[pic]
Тема: «Легкая и серьезная музыка».
(8 класс)
На экране интерактивной доски выведены фрагменты фильма «Маскарад».
Цель: знакомство с творчеством А.И.Хачатуряна.
Задачи:
Образовательная: научить различать жанровую направленность отдельных произведений в одном музыкальном сочинении; знакомство с творчеством А.И.Хачатуряна, М. И. Глинки
Развивающая: развитие самостоятельной мыслительной и творческой деятельности учащихся.
Воспитательная: воспитание эстетического вкуса и уважения к литературно-музыкальному наследию.
Тип урока: расширение и углубление знаний.
Планируемые результаты:
Личностные:
-осмысление взаимосвязи различных видов искусств (музыка, литература, изобразительное искусство);
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Предметные:
-умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке;
-развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности
Метапредметные:
регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.
коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.
познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;
- узнавать характерные черты «лёгкой» и «серьезной» музыки;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- извлекать информацию и делать логические выводы;
- ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
Учитель: 19 век. Россия. Петербург. Человек… Он богат, знатен,
удачлив, достаточно молод, хорош собой, что еще?
Нашему герою не хватает человеческого счастья –
взаимной любви.
Я странствовал, играл, был ветрен и трудился,
Постиг друзей, коварную любовь,
Чинов я не хотел, а славы не добился,
Богат и без гроша – был скукою томим.
Везде я видел зло и, гордый перед ним
Нигде не преклонился.
Все, что осталось мне от жизни, - это ты…
Это обращение к жене нашего героя Арбенина – Нине. Они были на балу. Когда же вечером вернулись домой, Нина вспоминает вальс:
Как новый вальс хорош! В каком-то упоенье
Кружилась я быстрей – и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося…
Давайте и мы послушаем вальс, который звучал в этом месте спектакля. Попробуйте предсказать, какая судьба ждет наших героев? Как рассказывает нам об этом музыка вальса… (слушают «Вальс-фантазию» М.Глинки)
Ученики: Музыка ласковая, гибкая, пластичная, нежная, непонятная, какое-то смятение, волнение переживают герои.
Учитель: Обратите внимание на начало. У вальса есть минимум средств: размер ¾, «бас – два аккорда» (звучит только аккомпанемент). Вслушаемся в начало вальса.
Ученики: Чувствуется напряжение. Как будто у стула только три ножки, неуверенность.
Учитель: А что говорит героиня. Нина: «… не то, чтобы печаль, не то чтобы радость…». Называется эта пьеса «Маскарад», автор М.Ю. Лермонтов. 1839 год – год создания «Вальса – фантазии» (дата обязательно написана на доске). История создания вальса – это история любви композитора и Екатерины Ермолаевны Керн. Встретятся ли они? Что вам говорит музыка?
Ученики: В музыке нет надежды, на новую встречу.
Учитель: Они разлучились навсегда.
(Начинается интонационная работа по музыкальному тексту вальса: ученики пропевают главную тему вальса на слоги, чередуя тему с рефреном).
Учитель: (читает фрагмент второго абзаца рассказа «Вальс Арбенина» из книги И. Андроникова «К музыке») «Уже первые такты этой удивительной музыки, ещё до появления темы, когда, словно на качании высокой волны, вздымается суровое, бурное звучание оркестра, - уже начало этого вальса мгновенно захватывает нас. И вот оно уже увлекло вашу мысль, сообщило ритм дыханию, отразилось у вас на лице. Оно уже полюбилось вам. Без подступов. С первого такта. С первого раза. И навсегда …». (звучит небольшой фрагмент вальса).
Учитель: А сейчас послушайте другой отрывок из рассказа И. Андроникова «Вальс Арбенина» (читает начало первого абзаца):
«Этот вальс знают решительно все. Он нравится музыкантам, и просто людям со слухом, и людям даже не музыкальным; и старым, и молодым, и восторженным, и скептикам, не признающим «серьёзной» музыки. Звучит ли он с концертной эстрады, по радио или на патефонной пластинке, вальс этот отвечает каждому сердцу, каждой аудитории, в каждом доме и даже в каждой стране, ибо, возникший в 1940 году как музыка к постановке драмы Лермонтова «Маскарад» в московском Театре имени Евгения Вахтангова, он давно уже перешагнул пределы драматической сцены и звучит теперь в концертных залах едва ли не всего мира».
(У детей изумление 1839… и 1940год? Во время чтения текста по лицам ребят, отдельным движениям, кивкам было видно - они явно соглашались с текстом).
Ученики: Значит, и этот вальс знают все? Тогда это другой вальс.
(Звучит вальс А.Хачатуряна. На доске выписывается дата 1940 год).
Учитель: Похож ли этот вальс на «Вальс – фантазию» Глинки?
(Дети сравнивают интонации, отмечая ощущение волнообразности движения – как бы приливы и отливы, торжественность звучания, которая присуща обоим вальсам. Ещё раз возвращаются к пульсации в вальсах: у М. Глинки – некоторое напряжение, устойчивость, у А. Хачатуряна – постоянное стремление к верхнему звуку.
(Оба вальса написаны к одной и той же драме поэта).
Учитель: «Невольно мчалась вдаль… сжалось сердце…» А эти слова есть в музыке Хачатуряна? Если обратиться к тексту Андроникова, то словами вроде бы одинаково. Давайте обратимся к музыке вновь. (Учитель играет начала обеих тем вальсов).
Дети отвечают, что в обоих случаях мелодия начинается с высокой ноты, «на качании высокой волны».
Учитель: Два разных композитора создали два разных вальса, Какой вальс ярче?
Ученики: У Глинки в вальсе есть надежда, а у Хачатуряна – сила, страсть, и музыка его более современная.
Учитель: А сейчас прозвучит «Галоп» А.Хачатуряна из музыки к «Маскараду».
Ученики: Если внимательно вслушаться в звучание «Галопа», то за резвой, задорной музыкой обнаруживается одиночество человека в шумной маскарадной толпе.
Учитель: Как вы считаете, музыка, которая прозвучала сегодня на уроке «лёгкая» или «серьёзная»? (ответы)
(Учитель просит аргументировать своё мнение и перейти к выводу, что это один пример того, как «лёгкая» и «серьезная» музыка уживаются рядом в одном и том же произведении).
Учитель: «Ноты Глинки лежали рядом», - вспоминает Хачатурян.
А что значит «Маскарад» для такого художника, как Хачатурян, живущего в 20 веке? А для вас? Может быть, романтический 19 век не первым открыл неслиянность толпы и героя, одиночество среди всеобщего веселья. Не так ли и хачатуряновский «герой» оказывается сторонним наблюдателем чужого праздника? Не так ли и сам композитор чувствует себя одиноким среди суеты и блеска столичной жизни? Но это уже другая история…
(В контексте данного урока может прозвучать песня «Вальс о вальсе» Э.Колмановского).
[pic]