Народная музыкальная культура
Лекция №2
Трудовые песни и припевки
Самый древний пласт народного музыкального творчества трудовые песни и припевки, закликания стихийных сил и явлений природы были тесно связаны с трудовой жизнью древних людей.
До наших дней дошли трудовые припевки, трудовые возгласы – сигналы, сопровождавшие некоторые виды тяжелых, артельных работ (рубка леса, перетаскивание бревен и.т.д.). В моменты объединения усилий группы рабочих звучали традиционные возгласы- сигналы «Взяли!». «Двинули!», «Ух!».
Трудовые припевки простые по складу, не имели развитого словесного текста. Они представляли собой напевно интонируемые трудовые возгласы. Чаще всего это квартовый скачок с акцентом на верхней ноте.
Постепенно из такого рода припевок сформировались мелодически более развитые трудовые песни, например, «Дубинушка», «Эй, ухнем».
Особую разновидность русских трудовых песен составляют бурлацкие, «лямочные песни., которые пелись под ногу при передвижении тяжелых, груженых судов бурлаками.. Например, «Матушка Волга, широка и долга». Для нее, как и для других лямочных песен характерно спокойное, шаговое движение, отсутствие возгласов – сигналов. В основе лежит бесполутоновый лад – пентатоника, характерный для многих народных песен Среднего Поволжья. Это однострочный напев, где один напев соответствует одной стихотворной строчке. К лямочным относится песня «Эй, ухнем!», записанная Балакиревым в Нижнем Новгороде в начале 60-х годов 19 века. Эта песня исполнялась при отплытии тяжелого груженого судна, 2-хдольный размер соответствует мерному шагу бурлаков. Эта песня, как и песня «Дубинушка» первоначально возникла в среде лесорубов, об этом говорит и припев «Эй, дубинушка, ухнем» (ухни - упади дерево). Некоторые трудовые песни позже были переосмыслены. Например, «Дубинушка» использовалась в 70-80-х годах 19 века для создания революционной песни «Много песен слыхал я в родной стороне».
Русские композиторы использовали трудовые песни в своих произведениях. Римский- Корсаков сделал симфоническую обработку, мажорный вариант «Дубинушки».
Глазунов использовал напев песни «Эй, ухнем!» в симфонической поэме «Стенька Разин», а позднее в 1905 году он создал обработку этой песни для хора и симфонического оркестра.