Программа внеурочной деятельности
«Звонкие голоса»
Вокально-хоровое пение
Возраст учащихся – 7-10 лет (1-4 классы)
Учитель: Воробьева С.В.
Пояснительная записка
Коллективное пение - одна из самых массовых форм народного музицирования. Музыка и пение традиционно играли важную роль в воспитании детей и формировали у них музыкальную культуру. Хоровое искусство и хоровое воспитание оказывают влияние на становление духовной культуры, нравственных качеств личности, художественно - эстетическое развитие детей.
Основная цель, стоящая перед младшим вокальным коллективом - овладение начальными вокально - хоровыми, метроритмическими и теоретическими навыками, подготовка детей к дальнейшим занятиям в группе, приобщение детей младшего школьного возраста к участию в праздничных мероприятиях.
Цель-развитие индивидуального творческого воображения, формирование базовой культуры личности, приобщение её к ценностям общемировой и национальной культуры, усвоение культурных норм, ценностей и образцов поведения в обществе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
развитие эмоциональной отзывчивости на музыку,
развитие и укрепление интереса детей к музыке, хоровому искусству,
развитие музыкальных и творческих способностей детей,
воспитание и развитие вокально-хоровых навыков (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование),
развитие общеэстетического кругозора и обогащение внутреннего мира ребёнка,
образно - эмоциональное восприятие окружающего мира через хоровое пение.
Обучение пению включает много задач в области вокальной работы (звукообразование, артикуляция, дикция, дыхание), ансамбля, строя, изучения нотного и литературного текста. Эти задачи являются общими для всех детей и вместе с тем специфическими для каждой группы.
Программа рассчитана для детей 7-8 и 9-10 лет и планируется на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по группам. Необходимо периодически объединять группы и проводить сводные репетиции перед выступлениями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учебные занятия проводятся один раза в неделю. Групповые занятия - основная форма работы. Самым главным принципом обучения в вокальной группе является принцип эмоциональной драматургии занятий. Прежде всего — это создание атмосферы увлечённости, участие детей в создании музыкального образа произведения, познании музыки через собственные действия. Для этого используются следующие формы работы - движения под музыку, пение, игровые формы.
С самого начала необходимо дать детям почувствовать, что пение это - с одной стороны, серьёзное занятие, где ребята получают определённые знания, умения, навыки, а с другой стороны - это творческий процесс, в котором сможет присутствовать игра, шутка, поиск новых исполнительских красок. Дети должны чувствовать эстетическое наслаждение от исполнения музыкального произведения, от коллективного пения.
Построение занятий любой группы основывается на принципе контраста: чередование различных форм деятельности, приемов работы, темпов произведений и т.д. Каждое занятие необходимо завершать исполнением любимых песен детей.
Занятия сочетают в себе теоретическую и практическую части. Для наглядности возможно использовать на занятиях технические средства обучения (аудио и видео).
Занятия для детей могут проходить как по группам, так и индивидуально. Это обусловлено работой над общим репертуаром группы, подготовкой концертного выступления.
Воспитательная работа - составная часть образовательной деятельности вокального коллектива. Патриотическое и нравственное воспитание взято за основу данной программы занятий.
Участие в концертах развивает у детей устойчивый интерес к творчеству, к пению, сольному пению, обогащает внутренний мир, расширяет кругозор. Для достижения результата воспитательной и образовательной деятельности коллектива используются следующие формы мероприятий: концертные выступления, смотры, конкурсы, фестивали детского творчества, тематические недели и дни, художественные программы, театрализованные представления. Они проходят как на базе школы, так и в других учреждениях района и города.
Условия реализации деятельности вокального коллектива.
Занятия групп проходят в кабинете № 234. Площадь кабинета достаточна для занятий. Кабинет хорошо освещен. Проветривание кабинета производится в соответствии с графиком. Имеется магнитофон и аудиозаписи музыкальных произведений на дисках, компьютер, телевизор. Данные технические средства помогают разнообразить деятельность учащихся на занятиях.
Календарно-тематическое планирование
«Звонкие голоса» 1-2 класс
Что такое голосовой аппарат? Как мы поем? Зачем нужны песни? 1
3
Хоровое пение Упражнения Слушание музыки
1
4
Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость при слушании и исполнении песен различного характера. Разучивание песен.
1
5
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры.
1
6
Хоровое пение, упражнения на развитие голоса. Как нужно исполнять патриотические песни?
1
7
Развитие музыкального слуха и голоса. Длительность звуков. Поём песни о России.
1
8
Восприятие музыки. Умение понять характер музыкального произведения во время прослушивания.
1
9
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры.
1
10
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры.
1
11
Упражнения для развития голоса, игры, инсценировки. Песни о России.
1
12
«Мы живём в свободной стране и учимся в любимой школе» Слушание песен о школе.
1
13
Точка в музыке. Вступление. Музыкальная фраза. Разучивание песни.
1
14
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры.
1
15
Пение любимых песен, песни о Родине.
1
16
Различение звуков по высоте. Умение повторять их за учителем.
1
17
Вокальные упражнения. Продолжение работы над песнями (народная и композиторская).
1
18
«Шутка в музыке». Эмоциональность. Весёлый характер в музыке. Танцевальность. Игровой характер.
1
19
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры.
1
20
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры.
1
21
Отличие на слух правильного и неправильного пения товарищей. Работа над песнями военного характера.
1
22
Русский танец хоровод. Поступенное движение мелодии. Ритмический рисунок.
1
23
Пение естественным голосом, слаженно. Работа над артистичностью певцов вокального ансамбля
1
24
Героический характер музыки. Вступление, заключение. Запев, припев.
1
25
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры.
1
26
Чистое интонирование. Работа над песнями.
1
27
Работа над артикуляцией (четко произносим текст). Маршевость в патриотических песнях.
1
28
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры.
1
29
Чистое интонирование. Работа над песнями.
1
30
«Шутка в музыке». Эмоциональность. Весёлый характер в музыке. Танцевальность. Игровой характер.
1
31
Пение любимых песен
1
32
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры.
1
33
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры.
1
Календарно – тематическое планирование
«Звонкие голоса» 3-4 класс
Что такое голосовой аппарат? Как мы поем? Зачем нужны песни? 1
3
Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость при слушании и исполнении песен различного характера. Разучивание песен.
1
4
Развитие музыкального слуха и голоса. Длительность звуков. Как исполнять патриотические песни?
1
5
Движение мелодии вниз, вверх, скачкообразное. Работа над певческими упражнениями. Песни о Родине.
1
6
Усвоение певческих навыков. Дыхание. Легкий звук. Напевность. Лирика в песнях о России.
1
7
Продолжение работы над песнями.
1
8
Восприятие музыки. Умение понять характер музыкального произведения во время прослушивания.
1
9
Высота звуков. Интонация. Пение упражнений на удерживание звука, на движение мелодии вверх и вниз.
1
10
«Мы живём в свободной стране и учимся в любимой школе» Слушание песен о школе.
1
11
Точка в музыке. Вступление. Музыкальная фраза. Разучивание песни.
1
12
Различение звуков по высоте. Умение повторять их за учителем.
1
13
Импровизация. Мелодия. Фраза. Пение упражнений. Продолжение работы над песнями (народная и композиторская). Патриотические песни.
1
14
«Шутка в музыке». Эмоциональность. Весёлый характер в музыке. Танцевальность. Игровой характер.
1
15
Пение упражнений с отчётливым произношением гласных в словах, согласных - в конце слова. Применение этих приёмов в военных песнях.
1
16
Игровые песни. Игровой, шуточный характер в музыке.
1
17
Отличие на слух правильного и неправильного пения товарищей. Работа над песнями.
1
18
Русский танец хоровод. Поступенное движение мелодии. Ритмический рисунок.
1
19
Музыкальное сопровождение. Динамика в пении. Темп звучания.
1
20
Пение лёгким звуком в оживлённом темпе. Работа над передачей весёлого, шуточного характера песни.
1
21
Вступление. Дыхание. Выразительность. Пение естественным голосом, слаженно. Работа над артистичностью певцов вокального ансамбля.
1
22
Гимн - торжественная песня - слава. Контроль слухом качества пения товарищей.
1
23
Эмоциональность при пении. Исполнение гимна.
1
24
Героический характер музыки. Вступление, заключение. Запев, припев.
1
25
Патриотизм русской песни. Умение показывать рукой движение мелодии вверх и вниз, передавать долгие и короткие звуки.
1
26
Маршевость в музыке. Работа над артикуляцией ( чёткое произношение слов).
1
27
Чистое интонирование. Работа над песнями.
1
28
Работа над эмоциональным исполнением песен. Работа над артистизмом.
1
29
Жанровая основа песни: вальс, колыбельная.
1
30
Запев. Припев. Смена темпов. Разучивание песни. Движения под музыку. Военные песни.
1
31
Упражнения на дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Пение лёгкое, подвижное, без напряжения.
1
32
Умение слушать (и слышать) себя и товарищей. Пунктирный ритм.
1
33
Пение любимых песен детей. Упражнения на развитие певческой дикции, чистоты интонации. Повторение песен.
1
34
Пение любимых песен детей. Упражнения на развитие певческой дикции, чистоты интонации. Повтор песен.
1
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Специфика данной программы не позволяет педагогу использовать многообразные формы обучения. Здесь могут быть использованы следующие формы: занятие (текущее, открытое, контрольное), викторина, конкурс (как разновидность контрольного занятия).
Однако несмотря на ограниченность форм обучения, педагог может использовать самые разнообразные методы и методические приёмы:
словесный метод (рассказ, объяснение);
наглядный метод (личный показ педагога; слушание музыкальных произведений);
практический (упражнения, выполнение тестов);
репродуктивный метод (объяснение нового материала на основе пройденного);
метод самостоятельной работы обучающихся.
Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности. Контроль за реализацией образовательной программы, а также за усвоением обучающимися определённых знаний, формированием навыков и умений - важная задача для педагога. И здесь он может пользоваться самыми разнообразными методами проверки и контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тест, письменные проверочные работы, творческие задания и т.д.
Реализация программы требует создания соответствующих материальных условий. К их числу относятся:
Светлое, чистое, проветриваемое помещение.
Настроенный инструмент (рояль, фортепиано).
Линованная доска (или заменяющие её трафареты).
Камертон.
Столы, стулья, письменные принадлежности.
Музыкальный центр (магнитофон).
Методические материалы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. - М., 1953.
Варламов А.Е.. Вокальная педагогика. -М., 1953.
Вербов A.M. Техника постановки голоса-М., 1961.
Вербовая Н.П., Головина О.М. Искусство речи. - М., 1977.
Виноградов К.П. Работа над дикцией // Витт Ф. Практические советы обучающимся пению. - Л., 1968.
Гарсия М. Школа пения. - М., 1957.
Гембицкая Е.Я. Обучение мальчиков в хоре, - М., 1960.
Глинка М.И. Управления для усовершенствования голоса. - М., 1950.
Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. - М., 1964.
Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе.-М., 1982.
Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - М., 1967.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. - М., 1987.
Назаренко И.К. Искусство пения. -М., 1968.
Садовников И. Орфоэпия в пении. -М., 1958.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса. - М., 1992.