Предмет: музыка, урок-концерт.
Тема: «Пусть всегда будет музыка!»
Продолжительность: 1 урок, 45 минут.
Класс: 4 класс
Технологии:
- развивающее обучение,
- обучение в сотрудничестве,
- здоровьесберегающие,
- исследовательские,
- игровое обучение,
- коммуникативные,
- личностные,
- компьютерные.
Аннотация:
Данный урок является уроком применения и совершенствования знаний по темам «Жанры русских народных песен», «Русские народные инструменты», «Оркестр русских народных инструментов». Данные темы относятся к разделу «Музыка моего народа» программного материала по музыке в 4 классе, на который отводится 17 часов.
Методы обучения на уроке:
по источнику восприятия и передачи информации
- метод эмоциональной драматургии,
- метод художественного контекста,
- метод сравнения,
- метод размышления о музыке,
- словесные методы: диалог, беседа, полилог, разъяснение,
- метод наблюдения за музыкой,
- метод сопереживания,
- метод моделирования художественного творческого процесса,
- метод интонационно стилевого постижения музыки.
Задания для учащихся на уроке:
(Групповая и индивидуальная форма работы)
Слушание музыки и выражение передача настроения в красках
Определение и показ музыкальных инструментов, музыкальная викторина.
Определение видов оркестра
Работа с кроссвордом
Исполнение и инсценировка песен (с солистами, группами, хором).
Отображение графически эмоционального состояния учащихся во время слушания.
Отображение ритмического рисунка бубна.
Методы активизации:
пение, импровизация, голосовые игры,
словесное высказывание о музыке,
интересный подбор репертуара,
задания на активизацию слухового внимания: поднятие карточек при смене звучания оркестров,
создание рисунков и раскрашивание (скрипичный концерт А. Вивальди «Времена года»),
движение: ходьба, танец, наклоны, полуприседания (во время исполнение песен),
инсценирование (русская народная песня «Как у наших у ворот»),
пластическое интонирование (исполнение песни-игры «Где живут ноты?»),
учебно-игровая деятельность (музыкальная викторина, кроссворд «Мелодия», загадки),
игра на музыкальных инструментах (фортепиано, детских шумовых инструментах)
стихи, рассказы, видеофгагмент.
Музыкальный материал:
Музыкальная викторина «Угадай инструмент», (тембры трубы, арфы, аккордеона).
2. А. Вивальди, струнный концерт «Времена года», «Весна», слушание и выражение настроения в красках.
3. Музыка народная, слова В. Викторова «Частушки», исполнение группами
Кроссворд «Мелодия».
Музыка Л. Яртовой, слова В. Сергеева «Где живут ноты?», песня-игра.
Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки», исполнение с солистами.
Музыка Е. Сидельникова, слова Ю. Анко, «Колыбельная», исполняет вокальная группа.
Русская народная песня «Как у наших у ворот», исполнение и инсценировка.
Русская народная песня «Бояре, а мы к вам пришли», исполнение.
Виды оркестров, определение их на слух, использование карточек.
Использование ИКТ:
Компьютер, экран, эпипроектор.
Компакт-диски. (Цифровая запись)
Видеофрагмент «Голос очага» из учебно-методического пособия «Звенящие просторы Чукотки», составитель Островская В. А.
Фортепиано.
Лаборатория урока:
Хрестоматии песен «Как у наших у ворот», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Колыбельная», «Где живу ноты?».
Рисунки инструментов арфы, трубы, аккордеона.
Цветные карточки с названиями оркестров.
Изображения нот, нотный стан.
Краски, кисти, листы с изображением скрипки.
Детские шумовые инструменты.
Шапочки-нарисовки для инсценирования песни.
Чукотские повязки-украшения для девочек.
Гармонь, скрипка.
Информационный материал:
Стихи об оркестрах, музыкальные загадки, рассказы о жанрах песен, видеоматериал.
Практическая реализация:
Конспект урока:
Цель:
Формирование духовной культуры учащихся средствами различных жанров музыки (русской и чукотской) в интегративных связях с поэзией, изобразительным искусством.
Задачи:
Образовательные:
Учить понимать особенности музыкального языка русского и чукотского фольклора. Вызывать яркий отклик на слушаемые и исполняемые произведения;
Закрепить и обобщить понятия о жанрах песен;
Познакомить учащихся с разновидностями оркестров;
Закрепить понятия о нотной грамоте.
Развивающие:
Развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения;
Формировать музыкальный вкус учащихся;
Различать тембры инструментов и передавать музыку в красках;
Активизировать творческие и познавательные интересы учащихся.
Воспитательные:
Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки, как основы музыкальной грамотности;
Воспитывать через музыку разных народов дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности;
Воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре Чукотки.
ÕÎÄ ÓÐÎÊÀ.
Ìóçûêà - îäèí èç äðåâíåéøèõ âèäîâ èñêóññòâà. Ïîäîáíî æèâîïèñè, òåàòðó, ïîýçèè îíà ÿâëÿåòñÿ îáðàçíûì îòðàæåíèåì ìèðà.
Ñ ïåðâûõ ìèíóò æèçíè ÷åëîâåêà îíà âõîäèò â åãî äîì ñ êîëûáåëüíîé ïåñíè ìàòåðè, ñîïðîâîæäàåò åãî âî âðåìÿ ïðàçäíèêîâ, çâó÷èò â ïîõîäå, íà ïðèâàëå, íà óëèöå, â êèíî, â òåàòðå. Ñåãîäíÿøíèé óðîê ìû òîæå ïîñâÿùàåì ìóçûêå - öàðèöå âñåõ èñêóññòâ.
Âåòåð ÷óòü ñëûøíî ïîåò,
Ëèïà âçäûõàåò ó ñàäà...
×óòêàÿ ìóçûêà âñþäó æèâåò-
 øåëåñòå òðàâ,
 øóìå äóáðàâ –
Òîëüêî ïðèñëóøàòüñÿ íàäî.
Ìóçûêó ïðèðîäû è ìóçûêó äóøè èñïîëíÿþò ìóçûêàíòû.  ìèðå ñóùåñòâóåò îãðîìíîå êîëè÷åñòâî ìóçûêàëüíûõ èíñòðóìåíòîâ. Ïîñëóøàéòå è îòâåòüòå, ïîæàëóéñòà, êàêèå ìóçûêàëüíûå èíñòðóìåíòû çâó÷àò?
(Çâó÷àò ãîëîñà àðôû, àêêîðäåîíà è òðóáû).
Íàçîâèòå è ïîêàæèòå ýòè èíñòðóìåíòû íà ðèñóíêàõ.
Î êàêîì ìóçûêàëüíîì èíñòðóìåíòå ïîéäåò ðå÷ü, óçíàåòå, îòãàäàâ çàãàäêó.
Äâèæåíüÿ ïëàâíûå ñìû÷êà Ïðèâîäÿò â òðåïåò ñòðóíû, Ìîòèâ çâó÷èò èçäàëåêà,
Ïîåò ïðî âå÷åð ëóííûé.
Êàê ÿñåí çâóêîâ ïåðåëèâ,
 íèõ ðàäîñòü è óëûáêà,
Çâó÷èò ìå÷òàòåëüíûé ìîòèâ.
ß íàçûâàþñü... (Ñêðèïêà)
Ïîñìîòðèòå íà ýòî íåæíåéøèé è êðàñèâåéøèé èç ñòðóííûõ èíñòðóìåíòîâ. Äðåâíèé ïðåäîê òåïåðåøíåé ñêðèïêè, ñëàâÿíñêèé èíñòðóìåíò, ñîñòîÿë èç äîëáëåíîãî äåðåâÿííîãî êîðûòöà, ïîêðûòîãî ïëîñêîé ïëàñòèíêîé, òðåõ ñòðóí, ëóêîîáðàçíîãî ñìû÷êà. Ýòî áûë èñòèííî íàðîäíûé èíñòðóìåíò: áðîäÿ÷èå ìóçûêàíòû, ñòðàíñòâóÿ èç ãîðîäà â ãîðîä, èç ñòðàíû â ñòðàíó, èãðàëè íà òàêèõ ñêðèïêàõ, íà ÿðìàðêàõ. Ñêðèïêó íå ïóñêàëè âî äâîðöû, ãäå çâó÷àë ãîëîñ âèîëû.
Ïåðâûå ñêðèïêè â èõ ñîâðåìåííîì âèäå ïîÿâèëèñü â Åâðîïå â íà÷àëå XVI â. Âî âñåì ìèðå èçâåñòíû èòàëüÿíñêèå ìàñòåðà Àìàòè, Ãâàðíåðè, Ñòðàäèâàðè.
Íà èíñòðóìåíòàõ, ñîçäàííûõ ðóêàìè ýòèõ ãåíèàëüíûõ ñêðèïè÷íûõ ìàñòåðîâ, èãðàþò âûäàþùèå ñêðèïà÷è ìèðà.
(Çâó÷èò ñêðèïè÷íûé Êîíöåðò Âèâàëüäè «×åòûðå âðåìåíè ãîäà»). À ñåé÷àñ ïîä âïå÷àòëåíèåì ìóçûêè âûðàçèòå ñâîå íàñòðîåíèå â êðàñêàõ. (Äåòè ðèñóþò ïîä ìóçûêó, ãîòîâûå ðèñóíêè âûâåøèâàþ íà äîñêå). Îòãàäàéòå, à ÷òî ýòî çà èíñòðóìåíò?
Òÿíåòñÿ, à íå ðåçèíà,
Ñ êëàïàíàìè, à íå ìàøèíà, Ïåñíè ïîåò, à íå ðàäèî.
(Áàÿí)
Òî òîëñòååò, òî õóäååò,
Íà âåñü äîì ãîëîñèò.
(Áàÿí)
Ìîðùèíèñòûé Òèò
Âñþ äåðåâíþ âåñåëèò.
(Ãàðìîíü)
Ãàðìîíü è áàÿí — äóõîâûå êëàâèøíûå èíñòðóìåíòû. Ïðè ïîìîùè ìåõîâ íàãíåòàåòñÿ âîçäóõ, îí ïðèâîäèò â êîëåáàíèå ìåòàëëè÷åñêèå ïëàñòèíêè - ÿçû÷êè. Òàê âîçíèêàåò çâóê. Ïåðâóþ ðó÷íóþ ãàðìîíü ñäåëàëè 1822 ãîäó. Åñòü ìíîãî ðàçíîâèäíîñòåé ðóññêèõ ãàðìîíåé - ëèâåíêà, åëåöêàÿ, õðîìêà, ñàðàòîâñêàÿ, òóëüñêàÿ è äðóãèå. Î ãàðìîíè ïèñàëè ñòèõè Ñ.Åñåíèí, À. Òâàðäîâñêèé, À.Ïðîêîôüåâ. Ãàðìîíü ñîïðîâîæäàåò âñå äåðåâåíñêèå ïðàçäíèêè.
 íàøè äíè øèðîêî ðàñïðîñòðàíåí áàÿí - ðàçíîâèäíîñòü ãàðìîíè. Ñâîå íàçíà÷åíèå áàÿí ïîëó÷èë ïî èìåíè ëåãåíäàðíîãî äðåâíåðóññêîãî ïåâöà - ñêàçèòåëÿ Áàÿíà.
Ñåé÷àñ ìû èñïîëíèì «×àñòóøêè» ïîä àêêîìïàíåìåíò ãàðìîíè.
Ðåáÿòà, ñêàæèòå, ïîæàëóéñòà, êàêîé ìóçûêàëüíûé èíñòðóìåíò íà ×óêîòêå íàçûâàþò «ãîëîñîì î÷àãà»?  ðàéîíå Àíàäûðÿ áóáåí-ÿðàð íàçûâàþò «ãîëîñîì î÷àãà». Äàâàéòå ïîñìîòðèì íà ýêðàí è ïîñëóøàåì ðàññêàç îá ýòîì èíñòðóìåíòå.
(Ïîñëå ïðîñìîòðà) Êòî ìîæåò îòîáðàçèòü ðèòìè÷åñêèé ðèñóíîê, ñîïðîâîæäàâøèé ôèëüì? (Îòîáðàçèòü íà áóáíå)
Ñ ýòèì çàäàíèåì ìû ñïðàâèëèñü, ìîëîäöû! À òåïåðü ñëåäóþùåå çàäàíèå: ðàçãàäàéòå êðîññâîðä, â âûäåëåííûõ êëåòêàõ ïðî÷òåòå ìóçûêàëüíûé òåðìèí.
Îäèí èç òðåõ «êèòîâ» â ìóçûêå. (Ìàðø)
×åëîâåê, êîòîðûé íà÷èíàåò ïåñíþ. (Çàïåâàëà)
Ðóññêèé íàðîäíûé èíñòðóìåíò. (Áàëàëàéêà)
Àâòîð áàëåòà «Ùåëêóí÷èê». (×àéêîâñêèé)
Ðóêîâîäèòåëü õîðà, îðêåñòðà. (Äèðèæåð)
Òîæåñòâåííàÿ ïåñíÿ, ïðèíÿòàÿ êàê ñèìâîë ãîñóäàðñòâåííàÿ. (Ãèìí)
Îäèí èç òðåõ «êèòîâ» â ìóçûêå. (Ïåñíÿ)
(îòâåò - Ìåëîäèÿ)
Ìåëîäèþ íàçûâàþò äóøîé ìóçûêè. Èìåííî ìåëîäèÿ â ìóçûêå áîëüøå âñåãî áëèçêà ÷åëîâåêó, ïîòîìó ÷òî ñîçâó÷íà åãî ãîëîñó, åãî äóøå. À èç ÷åãî ñîñòîèò ìåëîäèÿ?
Ñåìü ñåñòðåíîê, ñåìü ÷óäåñíèö Òû èõ âñòðåòèøü â êàæäîé ïåñíå. Äðóæíî âñå îíè æèâóò, Îòãàäàé, êàê èõ çîâóò?
(Íîòû)
ß ïðèãëàøàþ ñîëèñòîâ âûéòè êî ìíå, è ìû èñïîëíèì ïåñíþ «Ãäå æèâóò íîòêè», à âû âñïîìíèòå íàçâàíèå è ðàñïîëîæåíèå íîò íà íîòíîì ñòàíå.
(Äåòè èñïîëíÿþò ñâîè ïàðòèè, ïðè ýòîì ó÷åíèê èãðàåò íîòû â îïðåäåëåííîì ðèòìå íà ôîðòåïèàíî). Äåòè, âàì ïîíðàâèëàñü ýòà ïåñíÿ.
Î, ïåñíÿ - ýòî ñèëà! Ìåëîäèÿ è ðèòì.
Êîãäà ïîåò Ðîññèÿ - Äóøà â íåé ãîâîðèò.
 ðóññêîé äåðåâíå ïåñíÿ ñîïóòñòâîâàëà ÷åëîâåêó áóêâàëüíî âñþ æèçíü. Ïåñíÿìè áàþêàëè ìëàäåíöà â êîëûáåëüêå, äåòè ïîñòàðøå ïåëè ïîòåøêè, äðàçíèëêè, çàêëè÷êè. Ïåëè ïàðíè è äåâóøêè, êîãäà âîäèëè õîðîâîäû íà íàðîäíûõ ïðàçäíèêàõ. Ïåëè çà ðóêîäåëèåì, â äîðîãå è äîìà, çà ðàáîòîé è íà îòäûõå. Áåç ïåñåí íå áûëî ñâàäåáíîãî îáðÿäà. È óõîäèë ÷åëîâåê èç æèçíè ïîä çâóêè ïåñíè - ïëà÷à.
Ñåé÷àñ, ðåáÿòà ïðåäñòàâÿò âàì ðàçëè÷íûå ïåñåííûå æàíðû.
(Äåòè). Ñîëäàòñêèå ïåñíè - ýòî, êàê ïðàâèëî, ìàðøè, ïîä êîòîðûå óäîáíî èäòè â ïîõîäå. Îíè îáëåã÷àëè òÿæåëóþ æèçíü ñîëäàòà ðóññêîé àðìèè: âåäü ñëóæèëè ñîëäàòû 25 ëåò.  ñîëäàòñêèõ ïåñíÿõ ïðîñëàâëÿëèñü ïîäâèãè ãåðîåâ, îïèñûâàëèñü âîèíñêèå ñðàæåíèÿ, âîñïåâàëèñü õðàáðîñòü, óäàëü ðóññêîãî ñîëäàòà. Ïîñëóøàéòå ñòàðèííóþ ñîëäàòñêóþ ïåñíþ «Ñîëäàòóøêè - áðàâû ðåáÿòóøêè» (ïîþò ïåñíþ).
Ñîâñåì äðóãèå ïî æàíðó êîëûáåëüíûå ïåñíè. Îíè äîëæíû óñïîêàèâàòü ìàëûøà, îêóòûâàòü åãî ëàñêîé, ïîãðóæàòü â ñîí. Ïîþòñÿ îíè íå ãðîìêî, ëàñêîâî, ñ óêà÷èâàþùèìè äâèæåíèÿìè. Ïîñëóøàéòå îäíó èç êîëûáåëüíûõ ïåñåí.
(Âîêàëüíàÿ ãðóïïà èñïîëíÿåò ïåñíþ «Êîëûáåëüíàÿ» ñò. Þ. Àíêî, ìóç. Å. Ñèäåëüíèêîâà)
 æàíðå íàðîäíîé ìóçûêè ìíîãî øóòî÷íûõ ïåñåí. Èõ ïåëè íà ïðàçäíèêàõ, ãóëÿíüÿõ, èõ èñïîëíÿëè ñêîìîðîõè è àðòèñòû âî âðåìÿ áàëàãàííûõ ïðåäñòàâëåíèÿõ íà ÿðìàðêàõ. Îäíó èç òàêèõ øóòî÷íûõ íàðîäíûõ ïåñåí ìû âàì ñïîåì è ðàçûãðàåì.
(«Êàê ó íàøèõ ó âîðîò» ðóññêàÿ íàðîäíàÿ ïåñíÿ).
Ìíîãî ïåñåí èãðîâûõ è õîðîâîäíûõ. Ïåðåõîä ñîëíöà ñ çèìû íà ëåòî, êîíåö çèìû è íà÷àëî âåñíû, öâåòåíèå òðàâ - âñå ýòî ïðàçäíîâàëîñü. À ïðàçäíèêè âñåãäà ïðîõîäèëè ñ èãðàìè è ïåñíÿìè. Îñîáåííî ìíîãî ïåëè âî âðåìÿ íàðîäíûõ ãóëÿíèé, êîãäà âñòðå÷àëè Ìàñëåíèöó, Òðîèöó, Ðîæäåñòâî.  íàðîäå ñóùåñòâîâàëè äðåâíèå îáðÿäû è îáû÷àè, ãäå ïåñíÿ èãðàëà âàæíóþ ðîëü. Èãðîâûå ïåñíè ïåëè â õîðîâîäå, èëè þíîøè è äåâóøêè âûñòàèâàëèñü â äâå øåðåíãè è ïî î÷åðåäè ïåëè êóïëåò çà êóïëåòîì, ïðèáëèæàÿñü, è óäàëÿÿñü äðóã îò äðóãà (ãðóïïà äåòåé èñïîëíÿåò ïåñíþ «Áîÿðå, à ìû ê âàì ïðèøëè», à âòîðàÿ ãðóïïà ÿâëÿåòñÿ ñîïðîâîæäàþùèì îðêåñòðîì óäàðíûõ èíñòðóìåíòîâ).
Âû îáðàòèëè âíèìàíèå, êàê ðèòìè÷íî è âåñåëî èãðàë íàø îðêåñòð? Ðåáÿòà, à ÷òî òàêîå îðêåñòð? (Îòâåòû äåòåé)
Ýòî ãðóïïà ìóçûêàíòîâ, ñîâìåñòíî èñïîëíÿþùèõ ìóçûêó íà ðàçëè÷íûõ èíñòðóìåíòàõ. Åñòü ñèìôîíè÷åñêèå, äóõîâûå îðêåñòðû, îðêåñòðû íàðîäíûõ èíñòðóìåíòîâ è äðóãèå.
(Äåòè ÷èòàþ ñòèõè).
Ýõ, îðêåñòð íàðîäíûé
Ðàçäîëüíî — õîðîâîäíûé.
Åñëè ãðÿíóò ïëÿñîâóþ –
ß ñî âñåìè çàòàíöóþ.
Åñëè ïåñíþ ãðóñòíóþ –
Ãðóñòü â äóøå ïî÷óâñòâóþ!
À ñòðàäàíüÿ çàèãðàåò —
Ïðÿìî ñåðäöå çàìèðàåò.
Òî îí ïëà÷åò, òî õîõî÷åò –
Ñ íàìè äåëàåò, ÷òî õî÷åò.
***
Îðêåñòð ñèìôîíè÷åñêèé
Âàñ ìîæåò óãîñòèòü
Ïîýìîé äðàìàòè÷åñêîé, Ñèìôîíèåé ýïè÷åñêîé, Ôàíòàçèåé ëèðè÷åñêîé, Ðàïñîäèåé òðàãè÷åñêîé.
Âñåõ èíñòðóìåíòîâ ãîëîñà Ñîëüþòñÿ. È òîãäà...
Óñëûøèì, êàê øóìÿò ëåñà
È êàê æóð÷èò âîäà,
È êàê ïóðãà ÿðèòñÿ,
È êàê ìå÷òàåò î âåñíå Ïðîäðîãøàÿ ñèíèöà.
Çâó÷àò ôðàãìåíòû ïðîèçâåäåíèé â èñïîëíåíèè ðàçëè÷íûõ îðêåñòðîâ. Äåòè, ñ ïîìîùüþ êàðòî÷åê, äîëæíû íàçâàòü âèä îðêåñòðà.
Íàø óðîê - êîíöåðò ïîäîøåë ê êîíöó. ×òî íîâîãî âû óçíàëè íà óðîêå?
(Îòâåòû äåòåé)
ß ñ ìóçûêîé âñòðå÷àþñü ñ äåòñòâà,
Ñîåäèíèëà ñ íåé ñóäüáà.
È â øêîëå ìóçûêè óðîêè. Î÷àðîâàëè òàê ìåíÿ.
Îíà âðûâàëàñü ïðÿìî â äóøó
È çàñòàâëÿëà âñå çàáûòü,
Âñå ïåðåïóòàòü: ìîðå, ñóøó,
È ëèøü çà íåé, çà çâóêîì «ïëûòü».