Тема урока: «Мамин праздник»
Цель урока: сопоставление поэзии и инструментальной музыкой.
Музыкальный материал:
- «Спасибо», Арсеев, Петрова;
- «Вот какая бабушка», Попатенко, Черницкая;
- «Праздник бабушек и мам», Славкин, Карганова;
- «Колыбельная», Г. Гладков;
- «Колыбельная», М. Кажлаев.
Проблема урока: где мы встречаемся с музыкой?
Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Мамин праздник».
Стихотворения:
- «Тихо, тихо, очень тихо» В.Орлова;
- «Мама поёт» А.Барто;
- «Мама» Г.Демыкина.
Ход урока
1. Организационный момент.
Откройте наш учебник и посмотрите, кому Муза приготовила такой красивый букет цветов? (слайд 2)
Правильно, нашим мамам. В жизни каждого человека есть светлые воспоминания, связанные с образом матери.
Много прекрасных стихотворений написано о маме. Вот так о маме написала известная детская писательница Агния Барто. (слайд 3)
Мама поет (слайд 4)
Мама по комнатам в фартуке белом
Неторопливо пройдёт,
Ходит по комнатам, занята делом, поёт.
Чашки и блюдца перемывает,
Мне улыбаться не забывает и напевает.
Но вот сегодня голос знакомый
С особенной силой вдруг зазвучал в тишине
Доброе что-то в сердце вносил он...
Не разреветься бы мне.
Агния Барто.
2. Углубление темы урока.
(Колыбельная).
Чтение стихотворения «Тихо, тихо, очень тихо..» В.Орлова сопровождается звучанием инструментальной колыбельной песни: «Колыбельной» Г. Гладкова или «Колыбельной» (из «Детского альбома») М. Кажлаева. Такой прием, несомненно, усилит эмоциональность восприятия детьми и поэзии, и музыки.
Тихо, тихо, очень тихо мы по комнате пройдём.
На диване тихо, тихо мы усядемся вдвоём.
Посидим с тобою тихо, может, час, а может, два.
Говорить мы будем тихо очень тихие слова.
За окошком тихо, тихо клён о чем-то шелестит.
Всюду тихо, тихо, тихо, потому, что мама спит.
Почувствовать, как в этих двух произведениях разных искусств их авторы (поэт и композитор) попытались передать читателям и слушателям чувство покоя, нежности, доброты, ласки.
(Это слово «тихо»).
Записав на доске знак Р («пиано» - тихо), которым обозначают силу звучания музыки, следует рассказать детям о том, что в нотной записи существуют знаки, которые подсказывают исполнителям то, как должна звучать музыка.
Это темп и характер музыки, сила ее звучания (динамика), штрихи (характер звука), звуковысотность (линия мелодии), ритм (чередование длинных и коротких звуков) и др. В литературном тексте таких указаний нет, поэтому читатель должен сам определить то, как читать поэтические или прозаические тексты.
Рисунки учебника-тетради также подчеркивают контраст настроений, который находит свое выражение в спокойном характере стиха и колыбельных и праздничного, приподнятого - в песнях.
Подчеркнув в стихотворении ее песенное начало, можно спеть одну из колыбельных песен, в которой также преобладают напевные интонации, протяженные фразы, спокойный темп, негромкое звучание. Именно эти качества подчеркивают настроение этой пьесы. (Мы поем «Кукольную колыбельную)
Какой музыкальный инструмент мог бы украсить звучание колыбельной песни без слов - бубен, треугольник, барабан, ложки?
(Здесь будет уместно звучание треугольника).
Поем песню с использованием треугольника. Возможен вариант использования на уроке пластического интонирования колыбельных песен.
Исполнение мягкими движениями кистей рук пульсации музыки, а также вокализация их главных мелодий, сочинение текста к ним.
3. Разучивание песен.
Мы сегодня говорили о том, как много стихов написано о маме, наверное, еще больше создано песен о маме. Сегодня на уроке мы продолжим разучивание песен к празднику 8 марта.
Песни каждый учитель должен выбирать сам, соответственно певческим возможностям детей. Я предлагаю «Песню про козлика», «Каждый по своему маму поздравит», «Мамина песенка» и др.