Методы музыкального воспитания дошкольников

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Методы в музыкальном воспитании дошкольников



В музыкальном воспитании дошкольников используются как общепедагогические методы, так и методы, определяемые спецификой музыкального искусства. Общепедагогические методы так же имеют свою специфику.

1. Словесный метод в музыкальном воспитании понимается не как передача необходимой информации, а как образно-психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. Для словесного пояснения музыки речь учителя должна быть не бытовой, а образной.

2. Специфичность заключается и в применении наглядных и практических методов. [14, с.125]

Использование дидактических пособий, схем, нотных таблиц, иллюстраций картин, рисунков учащихся – это метод зрительной наглядности. К практическим методам в педагогике относятся методы, направленные на получение информации в процессе действий, направленных на получение учащимися практических умений и навыков. На уроках музыки это – воспроизведение музыки, моделирование звуковых процессов, исполнение музыки, импровизация.

Появление в педагогике на современном этапе методов конструирования, планирования, исследования обусловлено требованиями практики и характеризуют не внешние проявления деятельности, а внутреннюю сущность, то есть познавательный характер деятельности. Основополагающее значение в этой связи на уроках музыки приобретает метод анализа и сравнения.

Для реализации программы, основанной на музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, предполагается ряд методов, активизирующих развитие осознанного восприятия музыки детьми. [17, с.77]

Специфическими особенностями средообразовательного педагогического процесса музыкального образования дошкольников являются:

  • творческая направленность музыкально-образовательного процесса;

  • алгоритмизируемые и диагностируемые задачи, ориентированные на качество музыкального образования детей и развитие их творчества;

  • средовой подход в музыкальном образовании детей, обеспечивающий целостность регламентированной (организованной) и нерегламентированной музыкальной деятельности;

  • доминанта нерегламентированной детской музыкальной деятельности, ее неоспоримое преимущество в развитии творческих способностей ребенка перед организованной (регламентированной) деятельностью;

  • ведущая роль музыкально-образовательной среды в данном процессе, где она выступает как средство, как условие, как мотивация и как продукт детского музыкального творчества;

  • значимая роль семьи, родительской общественности и социума культуры как элемента социальной среды, активно влияющего на качество музыкального образования дошкольников.

При правильной постановке музыкального образования, важно организовать самостоятельную музыкально-творческую деятельность, способствующую развитию творческих способностей детей. Праслова Г.А. [14], Новикова Г.П. [13] намечают следующую структуру самостоятельной художественной (в том числе и музыкальной) деятельности:

  1. возникновение художественного замысла (цели) как проявление интересов ребенка, обусловленных имеющимся художественным опытом;

  2. реализация замысла, которая определяется уровнем владения, способами переноса имеющегося опыта в новые условия, применением воспроизводящих и творческих приемов действий, ранее усвоенных, но видоизмененных детьми; самостоятельные действия, стремление приблизиться к поставленной цели.

Таким образом, развитие самостоятельной музыкальной деятельности обусловлено музыкальным опытом детей и их способностью по собственной инициативе переносить этот опыт в новые условия в соответствии со своими интересами и желаниями.