Сценарий праздника Народные гулянья 4 кл

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


«Чем дальше в будущее входим,

тем больше прошлым дорожим…»



Цели:  приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Учитель:

Традиции проведения праздников на Руси тесно связаны с календарём, с круговоротом хозяйственного года. Большая часть праздников приходилась на зимнее время и раннюю весну, когда люди были свободны от работы в поле.

Трудно себе представить какой-либо праздник без участия в нём детей. Ребята затевали весёлые игры, которые сопровождались затейливыми песнями, загадками, шутками, плясками, хороводами.

Как это выглядело, вы сейчас увидите. Участники сегодняшнего праздника перенесут нас в далёкое прошлое русской деревни.



ХОД ПРАЗДНИКА

На сцене современные дети. Они сидят на лавочке. Им нечем заняться: надоел телевизор, телефон, планшет, компьютер….

1-й мальчик:

Во что бы поиграть? Скучно…

2-й мальчик:

А во что играли наши прабабушки и прадедушки? Какие у них были игры? Какие пели песни, когда были такими, как мы? Какие загадки загадывали? (уходят)

Звучит народная музыка, выходят дети в народных костюмах. Поют песню «Субботея». Декорация: плетень, пенёк, изба, старое бревно вместо лавочки.



1-й вед:

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел….

2-й вед:

Ваня пел, Борис молчал,

Николай ногой качал

1-вед:

Дело было вечером,

2-й вед:

Делать было нечего.

Боря и Ваня ведут «беседу»

- Ваньша, скажи – «стоп»

- Чё?!

- Ну, скажи – «стоп».

- Ну, стоп.

- Два щелчка тебе в лоб! (щёлкает в лоб Ваню)

- Борька, а сто да сто сколько будет?

- Двести!!!

- Ну, и сиди, чудак, на месте! (щёлкает его по затылку)

Подходит к ним ещё один мальчик.

Борис:

- Витька, у тебя под ногами мох. (Витя смотрит под ноги)

- Где?

- Не кланяйся, я тебе не бог…



Витя быстро хватает Бориса за ухо, тянет:

- Дуб или вяз?

- А! А! А!... Вяз! Вяз!

- Тяни до глаз. (тянет ухо)

Борис в отместку хватает за нос Витьку, тянет вверх:

- Дуб или вяз?

- Дуб! Дуб!

- Тяни до губ.

Мальчишки трут от боли кто ухо, кто нос, третий показывает на них пальцем, хохочет над друзьями. В это время входят девочки, смеются, шепчут…

Витя:

- Кать, скажи – «баня»,

- Ну, баня.

Витька смеётся и показывает на Ваню

- Тебя любит Ваня.

Ваня:

- Витька, скажи – Лизавета.

- Лизавета.

- А вот тебе за это (подзатыльник)

Мальчики бегают друг за другом вокруг пенька. На сцену выбегает девочка:

- Эй, ребятня! Иди сюда! Началась коляда!

Все уходят. Появляются ведущий.







1-й вед:

Тема хлеба, урожая была основной в песнях-колядках, но ещё в них хвалили хозяев, их жильё, желали много добра, много разной живности, для себя просили пирогов, сладостей, копеечек.

На сцену выходят колядовщики. Несут козлиную голову, украшенную цветами и поют.

Девочки:

Коляда, коляда, ты подай пирога,

Или хлеба ломтину, или денег полтину,

Или курочку с хохлом, петушка с гребешком.

Мальчики:

Уж ты, тётушка, подай, ты, лебёдушка, подай,

Ты подай-ка пирог, с рукавичку широк.

Ты начинку не теряй, целиком пирог давай.

Поют вместе:

Коляда, коляда, уродилась коляда,

Кто подаст пирога, тому двор живота,

Кто не даст лепёшки, завалим окошко.

Кто не даст ветчины, тем расколем чугуны.

Получают подарки от хозяев под музыку уходят

2-й вед:

Коляда исчезла. И, спеша в календаре, на смену ей появлялась Масленица на последней неделе перед Великим постом. Праздник сопровождался играми, шутками, ездой на лошадях, катанием с ледяных гор. Хозяйки пекли блины, пироги. Девчата устраивали посиделки, состязались в песенном искусстве.

Выходят девочки, поют частушки

  1. А мы Масленке-вертушке

Пропоём свои частушки.

Ты, послушай, посиди,

Да на нас погляди



Припев:

Уж, ты, Масленица наша,

Мы тобою хвалимся.

На горах катаемся,

Блинками объедаемся



  1. Все кричат Егорке:

Скатывайся с горки.

Да уж больно высока,

Не отбить бы мне бока.



Припев тот же



  1. Наш Егор как снежный ком –

Снеговик снеговиком.

Вдруг Егорка с санок – хлоп!

Головой попал в сугроб.



Припев тот же



  1. Все смеются, все шумят,

Все несутся в пляске…

Масленица! Масленица!

Всё кругом, как в сказке!



Припев тот же



  1. Ах, ты Масленица,

Ты обманщица,

До поста довела,

А сама удрала.



Припев тот же.



Под музыку уходят.



1-й вед:

Не по дням, а по часам менялась природа, наступал черёд прихода весны. Дыхание весны узнавали по приметам.



2-й вед:

Вот, например, 4 марта приходил Тимофей-весновей. Как говорилось на Руси: «Тимофей теплом веет, как ни хмурься, а весной веет».





1-й вед:

А вот 13 марта – Василий по прозвищу Капельник. Тает снег, капает с крыш. В народе считалось, что талая вода из мартовского снега целебная и помогает от многих болезней.



2-й вед:

14 марта по народному календарю «Евдокия-плющиха». С нею связана первая встреча весны. С Евдокии-плющихи начинаются оттепели, крестьяне отбеливали холсты, ткали, пряли кудели.



1-й вед:

Евдокия- плющиха тоже несёт свои приметы: день на Евдокию ясный – быть урожаю на грибы, огурцы, ягоды.



2-й вед:

На Евдокию снег – быть общему урожаю.



Сцена вечёрок.



1-й:

Что за славный денёк,

На бугре солнцепёк

Собирайся, народ, у ворот!



2-й:

Петь, шутить, хороводы водить,

Весну красну веселить.



Русская народная пляска. Исполнение ансамбля ложкарей песня «Ах, вы сени мои сени». Танец «Кадриль».



1-й вед:

Особо приметен день 22 марта. День Сорока – так он называется по церковному календарю. Это день памяти 40 мучеников. День меняется с ночью, т.к. 21 марта – день весеннего равноденствия.



2-й вед:

Подсыхают последние снеговые лужицы, на деревьях появляются маленькие клейкие листочки. Тут на первое место из века в век неизменно выступает белая зеленокудрая берёзка. Праздник берёзки был девичьим праздником. Услышав первый раз кукушку, девушки шли к лесу и пели:

Во лесу, во лесочке росла трава-мурава,

До пояса доросла, берёзоньку обвила.



Сцена поклонения берёзки, выходят девочки.



1-я группа:

Берёзка, берёзка, завивайся кудрявая!

К тебе девушки пришли, к тебе красные пришли.



2-я группа:

Девочки красные, косы русые.

Они венки плетут, под берёзоньку кладут.



Танцуют хоровод «Во поле берёза стояла»

Песня «Иван Купала»

1-й вед: В старину не только пели и плясали, но и в игры русские играли. 



Игра «Лавочка»

Берется любая, достаточно длинная лавочка или тесно сдвинутые стулья. Дети выбирают водящего по считалке:

Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки, луку полторы головки,

Да петрушки корешок, да капустный кочанок.

Раз, два, три, огонь зажжем, кочерыжка, выйди вон!

Дети садятся рядом на лавку. Водящий прохаживается мимо, потом вдруг легонько ударяет по колену одного из сидящих. Чем внезапнее, неожиданнее этот удар, тем лучше. Водящему вместе с тем кого он выбрал, нужно обежать вокруг лавки и постараться занять освободившееся место. Тот, кто не успел, исполняет частушку и становится водящим.



игра «Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его, да ешь.

Во время пения, при словах «высокинрький» - поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».


Игра «Петушиный бой»

Ведущий:

А сейчас мы предлагаем вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

(Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги)


2-й вед: Молодцы, задорно поиграли-удаль свою показали!

Вот так веселился народ в старину. 


Учитель:

Вот и закончился наш праздник. Я вижу, как горят у всех глаза, расправились плечи, посветлели лица. Такое ощущение, что вы испили глоток живительной влаги из неиссякаемого источника, который зовётся «Народное творчество».