Рабочая программа по музыке для 6 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке на 2016-2017 учебный год

Уровень общего образования(класс): общее 6 класс

Количество часов: 35 (1час в неделю)

Учитель: Аттоева Халимат Хызыровна

Программа разработана на основе

Программы «Музыка», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Дрофа, 2013.


СОДЕРЖАНИЕ

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе:

-Авторской программы «Музыка» В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010);

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству /Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов – М.: Вентана-Граф, 2008. – 264с. – (Современное образование)/.

При работе по данной программе предполагается использование учебно – методического комплекта:

  • Учебник В.В.Алеева, Т.И.Науменко для общеобразовательных учреждений «Музыка. 6 класс» (М.: Дрофа, 2010);

  • Дневник музыкальных размышлений;

  • Нотная хрестоматия и фонохрестоматия;

  • Методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматия по музыке).

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанные под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учётом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, учитель создаёт индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.

Программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

В программе музыка рассматривается не только с точки зрения эстетической ценности, но и с позиции универсального значения в мире, раскрывая её во всем богатстве граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства.

Для программы характерно: системное погружение в проблематику музыкального содержания; рассмотрение музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания; углубление идеи музыкального образования при помощи учебника; обновление музыкального материала, а также введение параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

  • в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

  • в формировании основ художественного мышления;

  • в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА


В 6 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «В чём сила музыки». Содержание, художественный материал разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности. Программа 6 класса обращена главным образом к музыке, её специфике, воплощённой в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры, приёмы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров. В какой музыке господствует мелодия? В чём смысл музыкальной гармонии? Мир, какой образности заключает в себе полифоническая музыка? Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике? Все эти вопросы нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, её смысла, тайны воздействия на человека.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий и ключевых компетенций.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод междисциплинарных взаимодействий;

  • метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

I – слушание музыки,

II – выполнение проблемно-творческих заданий,

III – хоровое пение.

Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта:

  • учебника,

  • дневника музыкальных наблюдений,

  • нотных хрестоматий для учителя,

  • музыкальной фонохрестоматии.

Каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

В содержании программы введен региональный компонент: Песни и композиторы родного Оренбургского края, в виде отдельных уроков включённые в разные темы программы.


  • МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Настоящая программа «Музыка 6 класс » составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 6-х классах 35 часов в год (1час в неделю). Количество часов в I четверти – 9; во II четверти – 7; в III четверти – 10; в IV четверти – 9;

Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников:

  • вне школы – посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки;

  • в школе – кружками (например, сольного и хорового пения, инструментального музицирования, электронного музыкального творчества), студиями (музыкально-театральной);

  • другими творческими объединениями учащихся.

Их работа создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями. А также участием в Международных, Всероссийских, Региональных, городских олимпиадах, фестивалях, конкурсах, научно-практических конференциях.

1.3. ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Цель программыВ.В.Алеева, Т.И.Науменко «Искусство. Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников в процессе приобщения к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Цель МОУ :создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся в процессе приобщения к музыкальной культуре.

Цель: формирование музыкальной культуры учащихся 6 класса как неотъемлемой части духовной культурыв процессе воспитания инициативного компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.


Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:


  • способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

  • научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

  • развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное обобщенное понимание характерных признаков музыкально–исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве.


1.4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты УУД

  • Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека( на личном примере)

  • Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов)

  • Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками

  • Развивать познавательные интересы

  • Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении

  • Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры

  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.

  • Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии

  • Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений

  • Расширение представлений о собственных познавательных возможностях


Метапредметные результаты

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:


  • Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;

  • Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);

  • Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении;

  • Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;

  • Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;

  • Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;

  • Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;

  • Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;

  • Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.

Обучающиеся получат возможность:

  • Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

  • Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

  • Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

  • Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

  • Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:


  • Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

  • Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове.

  • Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров


Обучающиеся получат возможность:


  • Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;

  • Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

  • Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

  • Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;

  • Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.


Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:


  • Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

  • Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.

Обучающиеся получат возможность:


  • Участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;

  • Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

  • Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности.

Информационные УУД


  • Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ, Интернет;

  • Самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, ее организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать;

  • Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;

  • Развивать критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации, уметь аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;

  • Применять для решения учебных задач, проектно-исследовательской информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

  • Осуществлять интерактивный диалог в едином информационном пространстве музыкальной культуры.


Предметные результаты

  • Определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства-ритм, мелодию, гармонию, полифонические приёмы, фактуру, тембр, динамику;

  • Уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);

  • Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно одно-двухголосное произведения с аккомпанементом, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

1.5 СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Контроль осуществляется в следующих видах:

  • входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

  • самостоятельная работа;

  • устный опрос;

  • взаимоопрос;

  • синквейн;

  • цифровой диктант;

  • тест;

  • КВН;

  • музыкальные турниры;

  • анализ музыкальных произведений;

  • музыкальные викторины;

  • хоровой зачёт;

  • уроки – концерты; творческие задания



Оценка качества знаний обучающихся по учебному предмету «Музыка»

Критерии оценки знаний и умений обучающихся

Требования к проверке успеваемости: 1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность– доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность– проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность– учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета– видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета– установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.



Оценка


Показатели оценки результатов учебной деятельности


«5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментальногомузицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения.

Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.

«4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования.

«3» (удовлетворит-ельно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.


«2» (неудовлетво-рительно)

У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.



При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.

К категориям несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.


Критерии певческого развития

Параметры

Критерии певческого развития

Неудовлетворительный результат

Удовлетворительный

результат

Хороший

Результат

Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике

Нечистое,фальшивое интони-рование по всему диапазону в пределах терции, кварты


Относительно чистое интонирование в пределах сексты.

Чистое интонирование шире октавы

Способ

звукообразования

Твердая атака

Придыхательная атака


Мягкая атака


Дикция

Нечеткая.Согласныесмягченные.Искажениегласных.Пропуск- согласных.

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные, не расплывчатые.


Дыхание

Судорожное, поверхностное.

Вдох - перегруженный, выдох - ускоренный, оптимальный.

Выдох, сохраняет вдыхательную установку.

Музыкальная эмоциональность

Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.



Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.

При исполнении песен активен. Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

1.5.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование темы

Всего

часов

Контрольные работы

1

«Тысяча миров» музыки

7

1

2

«Как создаётся музыкальное произведение»

20

2

3

Чудесная тайна музыки

8

1

Всего часов

35

4

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

С первых уроков музыки школьники учатся слышать даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни. Постепенно они проникаются сознанием – музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки.

Учащиеся 6 класса в течение учебного года рассматривают связь музыки с жизнью с других позиций: если музыка рождается жизнью, то она и сама способна воздействовать на жизнь, но только через человека. В этом её преобразующая сила.

Учитель музыки обогащает представления шестиклассников о жизненном содержании музыки через осознание её преобразующей роли, таким образом расширяет представления учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка.

Кроме того, обогащая музыкальный опыт учеников, учитель заботится о формировании музыкально-эстетического вкуса учащихся, помогает им ответить на вопрос: в чём заключается способность музыки оказывать влияние на человека?

Учащиеся, из урока в урок накапливая свои знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощёнными композиторами с помощью средств художественной выразительности».

Для этого на уроках создаются проблемно-поисковые ситуации, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания (например, какими выразительными средствами композитор передаёт радостное восприятие весны, взволнованность чувств в теме «Единство содержания и формы – красота музыки», показывает борьбу двух противоборствующих сил – добра и зла, торжество светлых и высоких идей и др.).

Выполнение творческих заданий предполагает анализ музыки, что заставляет ребят вслушиваться в произведение, следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы.

Для формирования эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности языка музыки используется метод сравнения разнохарактерных и схожих произведений, сопоставительный анализ одного и того же произведения при умышленном изменении музыкального образа (использование, например, вместо мажорного минорный лад, вместо пунктирного ритма равные длительности, вместо быстрого темпа медленный и т.п.).

Уроки предполагают широкое творческое использование учителем разнообразного музыкального и теоретического материала (интересные очерки и рассказы о жизни композиторов, исполнителей, письма, отзывы, уникальные факты, подтверждающие силу и значимость влияния музыки на человека, а через него – на жизнь, традиционные примеры мировой музыкальной классики).


Содержание тем учебного курса

Тема года: «В чём сила музыки»

Урок №1. Музыка души

Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека.

Урок №2. Наш вечный спутник

Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).

Урок №3. Искусство и фантазия

Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки).

Урок №4. Искусство – память человечества

Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времён. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры.

Урок №5. В чём сила музыки

Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

Урок №6. Волшебная сила музыки

Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси.

Урок №7-8. Музыка объединяет людей

Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.

Урок №9. Урок-обобщение по теме «Тысяча миров музыки»

Повторение произведений, звучавших в I четверти (слушание).

Исполнение песен по выбору обучающихся. Тест и викторина по теме «Тысяча миров музыки».

Урок №10. Единство музыкального произведения

В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

Урок №11. «Вначале был ритм»

Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»).

Урок №12-13. О чём рассказывает музыкальный ритм

Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена). Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 № 1 Ф. Шопена). Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах. Претворение испанских народных ритмов в Болеро М. Равеля.

Урок №14. Диалог метра и ритма

Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена.

Урок №15-16. От адажио к престо.

Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха). Зажигательный народный танец Италии тарантелла (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини). Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова).

Урок №17. «Мелодия – душа музыки»

Мелодия – важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.

Урок №18. «Мелодией одной звучат печаль и радость»

Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта. Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали в Реквиеме В. А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта).

Урок №19. Мелодия «угадывает» нас самих

Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па-де-де из балета «Щелкунчик).

Урок №20. Что такое гармония в музыке

Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.

Урок №21. Два начала гармонии

Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта.

Урок №22. Как могут проявляться выразительные возможности гармонии

Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперёд» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматривать одновременно и как первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».)

Урок №23. Красочность музыкальной гармонии

Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения.

Урок №24 Мир образов полифонической музыки

Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»).

Урок №25. Философия фуги

Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.

И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.

Урок №26. Какой бывает музыкальная фактура

Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 – 100). Одноголосная фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.

Урок №27. Пространство фактуры

Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.

Урок №28. Тембры – музыкальные краски

Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).

Урок №29. Соло и тутти

Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова).

Урок №30. Громкость и тишина в музыке

Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части «Гроза». Буря»).

Урок №31. Тонкая палитра оттенков

Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана).

Урок №32-33. По законам красоты.

Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы Лебедь из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса). Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони. Созидание по законам красоты.

Урок №34. Музыка радостью нашей стала.

Урок №35. Заключительный урок по теме года «В чём сила музыки».

Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чём сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чём причина долговечности искусства?».

В соответствии с надпредметой программой «Основы смыслового чтения и работа с текстом» акцент сделан на такой вид деятельности школьника, как:

-самостоятельная работа с текстом учебника, выделение главной и второстепенной информации;

-составление кластера;

-выполнение творческих заданий, результатом которых являются панно выполненные индивидуально и коллективно;

Тематический план курса






Тема года: «В чем сила музыки»




Дата

1. Вступление «Музыка души».

1


«Тысяча миров» музыки

  • Наш вечный спутник.

  • Искусство и фантазия.

  • Искусство – память человечества.

  • В чём сила музыки.

  • Волшебная сила музыки.

  • Музыка объединяет людей.

1

1

2

1

1

2




Как создается музыкальное произведение

  • Единство музыкального произведения.

1


Ритм.

  • «Вначале был ритм».

1


  • О чём рассказывает музыкальный ритм.

1


  • Диалог метра и ритма.

1


  • От адажио к престо.

2


Мелодия

  • «Мелодия – душа музыки».

1


  • «Мелодией одной звучат печаль и радость».

1


  • Мелодия «угадывает» нас самих.

1


Гармония

  • Что такое гармония в музыке.

1


  • Два начала гармонии.

1


  • Как могут проявляться выразительные

возможности гармонии.

2



  • Красочность музыкальной гармонии.

1


Полифония

  • Мир образов полифонической музыки.

1


  • Философия фуги.

1


Фактура

  • Какой бывает музыкальная фактура.

1


  • Пространство фактуры.

1


Тембры

  • Тембры – музыкальные краски.

2


  • Соло и тутти.

1


Динамика

  • Громкость и тишина в музыке.

1


  • Тонкая палитра оттенков.

1


Чудесная тайна музыки

  • По законам красоты

2


  • Итоговый отчетный концерт

1


Итого

35



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС (35ч.)


Тема


Тип

урока



К-во


час


Основное содержание


Виды учебной деятельности

Планируемые результаты обучения


Вид и форма контроля

Дата

Личностные

(УУД)

Мета-

предметные (УУД)

Предметные

(УУД)

План

Факт



Тема года: «В чём сила музыки»


I полугодие

РАЗДЕЛ 1. Музыка души (9 часов)


1

«Музыка души»

Урок изучения и первич-ного за-крепле-ния но-выхзна-ний


1

Постановка проблемы связанной с изуче-нием главной темы года.


Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека.

Работа с текстом учеб-ника. .

Слушание произведения и его анализ.

.

Выявлять возможности эмоциональ-ного воздей-ствия музыки на человека

( на личном примере)

Рассуждать об общности и различии вы-разительных средств му-зыки и изобразитель-ного искус-ства (П).

Осознавать и рассказы-вать о влиянии му-зыки на человека.


Вокально-хо-ровая работа, разучивание песни

Устный опрос, анализ музык. произведения

07.09


2

Наш вечный спутник

Урок изучения и перви-чного закрепле-ния но-вых знаний


1

Мир музыки,сопровождаю-щий человека на протяжении всей его жизни.

Мир вещей и мир музыки

(соотнесение материального и духовного в жизни человека.)

Знакомство с материалами учебника, выделять главное.


.

Выявлять возможность эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека.

Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Осознавать и рассказы-вать о влия-нии музыки на человека.

Слушать, вос-принимать, анализировать музы-кальные про-изведения.

Устный опрос, анализ музык-го произведения, взаимо-опрос

14.09


3

Искусство и фантазия.

Урок закрепле-ния зна-ний

1

Реальность и фантазия в жизни человека.

Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере вальса – фантазия М.Глинки

Работа с текстом учеб-ника.

Выписывание определений в рабочую тетрадь.

Слушание му-зыки.


Выявлять возможности эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека.

Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений

Осознавать интонационно – образ-ные, жанро-вые основы музыки как вида искус-ства.

Устный опрос, анализ музык. произведения, синквейн

21.09


4

Искусство–память человече-ства

Урок обобщения и систе-матизации знаний.

1

Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времен.

Легенда о Лете и Мнемозине.

Ощущение времени в произведениях искусства( на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргский).

Знакомство с материалом учебника, от-веты на воп-

росы.

Вокально-хороваяра-бота, разучи-вание песни.

Слушание произведения и его анализ.

Уважение к музыкальной культуре мира разных времён

Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта чело-века вис-кусстве (с учетом кри-териев пред-ставленных в учебнике).

Анализиро-вать приемы развития од-ного образа в музыкальном произведении

Осознавать значение искусства в жизни современного человека.


Наблюдать за развитием одного образа в музыке.


Важнейшие эпохи в истории культуры.

Устный опрос, анализ музык.произведения, рисунок, творчес-кое за-дание

28.09


5

В чем сила музыки

Урок изучения и первич-ного за-крепления новых знаний

1

Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к 3 действию из оперы«Лоэнгрин» Р.Вагнера)

Слушание. Работа в рабочей тетради: заполнение сравнительной таблицы.

Выявлять воз-можность эмоционального воздействия музыки на человека.

Сравнивать музыкальное произведение разных жанров и стилей.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека

Устный опрос, анализ музык. произведения

05.10


6

Волшеб-ная сила музыки.

Музыка- душа времени.

Урок закрепле-ния зна-ний

1

Роль музыки и музыкантов в эпоху Античности.


Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К.Дебюсси

Поиск ответов на поставленные вопросы.

Работа над песней. .

Выявлять возможности эмоциональ-ного воздей-ствия музыки на человека.

Оценивать музыкальные произведения с позиций правды и красоты.


Работа над песней. Творческое самовыраже-ние в испол-нении песни

Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музык. пр. (правдивое- ложное, красивое -уродливое).

Взаимо-опрос, хоровой зачет

13.10


7

О чем расска-зывает музыкальный ритм.

Диалог метра и ритма

Комбинированный урок

1

Созидательная сила музыки

(на примере мифа о строительстве Фивы).


Преобразующее воздействие музыки

(на примере оды Пиндара).

Работа с тестами.

В. р.

Разучивание новой песни, проявление личностного отношения при их вос-приятии.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.(Р)

Рассказывать о влиянии музыки на человека.

Тест

19.10











8

От адажио к престо. Основные темпы в музыке.

Урок обобще-ния и си-стемати-зации знаний.

1

Идея человечества и человечности в симфонии №9 Л.Бетховена.


Музыкальная картина темпов в современном мире.

Вокальная деятельность.



Готовность к сотрудничеству с учителем и однокласс-никами

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей , темпов.


Приводить примеры преобразую-щего влияния музыки

Слушание произведения, определение деятельности композитора.


Устный опрос, анализ музык. произведения

26.10


9

Обобщающий урок по теме «Тысяча миров музыки»

Урок контроля, оценки и коррек-циизна-ний уча-щихся.

1

Взаимосвязь музыки с другими искусствами, как различными способами художественного познания мира.

Обобщение полученных знаний.

Музыкальная викторина.


Вокальная деятельность.

Хоровое пе-ние.


.

Выражать эмоциональ-ное содер-жание в музык-х произв-ях и проявлять личное отношение при их вос-приятии и исполнении.

Слушать, восприни-мать, анализиро-вать музыкальные произведения и их фраг-менты.


Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия.


Слушание произведения, определение деятельности композитора

Взаимо-опрос

02.11


РАЗДЕЛ 2. Как создаётся музыкальное произведение (22 часа)

10

Единство музыкального произведения

Урок изучения и первич-ного закрепления новых знаний

1

В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении.

СМВ, их роль в создании музы-го про-изведения (на примере Антракта к третьему действию из оперы «Лоэнгрин»Р.Вагнера).

Творческое задание по музыке ком-позиторов


Слушание и анализ про-изведений.

ВХР

Разучивание песни.

Готовность к сотрудничеству с учителем и однокласс-никами

Участвовать в коллективной беседе и ис-полнитель-скойдеятель-ности

Понимать значение средств худ выраз-ти в создании муз. произ-ия.

Владеть спец. муз. терминами.


Устный опрос, анализ музык-го произведении, таблица

16.11


11

Вначале был ритм

Урок изучения и первич-ного зак-репления новых знаний

1

Многообразные проявления ритма в окружающем мире.

Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма.

Знакомство с материалами учебника, вы-делять главное.

Слушать, во-спринимать, анализировать муз. произведения.

Хоровое исполнение песни.

Развитие познавательных интересов

Рассуждать об общности и различии вы-разительных средств му-зыки и изо-бразительного искусства.

Жанровая специфика муз. ритмов: ритм вальса (на примере вальса И.Штрауса «Сказки Венского леса»).

Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения.


Самостоятельная работа

23.11


12

О чём рассказывает музыкальный темп, динамика.

Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний

1

Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах.

Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч.7 №1 Ф.Шопена).

Записывание определений в рабочую тетрадь.


Слушание и работа над произведением.


Учебно-познаватель-ный интерес, желание учиться

Сравнивать и определять музыкальное произведение разных жанров и стилей.

Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки.

Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч.40 №1 Ф.Шопена).

Устный опрос, анализ музык. произведения

30.11


13

О чём рассказывает ритм музыки

Урок закрепления знаний

1

Претворение испанских народных ритмов в Болеро М.Равеля.

Слушание и нахождение связи между худ. образами музыки и др видами иск-тв.

Учебно-познавательный интерес, желание учиться

Творчески интерпретировать содер-жание муз. пр-й в пении, в движении.

Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки.


Дн. муз. размышлений стр.9, взаимо-опрос

07.12











14

Взаимосвязь метра, ритма и динамики

Урок комплекс-ного при-менения ЗУН

1

Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаяне» А.Хачатуряна

Устный опрос определений. Слушание произведения, его восприя-тия и анализ. Вокально-хо-ровая работа, разучивание новойпесни.

Понимать характерные особенности музыкального языка


Восприни-мать харак-терные черты творчества отдельных отечествен-ных и зару-бежных ком-позиторов – Л.Бетховена, А.Хачатуряна.(П)

Восприни-мать разно-образие по смыслу рит-мические интонации при прослу-шиваниимузык.произведений.


Эссе на тему: «Ритм»

14.12


15

От пиано к форте.


Характер музык. роизведения.

Урок обо-бщения и систематизации знаний

1

Основные темпы в му-зыке.

Зависимость музыкального темпа от характера муз. произведения.

Медленные и величественные темпы, как выразители углубленных образов

Творческая работа над стихотворением А. Город-ницкого.


Слушание и анализ музы-кальных про-изведений.


Оценивание своего исполнения песни.

Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры музыкальной культуры

Восприни-мать харак-терные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И.С.Баха).(П)


Осознавать интоннационно-образ-ные, жан-ровые и стилевые основы музыки.

Зажигательный народный танец Италии –тарантелла(на примере «Неаполитанской тарантеллы» Россини)

Устный опрос, анализ музык.о произведения, таблица «Днев-ник му-зыкаль-ных раз-мышле-ний».

21.12


16

«Ритм- наш современный чародей!»


Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

1

Изменение темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поёт зима» из «Поэмы памяти С.Есенина».Свиридова

Вокальная деятельность.


Исполнение песни по выбору.

Слушание: отгадывание произведение на слух, прозвучавших во 2 четверти.

Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры му-зыкальной культуры

Восприни-мать и срав-нивать муз. язык в пр. разного смыслового и эмоционального содержа-ния.

Анализиро-вать приёмы взаимодейст-вия и разви-тия .

Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.

Тест

28.12


II полугодие

РАЗДЕЛ 3. Мелодия- душа музыки (4 часа)

2017год

17

«Мелодия – душа музыки»

Урок изучения и первичного закрепле-ния новых знаний

1

Мелодия –важнейшее средство музыкальной выразительности.

Мелодия как синоним прекрасного.


Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде»Ф.Шуберта .

Знакомство с материалом учебника, вы-делять главное.

Слушать, вос-принимать, анализ-ть муз-ные произведения.

Эмоционально откли-каться на шедевры музыкальной культуры

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку отдельных вы-дающихся композиторов (Ф.Шуберт)

Осознавать интонационно образные, и стилевые основы музыки.

Воспринимать характерные черты отдельных композиторов

(Ф.Шуберт).

Вокальная деятельность, разучивание новой песни.

Устный опрос, анализ музык. произведения

11.01


18

«Мелоди-ей одной звучат печаль и радость»

Урок закрепления знаний

1

Свет и радость в « Маленькой ночной сере-наде» В.А.Моцарта.

Разноплано-востьхудоже-ственныхобра-зов в творче-стве Моцарта.

Выражение скорби и печали Реквиеме В.А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема Моцарта).

Работа с учебником, поиск ответов на поставлен-ные вопросы.


Просмотр презентации «Жизнь и творчество А. Моцарта».


.


Формирова-ниеэмоцио-нально-ценно-стного от-ношения к творчеству выдающихся композиторов

Восприни-мать и соот-носить характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов(В.А.Моцарта).



Слушание и определение роли музыки в жизни человека

Осозновать интонационно-образные ,жанровые и стилевые основы музыки( с учетом критериев, представленных в учеб-нике).

Воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации при прослушивании музык. произвед.

Музыкальная викторина

18.01


19

Мелодия «угадыва-ет» нас самих

Урок обобще-ния и систематизации знаний

1

Взаимодействие национальных культур в муз.произведениях. «Русская» в балете «Щелкунчик» Чайковского.

»

Вокальная деятельность.


Интонирование вокализа.


Слушание и работа над произведением.

Эмоционально откли-каться на шедевры музык. культуры

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку выдающихся композиторов (П.Чайковский)

Сила чувства, глубокая эмоц-ть мелодий Чайковского (на примере Па- де-де из балета «Щелкунчик»


Осознавать интонационно образные, жанровые и стилевые основы музыки

Воспринимать и сравнивать раз-личные по смыслу муз. интонации .

(П.И.Чайков.)

Хоровой зачет

25.01


РАЗДЕЛ 4. « Гармония в музыке»

20

Что такое гармония в музыке

Урок изучения и первичного закрепле-ния новых знаний

1

Многозначность понятия гармонии.


Что такое гармония в музыке.


Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «хорошо темперированного клавира» И.С.Баха

Знакомство с материалами учебника, выделять главное.

Слушать, во-спринимать, анализиро-вать музык. произведения.


Хоровое исполнение песни.


Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.


Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

Находить ас-социативные связи между образами му-зыки и ИЗО.

Интерпретировать вокаль-ную музыку в коллективной музыкально- творческой деятельности.

Понимать значение средств худ. выразительности (гармонии) в создании музыкального произведения ( с учетом критериев представленных в учебнике).


Таблица «Днев-ник муз. размышлений», стр. 14 , Устный опрос

01.02


21

Два начала гармонии

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Гармония как единство про-тивоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия ма-жора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов).

Творческая работа. Импровизация на стихо-творение И. Чурдалева «В природе». Слушать, ана-лизировать музыкальное произведение. Хоровое пение.

Выявлять возможности эмоционального воз-действия музыки на человека.

Сравнивать разнообраз-ные мелоди-ко- гармони-ческие инто-нации музыки

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку от-дельных ком-позиторов прошлого (В.А.Моцарта

Воспринимать и осознавать гар-монические особенности музыкального произведения.


Игра «света» и «тени» в Симфонии №40 В.А.Моцарта.

Анализ музык.произведения, творчес-кое за-дание (рису-нок, стихот-ворение)

08.02


22

Как могут проявляться выра-зитель-ные воз-можности гармонии

Урок закрепления знаний

1

Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж.Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы.

Работа с текстом учеб-ника, поиск ответов на вопросы.


Творческая работа: музы-кальная викторина. Вокальная деятельность: разучивание новой песни.


Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры му-зыкальной культуры

Анализиро-вать приемы взаимодейст-вия несколь-ких образов в музыкальном произведении

Сравнивать особенности музык. языка

(гармонии) в произв-ях, включающих образы разного смыс-лового содер-жания.

Воспринимать и осознавать

гармонические особенности музыкального произведения.


Ладовый контраст между темами увер-тюры и темой роковой страсти.

Анализ музык.произведения, творчес-кое за-дание (рису-нок, стихот-ворение)

15.02


23

Красоч-ность музыка-льной гармо-нии

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты.

Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова.

.

Работа в рабочей тетради.

Вокальная деятельность: работа над песней.

Творческое самовыраже-ние в исполнении песни.

Слушание и нахождение связи между худ. образами музыки и другими видами искусств.

Рассуждать о яркости муз-ых образов в музыке.

Устанавли-вать ассоци-ативные связи между худо-жественными образами музыки и визуальных искусств

Всегда ли гармонична музык. гармония.

Что такое дисгармония? Причины её возникновения

Узнавать по характерным признакам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Н.А. Римского-Корсакова).


Наблюдать за развитием одного образа в музыке.



Анализ музык.произведения, творчес-кое за-дание (рисунок, стихот-ворение)

22.02


24

Мир образов полифо-нической музыки

Урок изучения и первичного закрепле-ния

новых знаний

1

Смысл понятия полифония.


Выдающиеся композиторы-полифонисты.

Эмоциональный строй полифонической музыки.

Полифоническая музыка в храме.

Жанр канона; его отличит. особенности.

Полифонический прием «имитация».

Творческая работа: кроссворд (жанры полифоничес-кой музыки).


Вокальная деятельность: выражать при исполнении песни свое личностное отношение.


Проявление интереса к художественной деятель-ности

Анализиро-вать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве

Узнавать по характерным признакам музыку от-дельных вы-дающихся композиторов прошлого (И.С.Бах, В.А. Моцарт)

Осознавать значение искусства в жизни

современного человека.


Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И.С.Бах, В.А.Моцарт)


Анализ музык.произведения, творчес-кое за-дание (рису-нок, стихот-ворение)

01.03


25

Философия

фуги

Урок закрепления знаний

1

Фуга как высшая форма полифонич. произведений

Интеллектуальный смысл жанра фуги.

Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И.С.Бах.

Слушание: определить композитора по стилю.


Вокальная деятельность: разучивание народ.

норвежск. песни.


Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке.

Узнавать по характерным признакам музыку выдающихся композиторов прошлого (И.С.Бах)

.

Воспринимать характерные черты творчества отдельных

зарубежных композиторов (И.С.Бах)

Органная токката и фуга ре минор

Анализ музык.произведения, творчес-кое за-дание (рису-нок, стихот-ворение)

15.03


26

Какой бывает музыкальная фактура

Урок изучения и первич. закрепления новых знаний

1

Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения.

Одноголосная фактура. Мелодия с сопровождением.

Творческое задание: музыкальная викторина.


Вокальная деятельность: разучивание немецкой народной песни.

Проявление эмоц-ой отзывчи-вости при восприятии и исполнении музык-х произвед-й

Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения

Находить ассоциативные связи между худ. образами музыки и ИЗО

Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях


Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.

Хоровой зачет, синквейн

22.03


27

Пространство фактуры

Урок закрепления знаний

1

Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С.Рахманинова «Весенние воды».

Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.

Работа в раб. тетради: выписать определение.

Слушание и анализ муз-ых пр-ий.

.

Рассуждать о яркости образов в музыке


Творчески интерпретировать содер-жание и форму му-зыкальных произведений в изобрази-тельной деятельности

Понимать значение средств худ. выразительности

(фактуры) в создании муз. произ-ия

Устный опрос, анализ музык. произведения

05.04


28

Тембры – музыкальные краски

Урок изучения и первичного закрепле-ния новых знаний

1

Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры.


Характерность тембров скрипки; виолончели; флейты.

Творческая работа: музыкальная викторина.

Просмотр презентации «Композитор – сказочник».

Вокальная деятельность: хоровое пение.

Расширение представле-ний детей о собст-ых

познавательных возмож-ностях.

Устанавли-вать внешние связи между звуками при-роды и зву-чаниями му-зыкальных тембров.

.Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в муз. произ-ях.

Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки

Дневник музыкальных размышлений, анализ музык. произведения

12.04


29

Соло и тутти

Урок закрепления знаний

1

Сочетания тембров музыкальных инструментов.

Симфонический оркестр, его инстру-ментальные группы.

Вокальная деятельность: работа над песней.

Слушание и нахождение связи

Уважение к творческим достижениям выдающ. композиторов

Выявлять круг музы-кальных об-разов в музыкальныхпроизв-ях

Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в муз .произведениях

Анализ музык. о произведения, взаимо-опрос

19.04


30

Соло и тутти

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся


Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний.

Выделять главное.

Слушать, воспринимать, анализировать музык. произведение.

Уважение к творческим достижениям выдающихся ком-ов

Выявлять круг музы-кальных об-разов в муз. пр-ях

Понимать значение средств худ выразительности (тембров) в создании музыкального произведения


Анализ музык.произведения, творчес-кое за-дание (рису-нок, стихот-ворение)

26.04


31

Громкость и тишина в музыке

Урок изучения и пер-вичного закрепле-ния но-вых зна-ний

1

Выражение композиторами звуков природы в музы-кальной динамике.

Динамические нарастания и спады в шестой«Пасторальной» симфонии Л.Бетховена.

Слушание муз пр-ия, работа в тет-ради - «рисо-вание» музы-кальных ка-ртин, услы-шанных про-изведений.

Вокальная деятельность:

Рассуждать об общности и различии выразитель-ных средств музыки и поэзии

Анализировать приёмы развития ху-дожествен-ного образа в музыкальном произведении


Устанавливать внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями.

Исследовать разнообразие и специфику дина-мических воплощений в муз .произведениях

Анализ музыкального произведения

03.05


32

Тонкая палитра оттенков

Урок закрепления знаний

1

Выразительные возможности динамики в литературе и музыке.

Роль динамических нюансов в создании образов лунной ночи.

Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей.

Слушание.

Творческая работа : при-думать стихи к пьесе Сен- Санса «Ле-бедь», зари-совки вари-антов сценич. костюмов к балету Мусоргского.

Эмоциональ-ное и осмысленное восприятие содержания художествен-ного произ-ведения.

Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произвед-ях


Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями.

Наблюдать за развитием одного или нескольких музык.образов (тем) в произвед.

Тест

10.05


РАЗДЕЛ 5. Чудесная тайна музыки

33

По законам красоты

Урок обобще-ния и система-тизации знаний

1

Преобразу-ющее значение музыки.


Необходимость сохранения и укрепления ду-ховныхзап-росов человека.

Выражение в музыке правды, красоты и гармонии.

Различный смысл выра-жений «слушать музыку» и «слышать музыку».

Устный опрос определений.


Слушание произведения, его воспри-ятия и анализ.

Вокально-хороваяработа, разу-чивание новой песни.

Интонирование.

Рассуждать о преобразую-щем влиянии музыки

Воспринимать и сопоста-влять худо-жественно-образное содержание муз произв-ий (правдивое-лживое, глу-бинное-повер-хностное).

Оценивать музык. произведения с позиции красоты и правды



Анализ муз.

пр-ния

17.05


34

«Мой край Кабардино-Балкария!

Урок – беседа, виртуальная экскурсия.


1

Исследовательский проект «Композиторы Кабардино-Балкарии».

Просмотр исслед-го проекта о комп-ах Карданове и .Жеттееве

Рассуждать о значении муз. культуры Кабардино-Балкарии.

Восприни-мать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного.

Понимать значение и место муз. культуры Кабардино-Балкарии в масштабах мировой музыкальной культуры

Вокально-хоровая деятельность.

Разучивание песни «Дружба»


Исполнение любимой

песни на родном языке

24.05


35

Заключи-тельный урок по теме года «Музыка радостью нашей стала»

Урок-концерт

1

Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»;

«Музыка воспитывает в человеке доб-рое и светлое»;

Исполнение песен по выбору учащихся.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на чело-века .Выявлять возможности эмоц-го воздействия музыки на человека

Оценивать музык.произ-ведения с позиции прав-ды и красоты

Понимать вы-разительные особенности муз. языка в произведени-ях

Оценивать музык. произведения с позиции красоты и правды


«В чем причина долговечности искусства?»

Урок-концерт

30.05


4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

  • Иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • Воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки;

  • Проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • Понимать интонационно-образную природу музыкального искусства и средства художественной выразительности;

  • Знать основные жанры музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

  • Рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом;

  • Применять специальную терминологию для классификации различных явлений музыкальной культуры;

  • Постигать музыкальные и культурные традиции своего народа и разных народов мира;

  • Расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • Осваивать знание о музыке, овладевать практическими умениями и навыками реализации собственного творческого потенциала.

  • Находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений и создавать музыкальные рисунки;

  • Определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально – изобразительных жанров;

  • Знать имена композиторов, а также некоторые художественные особенности музыкальных направлений;

  • Проявлять навыки вокально–хоровой деятельности: исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, петь а capella в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе, использовать цепное дыхание.


5. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.

Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.

Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.

Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений».

Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Нотное приложение.

Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

1. Данилюк А.Я, КондаковаА.Мю, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.( Стандарты второго поколения).

2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.176 с. (Стандарты второго поколения).

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.: Прорсвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

7. ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ


1.Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru. Wikipediaorg/wiki.

2. Классическая музыка (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//classic. Chubrik.Ru

3.Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//www.music-dic.ru

4. Музыкальный словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//dic.akademik.ru/contents.NSF/dis.music

5.httpHYPERLINK "http://минобрнауки.рф/"://минобрнауки.рф/

6.http://www.orenburg-gov.ru/

7. [link]

19.KID.OLIMP.RU

20.PED.OLIMP.RU

21.ZNV. RU





8. МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Стандарт по музыке, примерная программа, рабочие программы. Входящие в состав обязательного программно – методического обеспечения кабинета музыки

Для каждого года обучения

Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов)

Пособия могут входить в учебно – методический комплект проблемы электронного музыкального творчества по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса. В том числе проблемы

Электронного – музыкального творчества

Федерального значения

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся . имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из разных учебно-методических комплектов в том числе по музыке)и изобразительному искусству) для

основной школы. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а так же учителем как часть методического обеспечения кабинета.

В состав библиотечного фонда целесообразно включать тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.

Примерная программа основного общего образования по музыке

Рабочие программы по музыке

Хрестоматии с нотным материалом

Сборники песен и хоров

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

Методические журналы по искусству

Учебно - методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке

Рабочие тетради (Дневники музыкальных наблюдений/размышлений)

Учеб.пособие по электронному музицированию

Для каждого года обучения

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, проектной деятельности

Музыкальная энциклопедия, энциклопедии по театру, кино, изобразительному искусству, хореографии, музыкальный энциклопедический словарь, словарь юного музыканта, словарь терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии («В мире искусства»)

Книги о музыке и музыкантах. Научно – популярная литература по искусству


Справочные пособия, энциклопелии


Печатные пособия

Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности;


Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов. Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры;


Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

Портреты композиторов

Комплекты могут содержатся в настенном варианте, полиграфических изданий (альбомы по искусству) и на злектонных носителях


Портреты исполнителей

Атласы музыкальных инструментов

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы

Цифровые образовательные ресурсы

Цифровые компоненты учебно – методических комплектов по музыке

Цифровые компоненты учебно- методического комплекта могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в тор числе и игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны представлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся том числе в форме тестового контроля.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке

Коллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности\. В том числе исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы. Схемы. Диаграммы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на СД или создаваться в сетевом варианте ( в том числе на базе образовательного учреждения)

Цифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а иакже системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся

Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых и проверочных материалов для организации и индивидуальной работы

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций


Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

К специализированным цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, редактор нотной грамоты, система обработки звука, редактор временной оси

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно в цифровом виде).

Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы (возможно в цифровом виде)

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

Видеофильмы с записью фрагментов оперных спектаклей

Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

Видеофильмы с записью выдающихся отечественных и зарубежных певцов

Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов

Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов

Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов

Слайды(диапозитивы):







Приложение 2

Контрольно-измерительные материалы (6 класс)

Итоговый тест по музыке

6 класс

Тест по музыке предназначен для учащихся 6 классов, изучающих предмет по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Итоговый тест состоит из трёх частей, каждая из которых соответствует критерию образовательного стандарта по предмету «Музыка».

Перед выполнением определенной группы заданий необходимо внимательно прочитать инструкцию к выполнению.

Тесты по музыке

6 класс


1.К вокальной музыке не относится:( подчеркнуть)

-сольное пение

-пение в ансамбле

-пение в хоре

-игра на различных инструментах

2. Яркими представителями народного творчества на Руси были:

-ваганты

-лирники

-скоморохи

-барды

3.Какое из определений подходит к авторской песне:

-поэзия под гитару

-бардовская песня

-самодеятельная песня

4.Родина джаза:

-Италия

-Америка

-Россия

-Англия

5.«Блюз» в переводе с английского:

-меланхолия

-уныние

-духовный