Рабочая программа по музыке для 5 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


4 класс

Рабочая программа

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (М. Просвещение, 2011г.). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта, включающего: учебник, рабочую тетрадь, нотную хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.

Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 4 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (один раз в неделю).

В 4 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка). Весь учебно-воспитательный процесс на уроках пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности,, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства. Таким образом, удается избежать чисто информационного изложения материала и на первый план вывести деятельностный аспект освоения искусства. Накопление опыта музыкально-творческой деятельности в системе начального общего музыкального образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала учащихся, их интереса к процессу и результату музыкальной деятельности.

Структура документа.

Рабочая программа по музыке для 3 класса включает:

1. Титульный лист (название программы).

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план

4. Список литературы.


Рабочая программа – индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

В 4 классе завершается процесс музыкального образования и воспитания в начальных классах. Развитие музыкальной культуры школьников как части их общей и духовной культуры направлено на решение следующих задач:

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству; воспитание художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

  • осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства;

  • формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

  • развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях.


Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое, ансамблевое, сольное пение, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические) и музыкально-драматическая театрализация (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства).

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке, в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой.


Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных автором программы:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии урока;

  • метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.)

  • метод концентричности организации музыкального материала;

  • метод художественного контекста (выход за пределы музыки).



Основными методическими принципами в начальных классах являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.


Изучение музыки как вида искусства в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности; в слушании музыки и пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Материал программы четко структурирован. Если в 1 классе только два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты», то в программе 2-4 классов семь разделов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм…», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение школьниками общих закономерностей музыкального искусства на разных этапах обучения музыке. С другой стороны, они имеют обобщенный характер, что позволяет учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и в соответствии с этим планировать содержание занятий. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на казачьей земле, где живые традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 4 класса введен региональный (казачий) компонент в следующих темах: «Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности»; «На великий праздник собралася Русь!»; «Композитор – имя ему народ»; «Народные праздники: Троица». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 4 классе направлено на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в 1-2 классах в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе придается развитию индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формированию представления о музыке как о виде искусства, раскрытию целостной музыкальной картины мира, воспитанию потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 4 классе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении обучающихся основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Формы организации учебного процесса:

- групповые коллективные, классные, внеклассные.


Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, путешествие, выставка.

Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый;

- фронтальный, комбинированный, устный.


Формы (приемы) контроля:

- самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный опрос, музыкальные викторины, уроки-концерты.


Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования , поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год - 34.

Количество часов в неделю - 1

Количество часов в 1 четверти - 9;

Количество часов в 2 четверти - 7;

Количество часов в 3 четверти - 11;

Количество часов в 4 четверти - 7.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

Критская Е.Д. Музыка 4 класс (Текст): учебник для общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М. Просвещение, 2011

Критская Е.Д. Музыка 4 класс (Текст): рабочая тетрадь: пособие для общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М. Просвещение, 2011.

Критская Е.Д. Уроки музыки 1-4 классы (Текст): пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М. Просвещение, 2010.

Музыка. Фонохрестоматия 4 класс (Электронный ресурс) / составители/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М. Просвещение, 2010. - 1 электронно-оптический диск (CDROM).

Музыка. Хрестоматия музыкального материала 4 класс (Ноты): пособие для учителя / сост. Е.Д. Критская. – М. Просвещение, 2010.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 4 класса

Знать/понимать:

- взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);

- музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия);

- характерные особенности музыкального языка отечественных и зарубежных композиторов (В.-А. Моцарт, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев);

- тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов.


уметь:

- высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации: вопрос, восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями);

- эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку тем или иным музыкальным сочинениям;

- узнавать музыкальные произведения, изученные в 3 классе (не менее трех);

- анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;


- понимать основные дирижерские жесты; внимание, дыхание, начало, окончание;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски).


Учебно–тематический план


Тема

Кол-во часов

1

2

3

Россия – Родина моя

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»

1

2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

1

3

Как сложили песню. Звучащие картины

1

4

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности

1

5

«Я пойду по полю белому…»

1

6

«На великий праздник собралася Русь!»

1

«О России петь – что стремиться в храм…»

7

Святые земли Русской

1

День, полный событий

8

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

9

«Что за прелесть эти сказки!...» (обобщающий урок I четверти)

1

10

Музыка ярмарочных гуляний

1

11

Святогорский монастырь

1

12

«Приют, сияньем муз одетый…»

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

13

Композитор – имя ему народ

1

14

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов

1

15

«Музыкант- чародей». О музыке и музыкантах

1

В концертном зале

16

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо (обобщающий урок II четверти)

1

17

Старый замок. «Счастье в сирени живет…»

1

18

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…». Танцы, танцы, танцы…

1

19

«Патетическая» соната Л. ванн Бетховена. Годы странствий

1

20

«Царит гармония оркестра…»

1

День, полный событий

21

Зимнее утро. Зимний вечер

1

В музыкальном театре

22

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»

1

23

«Исходила младёшенька…»

1

24

Русский Восток. Восточные мотивы

1

25

Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка»

1

26

Театр музыкальной комедии

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

27

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд (обобщающий урок III четверти)

1

28

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)

1

«О России петь – что стремиться в храм»

29

«Праздник из праздников, торжество из торжеств»

1

30

Родной обычай старины. Светлый праздник

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

31

Народные праздники. «Троица»

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

32

В каждой интонации спрятан человек

1

33

Музыкальный источник

1

34

Рассвет на Москве-реке (обобщающий урок)

1

Итого


34


Литература

1, Методические пособия для учителя.

Музыка 1-4 классы (Текст): конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.-сост. Г.В. Стюхина . – Волгоград: Учитель, 2010.

Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий, 1-8 классы (Текст): методическое пособие с электронным приложением / Л.В. Золина. – М. : Глобус, 2008.

Затямина Т.А. Современный урок музыки (Текст) / Т.А. Затямина. – М. : М. Глобус, 2008.

Курушина Т.А. Музыка 1- 6 классы (Текст): Творческое развитие обучающихся. Конспекты уроков. / Т.А. Курушина. – Волгоград : Учитель, 2009.

Музыкальное образование в школе (Текст) / под ред. Л.В. Школяр - М., Академия 2001.

Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта (Текст) / Ю.Б. Алиев. – М.: Владос, 2002


2. Дополнительная литература для учащихся.

Владимиров В.Н. Музыкальная литература (Текст) / В.Н. Владимиров, А. И. Лагутин. – М. Музыка, 1984.

Куберский И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов (Текст) / И.Ю. Куберский, Е.В. Минина. СПб. ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.

Музыка (Текст) Большой энциклопедический словарь / гл. редактор Г.В. Келдыш. – М. НИ «Большая Россий ская энциклопедия»,1998.

Финкельштейн Э.И.Музыка от А до Я (Текст) / Э.И. Финкельштейн. – СПб. Композитор, 1997.

Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся (Текст) / Ю.С. Булучевский, В.С. Фомин. – Л. Музыка, 1988.

Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей (Текст) / И.А. Агапова, М.А.Давыдова. – М. ООО «ИКТЦ «Лада», 2006. (Текст)


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Печатные пособия.

  • Комплект портретов композиторов.

  • Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты: комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы» (Харьков, Ранок, 2007).


  1. Информационно-коммуникационные средства.

  • Антология русской симфонической музыки (8CD)

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (8CD)

  • Большая энциклопедия России: искусство России (1CD)

  • Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия» (1CD)


  1. Интернет-ресурсы.

Википедия. Свободная энциклопедия – режим доступа : http //ru. Wikipedia org/wiki

Классическая музыка. - http:// classic.chubrik/ru/

Музыкальный энциклопедический словарь.– http://www.music-dic/ru

Музыкальный словарь. - [link]


  1. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.

5. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.



Тематическое планирование


урока

Тема урока

Кол-во

ча-сов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля,

измерители

Элементы

дополни

тельного

содержания

Домашнее

задание

Дата

п

ф

п

ф

п

ф

п

ф

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Россия – Родина моя

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»

1

Вводный

Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки С.В. Рахманинова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского

Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки.

Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение.


Характерные особенности русской музыки

Сольное исполнение любимого произведения









2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе

Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка

Слушание «Вокализа» С.В. Рахманинова. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение


Средства музыкальной выразительности

В произведениях вокального жанра

Придумать движения рук для передачи характера вокального произведения









3

Как сложили песню. Звучащие картины

1

Расширение и углубление знаний

Тема народной песни в рассказе М.Горького «Как сложили песню» Многоголосые картины К.С. Петрова-Водкина «Полдень»

Знать понятия: народная и композиторская музыка, куплетная форма

Устный опрос


Куплетная форма народной песни

Пересказ и инсценировка рассказа М.Горького «Как сложили песню»









4

Жанры народных песен , их интонационно-образные особенности

1

Расширение и углубление знаний.

Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети?

Знать жанры народных песен и их особенности. Уметь отвечать на проблемный вопрос.

Ответы на вопросы. Хоровое пение. Речевая импровизация


Многообразие сюжетов, жанров, интонационных оборотов казачьей песни

Подобрать стихи о России, русской природе, русской душе









5

«Я пойду по полю белому…»

1

Расширение и углубление знаний

Патриотическая тема в кантате С.С. Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя

Знать понятия: кантата, хор, меццо-сопрано. Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Вокальная импровизация

Изображение горестных последствий войны, разлуки с близкими в песенном казачьем фольклоре

Подобрать стихи о войне, воинах, погибших в бою









6

«На великий праздник собралася Русь!»

1

Расширение и углубление знаний

Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных герое. Народные песни. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки и кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева

Знать понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант

Слушание музыки. Фронтальный опрос. Хоровое пение.


Национально-патриотические идеи в песенно-музыкальном творчестве донских казаков

Подобрать иллюстрации к данной теме









«О России петь – что стремиться в храм…»

7

Святые земли Русской

1

Расширение и углубление знаний

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина. «Житие» и дела святых равноапостольных – Кирилла и Мефодия

Знать: имена святых, их житие, подвиги русских святых; понятия: стихира, величание, гимн.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки.

Интонационно-образный и сравнительныйанализ. Хоровое пение.


Тембровая характеристика инструмента - гуслей

Подготовить сообщение «День славянской письменности»









День, полный событий

8

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный

Образ осени в поэзии А.С. Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке

Знать понятие: лад (мажор, минор).

Уметь: сопоставлять поэтические и музыкальные произведения

Слушание стихов, музыки. Образное сопоставление. Хоровое пение

Понятие пастораль

Выполнить рисунок на тему «Болдинская осень»









9

«Что за прелесть эти сказки!...!

1

Интегрированный

Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина и опера Н.А. Римского-Корсакова. Музыкальная живопись

Знать понятия: опера, регистр, тембр. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение


Тембровые и регистровые особенности музыкальных инструментов

Подготовить сообщение «Сказки Пушкина»









10

Музыка ярмарочных гуляний

1

Расширение и углубление знаний

Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки

Знать жанры народной музыки

Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическая импровизация. Музыкально-ритмические движения

Особенности песенного и музыкального казачьего фольклора

Придумать ритмическую композицию русского наигрыша









11

Святогорский монастырь


Сообщение и усвоение новых знаний

Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Встпуление к опере М.П. Мусорского «Борис Годунов»

Знать понятие опера. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Виды колокольных звонов. Ритмический рисунок. Длительность звуков

Чтение любимых стихотворений А.С. Пушкина (одно выучить наизусть)









12

«Приют, сияньем муз одетый…»


Интегрированный

Музыка Тригорского (Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М.И. Глинки

Знать понятия: романс, дуэт, ансамбль. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Жанры вокальных и инструментальных произведений

Подобрать иллюстрации по теме урока









«О России петь - что стремиться в храм …»

13

Композитор – имя ему народ

1

Расширение и углубление знаний

Народная песня – летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле

Знать понятия: народная музыка, музыка в народном стиле

Слушание музыки. Хоровое пение

Музыкальный фольклор и отражение в нем важнейших событий истории казачества

Выписать имена выдающихся исполнителей русской народной песни









14

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов

1

Расширение и углубление знаний

Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра

Знать: названия и тембры народных инструментов; состав и ведущие инструменты оркестра. Уметь отмечать звучание различных музыкальных инструментов

Слушание музыки. Хоровое пение

Сочинение ритмических партитуры для инструментального музицирования

Послушать музыкальные произведения в исполнении оркестра народных инструментов. Запомнить названия









15

«Музыкант – чародей». О музыке и музыкантах

1

Расширение и углубление знаний

Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах

Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах

Литературное чтение. Образный анализ. Слушание музыки. Хоровое пение

Имена выдающихся российских музыкантов-исполнителей

Слушать музыку, запомнить исполнителей









В концертном зале

16

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации

Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации. Уметь на слух различать тембры скрипки и виолончели

Слушание музыки. Вокальное и пластическое интонирование

Музыкальные смычковые инструменты. Виды музыкальных коллективов

Нарисовать скрипку









17

Старый замок. «Счастье в сирени живёт…»

1

Расширение и углубление знаний

Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы

Знать понятия: сюита, романс. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки. Вокальное интонирование. Интонационно-образный и сравнительный анализ

Средства музыкальной выразительности в вокальных и инструментальных произведениях

Выписать имена современных исполнителей романса, название кинофильма, в котором звучал этот романс









18

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы…

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Судьба и творчество Ф.Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трехчастная

Знать многообразие танцевальных жанров. Уметь на слух определять трехчастотную музыкальную форму

Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

Музыкальный размер: двухдольный, трехдольный, смешанный

Подобрать четверостишие с упоминанием вальса, полонеза и мазурки









19

«Патетическая» соната Л. ван Бетховена. Годы странствий

1

Расширение и углубление знаний

Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра

Знать понятия музыкальных жанров: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра; понятия: оркестр, дирижер.

Слушание музыки.

Интонационно-образный и сравнительный анализ. Пластическое интонирование

Новизна музыкального языка Л. Бетховена

Подготовить сообщение «Музыкальные произведения в жанре камерной музыки»









20

«Царит гармония оркестра…»

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра: смычковые, духовые, ударные. Назначение дирижера в оркестре


Знать понятия: симфоническая увертюра; оркестр, дирижер

Слушание музыки.

Интонационно-образный и сравнительный анализ. Пластическое интонирование

Виды оркестров. Лучшие симфонические оркестры мира.

Придумать пластический этюд – импровизацию на тему «Дирижер»









День, полный событий

21

Зимнее утро. Зимний вечер

1

Сообщение и усвоение новых знании. Интегрированный

Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С. Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки

Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки.

Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

Подбор тембра музыкального инструмента к заданной теме или «озвучиванию» картины

Подобрать иллюстрацию по теме урока









В музыкальном театре

22

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»

1

Расширение и углубление знаний

Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны – польскую и русскую. «За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина. Сена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация – ария Сусанина

Знать: процесс воплощения художественного замысла произведения в музыке; содержание оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Слушание сцен из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Интонационно-образный анализ

История создания оперы. Музыкальная драматургия, содержание и музыкальные характеристики героев

Пересказ сюжета оперы «Иван Сусанин»









23

«Исходила младешенька…»

1

Расширение и углубление знаний

Характеристика главной героини оперы М.П. Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младешенька…» со вступлением к опере

Знать: процесс воплощения художественного замысла в музыке.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки.

Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

Куплетно-вариационная форма. Вариантность интонаций.

Сольное исполнениелюбимого произведе-ния









24

Русский Восток . Восточные мотивы

1

Сообщение и усвоение новых знании.

Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А.И. Хачатуряна.

Уметь определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки; проводить интонационно-образный анализ.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.

Контраст в музыке. Развитие музыкального образа.

Подобрать иллюстра-ции по теме «Восточ-ные мотивы».









25

Балет И.Ф. Стравинвкого «Петрушка»

1

Сообщение и усвоение новых знании...

Персонаж народного кукольного театра – Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры.

Знать процесс воплощенияхудожественного замысла в музыке; значение народного праздника Масленицы.

Уметь определять оркестровые тембры..

Слушание 1 картины балета (фрагменты).

Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.

Моделирование сцены балета: режиссерская постановка; эскизы костюмов и декораций; хореография на заданную музыку.

Придумать движения Петрушки на музыку русского танца.









26

Театр музыкальной комедии

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний..

Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития

Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития.

Слушание фрагментов из оперетт, мюзиклов.

Хоровое пение.

История возникновения жанра. Создатели и актеры мюзиклов

Придумать и вопросы к музыкаль-ной викторине.









«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье …»

27

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний.

Музыкальные жанры: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине.

Знать понятия: прелюдия, этюд.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.

Определение этюда в музыке и живописи.

Подобрать иллюстрации на тему «Природа родного края».









28

Мастерст-во исполнителя. Музыкаль-ные инструменты (гитара).

1

Расширение и углубление знаний

Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальный инструмент - гитара. История этого инструмента

Знать понятия: композитор, исполнитель,

слушатель, интонация; историю инструмента - гитары.

Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки).

Слушание музыки. Вокальная импровизация (сочинение мелодии).


Определение жанра авторской песни.

Понятия: обработка, переложение.

Послушать музыкальные произведения в исполнении известных гитаристов. Запомнить их имена.









«О России петь - что стремиться в храм …»

29

Праздник из праздников, торжество из торжеств

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний.

Светлый праздник пасха. Теме праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни.

Знать понятия: тропарЬ, волочебники.

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки.

Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительныйанализ.

Хоровое пение.

Пасха – светлое Христово Воскресение, великий праздник.

Выполнить рисунок «Пасхаль-ный натюрморт»









30

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

Расширение и углубление знаний

Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С.В. Рахманинова «Светлый праздник»

Знать понятия: сюита, трезвон.

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.

Минорный и мажорный лад..

Подобрать музыкальные произведения на тему «Колокольный звон».









«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

31

Народные праздники.«Троица»

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний. Интегрированный.

Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А.Рублёва

Знать содержание и значение народного праздника.

Уметь сочинять мелодию на заданный текст

Слушание музыки.

Хоровое пение. Вокальная импровизация. Сопоставление литературного, художественного и музыкального рядов.

Взаимопереплетение в жизни людей христианских и народных праздников

Подобрать обрядовые песни, пословицы или загадки.









«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье …»

32

В каждой интонации спрятан человек

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальные портреты в балетах С. Прокофьева «Золушка», «Ромео и Джульетта». Принцип «тождества и контраста»

Знать понятия: музыкальные интонации, музыкальные характеристики – портреты, вальс. гавот

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ.

Выразительные возможности в музыке в описании характера человека, его эмоционального состояния

Подобрать четверостишия, в которых изображаются «портреты» сверстников









33

Музыкальный сказочник

1

Расширение и углубление знаний

Н.А. Римский-Корсаков – величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись

Знать художественное единство музыки и живописи.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ.

Хоровое пение.

Сюжет музыкального произведения. Развитие сюжета

Подобрать иллюстрацию по теме урока









34

Рассвет на Москве - реке

1

Повторение и обобщение полученных знаний.

Симфоническая картина М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве – реке». Образ Родины

Знать понятие изобразительность в музыке.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение


Определение основной идеи симфонической картины