Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


5 класс

тема: «Всю жизнь мою несу я Родину в душе. «Перезвоны». Звучащие картины».

Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

Задачи урока: Образовательные:

Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина.

Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Развивающие:

Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.

Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности

Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Используемое оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, фонохрестоматия музыкального материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.

Формы организации деятельности: индивидуальная.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством

Познавательные:

усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;

Регулятивные:

прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством,

Коммуникативные:

передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;

совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

Информационные:

формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;

использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;

обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.

«Родина…  Может, потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.»

В.М.Шукшин

Ход урока:

план

содержание

1

Орг. ход

Мы с вами слушали много музыкальных произведений вокальных и инструментальных. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением, но сначала я предлагаю просмотреть мультфильм «Колокольчик»

- Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер русского человека, его любовь и преданность Родине.

Тема урока «Всю жизнь мою несу родину в душе. «Перезвоны»».


Беседа о теме

- А что мы называем Родиной?

-Может ли тема Родины звучать в музыке? Может ли музыка изображать что- либо?


Слушание

исполнение

Прослушайте песню и найдите в ней средства музыкальной выразительности, которые помогают описать Россию.

Звучит песня «Красно солнышко» П.Аедоницкого и И.Шаферана.

Дети высказывают различные точки зрения, но приходят к мнению, что только на Родине человеку хорошо и вольготно живётся, поэтому мелодия песни широкая, напевная, темп неторопливый, лад-светлый минор.

Предлагаю вам, ребята, самим исполнить эту песню так, чтобы передать своё отношение к Родине, свою любовь к ней

Красно солнышко.

Умывает красно солнышко
Руки тёплые в росе.
И Россия, как Алёнушка,
Предстаёт во всей красе.

Припев: Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила.
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берёз Россия.

У неё коса пшеничная,
Родниковые глаза.
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.

3

А случись дорога длинная –
Загрущу в чужом краю,
Вспомню небо журавлиное,
Песню русскую спою.



Знакомство с творчеством Шукшина, Гаврилиным

Толковый словарь русского языка
С.И Ожегова
Родина - место, страна, где человек родился.

Вот так говорил о Родине Василий Макарович Шукшин, с творчеством которого мы сегодня познакомимся «Каждый человек воспринимает родину по своему: для кого- то, это бескрайние цветущие поля, для кого- то, это опустевшие деревни»

Василий Макарович Шукшин (1929 —1974) — русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист.

В своих рассказах он писал о родине. Писал так: «Деревня…Серые избы, пыльные улицы, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла. А за деревней степь да колки. Да полыхает заря в полнеба. Попадаются еще небольшие озерки; вечерами вода в них гладкая-гладкая, и вся заря, как в зеркале».

Валерий Александрович Гаврилин, вдохновленный творчеством Шукшина, создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо.

Валерий Александрович Гаврилин родился 17 августа 1939 г. в г. Вологде, умер января 1999г.(59 лет) в г. Санкт- Петербурге.

Профессии: композитор, кинокомпозитор, музыковед

Инструменты: кларнет, рояль

Жанры: балет, опера, песня

За симфонию-действо Перезвоны" награжден Нобелевской премией в 1975 году.

В 1981 году Гаврилину была заказана музыка к пьесе В. Шукшина, которая впоследствии стал основой симфонии-действа «Перезвоны»

Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. Главная особенность «Перезвонов» в том, что это действо написано почти исключительно для хора без сопровождения. Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст.


Сам. работа

Сегодня мы послушаем фрагменты трех частей данной симфонии и постараемся определить, какое из высказываний легло в основу каждой части симфонии. Свой выбор объяснить.

  • Хорошо сидеть на берегу реки и думать… В душу вместе с тишиной вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок…

  • И какая-то огромная мощь чудится мне там, какая-то животворная сила, которой надо коснуться. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа наших предков живет и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, врачуют душу…

  • Красота родины, ясность её поднебесная и земная – редкая на земле, ясность пашни и ясность людей. Главное, что даёт Родина – каждому из нас – в дорогу на целую жизнь, что она, Родина, живёт постоянно в сердце…

  • Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз , уж так случилось, живём на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее будь…

(Работа в группах)


Слушание

«Весело на душе»

«Молитва»

«Вечерняя музыка»


Анализ работ.

«Весело на душе»

1.Слушая музыку, находим соответствующий отрывок.

2.Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают единство музыки и литературы? Рассуждение – образ русского танца, народное гуляние с шутками и прибаутками. Создание образа из высказывания: «огромная мощь чудится мне там, какая-то животворная сила, которой надо коснуться».

Учитель: Фрагмент «Весело на душе» раскрывает древние русские традиции «Проводы масленицы». Праздник, во время которого надо было выплеснуть всю энергию. Всеобщий разгул и веселья целую неделю. Вот почему в музыкальном фрагменте такая неуёмная сила. Девочки – «ходом», мальчики – «водом»; Ритмическая пульсация (ладошками то коленям) – «топ-топ-топ-топом»; Ритмическое интонирование – «Весело на душе».


«Молитва».

1.Слушая музыку, находим соответствующий отрывок. 2.Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают единство музыки и литературы?«…Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее будь…»

Рассуждение – на фоне хорового молитвенного распева звучит колокол и низкий мужской голос читает текст, наше воображение рисует монахов времён Ивана Грозного. Перед этими «судьями» разбойник почти кричит свой монолог – речетатив.


«Вечерняя музыка»

1.Слушая музыку, находим соответствующий отрывок.

2.Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают единство музыки и литературы? Рассуждение: русская песенность - через образ вечера. Мелодия – течение реки. Мужской хор – звук колокола. Появление пульсации в партии сопрано созвучно со словами «но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок».


Изо

То, что музыка связана с литературой мы с вами доказали. А вот есть ли связь музыки с живописью? Ответ детей.

Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть картины и определить, с какой частью симфонии-действа их можно сопоставить? Какие картины соответствуют данным музыкальным образам? Почему?


Итог

Во всех отрывках симфонии-действа В. Гаврилина мы слышим или ощущаем колокольные перезвоны. Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны.

  • Что нового вы узнали?

  • С произведениями, какого композитора и писателя мы познакомились?

  • Что это за произведения?

  • Как они взаимосвязаны?

  • Если не было бы рассказов Шукшина, появилось произведение «Перезвоны» Гаврилина?








4