Рабочая программа 8 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Пояснительная записка. 

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год. Данная рабочая программа рассчитана на 2 года обучения.

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи.

Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные

цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

воспитание художественного вкуса;

приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Ис­кусство» являются:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа;

  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

Учащиеся научатся:

•   воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;

•   понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;

•   описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;

•   структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства яв­ляются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.

Отличительные особенности программы

     Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

     Межпредметные   связи.

      В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие  с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др.,театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.    

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:

•  ориентироваться в культурном многообразии окружаю­щей действительности, наблюдать за разнообразными явлени­ями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельнос­ти, различать истинные и ложные ценности;

•  организовывать свою творческую деятельность, опреде­лять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

•  мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

воспринимать эстетические ценности, высказывать мне­ние о достоинствах произведений высокого и массового ис­кусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных об­разов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих воз­можностей; умение вести диалог, аргументировать свою по­зицию.

  • Выпускники научатся:

•  аккумулировать, создавать и транслировать ценности ис­кусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою со­причастность окружающему миру;

использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

•  участвовать в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной за­дачей.

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

-расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9  класса:

 Обучение  искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо­бенностях художественного  языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств  выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом  произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках,  полученные на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Художественно-творческая деятельность учащихся

Исследовательский проект «Пушкин – наше все». Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства. Создание компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, театральных постановках, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.

ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Поурочно-тематическое планирование по Искусству. 8 класс.

1 ч. х на 35 ч. = 35 часов

Изо:

М. Клодт. Скульптура на Аничковом мосту. Санкт-Петербург

В.Боровиковский «Портрет сестер Гагариных»

Японская живопись

Архитектура: Никольская церковь. Верхотурье

Знать/понимать:

  • искусство

  • классификация видов искусства

Уметь:

  • определять место и роль искусства в жизни человека и общества;

  • образно воспринимать произведение в единстве его содержания и формы и выражать свое отношение к ним;


1


2

Художественный образ – стиль - язык

1

Портрет юноши в золотом венке. Фаюм. Египет

Большой сфинкс в Гизе. Египет

О.Роден. Скульптура Граждане Кале. Франция

Ф.Малявин «Вихрь»

Д. Веласкес «Менины»

П.Пикассо «Менины»

Знать/понимать:

  • художественный образ

  • стиль

  • язык искусства

  • основные закономерности искусства; особенности средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства.

Уметь:

  • раскрывать специфику худ. образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности;

  • выявлять и обсуждать содержание и выразительные средства худ. произведения;

  • создавать отзыв о спектакле, выставке, концерта, передач, фильмов, книг.




3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1

Искусство как образная модель окружающего мира, обо­гащающая жизненный опыт человека, его знания и пред­ставления о мире.

Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художественной культуры Высокого Возрождения «Витрувианский человек», «Джоконда»

Музыка:

В.А.Моцарт Симфония № 40(1 часть)


Знать/понимать:

  • наука

  • искусство

  • ремесло

  • интерпретация

  • эпоха (античность, средневековье, Возрождение)

Уметь:

  • разбираться в соотношении научного и художественного творчества;

  • характеризовать многообразие форм худ. воплощения мира;

  • соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды разных эпох и народов;

  • различать основные жанры народной и профессиональной музыки;




4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.

1

Искусство как опыт передачи отношения к миру в образ­ной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью ис­кусства.

Литература:

Н. Рыленков «Все в тающей дымке», М. Пришвин «Неведомому другу» и др.

Изо:

И.Шишкин, И.Левитан «Вечерний звон»

Знать/понимать:

  • пейзаж

Уметь:

  • различать виды и жанры искусства;

  • наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства;

  • выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов (литературных, живописных)




5

Пейзаж в живописи, музыке, литературе. Зримая музыка

1

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в ис­кусстве. Стремление к отражению и осмыслению средст­вами искусства реальной жизни. Образы природы, чело­века, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Музыка:

А.Вивальди

П.И.Чайковский

Знать/понимать:

  • пейзаж

Уметь:

  • устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями;

  • анализировать средства изображения пейзажа в текстах, музыке и живописи;

  • соотношение особенностей композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи;

  • осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.д;

  • нахождение сходных и различных черт, выразительных средств, воплощающих отношение творца к природе;

  • составлять музыкально-литературные композиции, презентации «Пейзаж в литературе, музыке, живописи» и обосновывать выбор худ. Произведений




6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Портрет в искусстве России.

1

Изображение человека в скульптуре, живописи, графике.

Изо. Скульптура:

Нефертити. Древний Египет

Мирон. Дискобол

Пракситель. Афродита Книдская

Портрет каракалы

Э.Фальконе Памятник ПетруI в Санкт-Петербурге

Изо. Живопись:

А.Дюрер Автопортрет

М.Караваджо «Лютнист»

Э.Греко «Мужской портрет с рукой на груди»

Рембрандт Харменс ванн Рейн «портрет старухи»

Ф.Буше «Концерт»

А.Ватто «Меццетен»

Э.Делакруа «Фридерик Шопен»

А.Осьмеркин «Портрет Аветова»

Ф. Рокотов «Портрет А.Струйской»

В.Боровиковский «Портрет Марии Лопухиной»

Д. Левицкий, О. Кипренский,К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

Литература:

Я.П.Полонский

Н.Заболоцкий

Знать/понимать:

  • портрет

Уметь:

  • сопоставлять языки различных направлений портретной живописи и определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции;

  • рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историко-культурной ретроспективе.




7

Портреты наших великих соотечественников.

1

ХVIII в. В России называют веком портрета. Изо:

И.Репин «Автопортрет», «Бородин», «Портрет Л.Толстого», «Антон Рубинштейн»

Музыка:

А.Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета №2, «Богатырская» экспозиция Симфонии№2

Литература:

Л.Толстой «Война и Мир» (ночной разговор Сони и Наташи)

Уметь:

  • сопоставлять языки различных направлений портретной живописи и определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции;

  • соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи;

  • аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.






8

Как начиналась галерея.

1

История создания Третьяковской галереи.

Личность Павла Михайловича Третьякова

Литература:

Книга Н. Ненарокова «Почетный гражданин Москвы»

Изо:

И.Репин «Портрет П.М.Третьякова»

В.Перов «Странник», «Охотники на привале», «Рыболов»

К.Флавицкий «Княжна Тараканова»

Уметь:

  • собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен»;




9

Исторический портрет. Александр Невский.

1

Личность А. Невского.

Портреты наших великих соотечественников

Изо:

М.Нестеров «Князь Александр Невский»

Миниатюры Новгородского свода. Александр Невский

Афиша фильма «Александр Невский»

Икона Святой преподобный Александр Невский

Музыка:

С.Прокофьев «Александр Невский (фрагмент кантаты)

Кино:

С.Эйзенштейн «Александр Невский»

Архитектура:

Александро-Невская лавра

Уметь:

  • определять, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства (живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведением);

  • устанавливать ассоциативные связи между слуховыми и зрительными образами-представлениями;

  • анализировать ИВС разных видов искусства, воплощающие характеры героев и персонажей.





10

Музыкальный портрет. Портрет композитора в литературе и кино.

1

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. Изо:

Н.Рерих Эскиз декорации оперы «Князь Игорь»

М.Врубель Иллюстрации к трагедии А.Пушкина «Моцарт и Сальери»

Музыка:

Опера В._А.Моцарта «Свадьба Фигаро»

Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульета»

Литература:

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери

Кино:

М.Форман «Амадей»

Уметь:

  • осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературный, язык жестов, графики и др;

  • выявлять и рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов и жанров искусства в историко-культурной ретроспективе;

  • аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций худ. произведений;

  • ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях искусства.




11

Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов.

1

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс ху­дожественной коммуникации и его роль в сближении на­родов, стран, эпох. (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Архитектура:

Й.Утсон. Оперный театр в Сиднее

Колизей. Рим.

Лувр. Париж

Эрмитаж. Санкт-Петербург

Прадо. Мадрид

Национальная картинная галерея. Дрезден

Метрополитен-музей. Нью-Йорк

Музыка:

П.Чайковский Концерт №1 для фортепиано с оркестром

Театр:

Национальная премия «Золотая маска»

Знать/понимать:

  • музей

Уметь:

  • определять роль и значение искусства в жизни человека и общества и уметь рассуждать о них;

  • раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения и использовать коммуникативные свойства искусства;

  • воспринимать произведения разных видов искусства;

  • анализировать особенности языка и соотносить их с эпохой;

  • «считывать» информацию, заключенную в памятниках культуры;

  • интерпретировать содержание (смысл, художественную информацию) шедевров мирового искусства с позиции их эстетической и нравственной ценности:

  • находить информацию о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности;

  • создавать свой вариант афиш конкурса или фестиваля.




12

Искусство художественного перевода – искусство общения. Искусство – проводник духовной энергии. Как происходит передача сообщения в искусстве.

1

Создание, восприятие и интерпрета­ция художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.

Музыка:

Романс «Горные вершины» композиторов А.Варламова и А.Рубинштейна

Музыкальные версии Сонета № 90 – Д. Кабалевского и Б.Горбоноса

П.Пикассо «Гитарист»

А.Матисс «Девушка в желтом и голубом с гитарой»

Литература:

Переводы М.Ю.Лермонтова «Из Гете» («Горные вершины»

С.Маршака и А.Финкеля сонетов У.Шекспира

Знать/понимать:

  • переводчик

  • сонет

Уметь:

  • сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же поэтического текста)

  • выявлять стилистические особенности художественного перевода;

  • рассказывать о посещенных музеях, художественных галереях, архитектурных памятников мирового значения, своего края, города, поселка и др.

  • участвовать в различных видах художественно-исполнительской деятельности;

  • понимать ее коммуникативное значение.




13

Знаки и символы искусства.

1

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом.

Музыка:

Государственные гимны

Инструментальные пьесы «Вечное движение» Н.Паганини, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова

Изо:

Ю.Ван Стрек «Суета Сует»

Ф. де Шампань «Суета сует»

А.Ван Бейерен «Натюрморт с лангустом»

П.Пикассо «Скрипка»

Знать/понимать:

  • знаки

  • символ

  • натюрморт

Уметь:

  • различать и раскрывать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы);

  • раскрывать смысл худ. образа различных видов искусства как выразителя эпохального, национального, индивидуального стиля;

  • раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов - дороги, солнца, огня и др.




14

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1

Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде. Изо:

И.Билибин, В.Васнецов «Снегурочка»

А.Рублев «Троица» Икона

Музыка:

Образ Снегурочки в музыке Н.Римского-Корсакова и П.Чайковского

Кино, Театр:

Обряды – праздники Масленица, Рождество и т.д.

А.Тарковский «Андрей Рублев»

Знать/понимать:

  • мифы

  • ритуал

  • обряд

Уметь:

  • понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности;

  • разрабатывать сценарий народного праздника (по выбору учащихся), используя его знаки и символы;

  • анализировать синтетический характер образов кино, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.




15

Символы в жизни и искусстве.

1

Освоение художест­венной информации об объективном мире и о субъектив­ном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др. Литература:

А.С.Пушкин «Метель»

Музыка:

Г.Свиридов «Тройка», «Зимняя дорога»

М.Глинка «Попутная песня»

П.Чайковский «На тройке»

С.Рахманинов Прелюдия

С.Танеева кантата «Иоанн Дамаскин»

Народные песни А.Пахмутова «Геология»

Ан.Новиков «Эх, дороги!»

Кино:

«Метель»

Умения:

  • раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образа-символа дороги;

  • понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.




16

Звучащий цвет и зримый звук

1

Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Изо:

В.Кандинский «Черный аккомпанемент», «Контрастные звуки», Композиция VII», «Желтый звук», «Увертюра. Фиолетовый клин»

Умения:

  • выявлять и анализировать ИВС;

  • участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

  • понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности.




17

Музыкально-поэтическая символика огня.

1

Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам через музыкально – поэтическую символику огня.

Музыка:

А. Н. Скрябин. Симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»).

Л.Бетховин. Симфония № 5

Цветомузыка (аппарат)

Лазерное шоу

Литература:

Древнегреческий миф о Прометее

Умения:

  • раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образа-символа огня;

  • понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии;

  • создавать в образно-символической форме сообщение друзьям, согражданам, современникам и т.д. с помощью выразительных средств разных искусств или информационных технологий.




Контрольная работа по итогам первого полугодия

19

Что такое красота.

1

Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.

Изо:

З.Серебрякова «Автопортрет»

В.Серов «Портрет Мики Морозова»

В.Ван Гог «Цветущее дерево»

Д.Гирландайо «Портрет Джованны Торнабуони»

Литература:

Н.Заболоцкий

Умения:

  • различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства;

  • объяснять их отличие друг от друга;

  • понимать общее и особенное в произведениях изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства;

  • выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.




20

Откровенье вечной красоты.

1

Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.

Изо:

Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»

Икона «Богоматерь Белозерская»

Икона «Богоматерь Владимирская»

Музыка:

Молитва «Аве, Мария» - Д.Палестрина, И.Бах, Дж. Качнини, Ш.Гуно, Дж. Верди, Ф.Шуберт на слова В.Скотта

Песнь Пресвятой Богородице – «Всенощная» П.Чайковского и С.Рахманинова.

Умения:

  • различать жанры искусства и их роль в жизни человека;

  • понимать значение символов культуры;

  • анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведения;

  • различать истинные и ложные ценности;

  • понимать самоценность различных явлений;

  • анализировать и оценивать произведения различных видов искусства.




21

Застывшая музыка.

1

Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте.

Архитектура:

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Покрова на Нерли

Реймский собор

Кёльнский собор

Умения:

  • устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы;

  • создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).




22

Есть ли у красоты свои законы.

1

Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.

Архитектура:

Парфенон

Город-дворец на Крите

Музыка:

В.Моцарт. 1 часть Симфонии № 40

Ф.Шуберт «Неоконченная симфония»

Знать/понимать:

  • гармония

  • композиция

  • пропорция

  • симметрия

  • ритм

Умения:

  • понимать значение символов культуры;

  • знать специфические особенности языка;

  • выявлять особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества;

  • подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.




23

Всегда ли люди понимали красоту.

1

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Изо:

Ф.Буше «Госпожа Помпадур»

О.Ренуар «Танец в деревне», «Танец в городе

Уметь:

  • выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества;

  • анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведений.




24

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1

Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки.

Изо:

М.Нестеров «Портрет Веры Мухиной»

П.Корин «Портрет пианиста Игумнова»

В.Тропинин «Портрет А.Пушкина»

К.Писаро «Бульвар Моцарт»

Уметь:

  • выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества;

  • подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени;

  • сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений;

  • раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.




25

Как соотносятся красота и польза.

1

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Изо:

Дж. Бернини. Скульптура «Аполлон и Дафна»

П.де Хох «мать»

К. Снайдерс «Натюрморт с фруктами и овощами»

Д.Жилинский «Воскресный день»

Уметь:

  • различать истинные и ложные ценности;

  • понимать самоценность различных явлений;

  • наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения);

  • понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.




26

Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.

1

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Э. Мунк. «Крик»

П.Пикассо «Герника»

Ф.Гойя «Сон разума рождает чудовищ»


Музыка:

Д.Шостакович Симфония №7 «Ленинградская»

Уметь:

  • обсуждать содержание и выразительные средства художественного произведения;

  • раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения;

  • размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы;

  • создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.




27

Презентация творческого проекта

1

В течение жизни каждому человеку приходится решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения.


Уметь::

  • разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта;

  • определять свою роль в проекте;

  • намечать способы реализации собственной художественно-практической деятельности;

  • передавать красоту современного человека средствами любого вида искусства: портер в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии, коллаж;




28

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер).

1

Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Изо:

Рафаэль, А.Венецианов, А.Дейнеки, рисунки А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Достоевского и т.д.

Музыка:

Современная инструментальная музыка разных стран

Литература:

Народная мораль в сказочных образах

К.Паустовский, М.Пришвин, А.Пушкин

Уметь:

  • наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства;

  • устанавливать ассоциативные связей между произведениями разных видов искусств;

  • размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы;

  • создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы, например «Моя семья», «Экология души», «Здоровый образ жизни, «Мир моих увлечений».




29

Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

1

Героический пафос в монументальной скульптуре. Героические образы в музыкальных произведениях. Изо:

Монументальная скульптура Древней Греции

Скульптуры С.Коненкова

Музыка:

Оперы Римского-Корсакова

Уметь:

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.





30

Образы природы, Родины в русской прозе, поэзии и живописи. Поэтизация образа матери.

1

Красота творческого порыва в произведениях живописи, скульптуры, рисунках, фотографиях и др. Литература:

С.Есенин, А.Барто

Кино:

Мультфильмы – образ матери в разных странах

Уметь:

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция).




31

Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке.

1

Искусство как модель для подражания. Музыка:

Произведения вокальной и инструментальной музыки Л.Бетховена, Ф.Шопена, Я.Скрябина, Д.Шостаковича, К. Глюка, П.Чайковского, С.Рахманинова, Г.Свиридова

Песенное творчество современных авторов (А.Дунаевский, А.Пахмутова, Д.Тухманов, Б.окуджава, А.Розенбаум, Ю.Ким и др.)

Уметь:

  • определять ИВС, и анализировать, комментировать, писать отзыв;

  • разрабатывать художественную идею и замысел совместного проекта;

  • определять свою роль в проекте;





32

Синтез искусств в создании художественных образов.

1

Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения – художника, композитора, писателя. Литература:

Ш.Перро. Сказка «Золушка»

Е.Шварц. Пьеса «Золушка»


Кино:

Н.Кошелев, М.Шапиро. Фильм «Золушка»

Музыка:

С.Прокофьев. Балет «Золушка»

Уметь:

  • сопоставлять способы изображения персонажей в разных видах и жанрах искусства;

  • выявлять сходства и различия;

  • намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности;

  • общаться и взаимодействовать в процессе подготовки и осуществления проекта.




33

Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

1

Постижение худ. образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. (сказки и песни) Литература:

Народные сказки, мифы, легенды

Кино:

С.Ростоцкий «Доживем до понедельника»

В.Меньшов «Розыгрыш»

Р.Быков «Чучело»

Уметь:

  • составлять, корректировать рецензию на фильм;

  • использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочной и внешкольных занятиях;

  • готовить презентацию проекта.




34-35

Презентация исследовательских проектов «Полна чудес могучая природа»

2

В течение жизни каждому человеку приходится решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения.

Уметь:

учебно-исследовательские: выбирать тему, ставить цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, планировать, определять понятийное поле, выявлять точки зрения, собирать, отбирать, анализировать и т.д. информацию, использовать разные методы исследования, соотносить результаты с целью, представлять свое учебное исследование, оценивать, рефлексировать, корректировать.






ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Учебник Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская "Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений" – М.: «Просвещение», 2012

  2. CD-ROM (MP3). Искусство. 8 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

  3. CD-ROM (MP3). Искусство. 9 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

  4. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

  5. Искусство. Система заданий. 8-9 класс. ФГОС Искусство. Планируемые результаты: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л.М.Алексеева; - М.: Просвещение, 2013.



ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1) Материальная база кабинета:

  • мультимедийный компьютер;

  • проектор;

  • экран;

  • слайд-проектор;

  • видеоплеер;

  • телевизор;

  • музыкальный центр;

  • локальная сеть;

  • принтер;

  • сканер;

  • графический планшет;

  • цифровой фотоаппарат;

  • цифровая видеокамера;

  • телекоммуникационный блок.



2) Пособия:

  • комплекты видеофильмов, аудиозаписей;

  • комплекты портретов великих писателей, композиторов, художников, режиссеров, актеров, певцов, артистов балета, исторических лиц и т.д;

  • альбомы по искусству, репродукции;

  • справочные пособия, энциклопедии по искусству, словарь искусствоведческих терминов и т.д.

  • таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента; по стилям архитектуры, одежды, предметов быта; по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;

  • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека; расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположений партий в хоре, графические партитуры;

  • таблицы средств выразительности;

  • дидактический раздаточный материал


3) Программное обеспечение:

  • операционная система Windows 98/Me (2000/XP) и другие;

  • текстовый редактор MS Word;

  • графический редактор Paint;

  • программа обработки изображения MS Photo Ediror, Adob PhotoShop;

  • издательская система Adob Page Maker 6.5 или MS Publisher;

  • программы QBasic, Macro Media Flash, Windos Live

  • программа MS Power Point.



4) Электронные пособия:

  • Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CDROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;

  • 1С Познавательная коллекция. А.С.Пушкин в зеркале двух столетий;

  • Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  • Коллекция ЦОР.



5) Интернет-ресурсы:

Библиотеки:

  • [link]

Государственная Третьяковская галерея.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 100 великих архитекторов. – М., 2001.

  2. 50 биографий мастеров русского искусства. – Л., 1970.

  3. 50 кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV–XIX веков. – Л., 1968.

  4. Алёхин А.Д. О языке изобразительного искусства. – М., 1973.

  5. Алпатов М.В. История искусства. Таллин: Кунст, 1982.

  6. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.

  7. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М.: «АЛЬФА – КНИГА», 2008.

  8. Вёрман К. История искусства всех времен и народов, т. 1, 2.  С-пб.: «Полигон», 2006.

  9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1984.

  10. Всемирная энциклопедия искусств.

  11. Всеобщая история искусств / Под ред. Климова. – М.: «Искусство», 1956.

  12. Всеобщая история искусств. В 6 т.  М.:Искусство,1962. Т.З

  13. Всеобщая история искусств. М., 1964. Т. 5.

  14. Герчук Ю.А. Язык и смысл изобразительного искусства. – М., 1994.

  15. Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. – СПб.,2001.

  16. Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. – М.: ООО «Издательский дом «Летопись», 2000.

  17. Губарева М.В. Сто великих храмов мира. –М., 2000.

  18. Дали С. Дневник одного гения. – М., 1991.

  19. Дмитриева И. Краткая история искусств. М, 2000 г.

  20. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Выпуск I:от древнейших времён по XVIв. М., 1969.

  21. Дмитриева Н. Краткая история искусств. М., 2000.

  22. Дмитриева Н.А. «Краткая история искусства», ч.1. М.: «Искусство», 1996.

  23. Дмитриева Н.А. «Краткая история искусства», ч.2. М.: «Искусство», 1996.

  24. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – 3-е изд., доп. - М.: Искусство, 1990. – 318 с.: ил.

  25. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки.  Выпуск I. От древнейших времён по XVI в.  М.: Искусство, 1968

  26. Дмитриева Н.А. Краткая история искуств. – Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – 3-е изд., доп. – М.: Искусство, 1985. – 319 с., ил.

  27. Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. Жизнь и творчество. М., 1984.

  28. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – 2-е изд. – М.: Детская  литература», 1989. – 207 с.: фотоил.

  29. Древнерусская архитектура. СПб., 2002. С.

  30. Егоров И.М. Федотов. М., 1971. С. 28.

  31. Жукова А. Пластов из Прислонихи. М., 1982. С. 109-110.

  32. Зайцев Е.А. Наука о цвете и живопись.- М., 1986.

  33. Зингер-Головкина М.Л. Живопись конца XIX - начала XX века / Шедевры Государственной Третьяковской галереи.  М., 2001.

  34. И.О.Подобедова. Игорь Эммануилович Грабарь. М., 1964. С. 209.

  35. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.

  36. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М,  1989.

  37. Ильина Т.В.  История искусств. Западноевропейское искусство.  Учеб. 3-е изд., перераб. и  доп. М.: Высш. шк., 2000.

  38. Илья Глазунов. Альбом. М., 1937. С. 25.

  39. Илья Глазунов. Альбом. М., 1972. С. 89.

  40. Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2003.

  41. Ионина Н.А. Сто великих картин.  М.: Вече, 2002.

  42. Искусство XVIII века. М., 1964г.

  43. Искусство Советского союза. Л.,  1982.

  44. Искусство стран Востока: Кн. для учащихся ст. классов / А.Н.Анисимов, Л.Н.Гумилев, А.Н.Шелоховцев и др.; сост. Д.Б.Пюрвеев, В.И.Скурлатов; Под ред. Р.С.Васильевского. – М.: «Просвещение», 1986. – 303 с., 16 л. ил.

  45. Искусство: Живопись; Скульптура; Архитектура; Графика: Кн. для учителя. В 3-х ч. Ч. 1. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения / Сост. М.В.Алпатов и др. изд., испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1987. – 288 с., ил.

  46. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность: Учебник. /Под ред. Чубовой А.П. - М.,1980.

  47. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, 2000.

  48. История русского искусства.- М., 1960.

  49. История Русского искусства. Т.12. М., 1961.

  50. Капретти, Элена. Великие мастера итальянского искусства. – М., 2001.

  51. Каптерева Т. Веласкес и испанский портрет XVIII века. М., 1965г.

  52. Ковалевская Н. История русского искусства  XVIII века. – М., 1962.

  53. Кокшенева К.А. Самые знаменитые живописцы России. М., 2002.

  54. Комарова И. И. Архитекторы. – М., 2002.

  55. Комарова И.И. Архитекторы. – М., 2000.

  56. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. -  М.,2001. -  С.18.

  57. Крюковских А.П. Дворцы Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк. – СПб.,1999.

  58. Лишикина О.Б. Мировая художественная культура. Часть I. Учебное пособие для старших классов средней школы. – СПб.: «Специальная Литература», 1997. – 320 с., ил.

  59. Любимов Д. Л. Искусство Древней Руси. М., 1981.

  60. Любимов Л. «Искусство Древней мира». М.: «Просвещение», 1981.

  61. Любимов Л. «Искусство Западного Средневековья». М.: «Просвещение»,

  62. М. В. Зубова. Пикассо. Актёры и клоуны. – М., 1976.

  63. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – СПб.: «Летний Сад», 2001. – 800 с., ил.

  64. Мезенцев Е.А. История искусства. Зарубежное искусство. Омск: ОГТУ, 2008.

  65. Московский Кремль. М., 1990.

  66. Н. А. Дмитриева. Краткая история искусств. – М., 1968.

  67. Островский Г. Рассказ о русской живописи. М., 1989.

  68. Памятники мирового искусства. Искусство Италии конца XIII – XV веков. – М., 1982.

  69. Парамонов А.В., Червонная С.М. Советская живопись. М., 1981.

  70. Паррамон М.К. Основы живописи.- М., 1994.

  71. Пенроуз Р. Пикассо. – М., 1999.

  72. Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. М., 1999.

  73. Питерских А.С., Гуров Г.Е. Дизайн и архитектура в жизни человека. – М., 2008.

  74. Познанский В.В. Очерки истории русской  культуры первой половины XIX века. М., 1970.

  75. Популярная история архитектуры / Авторы-сост. К.А. Ляхова, Г.В. Дятлева, О.В. Лапшова, Е.В. Доброва, Ю.В. Рычкова – М.,2001.

  76. Популярная история живописи. Западная Европа. – М., 2001.

  77. Популярная история русской живописи /Автор-сост. Е.А. Конькова. М., 2002.

  78. Популярная художественная энциклопедия. М., 1986.

  79. Популярная художественная энциклопедия. М., 1988.

  80. Ривкин Б.А. Малая история искусств. Античное искусство. - М.,1972.-С.201-202.

  81. Рокуэлл Кент. Это я, господи. – М., 1966.

  82. Рохас К. Мифический и магический мир Пикассо. – М., 1999.

  83. Русаков Ю. Петров-Водкин. Л., 1975. С. 44.

  84. Русские художники от «А» до «Я». М., 2000.

  85. Русские художники. – М., 2001.

  86. Русское Советское искусство. М., 1954.

  87. Садохин А. П. Мировая художественная культура. М., 2000г.

  88. Самин Д.К. Сто великих архитекторов. М., 2000.

  89. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца  XIX – начала XX века. М., 1993.

  90. Словарь античности. - М.,1994.-С.413.

  91. Современный словарь – справочник по искусству. М., 1999.

  92. Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. - М.,1971. - С.213-214.

  93. Сокольникова Н.М. История в двух томах, М.: «Академия», 2007.

  94. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск, 1993.

  95. Т. В. Ильина. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.

  96. Трибис Е.Е. Живопись. Что о ней должен знать современный человек.- М: РИПОЛ  КЛАССИК, 2003. – 384 с.: ил.

  97. Уильям Ф. Пауэлл. Цвет и как его использовать. – М., 2009

  98. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М., 1980.

  99. Унковский А.А. Цвет в живописи. – М., 1983.

  100. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности. - М.,1984.- С.86-87.

  101. Художественная энциклопедия. - М. - С.1085.

  102. Чугунов Г. И. Дионисий. Л., 1979.

  103. Энциклопедия для детей. Т.7. /Глав. Ред. М.Д.Аксенова.- М, 1997. -   с.: ил.

  104. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Часть 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков. / Гл. ред. М.Д. Аксёнова М.: Аванта +, 1999.

  105. Энциклопедия мировой живописи / Сост. Т.Г.Петровец, Ю.В.Садомова.  М.: Олма-пресс, 2002

  106. Энциклопедия мировой живописи. М., 2002 г.

  107. Энциклопедия символизма. – М., 2003.

  108. Эсколье Р. Матисс. – Л., 1979.