Планирование Музыка (5-7 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Давликеевская основная общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________/ /


Протокол МО

___ от «__»_______2016 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

УВР ___________Гарифуллина Л.И./ /


«Утверждаю»

Директор

___________/Ногманов М.Р. /


Приказ

__ от «___» __________2016 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по музыке, 7 класс

1 ч. в неделю, за год – 35 ч.



Составила: Учитель музыки

первый квалификационный категории

Шакирова Ризида Разиховна



Рассмотрено на педагогическом совете

Протокол № 1 от «29» августа 2016 г.





2016 – 2017 учебный год







Пояснительная записка




Рабочая программа по предмету музыка для 7 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. (с изменениями на 23 июня 2015 года);

  • Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год).

  • Основной образовательной программы МБОУ «Давликеевская основная общеобразовательная» Апастовского муниципального района Республики Татарстан, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2013– 2018 годы.

  • Учебный план обсуждён и принят на заседании педагогического совета школы (протокол №1 от 29.08.2016 г.).



В соответствии с учебным планом школы, на изучение предмета на музыку в 7 классах – 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

изучение музыки направлено на достижение следующих целей:


становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


задачи:


- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

-способствовать развитию интереса к музыке;

-способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;

содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  • овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;

  • воспитание слушательской и исполнительской культуры

каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 7класса.

реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод игры.

виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. в сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке ( личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

социально-философский уровень осознания связи музыки с жизнью на основе музыкально-художественной грамотности, которой достигли школьники к этому времени. обобщение содержания обучения всех предыдущих лет через следующие темы.

первая четверть. что значит современность в музыке.

вторая четверть. музыка «серьезная» и музыка «легкая».

третья четверть. взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.

четвертая четверть. великие наши «современники».

таким образом, основное направление занятий по музыке состоит в том, чтобы путем изучения закономерностей музыкального искусства помочь учащимся постичь законы нравственности и человеческих отношений, т. е. осознать вечные проблемы жизни, а значит, и вечные темы в искусстве.


Требования к уровню подготовки обучающихся


знать/понимать:

  • понимать роль музыки в жизни человека;

  • иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);

  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

  • иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

  • иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;

  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.















Основное содержание



1 четверть. что значит современность в музыке? что значит современность в музыке? современная ли музыка и.с.баха? искусство в борьбе за сохранение жизни на земле. человек – главный герой искусства. тема страдания в музыке xviii, xix, xx вв. Л.В.Бетховен соната № 14. может ли быть современной классическая музыка?


2 четверть.музыка «легкая» и «серьезная». новые краски музыки xx века . музыка «легкая» и «серьезная» . «легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (полька). «легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (вальс). «легкое» и «серьезное» в песне. ансамбль – значит вместе. музыка – язык, понятный всем.


3 четверть. взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. бардовская песня. джаз – дитя двух культур. джаз и европейский симфонизм – неожиданный сплав. от оперы к оперетте. мюзикл. периоды развития. от оперы к рок-опере. «легкая» музыка в драматических спектаклях.


4 четверть. великие «наши современники». слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра. роль «легкой» и «серьезной» музыки в драматическом спектакле. два протока могучей реки. обобщение темы «взаимопроникновение легкой и серьезной музыки». великие наши «современники» Л.В.Бетховен. человек и народ – герои М.П.Мусоргского. традиции и новаторство в творчестве С.С.Прокофьева. обобщение тем года.


























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Раз-дел


Тема урока


Количес-тво часов


Цели урока


Разучивание


Дата


Планирование результатив-ности

Обеспечение учебного про-цесса (нагляд-ность, дидак-тический мате-риал, учебная литература, ТСО)


Домашнее задание

по пла

ну

по

фак

ту

1

Что значит современность в музыке?

Что значит современность в музыке?

1

Уметь разграничивать понятия «мода» и «современность»

«Как здорово…» О. Митяева

05.09.



«Красота спасет мир» Ф.М.Достоевский

Хрестоматия, магнитофон, кассета

Записать в тетради текст любимой песни, проанализиро-вать ее


2

Современная ли музыка И.С.Баха?

1

Знать значение термина «токката»

«Как здорово…» О.Митяева

12.09.


И.С.Бах «Токката и фуга», «Шутка»

Хрестоматия, магнитофон, кассета, портрет


«Как здорово…»

3,4

Искусство в борьбе за сохранение жизни на земле

2

Уметь находить общее в музыкальном языке, влияние музыки на чувства людей


«Все преодолеем» муз. П.Сигера

19.09.

26.09.


«Все преодолеем» , «Кто с нами?»муз. П.Сигера

Хрестоматия, магнитофон, кассеты

«Все преодолеем»

5

Человек – главный герой искусства

1

Знакомство с понятием «рок-опера»

«Джаз» муз. Я. Дубравина

03.10.


Ария из «Бразительской бахианы № 5» В.-Лобоса

Хрестоматия, магнитофон, кассеты

Написать в своих тетрадях музыкальные впечатления о прослушанных на уроках произведениях

6,7

Тема страдания в музыке XVIII, XIX, XX вв.

2

Дать определение понятию «страсти», уметь следить за развитием музык. темы

«Джаз» муз. Я.Дубравина

10.10.

17.10.


И.С.Бах «Страсти по Матфею»

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин

«Джаз»

8.9

Л.Бетховен Соната № 14

2

Знакомство с музыкальной формой «сонната», определить в чем состоит современность Сонаты №14

«Для всех людей» муз. Ю. Саульского, сл. Г.Поженяна

24.10

31.10


1-я часть «Лунной сонаты» Л.Бетховена

2-я и 3-я части «Лунной сонаты» Л.Бетховена

Хрестоматия, магнитофон, кассеты,портрет

«Для всех людей»












II четверть


п/п


Раздел


Тема урока


Количес

тво часов


Цели урока


Разучивание


Дата


Планирование результативности

Обеспечение учебного процесса (наглядность, дидактический материал, учебная литература, ТСО)


Домашнее задание

по пла

ну

по факту

11

Музыка «легкая» и «серьезная»

Новые краски музыки XX века

1

Знать определение понятий «авангардизм», атональная музыка

Знакомство с авторской песней Б.Окуджавы «Музыкант»

14.11.


Слушание произведения А.Оннегера «Пасифик № 231»

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты



12

Музыка «легкая» и «серьезная»

1

Уметь разграничивать музыка «легкую» и «серьезную» по содержанию и восприятию


«Музыкант» Б.Окуджавы»

21.11.


Пол Уинтер «Звуки над водой»

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты

«Музыкант». Сочинить нес-колько вариан-тов ритмичес-кого аккомпа-немента

13

«Легкое» и «Серьезное» в танцевальной музыке (полька)

1

Знать о преобла-дающей роли ритма в танцевальной музыке. Уметь опреде-лять характерный ритмический рисунок польки

«Надежды маленький оркестрик» Б.Окуджавы

28.11.


«Полька – пиццикато» И.Штрауса, «Итальянская полька» С.Рахманинова

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты

«Надежды маленький оркестрик» Б.Окуджавы

14

«Легкое» и «Серьезное» в танцевальной музыке (вальс)

1

Знать жанровое многообразие танцевальной музыки

«Школьный корабль» Г.Струве

05.12


«Вальс-фантазия» М.И.Глинки

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты

Подготовить сообщение л Патрисии Каас

15

«Легкое» и «Серьезное» в песне

1

Знать значение слов «шансон», «шансонье», характерные особенности современной французской песни


«Школьный корабль» Г.Струве

12.12.


«История любви» Мирей Матье

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты

«Школьный корабль» Г.Струве

16

Ансамбль – значит вместе

1

Знать особенности и черты ансамблевого исполнения

«Вчера» гр.Битлз

19.12.


«Вчера» гр.Битлз

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты

Написать в тетрадях свои чувства по поводу песни гр. Битл «Вчера»

17

Музыка – язык, понятный всем

1

Ориентироваться в легкой музыке, которая должна отвечать требованиям высокого худ-го вкуса


Повторение

26.12.



Слушание по выбору учащихся или учителя

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты

Повторение



III четверть


Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки


Бардовская песня


2


Определение «бард», «бардовская песня»


Разучивание мелодии песни С.Никитина «Ночная дорога»

16.01

23.01.





Слушание песен В.Высоцкого, А.Галича


Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты


20,21


Джаз – дитя двух культур

2

Причины возникновения, истоки джаза

С.Никитин «Ночная дорога»

30.01.

06.02.




Зачитывание стихотворений В.Турчанского, В.Берковского

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты


К «легкой» или «серьезной» музыке можете отнести авторскую песню? Написать в тетрадях


22

Джаз и европейский симфонизм – неожиданный сплав

1

Основы происхождения симфоджазовой музыки

«Говоришь, чтоб остался я» Ю Кукина

13.02



Прослушивание джазовых произведений (Приложение)

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты


С.Никитин «Ночная дорога»

23

От оперы к оперетте

1

Определение «оперетта», ее характерные особенности, черты

«Говоришь, чтоб остался я» Ю Кукина

20.02



И.Дунаевский «Песня об Одессе», оперетта «Белая акация»

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты


Что такое джаз?

24,25

Мюзикл. Периоды развития

2

Истоки появления жанра мюзикла. особенности

«Как здорово…» О.Митяева

27.02

05.03.




«Звуки музыки» Р.Роджерса

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты


«Говоришь, что б остался я» Ю Кукина

26

От оперы к рок-опере

1

Сплав традиций и новаторства способствовал возникновению нового жанра – рок-оперы


«Домик в деревне» В.Мигули

12.03



Л.Бернстайн «Вестсайдская история»

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты

«Как здорово…» О.Митяева

27

«Легкая» музыка в драматических спектаклях

1

Выявить роль частушки в драматическом произведении

Повторение

19.03.



По выбору учащихся

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты


«Домик в деревне» В.Мигули

28


Обобщение темы четверти

1



02.04







IV четверть


Великие «наши современники»

Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра

1

Утвердиться в мнении, что музыка Бизе по строю чувств не менее современна для нас, чем музыка современников


Повторение

09.04



«Кармен-сюита» Р.Щедрина

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты

Подумайте почему именно виброфон использовал Щедрин для создания образа Кармен

30


Роль «легкой» и «серьезной» музыки в драматическом спектакле

1

Характерные черты творчества А.Хачатуряна

«Песенка герцога» (фрагмент из оперы Риголетто)

16.04.



«Галоп» и «Вальс» А.Хачатуряна

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты


«Песенка герцога» (фрагмент из оперы Риголетто)

31

Два протока могучей реки

1

Значение вкрапления в музыкальную ткань драматических произведений легкой музыки


«Песенка герцога» (фрагмент из оперы Риголетто)

23.04.



Прослушивание фрагментов оперы Дж. Верди «Риголлето»

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты


32









Обобщение темы «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки»

1

Уметь определять и анализировать произведения легкой и серьезной музыки


Знакомство с творчеством композитора А.Шнитке

30.04.



Л.Бетховен «Аллегретто»

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты

Найти материал о А.Шнитке

33

Великие наши «современники». Л.Бетховен

1

«Экоссез», «Каприччио»

9-я симфония Л.Бетховена

07.05.



Л.Бетховен «Экоссезы», «Рондо-каприччио»

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты


Пересказ 9 –й симфонии

34

Человек и народ – герои М.П.Мусоргского

1

Новаторство музыки М.П.Мусоргского

Знакомство с оперой М.П.Мусоргского «Борис Годунов»

14.05.



«Борис Годунов» М.П.Мусоргского: «Пролог»

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты


Найти материал о М.П.Мусоргском

35

Традиции и новаторство в творчестве С.С.Прокофьева. Обобщение тем года

1

Традиционные и новаторские черты С.С.Прокофьева

Повторение

21.05.

28.05.


По выбору учащихся

Хрестоматия, магнитофон, кассеты, репродукции картин, портреты


Повторение



Список литературы для 7 класса.

Учебно-методическое обеспечение

1. Сборник нормативных документов. Музыка: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2004.

2. Сергеева Г.Т. Музыка. Учеб. Для учащихся 7 кл. общеоброзоват. учреждения/ Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. — М.: Просвещение, 2009. (электронная версия)

3.Анвар Бакиев. Жыр дәресләре.-К:Татарское книжное издательство,1970.

4.Сайфуллин Р.Т. Музыка дәресләре.5-7 классы,К:Мәгариф,2004.


Дополнительные пособия для учителя:

  1. СМИ-Интернет - ресурсы.

  2. Сборники детских песен.


Видеоматериалы или экранно-звуковые пособия

1. Комплекты компакт-дисков: «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства».

«Сказанием встает Казань».

«Классическая музыка из кинофильмов».

«Шедевры русской живописи».

«Современное российское искусство».

«Сборники произведений И.С.Баха, Л.Бетховена, В.А.Моцарта».

«Жизнь и творчество Нәҗипа Җиһанова”.

“Ж изнь и творчествоРустема Яхина”.

Караоке детских песен на татарском и русском языках.