ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Музыка 7 класс» составлена на основе авторской программы по музыке - «Музыка.5 -7 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2014).
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов, предлагает для них примерное распределение учебных часов.
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Рабочая программа составлена с учётом следующих документов:
Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2014 г.
УМК «Музыка» 5-7 класс. Просвещение, 2014 год.
Учебно-методический комплекс:
1.Учебник: Музыка 7 класс : учебник для общеобразовательных. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014. – 158 с.: ил.
2. Творческая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е издание. – М., «Просвещение», 2014.
3. Дидактический материал: ФОНОХРЕСТОМАТИЯ музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Цель программы - духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
воспитывать потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремлению к музыкальному самообразованию;
осваивать жанровое и стилевое многообразие музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладевать художественно-практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Формы реализации
Реализация программы проводится как в урочной, так и во внеурочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-беседа, урок-ролевая игра, урок-театрализация, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация, урок-проект и другие.
Формы организации образовательной деятельности:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей художественно-эстетического и практико-ориентированного содержания учебного предмета «Музыка». Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы музыкального обучения и воспитания.
К общепедагогическим методам, применяемым на уроке музыки, относятся следующие:
проблемно-поисковый;
исследовательский;
творческий (художественный);
метод учебного диалога;
наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
игровой и др.
Специальные методы музыкального обучения и воспитания определяются конкретным видом учебной деятельности школьников на уроках музыки. К ним относятся следующие методы:
- развития навыков хорового и сольного пения (А. В. Свешников, В. Попов, В. Соколов, Т.А. Жданова, К.К. Пигров (метод «внутреннего видения» – воспроизведения в сознании);
- обучения слушанию музыки (методы музыкального обобщения, ретроспективы и перспективы [забегания вперед и возвращения к пройденному], музыкальной драматургии, интонационно-стилевого постижения музыки, моделирования художественно-творческого процесса, художественного контекста);
- развития навыков инструментального музицирования (методы импровизации, элементарное музицирование по системе К. Орфа, усложнения творческих заданий);
- формирования навыков элементарного сольфеджирования (П. Вейс, Ж. Шеве, М. Румер, Г. Струве);
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системно-деятельностного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве.
По учебному плану на изучение предмета «Музыка» отводится по 1 час в неделю, по 35 часа в год в 5,6,7, 8 классах.
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и находится в органической связи с учебным предметом «Изобразительное искусство», а также с учебными предметами других предметных областей, такими, как «Литература», «Мировая художественная культура», и др. В процессе реализации программы применяются знания о человеке как части природы, человеке как носителе и создателе культуры. В то же время на уроках музыки происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, культуры общения со взрослыми и сверстниками, формируются навыки культуры устной речи.
Музыка дополняет и обогащает картину мира учащегося основной средней школы, делает ее полнозвучной и многокрасочной. В процессе обучения музыке школьник на материале лучших произведений классического и современного музыкального искусства и в особых формах познавательной деятельности осмысливает понятия «Родина», «Отечество», знакомится с историей России, накапливает знания о культурных традициях населяющих ее народов, осознает место родного края как неотъемлемой частицы России. Учебный предмет «Музыка» открывает окно в мировое культурное пространство, расширяет представления учащихся о творчестве народов мира, шедеврах мировой музыкальной культуры.
Программа основного общего образования продолжает линию начального музыкального обучения и воспитания детей и закладывает основы для изучения области «Искусство», на более высоком профессиональном уровне на последующих этапах его обучения.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.
В качестве форм, способов и средств проверки и оценки результатов обучения используются творческие задания учебников и рабочих тетрадей, музыкальные викторины на определение жанров (опера, балет, симфоническая музыка), определение эмоционального содержания произведений, исполнение музыкально ритмических движений, уроки – вечера ,уроки-концерты (исполнительская деятельность), диагностика в опоре на показатели диагностических карт, разработанных автором. Слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально- инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н- ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.
Требования к уровню подготовки учащихся VII класса
Обучение музыкальному искусству в VII классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
• совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
• знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
• понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);
• эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
• творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
• осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
• выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;
• совершенствовать умения и навыки самообразования.
Содержание тем программы.
Содержательный стержень программы VII класса — «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.
Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.
I раздел: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (17ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия – запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы, па-де-де, музыкально – хореографические сцены. Приёмы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Задачи:
Активизация и развитие творческой познавательной активности и мыслительной деятельности.
Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания.
Формирование навыков восприятия и анализа произведений разных видов искусства ( живописи, литературы, скульптуры и др. ), принципов их взаимодействия
II раздел: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». (18ч)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно–симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведения национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интопритации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Задачи:
Выработка необходимых знаний, умений и навыков в постижении специфического языка разных видов искусства.
Активизация способности художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.
Календарно-тематическое планирование 7 класс.
урока
№ урока в теме
Наименование разделов и тем.
Дата проведения
Дата план.
Дата факт.
Раздел 1: «Особенности драматургии сценической музыки» (17 ч.).
1.
1.
Классика и современность.
2.
2.
В музыкальном театре. Опера.
Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.
3.
3.
Судьба человека – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
4.
4.
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.
5.
5.
Ария князя Игоря. Портрет половцев.
Плач Ярославны.
6.
6.
В музыкальном театре. Балет. Балет
«Ярославна». Вступление. Стон Русской земли.
7.
7.
Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.
8.
8.
Героическая тема в русской музыке.
Галерея героических образов.
9.
9.
В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера.
10.
10.
Развитие традиций оперного спектакля.
11.
11.
Обобщение материала.
12.
12.
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.
13.
13.
Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.
14.
14.
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
15.
15.
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.
16.
16.
Музыка к драматическому спектаклю.
«Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты».
17.
17.
Обобщающий урок. «Музыканты – извечные маги».
Раздел 2: « Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 ч.).
18.
1.
Музыкальная драматургия - развитие музыки.
19.
2.
Два направления музыкальной культуры. Религиозная музыка. Светская музыка.
20.
3.
Камерная инструментальная музыка. Этюд.
21.
4.
Транскрипция.
22.
5.
Циклические формы инструментальной музыки. « Кончерто-гроссо». «Сюита в старинном стиле». А.Шнитке.
23.
6.
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен.
24.
7.
Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта.
25.
8.
Симфоническая музыка.
Симфония №103(с тремоло литавр) Й.Гайдна.
26.
9.
Симфония №40
В.Моцарта.
27.
10.
Симфония №1
( «Классическая») С.Прокофьева.
Симфония №5 Л.Бетховена.
28.
11.
Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В. Калинникова. Картинная галерея.
29.
12.
Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.
30.
13.
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.
31.
14.
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
32.
15.
«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин.
33.
16.
Музыка народов мира.
34.
17.
Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.
35.
18.
Обобщающий урок. Викторина «Что? Где? Когда?».
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5 -7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
Программа «Музыка 5 – 7 классы М., Просвещение, 2014г.
Методическое пособие для учителя «Музыка 5 – 7 классы», М., Просвещение, 2014г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2009г
фонохрестоматия для 7 класса.
Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. М, Просвещение, 2009 г.
учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2015г.
«Творческая тетрадь «Музыка. 7 класс» М., Просвещение, 2015г.
Список литературы.
Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. — Л.,2009.
Антология русской и зарубежной музыки X—XXI вв. / сост. Ю. А. Зверев. Комплект компакт-дисков. — М., 2005.
Балашова С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. — М.,2011.
Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах / В. Васина-Гроссман. — М.,2007.
Дьякова Е. А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. — М.,2007.
Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды / авт.-сост. С. И. Гудилина. Вып. I. — М., 2011.
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2010.
Кошмина И. В. Духовная музыка в школе. — В 2-х кн. — М., 2007.
Критская Е. Д. Музыка: 5 – 7 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2011.
Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. — М., 2007.
Мелик-Пашаев А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. — М., 2009.
Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др.; под. ред. Э. Б. Абдуллина. — М., 2009.
Музыка и живопись для детей. Компакт-диск. — М., 2008.
Музыка и поэзия / авт.-сост. Е. Н. Домрина. — М., 2010.
Музыкальное образование в школе / под ред. Л. В. Школяр. — М., 2009.
Осеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: учеб. пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. — М.,2011.
Покровский Б. А. Путешествие в страну Опера / Б. А. Покровский. — М., 2012.
Рапацкая Л. А. Русская музыка в школе: пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры / Л. А. Рапацкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2012.
Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов. — Урал, Л. Т. Д., 2010.
Слово о музыке: русские композиторы XIX века: хрестоматия / сост. В. Б. Григорович, З. М. Андреева. — М.,2010.
Смирнова Т. И. Беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания» / Т. И. Смирнова. — М., 2009.
Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором / Т. И. Стулова. — М., 2010.
Халабузарь П. В. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. пособие / П. В. Халабузарь, В. С. Попов. — СПб., 2009.
Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие / В. Н. Холопова. — СПб., 2012.