Конспект урок по музыкальной литературе 2 год обучения
«Музыка к трагедии Гете - Увертюра «Эгмонт»
Подготовила: преподаватель МБОУ ДО «ДШИ п.Правохеттинский »
Шаронова Е.В.
Цель:
Обогатить представления обучающихся о музыкальной драматургии на примере изучения увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена
Закрепить и углубить понятие “сонатная форма”.
Задачи:
1.Помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии.
Научить распознавать образы музыкального произведения.
Расширить понятие “сонатная форма” и сопоставить его с развитием сюжета в драме Гёте «Эгмонт».
2.Расширить кругозор учащихся в области искусства и литературы (эпоха Возрождения)
3. Воспитывать культуру слушания классической музыки.
Ход урока.
Слайд №1(Высказывание Д. Шостаковича о Л.В. Бетховене)
Бетховен-это слава и гордость всего цивилизованного человечества.
Его помыслы и чувства близки и дороги всем народам мира.
Д. Шостакович
Слайд №2(Портрет Л.В.Бетховена)
Л.В. Бетховен - немецкий композитор XVIII века. Он был невысокий, коренастый, могучего, почти атлетического сложения. Лицо широкое, кирпично-красного оттенка. Лоб мощный. Волосы, необычайно густые и черные, казалось, не знали гребня: они торчали во все стороны - «как змеи Медузы».
Бетховен - одно из величайших явлений мировой культуры. В творчестве Бетховена запечатлелось великое пробуждение народов, героика, драматизм революционной эпохи. Его герой, обладает неукротимой смелостью, наделен вместе с тем и богатым, тонким развитым интеллектом.
Постоянной спутницей жизни Бетховена была художественная литература. В ней он черпал отдых от житейских забот и огорчений.
Слайд №3,4 (Репродукции к трагедии Гете «Эгмонт»)
В 1810 году Бетховен написал музыку к трагедии Гете «Эгмонт», посвященную одной из знаменательных страниц освободительной борьбы нидерландского народа с жестоким испанским владычеством XVI века.
Граф Эгмонт был полководцем повстанческого войска армии гезов (простолюдинов), сражавшихся за освобождение родной земли от владычества ненавистного поработителя и испанского короля Филиппа I. Эгмонт был схвачен, брошен в тюрьму и погиб на плахе.
Для Бетховена главным в трагедии Гете была борьба нидерландского народа за свою независимость. Гибнут отдельные борцы, как Эгмонт, но революция торжествует, страна свободна.
Начинается увертюра медленным вступлением, где показаны две резко контрастные темы.
1тема - аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. Динамика-ff, штрих маркато (отрывисто). В оркестре исполняют струнные инструменты. Темп медленный, тема напоминает поступь сарабанды (трагический танец шествие). Это тема угнетателей испанцев.
2 тема - запевает гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. Секундовые интонации – придают скорбный характер, как просьба, жалоба. Страдающий под властью испанцев нидерландский народ.
Слайд №5 (нотный текст) звучит под музыку 1 и 2 темы вступления
Борьба этих двух сил является содержанием увертюры, которая зарождается во вступлении.
Увертюра написана в форме сонатного allegro.
Слайд №6(понятие о форме сонатного allegro)
ЭКСПОЗИЦИЯ.
Главная партия. Изложена в тональности f-moll.Волевой, героический характер. Сила, энергия ее постепенно возрастают. Сначала звучит в нижнем регистре виолончели и других струнных инструментов (динамический оттенок p- тихо, затем подхватывает весь оркестр fortissimo). Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство гл. п. со второй темой вступления - темой страдания народа. Ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании.
Слайд №7 (нотный текст) звучит под музыку главной партии
Побочная партия. Связана тесно с музыкой вступления. Черты обеих тем вступления. В 1 фразе – аккордовой, тяжеловесной без труда можно узнать, тему паработителей испанцев. Она изложена в As-dur.Звучит не только торжественно, но и победно. Исполняют струнные инструменты. И тихо им отвечают деревянно-духовые инструменты. (родство со 2 темой вступления)
Слайд №8 (нотный текст) звучит под музыку побочной партии
Мужественная заключительная партия завершает экспозицию.
РАЗРАБОТКА.
Тема вступления. Борьба обостряется. На робкие просьбы – жестокий ответ. Но борьба на этом не заканчивается. В конце репризы разгорается с новой силой. Тема испанцев звучит яростно, не приклонно, и еще жалобней и умоляющи звучит тема народа. Неравный поединок обрывается.
Слайд №9 (нотный текст) звучит под музыку разработки
РЕПРИЗА.
Заканчивается рядом выдерженных, тихо, печальных аккордов. Последняя схватка героя с врагом и гибель Эгмонта.
Слайд №10 (нотный текст) звучит под музыку репризы
КОДА.
Ей заканчивается увертюра. Итог борьбы. Торжественный и ликующий характер – победа народа. Начало коды напоминает гул толпы, который выливается массовое шествие. Возгласы труб и валторн, звуки флейты пикалло.
Слайд №11 (нотный текст) звучит под музыку коды
Подводя итог необходимо вспомнить триединство в классической драматургии.
Слайд №12 (триединства)
Место - Нидерланды.
Время – XVI век.
Действие: деспотизм страдание протест.
борьба победа
поражение.
Жанровая драматургия:
Вступление – сарабанда.
Кода- сигнальная музыка.
Тембровая драматургия:
Тема героя – соло виолончели.
Народа – Tutti
Испанцев-низкая, полутоновая.
Тема страдания-деревянно-духовые. Слайд №13