Музыкально-ритмические занятия для детей с психоневрологическими заболеваниями.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Учитель музыкально-ритмических занятий Корнейчук Татьяна Альфредовна,

КГУ «Центр по оказанию специальных социальных услуг» г. Семей


Проведение музыкально-ритмических занятий для детей с психоневрологическими заболеваниями.

Музыкальные занятия с детьми с умственной недостаточностью, возникшей в связи с органическим поражением головного мозга различной тяжести и локализации, проводятся с учетом индивидуальных возможностей детей, особенностей заболевания. Так, для детей с диагнозом умственная отсталость занятия строятся эмоционально, с быстрой сменой видов музыкальной деятельности, чтобы избежать утомления. Важной задачей музыкально-ритмических занятий является преодоление речевого недоразвития (насколько это возможно) и практическое овладение речевого навыка (понимание значения слова и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи) через пение. Особое место в певческой деятельности уделяется пропеванию гласных звуков, так как именно они придают речи четкость, разборчивость.

На музыкальных занятиях с детьми с интеллектуальным недоразвитием большое внимание уделяется развитию слухового и зрительного восприятия, а также совершенствованию двигательных навыков.

Речь, музыка и движение на занятиях должны быть тесно взаимосвязаны. Только в этом случае педагог может добиться чистоты интонирования и выразительности в пении детей. В различные виды движений под музыку вводится речевой материал в разнообразных формах: тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки.

Проведение музыкальных занятий строится по принципу тематизма. Отличительной чертой тематических занятий является то, что здесь музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой. Это дает возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. При этом активность детей значительно повышается. Смена видов деятельности способствует более быстрой ориентировке детей в определении характера музыки, в восприятии ее содержания и средств музыкальной выразительности.

Наряду с общей темой, нацеленной на ознакомление с окружающим, в занятии может ставиться и более конкретная задача, связанная непосредственно с особенностями музыки и ритмики. Например, может стоять задача ознакомления детей с такими понятиями, как «ритм», «динамика», «звуковысотность» и др.

Так, тема «Ритм» может быть отражена в музыкально-ритмической деятельности и в игре на инструментах, в восприятии и выразительном чтении стихов, в танцевальной деятельности, и др.

Важной задачей музыкального воспитания умственно отсталых детей является развитие у них слухового внимания и эмоциональной отзывчивости на музыку. Проведение систематических музыкальных занятий с детьми пробуждает у них интерес к музыке. Они могут эмоционально реагировать на характер музыкальных произведений и передавать его в движении.

Например, детям дают игрушку (зайчика, мишку, лошадку), предлагая поиграть с ней. Затем дети, подражая воспитателю, повторяют за ним характерные движения, изображая кошку, зайчика, птичку и т. д. Только после этого музыкальный руководитель исполняет музыкальное произведение, и дети, продолжая играть, передают образ в движениях под музыку.

Одной из важных особенностей музыкально-ритмического занятия является то, что в процессе его обязательно соблюдается личностно-ориентированный и дифференцированный подход к детям. Известно, что уровень развития детей в группе разный. У каждого ребенка свои индивидуальные особенности, связанные с его личностным развитием, с теми нарушениями, которые у него имеются. Поэтому педагоги заранее должны продумать разные варианты одного и того же учебного задания, имеющие разную степень сложности, с тем чтобы выполнение его было доступно всем детям.

Еще одной характерной особенностью музыкально-ритмических занятий с умственно отсталыми детьми является присутствие и непосредственная помощь воспитателя группы. Воспитатель оказывает помощь музыкальному руководителю в проведении музыкально-ритмического занятия детей с целью выявления уровня их музыкального развития и наиболее эффективного достижения поставленных задач. На занятии музыкальный руководитель при показе или объяснении нового материала часто обращается к музыкальному инструменту (фортепиано) и не всегда может показать то или иное ритмическое или танцевальное движение, а случае с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости и помогать выполнять движения, водить хороводы и т.п. В этом случае помощь воспитателя необходима.

Все педагоги учреждений такого вида должны работать в тесной взаимосвязи, хорошо осознавая, что от их совместной работы, взаимопомощи, взаимопонимания во многом зависит успешность коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого средствами музыкального воспитания детей.

Организационные особенности.

Объем и сложность учебного материала определяются учителем исходя из возможностей детей группы, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка группы.

Выбирая формы и методы взаимодействия с детьми на занятии, учитель должен помнить, что наибольшей трудностью для детей является перенос знаний в изменённую ситуацию. Поэтому на музыкальных занятиях должны быть созданы условия (или ситуации), максимально приближенные к таким темам, которые знакомы детям или же к таким действиям, которые выполняются умственными детьми каждый день. Это прежде всего обычные танцевальные движения, вокальные упражнения, требующие использования элементарных музыкальных знаний и навыков. Поэтому, помимо традиционных форм проведения музыкально-ритмических занятий, необходимо чаще использовать такие формы и методы обучения, как экскурсия, интегрированные уроки (музыка, развитие речи и труд, музыка, ритмика и логопедия) практические работы, деловые и дидактические игры.

Оценка результативности обучения.

На 1 и 2 этапах обучения у детей предполагается формировать элементарные музыкально-танцевальные представления. Их формирование связано с овладением пространства, элементарными танцевальными движениями, певческими навыками и умением эмоционально откликаться на музыку.

Умение может сформироваться только в совместной деятельности ученика и учителя. При этом мера помощи учителя может быть различной. Это могут быть следующие способы действия ученика:

По подражанию: учителю, когда педагог показывает перед ребенком все этапы исполнения танца или песни, а ребенок их повторяет вслед за педагогом;

По словесной инструкции: В данном случае учитель поэтапно руководит деятельностью ученика. Используя только речь.

Настоящей адаптированной программой, применяемой в «Центре по оказанию специальных социальных услуг» заданы условия для реализации принципов дифференцированного и индивидуального подходов к детям в процессе обучения, а также к безотметочному обучению детей.

В данную программу входят изучение тех знаний, умений и навыков, которым должны овладеть дети, так как без них невозможна социальная реабилитация и адаптация ребенка с проблемами в психическом развитии.

Ожидаемые результаты.

Дети должны уметь. Реагировать на музыку движениями тела, хлопками, притопами. Слушать музыку, запоминать простую мелодию и узнавать ее. Понимать, что музыка является выражением реальной действительности. Узнавать звучание пианино и детских музыкальных инструментов. Петь простые песенки в сопровождении педагога. Выражать интонацией характер песни. Различать музыкальный темп – «быстрый, медленный»; характер – «веселый, грустный»; контрастность регистров – «высокий, низкий». Ходить по залу друг за другом, соблюдая одинаковые расстояния между собой. Строиться в пары и двигаться по залу парами, соблюдая одинаковые расстояния. Выполнять под музыку простейшие движения с предметами и без них. Вовремя начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием мелодии. Передавать основные характерные движения персонажей.

Основными методами и приемами работы с детьми на музыкальных занятиях являются:

  • наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование грамзаписи);

  • зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер

музыки; показ танцевальных движений);

  • совместные действия ребенка с взрослым;

  • подражание действиям взрослого;

  • жестовая инструкция;

  • собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.

При проведении музыкальных занятий необходимо соблюдать ряд условий:

  • регулярность проведения занятий;

  • простоту и доступность для восприятия детьми музыкального материала (по форме и содержанию);

  • выразительность предлагаемых детям музыкальных произведений, их яркость и жанровую определенность;

  • сочетание в рамках одного занятия различных методов работы учителя и видов деятельности детей;

  • повторяемость предложенного материала не только на музыкальных, но и на других видах занятия;

  • использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов, детских музыкальных инструментов и т. д.);

  • активное и эмоциональное участие взрослых (воспитателей, педагогов-дефектологов, родителей) в проведении музыкальных занятий, праздников, досуга.

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы

1. Активное слушание музыки (подразумевается восприятие музыки с соответствующими, сопутствующими характеру музыки движениями).

2. Пение.

3. Музыкально-ритмические движения и танцы.

4. Игра на элементарных музыкальных инструментах.

5. Автоматизация произносительных навыков через пение

путем применения фонетической и логопедической

ритмики.

Активное слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, воспитанию потребности слушать музыку, активизирует эмоции, приучает сосредоточиваться в ответ на ее звучание, учит узнавать и запоминать знакомые мелодии.

Пение способствует активизации речевого развития и слухоречевого внимания, развитию у детей желания петь совместно со взрослым (пропевать слоги, слова, целые фразы, подражая его интонации); воспитывает умение действовать сообща в коллективе сверстников (одновременно начинать и заканчивать песню — не отставая и не опережая друг друга, петь с музыкальным сопровождением); учит пользоваться естественным голосом без форсировки и развивает мелодико-интонационную сторону речи.

Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению. На занятиях поощряется проявление детьми самостоятельности в движениях под музыку, умение передавать простейшие ритмические движения: ходить по залу, не мешая друг другу, сходиться вместе и расходиться, двигаться по кругу по одному и парами, реагировать сменой движения на изменение характера музыки (маршевый, танцевальный, песенный, плясовой, спокойный), выполнять элементарные движения с предметами (платочками, погремушками), помахивать ими, вращать их, владеть простейшими танцевальными и образными движениями по показу взрослого, притопывать ногами, пружинить на двух ногах, вращать кистями рук, помахивать одной и двумя руками, легко прыгать на двух ногах, идти спокойным, мягким шагом, выполнять движения, соответствующие характеру и поведению персонажей (изображаемых людей и животных).

В процессе танцев у детей совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.

Игра на музыкальных инструментах является составной частью музыкального занятия. В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируются чувство партнерства и произвольная организация собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма.

В данный раздел также включены музыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей развиваются слуховое внимание и восприятие, совершенствуется взаимодействие различных анализаторов. Восприятие разнообразных серий звуков, отличающихся по высоте, длительности и силе звучания, воспроизведенных в разном темпе на различных музыкальных инструментах или прослушанных в звукозаписи, активизирует умение детей дифференцировать звуковые характеристики и особенности воспринимаемых мелодий в разнообразных ситуациях.

Во всех своих докладах и выступлениях на педагогических чтениях и методических советах я всегда утверждаю с полной уверенностью, что музыка доступна и необходима для детей с умственной недостаточностью, так как она развивает слух, творческие способности, эстетические и нравственные качества и, кроме того, несет в себе огромную коррекционную направленность в социальной адаптации и реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием.