План урока по музыкальной литературе. Разбор и показ оперы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


План урока по музыкальной литературе.

Разбор и показ оперы


Тема урока: Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» 1 действие

Цель урока: познакомить с оперой в целом и композиционно-драматургическими особенностями. 1 действия

Учебные вопросы: формируют задачи, необходимые для раскрытия новой темы

  1. История создания оперы

  2. Главная идея оперы

  3. Композиция оперы

  4. Содержание, структура, музыкальный язык, драматургическая роль 1 действия оперы


  1. Организационная часть

  2. Опрос

Вопросы по пройденному материалу

1). Автор оперы «Садко»

2). Участники «Могучей кучки»?

3). Сколько опер у А.П.Бородина?


  1. Изложение нового материала

А) Теоретическая часть – объяснение новой темы

Оперы «Иван Сусанин» и «Руслан Людмила» М.И.Глинки становятся первыми образцами русской классической оперы.


  1. История создания

Замысел создания оперы

Начало работы: 1834 г. Окончание работы: 1836 г

Премьера 27 ноября 1836 г. в Петербурге - день рождения русской классической оперы.

Сюжет и название «Жизнь за царя» предложены В. Жуковским; - дума К. Рылеева «Иван Сусанин» (1825): - подвиг русского крестьянина села Домнино (близ Костромы) Ивана Осиповича Сусанина. Он завел отряд поляков в непроходимые дебри и был убит поляками. - исторические события 1612г. Нашествие польской шляхты на Россию.

Либретто: придворного поэта Розена (при участии Н. Кукольника и В. Жуковского); в 1939 г. – новое либретто С. Городецкого (с целью убрать упоминания о царе, вере.)

Опера переименована – «Иван Сусанин». Жанр: историко-героическая опера-драма.

Время действия: 1612г. Место действия: Россия, Польша (II д.). Драматургия: конфликтная.


  1. Сюжет

М.И. Глинка (1804 – 1857) – гениальный композитор, основоположник оперной и симфонической русской классической музыки, как и А.С. Пушкин в русской литературе и поэзии. Талант М.И. Глинки созревал и сформировался в послевоенный период победоносной войны с Наполеоном в 1812 году. Данный исторический период связан с ростом освободительных идей от гнета помещиков крестьянства. Он воплотил и поднял на более высокий уровень музыкальное творчество своих предшественников. М.И.Глинка написал оперу «Иван Сусанин» в 1836 году с либреттистом Е.Ф. Розеном, но приближенные к царю настояли на названии данной оперы «Жизнь за царя». Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. В 1939 году С.М. Городетский местами изменил текст и воплотил в жизнь замысел автора, восстановил прежнее название оперы. Глинка в своей героико-патриотической опере «ИВАН СУСАНИН» показал великую роль народа, его самоотверженность, его подвиги, ради освобождения Руси от польской интервенции. Он описывает, как народные массы сплотились вокруг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, по их призыву и духовным благословлением патриарха Гермагена. Ещё в детстве Глинка много слышал рассказов о героизме народа и проникся любовью и уважением к простому люду. Он создал новый тип национальной оперы классического реализма. Это самобытное, уникальное, реалистическое музыкально творение периода жизни М.И. Глинки. Опера «Иван Сусанин» – первое в истории мировой музыкальной культуры, образец героической народной драмы. В основу оперы положено реальное историческое событие, крестьянина Ивана Осиповича Сусанина из села Домнино, вблизи города Костромы. Он трудился, как все крестьяне его села и пел в церковном хоре. Имел двоих детей; дочку Антониду и приемного сына Ивана. Его дом находился на окраине села, чем и воспользовался отряд польских захватчиков. К этому времени часть польской шляхты была изгнана с территории Руси, а части разрозненных отрядов ещё бродили и причиняли большой ущерб местному населению разбоем и грабежами. Данный отряд искал в окрестностях села Домнино, укрывавшегося русского царя Михаила Фёдоровича, с целью его захвата и пленения. Ворвавшись в дом Ивана Сусанина, шляхтичи вынуждали его показать им правильную дорогу. Данная местность изобиловала не проходимыми лесами и топкими болотами. Узнав истинную цель поляков, Сусанин завел их в глухой болотистый лес и ценою своей жизни загубил отряд польских захватчиков. Данный подвиг Сусанин совершил, сознавая высокое чувство долга перед всем народом. Патриотический призыв для создания ополчения купца Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского из Нижнего Новгорода, совместно с героическим поступком крестьянина Ивана Сусанина, являются объединительным фактором всего народа – создателями общественного русского общества. Данное историческое событие отображено в русских народных песнях, народных сказаниях, в стихотворении Рылеева «Дума об Иване Сусанине», в опере «Иван Сусанин» композитора Кавоса. На данное событие 1612 года М.И. Глинка создал свой шедевр мирового значения, оперу «Иван Сусанин». В настоящее время мы празднуем четвертого ноября – «День национального единства».

Увертюра начинается воинственным вступлением. Основной раздел показывает и предвосхищает все основные события оперы. При создании увертюры композитор создал три ее варианта, а использовал третий.


Первое действие. Все события разворачиваются в доме И. Сусанина, где идет подготовка к свадьбе Антониды и ратника Собинина.


Интродукция начинается мужским хором «Родина моя». Здесь Глинка показывает силу, героизм и неустрашимость народа через русские народные, старинные, молодецкие и солдатские песни. Женская тема «На зов своей родной страны» первый раз появляется в оркестре, потом звучит в исполнение хора. Интонации хора напоминают хороводные, крестьянские, лирические песни, посвященные весеннему пробуждению природы. Оба хора образуют величественную развернутую фугу, создавая музыкальное полотно, в котором объединяются интонации хоров из интродукции. Это и есть объединенный образ народа.


Каватина и Рондо Антониды. Каватина раскрывает прекрасные черты русской девушки – искренность, простоту, нежность и верность ее чувств. Каватина медленная часть арии. Музыка рондо выражает светлый и радостный образ энергичной невесты. В мелодии опевается V ступень, как в арии Сусанина из IV действия. Экспозиция главного героя И. Сусанина «Что гадать о свадьбе…», интонация певучая, с распевами. Автор использовал данную песню, услышанную им от извозчика из Луги.


Трио «Не томи, родимый…» в составе: Собинина, Антониды и Сусанина, в котором передает грустные и печальные переживания жениха – Богдана Собинина. Антонида и ее отец стараются успокоить его из-за переноса свадьбы. Это лирическая задушевная мелодия, близка к городскому бытовому романсу. Глинка использует имитацию и переклички, как средство объединения героев. Первое действие завершается финалом, в котором Глинка показывает, что героев вдохновляет на подвиг весь народ. Звучит заключительный хор.


Выводы и итоги. Создание данной оперы явилось поворотным пунктом в развитии русского оперного искусства и важным событием оперного жанра. Глинка создал первую отечественную оперу. Опера является цельным, неразрывным произведением с героика – патриотической идеей, на протяжении всего произведения.

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин», являлась образцом для композиторов «Могучей кучки» при создании их шедевров.


Б) Практическая часть – прослушивание музыкальных произведений с указанием конкретного материала


  1. Закрепление нового материала

Вопросы по новой теме:

  1. Какое содержание имеет опера «Иван Сусанин» и кто подсказал Глинке идею этой оперы?

  2. У какого героя, который ценой своей жизни, спас нашу Родину от польских захватчиков. Это простой русских крестьянин. Кто он?

  3. О каких событиях рассказывает опера «Иван Сусанин», и почему она также называется «Жизнь за царя»?

  4. Чем начинается опера?

  5. Где происходит 1–ое действие?

  6. Каков характер основных образов Интродукции?

  7. Чем завершается интродукция?

  8. Кто исполняет трио?

  9. Кто исполняет каватину и рондо?

  10. Какие средства выразительности использованы для характеристики Ивана Сусанина?

  11. Чем завершается 1 действие?

  12. В чем заключается драматургическая роль 1 действия оперы?


  1. Домашнее задание

  1. Прочитать по учебнику Русская музыкальная литература. Вып.1. Общ. Ред. Э.Фрид- Л.,1970 стр. 123-130 об опере «Иван Сусанин» и дополнить конспект

  2. Выучить наизусть темы: Мужской и женский хор Интродукции №61,62; Каватина и рондо Антониды по клавиру оперы; Выход Сусанина №64.


  1. Хронометраж урока

Организационная часть – 5 мин

Опрос – 15 мин

Изложение нового материала – 55 мин

Закрепление нового материала - 10 мин

Домашнее задание – 5 мин