Внеурочное мероприятие «Старинная музыка: стиль рококо» для учащихся 7 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Музыкальный стиль



Стилем называется сумма всех элементов и приемов, использованных в музыке, её «итоговый» вид. В понятие стиля включается гармонический, мелодический, полифонический и ритмический материал, способы его использования, а также форма, инструментовка и прочие факторы, определяющие характер музыкального произведения, впечатление, которое оно производит на слушателя. Стили обычно классифицируются по композиторам и по эпохам. Например, мы можем говорить о «стиле Баха», имея в виду гармонический, мелодический, полифонический, ритмический и прочий материал, который характерен для большинства произведений Баха; в сравнении с этой нормой яснее выступают особенности, например, «стиля Бетховена». Кроме того, Бах был одним из крупнейших композиторов 18 в. и во многих отношениях воспроизводил нормы, свойственные другим авторам той эпохи, поэтому мы можем говорить о «стиле 18 в.», подразумевая «стиль большинства композиторов этого времени, в том числе и Баха». 

Термин музыкальный стиль определяет систему средств музыкальной выразительности, которая служит для воплощения определенного идейно-образного содержания. Общность стилевых признаков в музыкальных произведениях опирается на социально-исторические условия, мировоззрение и мироощущение композиторов, их творческий метод, ка общие закономерности музыкально-исторического процесса. Соответственно выделяют стиль исторический, национальный, индивидуальный. 

Искушенный слушатель свободно ориентируется в системе стилей и благодаря этому лучше понимает музыку, Он легко отличает, например, расчлененные, строгие и стройные, почти архитектурные формы музыкального классицизма от текучей массивности барокко, ощущает национальную характерность музыки С. С. Прокофьева, М. Равеля, А. И. Хачатуряна, по первым же звукам определяет, произведение какого композитора исполняется. 

Музыкальные стили связаны со стилями других искусств. Как похожи, например, наполненные изящными и галантными украшениями пьесы для клавесина французских композиторов XVIII в. Ж. Ф. Рамо и Ф. Куперена на живопись в стиле рококо, пронизанную мелкими завитками линий! Как близка музыка К. Дебюсси, одного из ярких представителей музыкального импрессионизма, живописи, одухотворенной вибрацией света, мерцанием мазков, туманящих твердые контуры предметов! Эти связи также обогащают понимание музыки. 

Своеобразие стилей выявляется в отличительных признаках, они сближают различные произведения одного стиля, в то же время отграничивая их от музыки иных стилей. Приметы стиля пронизывают решительно все стороны музыки — фактуру, ритм, мелодику, гармонию и др. 

Но стиль не сводится лишь к сумме отличительных признаков содержания и формы. Он представляет собой живое единство, а не механический набор примет. Именно эта духовная глубина, неповторимость выраженного в произведении мироощущения композитора привлекают нас. Мы ясно чувствуем, например, мятущуюся и мечтательную душу романтика в музыке Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, Г. Берлиоза. В энергии ритма, жесткости гармонии музыкальных произведений 1910-х гг. явственно слышится зарождение нового мироощущения, характерного для стиля XX в. 

Наиболее отчетливо миросозерцательная основа выявляется в индивидуальном стиле. Ведь, сочиняя музыку, композитор вкладывает в нее всю душу, живет одной судьбой с героями своих произведений. И потому нет ничего удивительного в том, что склад его мышления, темперамент, характер, преобладающие настроения, мировоззрение, сам метод творчества находят выражение в музыке. Многие высказывания Л. Бетховена, например, раскрывают главное в его личности — стремление к преодолению трудностей, к борьбе. И в его музыке часто слышится волевой порыв, наталкивающийся на препятствия, преодолевающий их. Письма русского композитора А. К. Лядова раскрывают его как натуру созерцательную, спокойно любующуюся красотой. Любовь к тончайшей звукописи обнаруживается и в его музыкальном наследии. 
Чтобы глубже понять своеобразие музыкального стиля, нужно прослушать несколько произведений. Единичное сочинение, особенно миниатюра, представит нам героя в какой-то одной ситуации, например в момент упоения красотой природы. Но каким он будет в минуту глубочайшей скорби, как проявит себя в жизненной борьбе, полной опасностей? Стиль же выражает отношение не к одной ситуации, а к жизни в целом, к миру. Эта мировоззренческая глубина — духовная сущность стиля - откроется лишь при знакомстве с разными произведениями. 

В историческом развитии стилей слушатель увидит путь духовных исканий человечества, все более глубокого и полного осмысления меняющейся действительности, формирования новых идеалов человека. 







Министерство образования и науки Волгоградской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Волгоградский педагогический колледж»












Внеурочное мероприятие

«Старинная музыка: стиль рококо»

для учащихся 7 класса
















Выполнила

Кривова Мария Александровна

Студентка 4 курса

Специальность «музыкальное образование»





Волгоград 2015


Внеурочное мероприятие

Тема: «Старинная музыка: стиль рококо»

7 класс

Цель : 

Продолжить музыкальное путешествие по стилевым направлениям и проследить за изменениями в развитии музыкального искусства, используя современные технологии.

Задачи:

Познакомить учащихся с понятием «рококо» (стилевое направление 17- 18 века в культуре европейских стран)

Познакомить с особенностями стилевого развития ( В основе этого стиля вкусы и стиль жизни придворного общества того времени ( светские приёмы, балы, развлечения).Поэтому под хорошей понималась музыка ясная , доступная, призванная доставлять наслаждение. Этот стиль ещё называют галантным стилем ( с франц. gallant – учтивый, изысканный)

Обратить внимание на особенность развития мелодии произведений и тематическое строение произведений ( мелодия насыщена мелизмами – украшениями) , темы не вызывают глубоких раздумий и переживаний( тема природы- голоса птиц, танцы, пасторальная тема).

Познакомить с творчеством композиторов стиля рококо Д.Скарлатти, Ф.Куперена, Ж.. Рамо.

Используя структуры «Тик- ТЭК –Тоу», Конэрс, Ол райт раунд робин, модель фрейер , финк-райт-раунд робин, выделить основные черты стиля рококо.( правильное обоснование определение стиля, особенности декоративной вычурности в искусстве, музыкального развития, творчества композиторов.)

Выполнить проверку знаний по изученной теме «Барокко» с помощью сравнительной таблицы.

Используя структуру «Модель фрейера» обобщить знания ребят по новой теме.

Оборудование: проектор, колонки, компьютер;

Дидактические материалы: таблица тестовых заданий по теме: «Барокко», листки бумаги для ответов, миниатюрные портреты композиторов разных стилевых направлений

Мультимедийная поддержка: видеофильм на музыку Ж.Ф.Рамо, презентация : «Черты стиля рококо»

Музыкальное оформление: прелюдия И.С.Баха, Симфония А.Вивальди. Г.Гендель Чакона, Ф.Куперен «Маленькие ветряные мельницы»,Дакен «Кукушка», музыка балета 17 века, Ж.Люлли «Марш»



Ход урока.


Сегодня мы продолжаем путешествовать и попытаемся шагнуть на следующую историческую ступень развития музыкального искусства, познакомимся с новым музыкальным стилем музыки.


Звучит Марш Ж.Б.Люлли


Структура «Куиз- куиз- трэйд» ( спроси- спроси- обменяйся карточками») поможет вспомнить материал прошлого урока. На листочках сверху записываем вопрос, в согнутой нижней части – ответ. Встали, смешались под музыку и нашли себе пару. Задаём вопрос партнёру и если правильно ответил – похвалите его! Затем поменяйтесь ролями. Поднимаем руку и ищем следующего партнёра.)

Сели на места и ученик под номером 1 прочитает свои вопросы и ответы.

Выполнить самостоятельную работу по проверке знаний о стиле Барокко. Структура «Релли тэйбл» поможет вам в этом .( два участника по очереди записывают ответы на одном листе бумаги. Участник под номером 2 чертит таблицу, а участник 2 начинает работу). Партнёр под номером 3 каждого стола отвечает. В конце урока сдайте свои работы.

Урок продолжается . Внимание! .Знакомимся с новым музыкальным стилем. На доскеслайд с новой темой: «Старинная музыка: стиль рококо»

Вопрос: Что такое рококо?

Структура «Конэрс» (Углы) поможет нам в этом. Перед вами 4 угла и 4 вопроса. Вы должны выбрать и встать в тот угол , ответ которого вам кажется более полным и правильным. Найдите пару и обсудите свой выбор. Затем ответьте.

1 угол «Перевод с французского «Декоративная ракушка»

2 угол «Основной элемент украшения»

3 угол «Музыкальное направление 17- 18 века»

4 угол « Стилевое направление в культуре европейских стран 17 – 18 века»

4. Внимание на доску .Проверяем свои предположения и смотрим ( презентация « Рококо в искусстве»)

Вопрос : Вы получили удовольствие от этой красоты?

-Да!

- Что вам показалось необычным,но часто встречающимся почти в каждом виде искусства.

Структура « Финк- райт- раунд робин» ( подумай- запиши- обсуди в команде) поможет нам найти правильный вопрос на этот вопрос. Записываем каждый и проговариваем каждый в команде свой ответ. Партнёр под номером 4 отвечает.

- Именно поэтому этот стиль имеет название галантный. С французского языка «учтивый, изысканный»

Следующий вид искусства – музыка , тоже перенял эти особенности. Подскажите какие?

Сейчас вы послушаете произведение Франсуа Куперена « Маленькие ветряные мельницы»

- продолжаем обсуждать . «Финк- райт- раунд робин»

Партнёр под номером 2 отвечает ( мелодия обильно украшена )

-Называются такие мелодические украшения – мелизмы.

- Я думаю,не только Франсуа Куперен представил эти особенности. Ещё один композитор хочет вам представить своё творчество: Жан- Филипп- Рамо. Смотрим на доску.(Видео с музыкой Ж.Ф.Рамо)

Дополняем творчество композиторов другими именами. Распределите их правильно, взависимости от направления :

Франсуа Куперен

Иоганн Себастьян Бах

Жан- Филипп Рамо

Луиджи Боккерини

Антонио Вивальди

Доменико Скарлатти

Мы обобщаем свои знания , полученные на уроке и используем структуру «Модель Фрейера»

Согните дважды листок бумаги, загните кончик угла, разверните и запишите в центральном квадрате понятие Рококо. В левом верхнем углу «Определение стиля»,в правом верхнем углу «Черты стиля»,в левом нижнем углу «Примеры», в нижнем правом углу «Имена композиторов».

Партнёр под номером 1 представляет свои ответы.

Итак, представление стилевого направления в искусстве под название рококо получило ещё одно представление – в вашей работе !