Рабочая программа 7 класс по музыке

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


[pic] Учебно-тематическое планирование

По музыке

Класс: 7

Учитель: Сафиуллина Гулия Рафаэлевна

Всего: 35 часа, 1 час в неделю

Плановых контрольных уроков, зачетов, тестов

Административных контрольных уроков

Планирование составлено на основе Государственной программы для коррекционных школ 8 вида, под редакцией В.В. Воронковой

Дополнительная литература:

  1. Программы специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классы Москва «Владос» 2000г.

2. Музыка в 4-7 классах Д.Б.Кабалевский Москва « Просвещение» 1985г.


Интернет сайты:

[link] http://nbekshanka.ucoz.ru/

















Пояснительная записка

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств.

Задачи образовательные:

- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

- формировать музыкально-эстетический словарь;

- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

- совершенствовать певческие навыки;

- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

- помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия

- музыкальной деятельностью; способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию

- эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и

- свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную

- отзывчивость; активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Принципы обучения:

- коррекционная направленность обучения

- оптимистическая перспектива образования

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения

- комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Отличительные особенности программы:

- интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки;

- обновление нотно-музыкального материала для разучивания;

- использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки);

- включение в изучаемый материал произведений тамбовских авторов и сведений по музыкальному краеведению.

Формы, методы, приёмы обучения

Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской ) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты».

В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков, раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная(зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание направляется на чистоту интонации, строя, ансамбля.

Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Творческое раскрытие образа песни — главная причина совершенствования вокально-технических приёмов исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению играет «концертное» исполнение песен. Обращать внимание на режим исполнения песенного репертуара, связанный с трудностями мутационного периода учащихся.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя яркие примеры звучания музыки разных эпох, стилей, жанров, особенностей творчества различных композиторов.

В 7 классе

Учащиеся должны знать и уметь:

  • средства музыкальной выразительности;

  • основные жанры музыкальных произведений;

  • музыкальные инструменты;

  • музыкальные профессии и специальности;

  • особенности творчества изученных композиторов;

  • особенности народного музыкального творчества;

  • самостоятельно исполнять несколько песен;

  • отвечать на вопросы о прослушанном произведении;

  • называть произведения, композиторов;

  • называть исполнителя- певец, инструмент, оркестр, ансамбль;

  • определять характер, содержание произведения;

  • определять ведущие средства выразительности;

  • давать адекватную оценку качеству исполнения произведения.






















7 класс

п/п

Название темы урока

Кол-во часов

Элеметы содержания урока

Дата проведения план

Дата проведения факт

1 четверть 8 недель х 1 час = 8 часов

1

Музыкальный образ. Песенно-хоровой образ России «Песенка о хорошем настроении»

1

Познакомить с понятием «музыкальный образ»; через звучание народных песен и танцев активизировать чувства сопереживания, любви к народной музыке своей страны.


7.09


2

Образ покоя и тишины «Песенка о хорошем настроении»

1

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания произведения на примере произведений С.Рахманинова.

1409


3

Образы воспоминаний о подвигах людей в годы ВОВ «Дороги»

1

Доказать на примере песни А.Новикова «Дороги», что музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий.

1.09


4

Образы войны и мира «Дороги»

1

Сформировать представление о трёхчастной форме. Вырабатывать напевное звучание

28.09


5

Образы войны и мира

1

Осознать значение ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка.

5.10


6

Драматический образ «Как здорово»

1

Формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа. Вырабатывать напевное звучание

12.10


7

Лирический образ «Как здорово»

1

Определение характерных черт музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике и отражение этого умения в размышлениях о музыке.

19.10


8

Образ страдания «Школьный вальс»

1

Формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу. Вырабатывать напевное звучание

26.10


2 четверть 7 недель х 1 час = 7 часов

9

Образ борьбы и победы «Школьный вальс»

1

На примере увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена показать, как в музыке из нескольких образов рождается один – образ героя; содействовать воспитанию патриотизма, нравственности, любви к Родине.

9.11


10

Картины народной жизни. М.Равель «Болеро». «Песня туристов»

1

Показать связь ритма с другими элементами музыкального языка. Вырабатывать напевность при подвижном темпе

16.11


11

Картины народной жизни «Песня туристов»

1

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания; дать определение понятию «рапсодия»

23.11


12

Образ современной молодёжи «Песня о дружбе»

1

Воспитание интернационализма, патриотизма, нравственности на примере музыкальных произведений

30.11


13

Романтичные образы «Песня о дружбе»

1

Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ на примере вальсов Ф.Шопена.

7.12


14

Разнообразие музыкальных образов «Крылатые качели»

1

Уметь определять развитие музыкального образа произведения, если известна его форма; познакомит детей с биографией И.Баха

14.12


15

Образ грусти. Разнообразие музыкальных образов «Крылатые качели»

1

Показать, что музыкальные образы бывают различны, но они воплощают в музыке какую-то частицу жизни. Вырабатывать напевность при подвижном темпе

21.12


3 четверть 9 недель х 1 час = 9 часов

16

Образ грусти. Разнообразие музыкальных образов

1

Показать, что музыкальные образы бывают различны, но они воплощают в музыке какую-то частицу жизни. Вырабатывать напевность при подвижном темпе

11.01


17

Музыкальная драматургия. Развитие музыкального образа «Добрым быть на белом свете веселей»

1

Формирование у учащихся представлений о музыкальной драматургии.

18.01


18

Жизнь музыкальных образов в одном произведений «Песня о родном крае»

1

Формирование представлений учащихся о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи в музыкальной драматурги.

25.01


19

Жизнь музыкальных образов «Песня о родном крае»

1

Обогатить представление учащихся о музыкальной драматургии на примере Увертюры « Руслан и Людмила» М.Глинки

1.02


20

Жизнь музыкальных образов «Разве это не чудо»

1

Помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии. Вырабатывать напевность при подвижном темпе

8.02


21

Противоборство музыкальных образов «Разве это не чудо»

1

Показать каким образом в увертюре «Эгмонт» Л.Бетховена выражены основной конфликт и основная идея произведения

15.02


22

Противоборство музыкальных образов «Друг»

1

Почувствовать взаимодействие музыкальных образов, их развитие и борьбу противоположностей в симфонической картине «Сеча при Керженце» Н.Римского –Корсакова.

22.02


23

Контраст и взаимовлияние музыкальных образов «Друг»

1

В процессе восприятия «Сонаты для виолончели и фортепиано» Э Грига закрепить представление о сонатной форме. Вырабатывать напевность при подвижном темпе

1.03


24

Контраст и взаимовлияние музыкальных образов

1

В процессе восприятия «Сонаты для виолончели и фортепиано» Э Грига закрепить представление о сонатной форме. Вырабатывать напевность при подвижном темпе

15.03


4 четверть 10 недель х 1 час = 10 часов

25

Противоборство музыкальных образов «Девятый класс»

1

Обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии на примере увертюры «Ромео и Джульетта» П.Чайковского

29.03


26

Противоборство музыкальных образов


Обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии. Повторение

5.04


27

Драматургия контрастных сопоставлений «Разноцветные моря»

1

Показать сопоставление музыкальных образов в драматургии. Обобщение и закрепление темы, систематизировать вокальные навыки учащихся

12.04


28

Интонационное единство балета (оперы) «Разноцветные моря»

1

Определить драматургию балета «Золушка» С.Прокофьева; доказать, что единство балета достигается единством, пронизывающим весь спектакль.

19.04


29

Столкновение двух образов – основа драматургии «В землянке»

1

Подвести учащихся к осознанию того, что в 1-й части Симфонии№7 Д.Шостакович средствами музыки передал глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей; раскрыл борьбу двух начал: зла и добра.

26.04


30

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений «Бухенвальдский набат»


1

Почувствовать особенности драматургии песни В.Мурадели «Бухенвальдский набат»

3.05


31

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений «Песня из к/ф «Белорусский вокзал»»

1

Почувствовать особенности драматургии песни из к/ф «Белорусский вокзал»

10.05


32

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений

1

Дать понятие «симфонии» как музыкальной формы, области её применения на примере Симфонии №40 В.Моцарта

17.05


33

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений

1

Дать понятие «симфонии» как музыкальной формы, области её применения на примере Симфонии №40 В.Моцарта

24.05


34

Жизнь полонеза

1

Закрепить и обобщить понятия музыкальный образ, помочь учащимся усвоить, что слушать крупные и сложные произведения надо с огромным вниманием, так как читают большую серьёзную книгу.

31.05


35

Урок-Концерт

1

Обобщение и закрепление темы, систематизировать вокальные навыки учащихся