Планирование по музыке на тему День. полный событий

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Рассмотрено на заседании МО Утверждаю

Протокол № от -----------2016г. Директор Рожкова И.А.

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №12»

от -------------2016г.











Рабочая программа по музыке на 2016 – 2017 учебный год

3 класс

Составитель: учитель музыки Крючкова О.А.























г. Дзержинск









3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана и составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( пр. Мин.обр. и науки РФ от 6.10.2009г. №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по музыке и авторской программы Е.Д. Критская., Г.П.Сергеева.,Т.С. Шмагина. «Музыка. 1 – 4 классы»: Учебник для учащихся 1-4 классов. М.: Просвещение, 2011г.

Количество часов:

3 класс - в год/неделю – 34 / 1

Цель и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач

Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников через эмоциональное восприятие музыки

Задачи музыкального образования младших школьников:

- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям, понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания

- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов)

- изучение особенностей музыкального языка

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов

- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности

- обогащение знаний о музыкальном искусстве

Общая характеристика учебного предмета и место его в базисном учебном плане

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира

Особенность построения курса состоит в том, что он охватывает широкое культурологическое пространство, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения»

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года

Программа курса «Музыка» для 3 класса рассчитана на 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю)

Распределение часов по четвертям

1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть

9 часов 7 часов 10 часов 8 часов



Результаты освоения учебного предмета «Музыка» 3 класс

В результате изучения курса «Музыка» в 3 классе должны быть достигнуты определенные результаты

Личностные результаты

отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка

- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

- уважительное отношение к культуре других народов, сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

Метапредметные результаты

(регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

РегулятивныеУУД:

принятие и сохранение учебной, в т. ч. музыкально-исполнительской задачи , понимание смысла инструкции учителя и внесение в нее коррективы

планирование своих действий в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий

выполнение действия (в устной форме), в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир

эмоциональный отклик на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров

осуществление контроля и самооценки своего участия в разных видах музыкальной деятельности

понимание смысла предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих

выполнение действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир

восприятие мнения о музыкальном произведении сверстников и взрослых

Познавательные УУД:

осуществление поиск а нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширение своих представлений о музыке и музыкантах

самостоятельная работа с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради

передача своих впечатлений о воспринимаемых музыкальных произведениях

использование примеров музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки

выбор способов решения исполнительской задачи

соотношение иллюстративного материала и основного содержания музыкального сочинения, рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями

исполнение попевок, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст

обобщение учебного материала, установка аналогии

Коммуникативные УУД:

выражение своего мнения о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно)

активное участие в различных видах музыкальной деятельности

понимание содержания вопросов и воспроизведение несложных вопросов о музыке

проявление инициативы, участвуя в исполнении музыки

контроль своих действий в коллективной работе и понимание важности их правильного выполнения в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми

понимание необходимости координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач, принятие мнения , отличного от своей точки зрения

стремление к пониманию позиции другого человека

формулирование и постановка вопросов , использование речи для передачи информации, для своего действия и действий партнера

Предметные результаты

- формирование общего представления о музыкальной картине мира

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной, произведений разных жанров и стилей

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально -хоровых

Содержание программы

Базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года, выстраиваютсяс учетом преемственности музыкального обучения учащихся и совпадают с названиями 2 класса:

Раздел 1. «Россия — Родина моя» .Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки

Раздел 2. «День, полный событий» . Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов

Раздел 5. «В музыкальном театре». Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения

Раздел 6. «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения»

Виды музыкальной деятельности

индивидуальные, групповые, парные, индивидуально – групповые, практические, проблемно – поисковые

слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально – пластическое движение, драматизация музыкальных произведений

хоровое, ансамблевое и сольное пение

пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения

игра на музыкальных инструментах

инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера

освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи

экскурсия, путешествие, выставка

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. Помимо перечисленных, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической), в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям, в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов, в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку, в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Методы музыкального образования

увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя

«тождество и контраст», интонационность

художественное, нравственно-эстетическое познание музыки

интонационно-стилевое постижение музыки

эмоциональная драматургия урока

концентричность организации музыкального материала

забегание вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении)

создание «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.)

игра, художественный контекст (выход за пределы музыки)

Формы организации учебного процесса

групповые, коллективные, классные, внеклассные, комбинированный урок, итоговый урок (обобщение), нестандартные формы обучения (урок- игра, урок – путешествие и т.д), интегрированный урок

Виды организации учебной деятельности

самостоятельная работа, творческая работа, конкурс, викторина, экскурсия, концерт, выставка, путешествие

Виды контроля

вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный, фронтальный, комбинированный, устный

Формы (приемы) контроля

наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест

Практические задания по предмету «Музыка», контроль уровня обученности в 3 классе

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 3 класса начальной школы в форме

итоговых тестов в конце каждой четверти:

- 1 четверть – 9 урок «Обобщающий урок «День полный событий» 1 четверть»

- 2 четверть – 7 урок «Обобщающий урок «О России петь – что стремиться в храм» 2 четверть»

- 3 четверть – 9 урок «Обобщающий урок «В музыкальном театре» 3 четверть»

- 4 четверть – 9 урок «Обобщающий урок «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» 4 четверть

Содержание разделов учебного предмета «Музыка» 3 класс

I четверть (9 часов)

Тема раздела: «Россия – Родина моя» - 5 ч.

Урок 1. Мелодия - душа музыки (1ч). Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души

Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины (1ч). Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников

Урок 3. «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава» (1ч). Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки

Урок 4. Кантата «Александр Невский» (1ч). Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки

Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна… (1ч). Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Тема раздела: «День, полный событий» - 4ч.

Урок 6. Утро (1ч. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П. Чайковского «Утренняя молитва» и Э. Грига «Утро»

Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек (1ч). Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке

Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер (1ч).Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П. Мусоргского

Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти (1ч). Обобщение пройденного материала, исполнение полюбившихся песен

2 четверть (7 часов)

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» - 4 ч.

Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» (1ч). Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве

Урок 11. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» (1ч). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве

Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир (1ч).Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской

Урок 13. Обобщающий урок 2 четверти (1ч). Обобщение по темам первого полугодия. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть. Итоговое тестирование учащихся

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч.

Урок 14, 15. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе (2ч. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины. Народная и профессиональная музыка.

Урок 16. Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» (1ч)Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова)

Урок 17. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей» (1ч). Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н. Римского-Корсакова

Тема раздела: «В музыкальном театре» - 6 ч.

Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра (1ч). Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М. Глинки «Руслан и Людмила»

Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика» (1ч).Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика»

Урок 20, 21. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу (2ч). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Урок 22. «Океан – море синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу (1ч). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие во вступлении к опере Н.Римского - Корсакова «Садко» «Океан – море синее». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И. Чайковского «Спящая красавица». Контраст

Урок 23. В современных ритмах (мюзиклы) (1ч). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки

Тема раздела: «В концертном зале » - 6 ч.

Урок 24. Музыкальное состязание (концерт) (1ч). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта

Урок 25. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины (1ч).Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты

Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти (1ч). Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть

Урок 27. Музыкальные инструменты (скрипка) (1ч). Выразительные возможности скрипки. Н.Паганини – композитор-виртуоз

Урок 28. Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная (1ч). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э. Грига «Пер Гюнт»

Урок 29. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена (1ч). Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л. Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 5ч.

Урок 30. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки (1ч). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости

Урок 31. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева (1ч). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г. Свиридова, С. Прокофьева, Э. Грига, М. Мусоргского

Урок 32. Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский) (1ч). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э. Грига и П. Чайковского

Урок 33. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет (1ч). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель

Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти (1ч). Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года

- Заключительный урок - концерт

Учебно – тематический план предмета «Музыка» 3 класс

Тема урока Количество часов

Тема раздела: «Россия – Родина моя»

1 Мелодия - душа музыки 1

2 Природа и музыка (романс). Звучащие картины 1

3 «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава» 1

4 Кантата «Александр Невский» 1

5 Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна… 1

Тема раздела: «День, полный событий»

6 Утро 1

7 Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек 1

8 «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер 1

9 Обобщающий урок 1 четверти 1

Тема раздела: «О России петь, что стремиться в храм»

10 Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» 1

11 Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» 1

12 Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир 1

13 Обобщающий урок 2 четверти 1

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

14, 15 «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе 2

16 Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» 1

17 Звучащие картины. «Прощание с Масленицей» 1

Тема раздела: «В музыкальном театре»

18 Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра 1

19 Опера «Орфей и Эвридика» 1

20, 21 Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу 2

22 «Океан – море синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу 1

23 В современных ритмах (мюзиклы) 1

Тема раздела: «В концертном зале»

24 Музыкальное состязание (концерт) 1

25 Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины 1

26 Обобщающий урок 3 четверти 1

27 Музыкальные инструменты (скрипка) 1

28 Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная 1

29 «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена 1

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

30 «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки 1

31 «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева 1

32 Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский) 1

33 Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет 1

34 Обобщающий урок 4 четверти 1

Итого 34 часа

Музыкальный материал для слушания

Раздел 1. Россия — Родина моя

Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника

Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого

Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.

Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка

Раздел 2. День, полный событий

Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ

Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко

Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто

Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев

Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев

С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского

Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева

Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В.Шульгиной

Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л. Уэббер

Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока

Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока

Величание князю Владимиру и княгине Ольге

Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого

Раздел 4. « Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н. Римского-Корсакова

Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина)

Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка

Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков

Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков

Веснянки, русские и украинские народные песни

Раздел 5. В музыкальном театре

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк

Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков

Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский

Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной

Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина

Раздел 6. В концертном зале

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский

Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах

Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк

Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский

Каприс № 24 для скрипки соло. Н. Паганини

Пер Гюнт. Сюита № 1 (фрагменты); Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ

Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен

Соната № 14 («Лунная») (фрагменты). 1-я часть. Л. Бетховен

Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен

Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского

Волшебный смычок, норвежская народная песня

Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ

Шествие солнца С. Прокофьев

Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов

Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака

Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина

Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт

Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт

Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен

Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского

Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой

Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова

Музыканты, немецкая народная песня

Камертон, норвежская народная песня

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин

Для реализации программного содержания используется учебно – методический материал:

На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы»

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.

Фонохрестоматия для 3 класса (3 кассеты) , Просвещение, 2009 г

Рабочая тетрадь для 3 класса, М., Просвещение, 2010г

Рабочие программы по учебникам Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шманиной –Волгоград: Учитель, 2012

«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2010г

Технические средства обучения:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке, DVD- диски по слушанию музыки

Методическое пособие для учителя:

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс

Учебник для общеобразовательных организаций. Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина – Просвещение 2014г.

Пособие для учителя. Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина – Просвещение 2009г.

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс (СD)

Планируемые результаты

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник 3 класса научится:

- владеть основами музыкальных знаний, первоначальными певческими умениями и навыками, навыками игры на шумовых музыкальных инструментах, навыками «свободного дирижирования»

- выразительно исполнять народные и композиторские песни

- различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты

- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, творческий почерк русских и зарубежных композиторов, музыку различных жанров (простых и сложных)

- выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике

- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира

- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д, музыку, звучащую на уроке и вне школы

- координировать движение и пение, отражая настроение музыки - эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений, пластического интонирования

- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи, содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет), особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, ИЗО, кино, театр)

- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, религиозной музыке, классической и современной

- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ

- импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации)

- анализировать содержание, форму, музыкальный язык разных жанров

- использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования

- знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы

- приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования

Выпускник 3 класса получит возможность научиться:

- соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.

- осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ

- владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга

- слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров

- наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки

- участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками

- узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов, народные мелодии в творчестве композиторов, звучание музыкальных инструментов и певческих голосов, пройденные музыкальные произведения и их авторов

- применять полученные знания в исполнительской деятельности

- проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку

- импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша

- находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения

- различать звучание музыкальных инструментов (включая тембр арфы, виолончели, челесты)

- сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении

- приводить примеры известных музыкальных жанров, форм

- собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

- принимать учебную задачу

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

- адекватно воспринимать предложения учителя

- принимать музыкально-исполнительскую задачу

- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей

- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений

Познавательные УУД

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик)

- находить в музыкальном тексте разные части

- понимать нотную запись, содержание рисунков и соотносить их с музыкальными впечатлениями, читать простое схематическое изображение

- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика), содержание рисунков с музыкальными впечатлениями

- пользоваться карточками ритма

- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;

Коммуникативные УУД

- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки

- принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках

- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.)

- контролировать свои действия в коллективной работе

- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки

- следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания

- позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности

- образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России

- устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

- представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге

- познавательный интерес к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений

- нравственные чувства (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов)

- нравственно-эстетические чувства, понимание и сочувствие к переживаниям персонажей музыкальных произведений

- понимание связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическим

Интернет – ресурсы

http://school-collection.edu.ru

http://nachalka/info/about/193

http://nsc.1september.ru/urok

http://fcior.ru

http://collection.edu.ru

http://music.edu.ru/

http://viki.rdf.ru/

Тематическое планирование

Музыка 3 класс



Тема урока Кол-во часов Тип урок Содержание Средства наглядности Вид контроля Дом. задание Дата Планируемые результаты: Р: регулятивные, П: познавательные, К: коммуникативные

Россия – Родина моя

1. Мелодия - душа музыки 1ч. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Мелодия. Мелодическая линия. Песенность. Лирический образ симфонии № 4 П. Чайковского. Учебник стр. 6,7 . Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Знать понятия: мелодия, мелодическая линия. Выучить стихи о русской природе, созвучные музыке. Р: самостоятельное выражение своего эмоционального отношения к искусству, П:определение звучания музыкальных инструментов, использованных в мелодиях, К: интонационное исполнение сочинения разных жанров.

2. Природа и музыка. Звучащие картины 1ч. Интегрированный урок. Знакомство с жанром романса. Певец-солист. Мелодия и аккомпанемент. Отличительные черты романса и песни. Музыка и поэзия; звучащие картины. Учебник стр. 8-11. Иллюстрации картин природы. Текущий. Слушание романсов. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Знать: определение романса, его отличие от песни, привести при-меры романсов. Подобрать рисунки, изображающую природу. Р: самостоятельное выражение эмоционального отношения к музыкальным произведениям, П: определение аккомпанемента мелодии, К: выполнение творческого задания

3. «Виват, Россия!». Наша слава – русская держава 1ч. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Знакомство с жанром канта. Эпоха Петра I. Песенность. Маршевость. Интонации музыки и речи. Солдатская песня. Учебник стр. 12-15.Текущий. Слушание кантов. Хоровое пение. Знать: определение канта, его историю, особенности. Рассказать об основной теме песенного казачьего фольклора. Р: самостоятельное определение сходства и различия между кантами и РНП, П: умение различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки, К: исполнение старинных кантов и песен

4. Кантата С. Прокофь¬ева «Александр Невский» 1ч. Урок расширения и углубления знаний. Знакомство с кантатой. Подвиг народа. Вступление. Трехчастная форма. Учебник стр. 16, 17. Портрет А.Невского. Текущий. Слушание кантаты (вступление, фрагменты из I ч.). Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Знать: определение кантаты, содержание кантаты «Александр Невский». Р: самостоятельное различие особенностей построения музыки: двухчастная, трехчастная, П: определение выразительные х возможностей различных музыкальных образов, К: выявление различных по смыслу музыкальных интонаций

5. Опера М. Глинки «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна… 1ч. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Знакомство с содержанием и музыкой оперы. Хоровые сцены. Главный герой оперы, его музыкальные характеристики. Учебник стр.18-21. Текущий. Слушание фрагментов из оперы. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Знать: понятие опера, содержание оперы «Иван Сусанин». Р: знание песен о героических событиях истории Отечества, П: познание выразительности музыкальной и поэтической речи, К: исполнение фрагментов из оперы

6. Утро 1ч. Урок расширения и углубления знаний. Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы. Учебник стр.24, 25. Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выполнить рисунки на темы «Утро» и «Вечер». Р: самостоятельное определение музыкального впечатления ребенка « с утра до вечера», П: умение самостоятельно проследить и сравнить музыкальный язык композиторов, К: исполнение главных мелодий произведений

7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек 1ч. Урок расширения и углубления знаний. Портрет в музыке. Выразительность и изобразительность музыки. Учебник стр. 26-29.Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки, проводить интонационно-образный анализ произведения. Р: самостоятельное распознавание выразительных и изобразительных особенностей музыки, П: понимание художественно-образного содержания музыкального произведения, К: умение самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей

8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер 1ч. Урок расширения и углубление знаний. Знакомство с пьесами вокального цикла М. П. Мусоргского «Детская». Сравнение с пьесами П. Чайковского из «Детского альбома» и С. Прокофьева из «Детской музыки». Учебник стр.30-37. Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение. Провести интонационно-образный и сравнительный анализ прослушанных произведений. Послушать «Детская», «Детский альбом». Р: самостоятельное распознавание выразительных музыкальных особенностей героев, связи в музыке, живописи, поэзии, П: понимание содержания музыкального произведения, раскрытие средств музыкального воплощения образов, К: передача интонационно-мелодических особенностей музыкального образа, разработка сценария к музыкальному произведению, различие формы композиции и особенностей музыкального языка Чайковского и Грига, умение находить общность интонаций в музыке, живописи и поэзии, выявление связи музыки и живописи, исполнение соло из музыкальных сочинений различных авторов

9. Обобщающий урок 1 четверти 1ч. Урок обобщения пройденного за 1 четверть. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева, П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского). Учебник стр. 6-37. Итоговый, тест. Повторить основные темы 1 четверти. Р: планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений, П: поиск способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования, овладение логическими действиями сравнения, анализа, выполнение задания в рабочей тетради, К: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке, формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности, развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры

«О России петь - что стремиться в храм...»

10. Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! 1ч. Интегрированный урок. Образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников. Молитва песнопение, картава, икона, поэзия. Учебник стр. 40-43. Текущий. Слушание музыки. Образный анализ музыки, поэтических текстов, художественных полотен. Хоровое пение. Рассказать о произведениях, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери. Найти стихи, воспевающие русскую землю. Р: умение самостоятельно различать мелодики русского и зарубежного религиозного искусства, П: определение образного строя музыки с помощью словаря эмоций, К: исполнение молитвы

11. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, мама!» 1ч. Урок расширения и углубления знаний. Образ Владимирской Богоматери в иконах, церковной музыке. Образ матери. Все самое дорогое, родное, святое, связанное с мамой. Учебник стр. 44-47. Текущий. Слушание музыки. Хоровое пение. Нарисовать портрет мамы. Выучить текст песни о маме. Р: умение самостоятельно ориентироваться в Православных праздниках, П: представление о песнопении, религиозных праздниках, богослужении и молитвах, воспевающих красоту материнства, К: исполнение песен о маме

12. Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир 1ч. Урок расширения и углубления знаний. История праздника Вербное воскресенье. Образ праздника в музыке, песнях, изобразительном искусстве. Святые земли Русской: княгиня Ольга и князь Владимир. Их «житие» и дела на благо Родины. Учебник стр. 48-53.Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Рассказать историю праздника Вербное воскресенье. Провести интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выполнить тематический рисунок. Знать имена русских святых, их жизнь и дела на благо Родины. Р: умение самостоятельно иметь представление о религиозных праздниках, ориентироваться в терминах, П: знание жанров церковной музыки, ответы на вопросы учителя, К: умение обнаруживать сходство и различие произведений религиозного искусства, исполнение стихир

13. Обобщающий урок 2 четверти 1ч. Урок обобщения пройденного за 2 четверть. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 2 четверть. Учебник стр.40 -55. Итоговый, тест. Повторить основные темы 2 четверти. Р: планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений, П: поиск способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования, овладение логическими действиями сравнения, анализа, выполнение задания в рабочей тетради, К: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке, формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности, развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

14, 15. Настрою гусли на старинный лад....(былины). Былина о Садко и Морском царе 2ч. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Знакомство с жанром былины. Певец-сказитель. Гусли. Учебник стр. 56, 57, 60, 61.Текущий. Слушание и пение былины о Добрыне Никитиче. Знать: определение былины, ее историю развития и содержательный аспект. Выполнить рисунок по теме «Бой Добрыни со Змеем Горынычем. Р: умение самостоятельно рассуждать о значении повтора, контраста в развитии музыки, самостоятельно определять, какую роль имеют распевы в былинах, П: выявление общности интонаций в музыке и поэзии, имитация игры на воображаемых гуслях, К: выявление ассоциативно-образных связей музыкальных и литературных произведений, исполнение северного былинного напева

16. Певцы русской старины (Баян, Садко). Лель мой Лель… 1ч. Урок сообщения, усвоения, расширения и углубления новых знаний. Образы народных сказителей былин Садко в onерах русских композиторов. Былинный напев. Образ Леля в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Песня. Меццо – сопрано. Сопровождение оркестра. Учебник стр.58,59,62, 63. Текущий. Слушание музыки. Сравнительный анализ. Хоровое пение Интонационно-образный анализ. Знать: имена былинных сказителей Баяна и Садко, проводить сравнительный анализ музыки. Рассказать о содержании былины. Знать: понятие меццо-сопрано, проводить интонационно-образный анализ, нарисовать образ Леля из оперы «Снегурочка». Р: умение самостоятельно различать приемы, используемые композитором в опере: повтор-контраст, сравнение взаимосвязи музыки и художественного произведения, П: название и объяснение основных терминов, ответы на вопросы учителя, К: исполнение мелодии «Песни Леля»

17. Звучащие картины. Прощание с Масленицей 1ч. Интегрированный урок. Знакомство со сценами масленичного гулянья из оперы «Снегурочка» Н. Римского- Корсакова. Сопоставление. Учебник стр. 64-69.Текущий. Слушание музыки. Образный и сравнительный анализ. Хоровое пение. Знать: содержание народного праздника Масленица, тексты частушек, русских народных песен. Р: сравнение взаимосвязи музыки и художественного произведения, П: название и объяснение основных терминов, ответы на вопросы учителя, К: разучивание масленичных песен

В музыкальном театре

18. Опера М. Глинки «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра 1ч. Урок сообщения

и усвоения новых знаний. Сцены из оперы. Характеристики главных героев. Увертюра в опере «Руслан и Людмила». Учебник стр. 70-75. Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Знать понятия: ария, баритон, сопрано, бас, рондо, увертюра, опера, герои оперы. Р: умение самостоятельно определять музыкальные темы главных героев, передавать содержание оперы-былины, П: название и объяснение основных терминов оперы, К: интонационное определение образов героев, выполнение живописно-творческой работы

19. Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика» 1ч. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Знакомство с содержанием и музыкой оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика». Учебник стр. 76,77. Текущий. Слушание музыки. Хоровое пение. Устный опрос. Знать понятия: ария, сопрано, тенор, тембр, опера, состав и тембры инструментов симфонического оркестра. Рассказать миф об Орфее. Р: умение самостоятельно определять музыкальные темы главных героев, П: понимание значения терминов, К: передача характера персонажей с помощью мимики и жестов

20, 21. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа. В заповедном лесу 2ч. Урок сообщения и получения новых знаний. Сцены из оперы. Характеристики-образы главных героев оперы «Снегурочка». Учебник стр. 78-83. Текущий. Слушание музыки. Хоровое пение. Устный опрос. Знать понятия: ария, сопрано, тенор, тембр, опера, состав и тембры инструментов симфонического оркестра. Рассказать о сказке. Р: умение самостоятельно рассуждать о значении режиссера, дирижера и композитора в опере, П: понимание смысла терминов, К: передача своих музыкальных впечатлений в рисунке

22. Океан – море сине. Балет «Спящая красавица. Две феи. Сцена на балу 1ч. Урок сообщения, усвоения, расширения и

углубления новых знаний. Знакомство с музыкой увертюры оперы. Зерно - интонация. Развитие музыки. Трехчастная форма. Вступление к балету. Темы-характеристики главных героев. Сцены из балета, интонационно-образное развитие музыки в сцене бала. Учебник стр. 84 – 89. Текущий. Слушание увертюры оперы. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Знать понятия: интонация, увертюра, трех-частная форма, опера, балет, интонация, проводить интонационно-образный анализ развития музыки. Выполнить рисунок по представлению моря. Прочитать сказку. Р: умение самостоятельно определять музыкальные темы главных героев, П: понимание своих музыкальных впечатлений с помощью пластики, мимики и жестов, раскрытие и объяснение - с помощью каких средств композитор изображает море, К: интонационное определение образов героев, выполнение живописно-творческой работы

23. В современных ритмах (мюзиклы) 1ч. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Мюзикл – жанр легкой музыки (Р.Роджерс, А.Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения. Учебник стр. 90, 91.Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Выполнить рисунок по слушанию мюзикла А.Рыбникова «Волк и семеро козлят». Р: представление о синтезе музыки, танца, пения, сценического действия , самостоятельное рассуждение о значении оперы, балета, мюзикла, П: понимание отличительных особенностей зарубежных и отечественных мюзиклов, ответы на вопросы учителя, К: исполнение сцен из мюзиклов, сравнение музыкального, литературного произведения, живописи

В концертном зале

24. Музыкальное состязание (концерт) 1ч. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Знакомство с жанром инструментального концерта. Мастерство исполнителей и композиторов . Учебник стр. 94, 95.Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Знать понятия: концерт, композитор, исполнитель, слушатель, вариационное развитие, проводить интонационно-образный анализ музыки. Р: умение самостоятельно ориентироваться в терминах, П: различие главных и побочных темы «Концерта», К: выполнение творческого задани

25. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины 1ч. Урок расширения и углубления знаний. Выразительные возможности флейты и скрипки, история их появления. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Учебник стр. 96- 99.Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Знать: тембры флейты и скрипки, проводить интонационно-образный анализ музыки. Р: умение самостоятельно узнавать тембр флейты, П: знание стилевых особенностей старинной и современной музыки, К: наблюдение за развитием музыки разных форм и жанров

26. Обобщающий урок 3 четверти 1ч. Урок обобщения пройденного за 3 четверть. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть. Учебник стр.61-99. Итоговый, тест. Повторить основные темы 3 четверти Р: планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений, П: поиск способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования, овладение логическими действиями сравнения, анализа, выполнение задания в рабочей тетради, К: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке, формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности, участие в подготовке заключительного урока-концерта, развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры

27. Музыкальные инструменты (скрипка) 1ч. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Выразительные возможности скрипки. Н. Паганини – композитор-виртуоз. Учебник стр. 100, 101.Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Рассказать о скрипке, называть имена знаменитых скрипачей, знать понятие: скрипач-виртуоз. Р: умение самостоятельно узнавать главные мелодические темы, П: расширение музыкального кругозора, К: выполнение творческого задания

28. Сюита Э. Грига «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная 1ч. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Знакомство с сюитой Э. Грига «Пер Гюнт». Контрастные образы сюиты. Вариационное развитие. Песенность, танцевальность, маршевость. Учебник стр.102-105. Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Знать понятия: вариационное развитие, песенность, танцевальность, маршевость, сюита, проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Р: умение самостоятельно определять музыкальные темы, П: самостоятельное название частей сюиты, К: выполнение творческого задания

29. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал. Мир Бетховена 1ч. Урок сообщения, усвоения, расширения и углубления новых знаний. Знакомство с музыкой «Героической» симфонии Л. Бетховена (фрагменты). Контрастные образы симфонии. Маршевость, песенность, контраст. Тема, вариации. Темпы, сюжеты и образы музыки Трагедия жизни. Учебник стр. 106 – 113. Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Знать понятия: симфония, дирижер, тема, вариации, произведения Бетховена выразительность и изобразительность музыки, мелодия, аккомпанемент, лад, проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Рассказать об особенностях интонационно – образного развития образов. Р: умение самостоятельно определять музыкальные темы, различать стилевые особенности музыкальных произведений, П: ориентирование в динамических оттенках, в видах и жанрах музыки, К: дирижирование главных тем, исполнение песен

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

30. Чудо – музыка. Острый ритм – джаза звуки 1ч. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Джаз- музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты – исполнители. Учебник стр. 116 - 119. Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Знать понятия: импровизация, ритм. Особенности джазовой музыки, проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Р: умение самостоятельно сравнивать джазовые композиции, П: ориентирование в особенностях музыкального языка джаза, К: знание известных джазовых музыкантов-исполнителей

31. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева 1ч. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи и стиля Г. Свиридова, С. Прокофьева, Э. Грига, М. Мусоргского. Учебник стр.120 – 123. Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Знать понятия: кантата, хор, симфоническая музыка. Р: умение самостоятельно различать и узнавать музыкальные интонации, П: умение различать, как с развитием музыки меняются краски звучания, К: выполнение творческого задания

32. Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский) 1ч. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Музыкальная речь. Лирические чувства. Особенности языка разных композиторов. Учебник стр. 124, 125. Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Определять фрагменты произведений композиторов. Р: умение самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов: определение особенностей, П: построения формы музыкальных сочинений, К: исполнение песен

33. «Прославим радость на земле». Радость к солнцу нас зовет 1ч. Урок расширения и углубления знаний. Музыка- источник вдохновения и радости. Нестареющая музыка великого Моцарта. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Учебник стр. 126 – 128. Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Знать понятия: опера, симфония, ода, кант, гимн, находить в музыке радостные торжественные интонации, средства музыкальной выразительности. Р: умение самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов, П:определение характерных черт языка современной музыки, К: определение жанровой принадлежности музыкального произведения

34. Обобщающий урок 4 четверти 1ч. Урок обобщения пройденного за 4 четверть, год. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. Учебник стр. 6-128. Итоговый, тест. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Исполнение песен. Повторить основные темы учебного года, тексты песен. Р: планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений, П: поиск способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования, овладение логическими действиями сравнения, анализа, выполнение задания в рабочей тетради, К: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке, формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности, участие в заключительном уроке-концерте, развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры