнью и волей ...А. Майков.

По дороге зимней, скучной… А. Пушкин.

Слезы. Ф. Тютчев.

И мощный звон промчался над землею ...А. Хомяков.

Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова.Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так звонко ...А. К. Толстой.

Струна. К. Паустовский.

Не соловей - то скрипка пела… А. Блок.

Березовая роща. В. Семернин.

Под орган душа тоскует… И. Бунин.

Я не знаю мудрости, годной для других… К. Бальмонт.

Реквием. Р. Рождественский.

Не привыкайте к чудесам...В. Шефнер.


Материально-техническое оснащение уроков музыки

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»


Примерная программа начального общего образования по музыке


Программа по музыке


Хрестоматии с нотным материалом


Сборники песен и хоров


Методические пособия и книги для учителя


Предметные журналы


Учебно-методические комплекты к программе по музыке (учебники, рабочие тетради)


Творческие тетради


Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.


Справочные пособия, энциклопедии

Д



Д


Д



Д


Д


Д


Д



К



К


П



Д/П

Стандарт по музыке, примерная программа авторские программы

2

Печатные пособия


Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности

Д



Схемы: расположения инструментов и оркестровых групп

Д



Транспарант: Гимн России

Д



Портреты композиторов

Д

Могут содержаться в полиграфических изданиях и на электронных носителях


Дидактический раздаточный материал


Карточки с признаками звучания характера музыки

К

Комплект


Карточки с обозначением выразительных возможностей различный музыкальных средств

К

Комплект


Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

К

Комплект


Цифровые образовательные ресурсы


Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке

Д



Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке

Д

Фрагменты исторических источников,

фотографии, анимации, диаграммы.,

иллюстративный материал, аудио_ и видеоматериалы и т.д.


Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

Д

Набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ


Экранно-звуковые пособия


Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Д

Комплекты компакт-дисков по темам и разделам курса с материалом для слушания и исполнения, инструментальное сопровождение песен, аранжированного для учащихся школы


Видеофильмы, посвященные творчеству отечественных и зарубежных композиторов

Д



Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

Д



Учебно-практическое оборудование


Музыкальные инструменты: фортепиано

Д

Для кабинета и школьного зала


Комплект детских музыкальных инструментов: бубен,треугольник, барабан,народные инструменты (деревянные ложки. трещетки, колотушки и др.)

П



Персональный компьютер

Д

Для учителя


Технические средства обучения




Аудио / видеомагнитофон

CD / DVD-проигрыватели

Компьютер с программным обеспечением

Телевизор

Магнитная доска




Оборудование класса




Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

К


Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами




Д – демонстрационный материал


К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)


П – комплект. необходимый для практической работы в группах или несколькими учащимися поочередно



Календарно-тематическое планирование учебного курса «Музыка»5 класс

(количество часов за год -35, в неделю 1 час )

По программе «Музыка» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

п/п


Наименование разделов и тем


Кол-во часов



Характеристика деятельности учащихся

Дата план

5-В

5-Г

5-Д

5-Е


Дата факт

5-В

5-Г

5-Д

5-Е



Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная

деятельность


Музыкальный

материал

вид

форма



Первое полугодие: «Музыка и литература» (16 часов)



Музыка и литература

16ч.

1 четверть ( 9 часов)




1

«Что роднит музыку и литературу»

1

Выявление многосторонних связей музыки. Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе

02.09.15

07.09.15

01.09.15

03.09.15


Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Учится размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

введение

Устный опрос

«Моя Россия» Г. Струве, Н. Соловьева;

«Жаворонок» М.Глинка,

Н. Кукольник

«Симфония №4» (фрагмент) П.Чайковский;

Фрагменты сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.

2

Вокальная музыка.

«Россия, Россия нет тебя красивей». Комбинированный урок

1

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Жанры вокальной музыки – песня.


09.09.15

14.09.15

08.09.15

10.09.15


Понимать основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.

Раскрывать и выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.


текущий

Уст-ный опрос

«Концерт №3» для фортепиано с оркестром (фрагмент) С.В.Рахманинова;

«Вокализ» С.Рахманинова

«Осень».

П. Чайковский, слова

А. Плещеева.

«Осень».

Ц. Кюи, слова

А. Плещеева.

«Красно солнышко» П.Аедоницкий, сл.

И. Шаферана;

3

Русские народные песни. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…»

1

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни).

Народная песня, ее жанры и особенности.

Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний. Дуэт. Музыкальная форма


16.09.15

21.09.15

15.09.15

17.09.15


Разбираться в основных жанрах народных песен, ее особенности.

Учится разучивать и исполнять образцы

музыкально- поэтического творчества.

Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произве-дениях. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении.

Обнаруживать, выявлять общность

истоков народной и профессиональной музыки.

темати-ческий

Уст-ный опрос

А.Людов «Колыбельная»;

Русские народные песни:

«Во поле береза стояла..»,

«А мы просо сеяли»,

«Бояре, а мы…»,

«Уж ты, поле мое»;

и др.

4

Вокальная музыка

«Здесь мало услышать. здесь вслушаться надо…»


Комбинированный урок

1

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.


23.09.15

28.09.15

22.09.15

24.09.15


Понимать основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка.

Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.


теку-щий

Уст-ный опрос

«Горные вершины»

А. Варламов, слова

М. Лермонтова.

«Горные вершины»

А. Рубинштейн, слова

М. Лермонтова

5

Фольклор в музыке русских композиторов.

«Стучит, гремит Кикимора..»


Урок обобщения и систематизации знаний

1

Познакомить детей с программной музыкой. Народное творчество как художественная ценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.


30.09.16

05.10.15

29.09.15

01.09.15


Понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их

сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.


теку-щий

Уст-ный опрос

«Кикимора» Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов.

«Колыбельная»

А. Лядов.

6

Фольклор в музыке русских композиторов.

«Что за прелесть эти сказки»

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке.

Симфоническая сюита.


07.10.15

12.10.15

06.10.15

08.10.15


Понимать интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Учится: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов

теку-щий

Уст-ный оп-рос

Шехерезада» Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Урок закрепления нового материала

1

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада,

Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность

14.10.15

19.10.15

13.10.15

15.10.15


Знать/понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.

Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

тема-тичес-кий

Уст-ный опрос

«Вокализ». С. Рахманинов.

«Романс». Из Музыкальных иллюстраций к повести

А. Пушкина «Метель» (фрагмент)

Г. Свиридов.

«Баркарола» (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года».

П.Чайковский.

«Песня венецианского гондольера» (№ 6). Из

фортепианного цикла «Песни без слов».

Ф. Мендельсон. .

«Венецианская ночь».

М. Глинка, слова И. Козлова.

Баркарола.

Ф.

«Баркарола» Ф.Шуберт, слова

Ф. Штольберга, перевод

A.Плещеева.

8

Вторая жизнь песни.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Углубить представления учащихся о музыке, основанной на народной песни, познакомить с современными интерпретациями. Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.


21.10.15

26.10.15

20.10.15

22.10.15


Понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.


теку-щий

Уст-ный опрос

Концерт 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала).

П.Чайковский.

«Веснянка», украинская народная песня.

«Пер Гюнт» Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). -Э. Григ.» «Песня Сольвейг

«Светлый праздник» С.Рахманинов

«Камаринская» П.Чайковский


9

Урок - обобщение

1

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.


28.10.15


27.10.15

29.10.15


Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

итоговый

тест

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы» «Снегурочка. Н. Римский-Корсаков




Итого за 1 четверть

9часов

(8ч-5Г)






2 четверть (7часов)

10

Всю жизнь мою несу родину в душе…

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.

Программная симфония. Симфония-действо. Кантата..

11.11.15

09.11.15

10.01.15

12.11.15


Знать/понимать: стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

участвовать в коллективной исполнительской деятельности

теку-щий

Уст-ный оп-


«Перезвоны» По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин

«Снег идет.» Из Маленькой кантаты.

Г. Свиридов, слова

Б.Пастернака.

«Запевка.»

Г. Свиридов, слова

И. Северянина

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

«Гармонии задумчивый поэт»

Комбинированный урок.

1

Романтизм в музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

18.11.15

16.11.15

17.01.15

19.11.15


Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.


теку-щий

Уст-ный опрос

«Этюд №12» Ф.Шопен

«Прелюдия№7» Ф.Шопен

«Прелюдия№20Ф.Шопен

«Вальс №7» Ф.Шопен

12

«Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь!»

1

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием

25.11.15

23.11.15

24.01.15

26.11.15


Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита.

Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

теку-щий

Уст-ный опрос


«Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

«Маленькая ночная серенада» (рондо). В.-А. Моцарт.

«Dona nobis pacem». (Даруй нам мир) Канон. В.-А. Моцарт.

«Реквием» (фрагменты). В.-А. Моцарт.

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


1

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.

02.12.15

30.11.15

01.12.15

03.12.15


Знать/понимать: особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

тематический

Уст-ный оп-рос


«Садко» Опера-былина (фрагменты).

Н. Римский-Корсаков.

« Сказка о царе Салтане» (фрагменты).

Н. Римский-Корсаков.

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


1

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.

09.12.15

07.12.15

08.12.15

10.12.15


Знать/понимать: имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

тема-тический

Уст-ный оп-рос


«Щелкунчик» (фрагменты). П. Чайковский.

«Спящая красавица». Балет (фрагменты). П. Чайковский.


15

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


1

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.

16.12.15

14.12.15

15.12.15

17.12.15


Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

темати

ческий


Уст-ный опрос

Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.

Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.

«Дуэт Алисы и кота Базилио» Б.Окуджава

«Сэр, возьмите Алису с собой» В.Высотский

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


1

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.

23.12.15

21.12.15

22.12.15

24.12.15


Знать/понимать: особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.


тема-тичес-кий

Устный оп-рос

«Кошки» мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

«Песенка о прекрасных вещах». Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.




Итого за 2 четверть:

Итого за 1 полугодие:

7час.

16(15) час.








Музыка и изобразитель-ное искусство


18

Второе полугодие: «Музыка и изобразительное искусство» (18часов)

3 четверть (10 часов)

17

Что роднит музыку и изобразительное искусство?.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.



1

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

13.01.16

11.01.16

12.01.16

14.01.16



Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

темати

ческий

Уст

ный



Песня о картинах.

Г. Гладков, стихи

Ю. Энтина.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть).

С. Рахманинов.

18

Небесное и земное в звуках и красках.

«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь»

«В минуты музики печальной»

«Есть сила благодатная в созвучье слов живых»

Комбинирован-ныйурок.

1

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.

20.01.16

18.01.16

19.01.16

21.01.16


Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.


темати

ческий

Уст

ный опрос



«Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский

«Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов

«Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно

«Ave Maria» Дж. Каччини

«Ave Maria» Ф. Шуберт

«Любовь святая» Г.Свиридов

19

Звать через прошлое к настоящему.

Урок закрепления нового материала.

1

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические)и особенности их драматургического развития (контраст)

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность.

27.01.16

25.01.16

26.01.16

28.01.16


Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.

темати

ческий

Уст-

ный опрос



Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

«Песня об Александре Невском»

хор «Вставайте, люди русские»

20

«За отчий дом, за русский край»


1

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

03.02.16

01.02.16

02.02.16

04.02.16



текущий

Устный опрос



Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

«Ледовое побоище»

«Мертвое поле»

«Въезд Александра во Псков»

21

Музыкальная живопись и живописная музыка.

«Ты раскрой мне природа объятья»

«Мои помыслы краски, мои краски-напевы..»

«И это все весенних дней приметы!»

Урок обобщения и систематизации знаний.


1

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

10.02.16

08.02.16

09.02.16

11.02.16


Знать/понимать: выразительные возмо-жности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских композиторов: С.Рахманинов, М.Глинки, их творчество.

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русских композиторов (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.


тематический

Устный


«Островок»

С. Рахманинов, слова

К. Бальмонта (из П. Шелли).

«Жаворонок» М.Глинки

«Весенние воды» С. Рахманинов, слова

Ф. Тютчева.

22

Дыхание русской песенности

1

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок

17.02.16

15.02.16

16.02.16

18.02.16


Понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности,. Знать выдающегося зарубежного композитора: Ф.Шуберт, его творчество.

Учится сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики

Теку-щий

Уст-

ный опрос

«Форель».

Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст В. Костомарова

«Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт.

23

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

«Весть святого торжества»

«Древний храм златой вершиной светит ярко..»

Комбинированный урок

1

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.

Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

24.02.16

22.02.16

01.03.16

25.02.16


Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.



тематический

Уст-ный опрос

«Прелюдия» соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

«Прелюдия» соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

«Сюита» для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

«Фрески Софии Киевской» Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

«Звуки скрипки так дивно звучали»

«Неукротимым духом своим он побеждал»

Урок обобщения и систематизации знаний.


1

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произ-ведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

02.03.16

29.02.16

15.03.16

03.03.16


Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Анализировать и сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки;


темати-ческий



Уст-

ный опрос

«Музыкант»

Б. Б.Окуджава

«Каприс 24». Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).

И. Бах «Чакона» П.Чайковкий «Мелодия»,

А Шнитке Concertogrosso№1 для 2 скрипок. клавесина и струнных.


25

Волшебная палочка дирижера.

Комбинированный урок.

1

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

09.03.16

07.03.16

22.03.16

10.03.16


Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

тема-тичес-кий

Уст-ный опрос

«Рапсодия на тему Паганини» (фрагменты). С.Рахманинов.

«Вариации на тему Паганини «(фрагменты). В. Лютославский.

«Скрипка Паганини» В. Мигуля.

26


Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

Комбинированный урок.

2

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.

16.03.16

14.03.16



17.03.16









23.03.16

21.03.16



24.03.16


Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп сим-фонического оркестра. Сущность музы-кального исполнительства как искусства интерпретации.

Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.

теку-щий

Уст-ный опрос


Симфония 5 (фрагменты). Л. Бетховен.




Итого за 3 четверть:

11 час.






4 четверть (8 часов)

27

Застывшая музыка.

«Храм как корабль огромный, несется в пучине веков»

«Содружество муз в храме»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.

Католические храмы и органная музыка.

06.04.16

04.04.16

05.04.16

07.04.16


Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

темати-ческий



Уст-ный опрос

обучающий


Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах

«Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский

«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов

28

Полифония в музыке и живописи.

«В музыке Баха слышатся мелодии космоса»

Урок обобщения и систематизации знаний.


1

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.


13.04.16

11.04.16

12.04.16

14.04.16


Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

теку-щий

Уст-

ный опрос

И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),

«Аве Мария».

Маленькая прелюдия и фуга для органа. Чакона.

М.К. Чюрленис. Фуга

29

Музыка на мольберте.

«Я полечу в далекие миры, край вечной красоты..»

Комбинированный урок

1

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

20.04.16

18.04.16

19.04.16

21.04.16


Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Анализировать и сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.


темати-ческий



Уст-ный опрос

обучающий


М.К. Чюрленис. Фуга.

М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,

М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».

30

Импрессионизм в музыке и живописи.

«Музыка ближе всего к природе»

«Звуки и запахи реют в вечернем воздухе»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.

27.04.16

25.04.16

26.04.16

28.04.16


Понимать особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

теку-щий

уст-ный опрос

«Лунный свет» (из «Бергамасской сюиты»)

«Кукольный кэк-уок» ( из фортепианной сюиты «Детский уголок» К.Дебюсси

«Диалог ветра и моря» К.Дебюсси

«Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков

31

О подвигах, о доблести и славе...

«О тех, кто уже не прийдет никогда.-Помните!.»

Комбинированный урок.

1

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений.

Реквием.


04.05.16

02.05.16

03.05.16

05.05.16


Понимать установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

темати-ческий


уст-ный опрос

«Реквием»

Д. Кабалевский:

«Помните»

«Наши дети»

«Реквием» стихи Р. Рождественского.

32

В каждой мимолетности вижу я миры…
«Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете»

«Музыкальная живопись Мусоргского»


Комбинированный урок.

1

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия


11.05.16

16.05.16

10.05.16

12.05.16


Знать и понимать: своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского. Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

темати-ческий


уст-ный опрос

Мимолетности (№ 1, 7, 10) С.Прокофьев

«Картинки с выставки»:

«Избушка на курьих ножках»,

«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации)

рисунки В.Гартмана. М.П. Мусоргский

33

Мир композитора. С веком наравне.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

1

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

18.05.16

23.05.16

17.05.16

19.05.16


Понимать взаимодействие изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

итоговый

тести-ро-вание

Исполнение произведений по выбору учащихся

34

Заключитель-ный урок – обобщение.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

25.05.16

30.05.16

24.05.16

26.05.16


Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инстру-ментальных и вокальных жанров.

итого-

вый


Исполнение произведений по выбору учащихся




Итого за 4 четверть

Итого за второе полугодие

8 час

19 час







Итого за год: 35час


Календарно-тематическое планирование составлено Дощечкиной С.Ю