Конспект Открытого урока на тему Основные принципы работы концертмейстера в классе вокала

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ОТКРЫТЫЙ УРОК

преподавателя МКУДО «ДМШ №2» г.Тайшета О.Н.Винницкой

с обучающимся 2 класса Степаном Аксеновым




17 октября 2016г.

МКУДО «ДМШ №2» г.Тайшета

кабинет №6





Концертмейстер: Винницкая Оксана Николаевна

Предмет: разучивание партии сольного исполнителя в вокальном произведении

Тип занятия: индивидуальное

Класс: 2 класс

Дата проведения: 15 октября 2016г.


Тема урока: основные принципы работы концертмейстера в классе вокала.


Цели урока:

- создание условий для формирования навыков вокального исполнения с концертмейстером;

- помощь в реализации выразительного вокального исполнения в репертуаре песенных произведений.


Задачи урока для концертмейстера:

Воспитательные: воспитание вокальной культуры певца, единства вокально-технических навыков.

Обучающие: реализация ведущих принципов обучения, связь ранее полученных умений и навыков с приобретёнными, правильная организация занятия с распределением словесных и практических методов обучения.

Образовательные: формирование общечеловеческих ценностей, приобщение к музыкальной культуре, воспитание воли, самообладания обучающегося.


Задачи урока для обучающегося:

Образовательные: формировать вокально-технические навыки: правильный вдох и выдох при воспроизведении звуков, звуковедение, звукопроизношение текста.

Воспитательные: развитие активной, самостоятельной личности, логического музыкального мышления, музыкального внимания, памяти, воображения и умения слушать себя, развитие навыков совместной работы с концертмейсетром.

Обучающие: умение грамотно и осмысленно использовать средства музыкальной выразительности в пении при работе над вокальным произведением.


Оформление класса:

Музыкальный инструмент – электронное фортепиано.

Наглядные пособия: методические разработки, папка с благодарственными письмами, грамотами, дипломами о выступлениях обучающихся, результатах различных конкурсов, статуэтки.

Технические средства: акустическая система, ноутбук.

Материалы: нотная партитура.



План урока:

1. Вступление – 3 мин.

2. Распевка – 10-12 мин.

3. Разбор вокального произведения. Работа над нюансами в произведении – 20 мин.

4. Закрепление материала. Концертное исполнение произведения – 5 мин.

5. Обобщение урока – 2 мин.

6. Домашнее задание – 2 мин.

I. Вступление

Учитель: Добрый день! Начать сегодняшний урок с обучающимся 2 класса Степаном Аксеновым мне хотелось бы с высказываний известной американской джазовой певицы Эллы Джейн Фицджеральд, которая сказала: "Единственное, что может быть лучше пения – это ещё больше пения".

Главной задачей сегодняшнего урока является разбор вокального произведения «Песня о Родине», музыка: В.Алекеева, слова: И. Лейме, В. Рысай с обучающимся 2 класса Степаном Аксеновым.

Выбор произведения не случаен, так как у Степана существует проблема ровного, протяжного звукоизвлечения. Подбор песни был положен в основу данной проблемы и выбор кантеленного произведения поможет ему избежать в дальнейшем неровности звучания, что скажется на положительном результате в дальнейшем.

Кантилена – непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него.


II. Распевка

Учитель: Прежде чем перейти непосредственно к распевке, необходимо сделать упражнение на дыхание.

При использовании ряда упражнений на развитие правильного дыхания мы ощущаем мышцы диафрагмы и мышцы живота. Мышцы диафрагмы нам необходимо тренировать для пения, так как мы пользуемся диафрагмальным дыханием, при котором активна диафрагма и мышцы брюшной полости.

Используем данные теоретические принципы на практике:

1) - обучающийся делает упражнение на укрепление мускулов диафрагмы – вдыхают и выдыхают с возрастающим и убывающим ритмом – вдох через нос, а выдох через рот «шумно»;

2) - обучающийся выполняет упражнение на формирование объемного звука – сомкнутыми губами воспроизводится звук «М» (исполняется на штрих non legato по нотам до до ре ре до).

Внимание в этом упражнении необходимо сосредоточить на диафрагме, чем сильнее акцент на каждый звук, тем ощутимее тяжесть на диафрагме. Тренируем опору дыхания.


Исполнение вокальных распевок не должно быть механическим, формальным, лишенным музыкальной формы. Нужно обращать внимание на точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

В следующем упражнении используем кантиленное пение. Высокий звук нужно брать без подъезда, сразу «сверху», затем, спускаясь вниз не терять высокую позицию звука с первой ноты «нанизывая» один звук на другой в плавном движении.

(обучающиеся выполняют упражнение – хорошо открытым звуком на гласные буквы воспроизводится чередование слогов «МА» «МО» «МЭ», довольно продолжительно, тренируется навык плавного, ровного выдоха, а также звукообразования и звукоизвлечения на штрих legato по нотам до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до).


3) Поем звук «Р» (рычание) – звук тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы приоткрыты на «улыбке». Это упражнение помогает ощутить «опору звука», развить артикуляционный аппарат, расслабить гортань, мышцы шеи (исполняется по нотам до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до с использованием штриха legato).

4) С использованием следующей распевки достигается чувство глубокой опоры звука, формирование ясного, яркого, близкого, более узко сформированного, но вместе с тем объемного звукоизвлечения. Посыл звука должен приходиться в корни верхних зубов. (исполняется по нотам до-ре-до-ми-до-фа-до-соль-до с использованием штриха staccato, чередованием слогосочетаний «ЗА» «ЗИ»).

Четкое, внятное произношение зависит от активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки). Вот поэтому нам необходимо тренировать артикуляционный аппарат в следующем упражнении:

5) распевка «От топота копыт пыль по полю летит» в быстром темпе (исполняется по нотам до-ре-ре-ми-ми-фа-ми-ре-ре-до-до-до).



III. Разбор произведения. Работа над нюансами в произведении

Учитель: Сегодня мы разберем вокальное произведение «Песня о Родине», музыка: В.Алекеева, слова: И. Лейме, В. Рысай.


На уроке с обучающимся проводится краткая беседа о принципах кантиленного пения в соответствии с выбором песни и основной задумкой автора. Определение характера произведения, работа над фразировкой. Работа над точным интонированием мелодии по фразам, соблюдая динамические оттенки, кульминационные выделения «главных слов» текста. Заостряется внимание обучающегося на том, что дыхание целесообразно брать не после каждого словосочетания, а по окончании мелодической фразы, чтобы не нарушать целостности образа. При этом необходимо следить за точным распределением дыхания на длинные фразы. При разучивании добиться выразительного и ровного пения всех звуков мотива. Смысловое движение идет к концу фразы (для этого определяем ключевые слова в каждой фразе). Общее динамическое движение волнообразное (называем самые яркие интонационные звуки). Создавая образ песни, не забывать использовать характерные черты для выбранной песни (плавное, ровное голосоведение, лигованность и мелодичность каждой фразы в отдельности, артикуляционная и дикционная работа слогосочетаний). Диапазон данной песни невысокий, что позволяет легко справиться с поставленными задачами обучающемуся.

Одной их важных особенностей концертмейстера на уроке с сольным исполнителем является умение и готовность быть “вторым”.

Отсутствие этого качества становится особенно заметным во время публичных выступлений, так как пытаясь выделиться можно заглушить, “забить” солиста, нарушить ансамбль и не иметь возможности этот ансамбль ощущать. Все должно подчиняться замыслу солиста, важно чувствовать меру, осторожно сохраняя звуковой баланс.


IV. Закрепление материала. Концертное исполнение произведения

В процессе разбора сольной партии, перед обучающимся были поставлены определенные задачи, а именно: правильная передача художественного образа; внимание пропеванию фразировки и ритмических нюансов в соответствии с замыслом, логических ударений (акцентов), кульминации.

Итог совместной работы солиста с концертмейстером сводится к тому, чтобы в конце урока закрепить разбор произведения, полученные знания и навыки, качественно и результативно подготовить произведение «Песня о Родине» музыка: В.Алекеева, слова: И. Лейме, В. Рысай к концертному исполнению.


V. Обобщение урока

В заключительной части урока солист сформировал навык художественно-выразительного интонирования, стал более свободными в показе собственных чувств и эмоций; научился самостоятельно работать по нотным партитурам в произведении; осознал потребность слушать себя и концертмейстера, контролируя внутренним слухом собственное звучание; научился делать выводы о том, что получилось, и какие ошибки были допущены и как их можно избежать, предупреждая ошибки в дальнейшем; научился анализировать собственное исполнение в составе ансамбля с концертмейстером, чтобы достигнуть положительных результатов при исполнении концертных номеров.


Учитель: Хорошо, Степан, на сегодняшнем занятии нам многое удалось. Ты научился самостоятельно анализировать содержание и формировать художественный образ через поиск выразительной интонации. Принял активное участие в поиске выразительных средств. Более стройным становится звучание мелодии, особенно в работе над произведением в медленном и умеренном темпе. Ты становишься более ответственным, осознавая свой важный вклад в создании стройного звучания голоса, в построении художественного образа музыкального произведения.


VI. Домашнее задание

При исполнении песни «Песня о Родине» музыка: В.Алекеева, слова: И. Лейме, В. Рысай необходимо:

- петь самостоятельно свою партию с игрой партитуры на инструменте, исполнять собственную партию точно, без фальши;

- следить за ровным звукоизвлечением каждой фразы, дикцией и артикуляцией;

- выразительно продекламировать и выучить текст, чтобы уверенно исполнять произведение.