Методическая разработка В музыкальном театре

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Методическая разработка урока по теме:

«В музыкальном театре. Опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.


ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление об оперном жанре на примере оперы М.И.глинки «Руслан и Людмила».

ЗАДАЧИ:

  1. Закрепить знания о понятиях: опера, увертюра, поэма, либретто.

  2. Сформировать навыки и умения проводить образно- интонационный и сравнительный анализ музыки..

  3. Определить жанр и автора литературного источника оперы «Руслан и Людмила»,

  4. Знать, что является основой музыкальной драматургии.

  5. Способствовать формированию эстетической культуры.

  6. Развить у учащихся желание самостоятельной творческой деятельности.

  7. Использовать на уроке информационно – коммуникационные технологии.

  8. Сформировать способность к практическому применению умений и навыков вокально - хорового исполнения.

Тип урока: комбинированный: повторение пройденного материала, сообщение новой темы, формирование умений и навыков, систематизация учебного материала).

СТРУКТУРА УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Повторение и закрепление темы.

3. Сообщение новой темы..

4. Объяснение нового материала.

5. Осмысление полученных знаний.

6. Обобщение и закрепление знаний и умений.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.


ОФОРМЛЕНИЕ: Портрет М.И.Глинки и А.С.Пушкина

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, музыкальный центр, фортепиано, рабочие тетради, словарь музыкальных терминов, компьютерная презентация, экран.





Ход урока.

1.Организационный момент.

- Добрый день, ребята!

У нас сегодня будет необычный урок: мы отправимся в Музыкальный театр, где на сцене будет царить опера. Ребята, мы с вами знакомы с этим жанром. Давайте вспомним, как звучит определение оперы.

Ответ:

-Опера – вид музыкально-театрального искусства, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия.

У. Ребята, чтобы узнать о какой опере пойдёт сегодня речь, давайте прочитаем строки, которые видим на экране и ответим на вопрос: «Вступлением к какому произведению является это стихотворении?»

Дети построчно читают данный текст.

2. На экране вступление к поэме «Руслан и Людмила»

Ученик читает:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Ответ:

-Сказочная поэма «Руслан и Людмила».

У.- Кто является автором данной поэмы?

Ответ:

- Русский поэт 19 века А.С.Пушкин.

3. Изучение нового материала.

У.- Мы не случайно вспомнили это произведение, т.к. речь сегодня пойдёт об опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Именно сказочная поэма А.С.Пушкина стала основой для либретто к одноимённой опере. Давайте вспомним, что такое либретто?

Ответ:

-Либретто- это краткое содержание балета, оперы, мюзикла.

У.- Ребята, вспомните главных героев поэмы?

Ответ:

- Главные герои поэмы Руслан и Людмила.

У.- Ребята, у поэмы есть вступление и у оперы есть вступление. Как называется такое вступление?

Ответ:

-Увертюра.

У.- Что такое увертюра?

Ответ:

- Увертюра- оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением (оперой, балетом, опереттой),

Ответ:

- Увертюра – это широко развернутая вступительная симфоническая музыка к опере, балету, кинофильму, драматическому спектаклю.

У.- Верно. Можно ещё добавить и то, что увертюрой называется не только широко развернутая, но иногда и музыка вполне самостоятельная, чаще всего с каким-либо программным названием: «Торжественная», «Праздничная», «Драматическая» и т. п. Каждая увертюра выражает, естественно характерные черты и общий дух того произведения, которому предшествует, или той идеи, которая заложена в ее названии.

Какую логическую цепочку мы можем с вами построить?

Ответ:

-Поэма – увертюра –опера.

Звучит Увертюры к опере «Руслан и Людмила».

4. Учитель после первого прослушивания увертюры к опере «Руслан и Людмила»:

- Темы и образы каких героев возникли перед вами, слушая увертюру?

Ответ:

-Тема светлая, богатырская - образ Руслана, тема нежная, лирическая – образ прекрасной Людмилы.



Учитель:

- Какими средствами музыкальной выразительности рисует композитор главных героев?

Ответ:

- Образ Руслана помогает создать аккордовое сопровождение оркестра, громкая динамика, быстрое движение мелодии; для образа Людмилы характерны певучая мелодия, печальные минорные интонации и светлая радость, созвучная первой теме.

5. У. - Давайте послушаем ещё раз увертюру и постараемся ответить на вопрос: «В согласии или в противоречии звучат темы главных героев?

Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Ответ:

- Темы главных героев звучат в согласии и дополняют друг друга, раскрывают разные грани одного и того же светлого, радостного образа.

Учитель:

- Тему какого сказочного героя мы слышим в заключительной части увертюры и в каком регистре она представлена?

Ответ:

- В низком регистре звучит тема злого волшебника Черномора.

6. У. - Вот здесь и зарождается интонационный конфликт оперы, который является основой музыкальной драматургии: «злая» тема Черномора грубо вторгается в светлую, радостную, счастливую музыку увертюры, но она не может изменить радостное настроение вступления к опере.

- Итак, союз каких искусств помог нам более полно раскрыть образное содержание оперы?

Ответ:

- Образное содержание оперы помог нам понять союз музыки и литературы.

У. – Какие музыкальные определения мы вспомнили сегодня на уроке?

Ответ:

-Опера, либретто, увертюра.

- Что мы с вами можем сказать об образном содержании увертюры к опере «Руслан и Людмила»?

Что является основой развития музыкальной драматургии?

Ответ:

-Основой музыкальной драматургии является интонационный конфликт

У.- Как звучат основные темы увертюры: в согласии или в конфликте?

7. -В увертюре к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинка представляет нам темы основных героев оперы. Для каждого из них у композитора есть свои средства музыкальной выразительности, благодаря которым мы можем представить мужественность Руслана, нежность Людмилы. Они звучат в согласии с друг другом и создают единый образ увертюры.

У.- Данную увертюру называют «симфоническим конспектом», т.к. в ней очень красочно прописаны основные сюжетные линии оперы «Руслан и Людмила»..

Вокально-хоровая работа.

Ребята знакомятся с песней А.Морозова «Малиновый звон».

Подготовительная работа перед исполнением вокальных произведений состоит:

  1. Знакомство с произведением, если оно звучит впервые

  2. Пропевание мелодии вокализом и со словами

  3. Проговаривание текста песни в заданном ритме

  4. С музыкальным сопровождением и а сареllа

  5. Исполнение музыкального произведения в ансамбле, соло (по желанию), хором



8. Домашнее задание.

Сообщение: «История возникновения оперного жанра».

Прочитать поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».



Спасибо за урок.