Раскрытие образного мира на уроках фортепиано

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Казанское хореографическое училище» (техникум)










Методическая работа

на тему




Раскрытие образного мира учащегося

на уроках фортепиано








Преподавателя

музыкально-теоретических

дисциплин

Колобовой А.О.






2016

Анализируя принципы музыкального обучения, известный венгерский педагог М.Варро писала: «Обучение игре на фортепиано, как и на любом инструменте, прежде всего, является обучением музыке. Оно не соответствует цели, если педагог ограничивается тем, что учит читать ноты и развивает ловкость и быстроту движения рук. Обучение игре на фортепиано можно назвать обучением музыке только лишь в том случае, если развитие всех навыков идёт рука об руку с развитием слуха и музыкального понимания».

Сказанное предполагает такую организацию педагогического процесса, целью которого является творческое развитие. Отсюда следует, что всегда актуальным должен оставаться ведущий принцип музыкального обучения - опора на развитие образного мышления.

Уже в младших классах учащийся в состоянии осмыслить и передать в игре и на словах некоторые понятные ему средства выразительности: темп, метр, ритм, лад, направление движения мелодического рисунка, динамику, артикуляцию, штрихи. Наиболее значимым в работе над произведением на начальной стадии являются образные сравнения, аналогии с явлениями природы, с другими видами искусства, т.е. различные ассоциации, обращённые к воображению. Для этого нужно учиться связывать нотные знаки со слуховыми представлениями. Наиболее доступный в этом возрасте путь изображения - звукоподражание. Дети легко находят в музыке ассоциации нарастающего и затухающего звучания с приближающимися и удаляющимися шагами человека, с движением поезда.

Следующий этап - формирование звуковых представлений о видимом мире. Это уже путь ассоциативный, приобщающий ребёнка к специфике музыкального мышления, переход от изобразительного к собственно выразительному. Дети легко усваивают звуковые характеристики, которые закрепляются в комплексы музыкально – смысловых значений.

Музыкальное изображение картин природы обогащает учащегося новыми ассоциациями. Свет и тень могут быть переданы ладовыми сопоставлениями и приёмами звукоизвлечения; близко – далеко - динамическими контрастами. При этом педагог должен постоянно подчёркивать связь предмета и способа его музыкального изображения, постепенно подводя учащегося к самостоятельному открытию выразительных возможностей музыки.

В поисках характера звукоизвлечения уместно нарочитое искажение исполнительских приёмов, когда пьеса утрачивает свои характерные черты. При этом ребёнку становится яснее значение различных выразительных деталей в нотном тексте.

Таким образом, давая определение характеру и настроению музыкальной пьесы, учащийся ассоциирует их с кругом человеческих эмоций. Так происходит установление ассоциативных связей музыкальных явлений с собственным жизненным опытом.

Условно говоря, первая стадия работы над произведением завершается созданием эмоционально окрашенного образа и осознанием общего контура произведения.

Вторая стадия работы над музыкальным произведением - углубление и конкретизация замысла путём подробного изучения текста, поисков рациональных средств воплощения этого замысла, преодоление технических трудностей. Для этого ребёнок должен учиться понимать музыкальный язык, с помощью которого композитор запечатлевает в своём произведении целый мир, созданный его воображением.

Прежде всего, необходимо быть предельно точным при разборе нотного текста - это даёт возможность определить опорные точки, выразительно выстроить фразировку, момент кульминации. Работая над техникой, учащийся должен видеть перед собой конечную цель, интересную исполнительскую задачу, которую он стремится разрешить. Тогда он старательно и осмысленно выполнит те упражнения, которые должны помочь достижению желаемой цели.

На этой стадии работы над произведением наиболее важное значение приобретают средства музыкальной выразительности: темпо-ритм, артикуляция, штрихи, оттенки динамики. Особое внимание необходимо уделять правильному пониманию фразировки, т.е. рациональному разделению музыкальных предложений с целью сделать их понятными. Фразировка во многом соответствует знакам препинания в литературе. Для художественной фразировки крайне важно правильно понять основное настроение пьесы, ибо это должно, естественно, повлиять на исполнение каждой её детали.

Полезно давать название некоторым образным этюдам или пьесам, часто дети выражают желание нарисовать картинку к исполняемому произведению - всё это открывает широкое поле для игры детского воображения, их исполнение становится тогда значительно ярче и живее.

Важная часть работы - развитие музыкального мышления, способности внутреннего слушания. В частности, с помощью внутреннего слуха нужно научиться бороться с ритмическими трудностями. Прежде чем играть пьесу, учащийся должен прохлопать, глядя в ноты, ритмический рисунок. Затем повторить это, не глядя в ноты.

Осознанное восприятие музыкального содержания произведения должно основываться на анализе его наибольших художественных музыкально-выразительных особенностях. В этой связи нужно обратить внимание на такое важнейшее средство музыкальной выразительности, как напевность, певучесть или кантилена, которая неразрывно связана с таким понятием, как мелодия и legato как способ звукоизвлечения.

Наряду с общими сведениями необходимо разъяснить смысл штрихов (фразировочные, интонационные лиги и др. ) и на ряде примеров раскрыть их выразительное значение. ри объяснении выразительного значения цезур и логики мелодического развития, необходимо постепенно вводить понятия из области музыкальной формы.

Оформление, уточнение смысла, его законченное воплощение происходит на 3-й стадии работы над произведением. Закономерно поэтому, что на завершающей стадии работы от педагога требуется максимум активности, воли и умения вести за собой учащегося. Здесь работа имеет преимущественно аналитический характер.

Главная цель работы над произведением – это более глубокое проникновение в художественный образ произведения и наиболее полноценная передача своего собственного исполнительского замысла.

Таким образом, музыкальное мышление является следствием общего расширения музыкального кругозора, оно всегда пропорционально росту других музыкальных способностей, оно - результат ума, приобретаемый или развиваемый постоянной, терпеливой работой.