Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 6 классе
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
«Если бы не искусство и, прежде всего,
пение и музыка, - жизнь наша была бы
пасмурна, как дождливый день».
В. Торторелли
Умение петь заложено в природе человека. Об этом говорит то, что у всех народов мира с незапамятных времен существуют песни, сценические представления с пением оперы, оперетты, мюзиклы. Пение выдающихся артистов волновало поколения слушателей, пробуждало и пробуждает в людях самые глубокие чувства. Песня - жанр не только народной, но и профессиональной музыки.
Певец любой на сцене
К числу создателей песни, в духе народной относятся многие зарубежные композиторы. В искусстве создателей симфонии Гайдна, Моцарта и Бетховена песня играла не главную, но очень важную роль. Йозеф Гайдн впитывал элементы народного искусства и позже отобразил их в своих сочинениях. Композитор провёл свое детство в австрийской деревне, в окружении крестьянской семьи. Наиболее характерными для его музыкальных произведений являются образы австрийского крестьянства и жизнь деревни в разных ее проявлениях. Моцарт реже использовал народные мелодии, но их дух и характер нередко мы можем услышать в его сонатах, симфониях и операх.
Йозеф Гайдн - портрет
Бетховен создал около 80 песен, 20 канонов, ряд арий и ансамблей. К песенному жанру Бетховен обращался на протяжении почти всего творческого пути. Именно в творчестве Бетховена немецкая песня впервые заметно поднялась над уровнем бытового искусства и стала выразительницей разнообразных и сложных идей и чувств. Известны песни на слова Гёте - «Песня о блохе» и «Новая любовь, новая жизнь». Несколько лет спустя Бетховен создал первый песенный цикл «К далекой возлюбленной». Одна из наиболее популярных бетховенских песен - «Сурок», ее знают во всем мире. Большой художественный интерес представляют также бетховенские обработки народных песен: ирландских, шотландских, уэльских и других.
Бетховен - портрет
Шуберт и его современники приступают к использованию фольклора своих стран. Мендельсон широко опирается на бытовую немецкую песню, Григ - на оригинальные народные напевы норвежцев, а музыка Шопена связана с неповторимым колоритом польского фольклора. Именно в эти годы европейская литература обогатилась сказками братьев Гримм, балладами Шиллера и Мицкевича, которые навеяны народными преданиями.
Шуберт - портрет
Но в XIX веке среди разных музыкальных направлений самой большой популярностью пользовалась опера. Слушателей не особенно волновало содержание оперы: на представления ходили ради музыки, а не ради слов. Публика воспринимала оперу скорее как концерт, нежели как связанное единым сюжетом театральное действо. Ценители ожидали отдельных арий, в перерывах между которыми отдыхали за картами и обсуждением новостей. Лишь появление модного в этом сезоне певца заставляло зрителей обратить внимание на сцену. В этот момент все замирали, стараясь не пропустить ни одной ноты, ни одного нюанса. Каждый уважающий себя слушатель считал себя знатоком бельканто.
Опера 19 века- зал или сцена
Рождение стиля бельканто с отношением к звучанию певческого голоса как к звуку благородного музыкального инструмента принято связывать с деятельностью на рубеже XVI- XVII веков группы музыкантов, вошедшей в историю певческого искусства под названием «флорентийской камераты» или «кружка Барди». «Золотым веком» бельканто, когда в певческом обиходе закрепилось понятие школы пения стал XVIII век. По свидетельствам современников, были певцы, которые могли петь на одном дыхании восемнадцать двухоктавных гамм, продолжительность певческого выдоха превышала минуту, а один знаменитый вокалист славился тем, что мог спеть на одном дыхании двухоктавную хроматическую гамму с трелью на каждой ноте.
Флорентийская камерата
[link] Монсеррат Кабалье
О популярности оперного пения говорит то, что наутро после премьеры одной из опер Верди люди на улицах распевали арии из этой оперы. У Энрике Карузо, Марио Ланца, и Ирины Архиповой были миллионы поклонников по всему миру. Лучано Паваротти и Пласидо Доминго собирали сотни тысяч слушателей на огромных стадионах.
Сцена фильма « Кармен» с Архиповой и Марио Ланца
Величие Карузо состоит прежде всего в его скромности, в его постоянной работе над самим собою. Профессиональный музыкант, он целыми днями без устали искал новые интонации, новые вокальные эффекты, оставаясь в то же время верным партитуре. И если Карузо не удавалось найти того, что он искал, что подсказывало ему верное чутье художника, певец впадал в глубокое отчаяние: проклинал себя и в глубокой печали, с безутешным видом захлопывал крышку рояля. И даже после окончания самого удачного спектакля, счастливому, ему казалось, что все-таки не удалось отдать всего, чем было переполнено его сердце артиста. Его душа певца трепетала от лирической взволнованности, навеянной звуками. Энрике Карузо оставил глубокий след в искусстве пения, создал свой стиль, высшую
школу вокала. До сих пор хранится очень много старых грамзаписей, подтверждающих это мнение.
Карузо - портрет
Испокон веков повелось, что самый лучший оперный певец, вызывающий наибольший восторг у слушателей, это тенор. Лучано Паваротти, с этой точки зрения, современный представитель этой исторической итальянской вокальной техники.
Паваротти , Даминго, Хосе Карреас – на концерте
Позднее суперзвездами становились басы, например, Федор Шаляпин.И только в новое время на пьедестал, созданный публикой, взошли баритоны. Для баритонов написаны гениальные оперные партии. Двадцатый век подарил миру целую плеяду гениальных баритонов, которым рукоплескал весь мир. Титта Руффо сыграл выдающуюся роль в развитии оперного искусства не только Италии, но и всего мира.
Федор Шаляпин – фото в роли Мефистофеля
Дмитрий Хворостовский тоже пользуется заслуженной популярностью не только на родине, но и за ее пределами. Дмитрий Хворостовский имеет регулярные ангажементы в известных мировых театрах.
Дмитрий Хворостовский фото с концерта
Певицы мирового уровня есть и в России. Обладая уникальным, бархатного оттенка голосом, Елена Образцова создала свой, очень яркий, только ей присущий мир ее образов и героинь.
Елена Образцова в роли Кармен
Сегодня на лучших оперных сценах блистает русская прима - Анна Нетребко.
ЕЕ относят к тому редкому типу оперных певцов, которым отпущено Богом сразу многое: голос, музыкальность, артистизм, красота, работоспособность и обаяние.
Анна Нетребко – на сцене
Замечательным вокалистам современности посвятил свои стихи Игорь Андрюшкин:
О, как прекрасны эти голоса,
В них рай земной, в них все природы краски!
Ведь с ними забывается тоска,
Они меня уводят, словно, в сказку!
Да! Пенье дивных оперных певиц
Мне просто согревает душу!
Я вдохновляюсь голосами их!
Ведь с ними жизнь становится вся лучше!
Оперный спектакль