«Утверждено»
Директор школы С.А.Скиба
приказ № __ от ____________ 2016г.
«Согласовано»
зам. директора по УВР О.В.Попсуйко
«____» ____________ 2016 г.
Рассмотрено
на МО учителей предметов гуманитарного цикла
руководитель МО О.П. Слюсарева
«____» ______________ 2016 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Зайцевская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района
Воронежской области
Рабочая программа учебного предмета
«Искусство (Музыка)» на 2016-2017 учебный год
6 класс
Разработана учителем музыки
высшей квалификационной категории
Невдашевой Е.А.
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Мин-обрнауки РФ (М.: Просвещение, 2011) в соответствии с ФГОС 2 поколения.
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
Сергеева, Г. П. Музыка. 6 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2015.
Сергеева, Г. П. Музыка. 6 класс. Творческая тетрадь [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [Ноты]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2010. - 1 электрон.-опт. диск (CD-ROM).
Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального) – показатель культуры общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащегося.
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов. Это определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.
Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию.
Цели:
формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально – пластическое движение, импровизация и др.).
Задачи:
формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально – эстетического фона. Усиливающего понимание содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления обучающихся становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя; «тождество и контраст»; интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Основными видами практической деятельности на уроке являются:
Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью). Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты.
В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства. Их цель – придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения.
Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация. Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Овладение школьниками необходимыми умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.
Музицирование на музыкальных инструментах (в том числе и на электронных). Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.
Музыкально – пластическое движение. Выражение через пластику образного содержания музыкального произведения. Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей его развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизации, в том числе танцевальных.
Драматизация музыкальных произведений. Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев
Выполнение исследовательских проектов, связанных с историей музыки. Современным этапом ее развития, практическим музицированием (в том числе с использованием новых информационно-коммуникационных технологий).
Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства. Их цель – придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения.
Описание места учебного предмета, курса;
В соответствии с Базисным учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 17 часов (из расчета 0,5 час в неделю). Количество часов в год – 17
Количество часов в I полугодии - 9;
количество часов во II полугодии - 8.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
Личностные результаты:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
- формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
Осуществить действия по реализации плана.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).
Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД:
Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).
Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Составлять простой и сложный план текста.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД:
Учиться критично относиться к собственному мнению.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Предметные результаты:
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Содержание учебного предмета, курса;
Музыка как вид искусства
Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонационно-образная, жанровая стилевая основы музыкального искусства. Особенности музыкального языка (средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.). Музыкальная картина современного мира. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно инструментальная. Исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор
Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального искусства. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как общей культуры народа и способа самовыражения человека. Единство содержания и формы в музыке.
Всеобщность музыкального языка. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Разнообразие музыкальных форм. Лирические, драматические, романтические и героические образы. Взаимодействие музыкальных образов. Драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX вв.; духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII – XVIII вв.; зарубежная и русская музыкальная культура XIX века (основные стили, жанры, характерные черты и специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное музыкальное искусство: наиболее популярные жанры. Отечественная и зарубежная музыка композиторов ХХ века, ее стилевое разнообразие. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка, джаз, мюзикл и др. Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Музыкальная культура Кузбасса. Взаимосвязь музыки с другими видами искусства как различными способами художественного познания мира. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Музыкальные инструменты и виды оркестров.
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (8 часов)
Лирические, драматические, героические образы. Ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (9 часов)
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Не программная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
[pic] Авторская песня — прошлое и настоящее.
Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности
Дата № п/п
Тема урока
Метапредметные навыки и умения
Основные понятия и термины
Предметные умения и навыки
Контроль
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (8 ч.)
2.09
1.
Музыкальный образ как основная закономерность музыкального искусства. Мир музыкальных образов.
(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.
(П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).
(К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)
Мелодия. Музыкальный образ. Вокальная и инструментальная музыка.
Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения. Владеть навыками музицирования.
Беседа. Слушание музыки.
Хоровое пение
16.09
2.
Вокальная музыка. Образы романсов и песен русских композиторов.
(Р) Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
(К) Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Расширение представлений о жанре романса.
Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь:
различать музыкальные образы в вокальной музыке.
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ.
30.09
3.
Отечественная музыка композиторов ХХ века. «Уноси мое сердце в звенящую даль...»
(Р) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.
(П) Перерабатывать информацию для получения необходимого результата,
(К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Мелодия и аккомпанемент. Интерпретация.
Знать имена выдающихся русских композиторов Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.
Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Хоровое пение
14.10
4.
Выдающиеся отечественные исполнители. Музыкальный
образ и мастерство исполнителя.
(П) Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
Ф. И. Шаляпин. Рондо. Ария. Интерпретация.
Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто.
Уметь размышлять о музыке, проявлять навыки вокально-хоровой работы.
Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Хоровое пение
28.10
5.
Вокальная музыка. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
(Р) В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. (П) Выполнять универсальные логические действия.
(К) Читать вслух и про себя тексты учебников
Бельканто. Баркарола.
Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения – бельканто..
Беседа. Интонационно-образный анализ музыки.
Хоровое пение
25.11
6.
Русская музыка XVII – XVIII вв. Народное искусство Древней Руси.
(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления
(К) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Народная музыка. Народные праздники. Жанры и формы.
Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы.
Беседа. Слушание музыки.
. Хоровое пение.
9.12
7.
Зарубежная музыка композиторов ХХ века. К. Орф. Фортуна
правит миром.
(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
(П) Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. (К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
К. Орф. «Кармина бурана»
Знать:
особенности творчества К.Орфа;
-понятие фортуна;
-кто такие ваганты.
Устный контроль.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
беседа
23.12
8.
Современная музыка. Авторская
песня: прошлое
и настоящее
(Р) Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. (П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).
(К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение).
Авторская песня.
Знать:
- историю развития авторской песни;
-особенности и жанры авторской песни;
- имена авторов бардовской пени.
Тест по теме, викторина.
Мир образов камерной и симфонической музыки (9 ч.)
13.01
9.
Зарубежная музыкальная культура XIX века. Могучее царство Ф. Шопена.
(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
(П) Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
Ф. Шопен. Прелюдия, вальс, мазурка. Инструментальная баллада.
Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, - различные жанры фортепианной миниатюры.
Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
27.01
10.
Камерно-инструментальная музыка. Инструментальный концерт.
(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).
(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
Инструментальный концерт. А. Вивальди. Стиль барокко.
Знать понятие инструментальный концерт, особенности стиля барокко;
Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах;
Устный контроль.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Сопоставление образов поэзии и музыки. Определение
формы музыкального произведения
10.02
11.
Отечественная музыка композиторов XX века. Г.Свиридов.
(Р) Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
(П) Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
Г.В. Свиридов. Симфонический оркестр.
Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
- определять форму, приемы развития музыки, тембры;
Устный контроль. Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
.
24.02
12.
Стилевое многообразие музыки XX века. Г.Свиридов
(Р) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.
(П) Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
(К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Стиль композитора Г.В. Свиридова
Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
- определять форму, приемы развития музыки, тембры;
Устный контроль. Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
10.03
13.
Симфоническое развитие музыкальных образов.
(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
(П) Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
Форма. Рефрен. Эпизоды.
Знать понятия: симфония, сюита, интерпретация, трактовка.
Уметь:
-называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский;
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов
07.04
14.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства. М.Мусоргский. Жанр Сюита.
(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).
(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
(К) Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:.
Сюита, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации.
Знать понятия: увертюра, фантазия.
- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемы развития музыки
21.04
15.
Творчество композитора Л.Бетховена .Программная увертюра
«Эгмонт».
(К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
(Р)Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Программная увертюра. Л. Бетховен. Сонатная форма.
Знать:понятия: увертюра, программная музыка;
- имена зарубежных композиторов: Л.ван Бетховен и его произведения.
Устный контроль.
Слушание музы-
ки. Интонацион-
но – образный ана
лиз.. Хоровое пение
05.05
16.
Лирические и драматические образы. Увертюра-фантазия
П И. Чайковского «Ромео и Джульетта».
(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).
(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
П.И. Чайковский. Программная увертюра. Увертюра-фантазия.
Знать:
-понятия: увертюра, программная музыка;
- строение сонатной формы;
- имена русских композиторов:
Устный контроль.
Слушание музы-
ки. Интонацион-
но - образный ана-
лиз. Хоровое пение.
19.05
17.
Взаимосвязь классической и современной музыки. Образы
киномузыки.
(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).
(П) Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. (К)Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
Современная трактовка классических сюжетов.
Метод острых контрастных сопоставлений
Знать: понятия: вокальная и инструментальная музыка;- имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского
Устный контроль. Беседа по теме занятия. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение формы. Хоровое пение
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект:
Музыка: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.– М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
Музыка: 5 – 7 классы: программа / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014. – 104 с.
Дополнительная литература:
СО на печатной основе (демонстрационные, раздаточные):
Экранные и экранно-звуковые СО (диапозитивы, транспаранты, фильмы):
Коллекция цифровых образовательных ресурсов (фотографии, иллюстративный материал, аудио-видео материалы, фрагменты исторических источников).
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: редактор создания презентаций, презентации к урокам.
Комплект CD «Сокровищница мировой классики: В. Моцарт, Ф.Шопен. П.И. Чайковский, Л. Бетховен, И.С. Бах».
Комплект компакт-дисков, аудио - кассет, видео материалов по темам и разделам.
Технические средства обучения:
Для реализации программы используется в учебном кабинете АРИ педагога: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска для использования коллекции медиа-ресурсов. Имеется возможность доступа к учебной и художественной литературе, а в кабинете информатики, к информационным ресурсам интернета.
Планируемые результаты
Выпускник 6 класса научится:
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Выпускник получит возможность научиться:
заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
14