Великий кюйши современности Каршыга Ахмедияров

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема урока: «Великий кюйши современности Каршыга Ахмедияров»


Цель:

Познакомить с биографией и творчеством музыканта 21 века, композитором, дирижером, кюйши-домбристом, виртуозным исполнителем , народным артистом Республики Казахстан Каршыгой Ахмедияровым; подчеркнув исключительную роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры. Обобщить знания по разделу «Музыкальные портреты современников».

Задачи урока:

Образовательная:

-сформировать знания о народной профессиональной музыке Казахстана, жизни и творчестве К. Ахмедиярова; закрепить знания учащихся по пройденным темам четверти.

-в процессе вокально-хоровой работы формировать навыки исполнительского мастерства.

Развивающая:

-развивать критическое мышление, эмоциональный отклик на музыку К. Ахмедиярова и способность к рефлексии.

Воспитательная:

-на основе эмоционального восприятия инструментальных произведений, воспитывать уважение и любовь к традиционной народной домбровой музыке.

Тип урока: комбинированный.

Методы: опрос, беседа, работа в группах, диалог.

Основные понятия темы: кюй, кюйши, традиции исполнительского мастерства.

Материальное обеспечение:

-интерактивная доска, компьютер, портрет кюйши, аудио-видео записи, флеш-карта, раздаточный материал.

Ход урока.

1.Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! (приветствие трех-язычие). Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, передав друг другу и нашим гостям хорошее настроение. Садитесь.

2. Актуализация опорных знаний:

-Ребята, когда вы входили в класс, звучала мелодия и вы без труда сможете определить жанр музыки, по вашему мнению, это вокальная или инструментальная музыка?

 ( «инструментальная музыка». ( Звучит кюй Курмангазы).

 - Правильно, прозвучал фрагмент инструментальной музыки.

- А, кто назовет имя композитора этого произведения? (Курмангазы)

-Как называется это произведение? (Сарыарка)

Домашнее задание на опережение:

- Даниил Демчук, напомнит нам понятия «кюй», «кюйши» и на каком инструменте исполняют кюй. ( загадывает загадку: Ты знаешь край, где степь обильем дышит, где воздух чище серебра, где ветерок степной ковыль колышет, в просторных юртах здесь звенит – Домбра. Кюй - инструментальная пьеса, исполняемая на народном инструменте (домбре). Кюйши - инструментальная пьеса, исполняемая на народном инструменте (домбре ).

- Правильно, ребята, а вы знаете, что домбра, самый традиционный, популярный и любимый народом музыкальный инструмент является одним из 7 чудес Казахстана , и Яна, нам подготовила информацию.

Яна Зенченко: В 2007 году группа казахстанских учёных определила 7 уникальных явлений культуры, сыгравших значительную роль в истории Казахстана. Национальными сокровищами признаны 7 объектов: 1) наскальные рисунки урочища Тамгалы, 2) второе чудо - археологическая находка «Золотой человек», 3) музыкальный народный инструмент домбра, 4) четвертое - казахская юрта, 5) пятым чудом Казахстана является - Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, 6) шестое уникальное явление - наскальные мечети Мангистау , 7) и седьмым уникальным явлением считается - монумент Байтерек.

 - А Женя, нам напомнит о музыкальном инструменте и связанной с ним легенде.

Женя Бондаренко: Домбра — народный музыкальный инструмент казахов. Во время раскопок близ города Аральска археологи нашли глиняную статую человека с домброй в руках, находка датируется IV — V веками до н. э. В Алматинской области, в местности Майтобе на наскальных рисунках увековечены танцующие люди и домбра. Эти изображения относятся к эпохе неолита. Существует несколько легенд о происхождении домбры. Одна из них гласит, что старший сын Чингисхана был убит на охоте раненым куланом. Отец, предчувствуя беду, пообещал отрубить голову тому, кто сообщит плохую весть о сыне. Никто не осмеливался рассказать Чингисхану правду, и лишь один певец сыграл на домбре песнь «О хромом кулане», из которой отец всё понял. Великий хан повелел отрубить певцу голову, но на что тот ответил: «Я ничего не говорил. Говорила моя домбра». И тогда Чингисхан казнил не старика, а домбру, вылив на её середину горячий свинец. Так на корпусе инструмента появилось отверстие и из шести струн, осталось две.

3.Пересадка по «сладкой мозаике»

4.Раскрытие темы:

1) мозговой штурм:

-  Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам ознакомиться с ресурсами и ответить на экспресс-вопросы , которые лежат у вас на столах.

2) самооценивание:

- каждый учащийся проверяет работу рядом сидящего ученика, и оценивают по балльной системе (один правильный ответ – один балл).

- Ребята, какая тема нашего урока? О ком и о чем, мы будем говорить? (- Каршыга Ахмедияров – великий кюйши современности.) -  Правильно, и сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством композитора-кюйши, который по праву считается продолжателем музыкальных традиций Курмангазы и Махамбета.

- И как мы это будем делать? ( - ответственно, с любовью)

- Ребята, сейчас мы с вами видим фото Каршыги Ахмедиярова и слушаем, созданный им кюй «Ак кайын» («Белая береза»), в исполнении автора. В казахской культуре Каршыга Ахмедьяров занимал особое место. Он один из немногих, кто попытался разгадать тайну домбры. Конечно, домбру – вечную спутницу казахов – до конца разгадать, пожалуй, не удастся никому. Такова сущность инструмента. Но вот заставить ее звучать по-новому, необычно, постичь новые её мелодии суждено только тем, кто посвятил свою жизнь казахской музыке. Таким был Каршыга – блистательный музыкант, прекрасный педагог, уникальный композитор. Имя Каршыга переводится как ястреб. И в искусстве он был именно таким – сильным, могучим, особенным. Играл так, что все без комментариев понимали, о чем «говорит» домбра, что хочет сказать. К.Ахмедияров среди домбристов выделялся тем, что владел техникой и ТОКПЕ, и ШЕРТПЕ традиций. Кюи Ахмедиярова – это современные кюи, синтезирующие выразительные приемы стилей токпе и шертпе, отличающиеся многими сложными техническими приемами игры. Именно Ахмедьяров, когда  шла подготовка к празднованию юбилея Махамбета в 2003-м году, настаивал, чтобы было изучено, подготовлено к изданию и пропагандировалось музыкальное наследие Махамбета. Он утверждал, что Махамбет, возможно, во-первых,  композитор и кюйши, а уже во вторых – Поэт. И сам реставрировал и выпустил в свет музыкальные творения легендарного воина-поэта. К,Ахмедияров – является продолжателем казахской домбровой традиции.

- Ребята, давайте вспомним, когда и где родился К.Ахмедияров? ( 25 марта 1946 года, с. Тандай, Баксайского района, Гурьевской области ( ныне Махамбетского района, Атырауской области).

- Какие домровые кюи созданы К Ахмедияровым? («Нарын», «Жумыр кылыш», «Желдiрме», «Ак кайын»).

-с какого и по какой года, К.Ахмедияров обучался в Государственной консерватории им. Курмангазы?( с 1965 по 1972 г.)

-Какая премия и в каком году была врученаК. Ахмедиярову? (Государственная премия Казахской ССР в 1982г.)

5. Физминутка

6.Слушание:

- Ребята, сегодня к нам на урок, пришли гости ученица 3кл. школы искусств Булекпаева М. и преподаватель по классу домбры Улпан Мейрамовна, они исполнят для нас и наших гостей кюй «Косбасар 3» К.Ахмедиярова .

Вопросы:

- Ребята, что вы можете сказать об этом произведении? Какое оно по характеру, настроению? (кюй написан в стиле шертпе).

-Как вы думаете, это кюй-посвящение (арнау кюй)? Кому посвятил свой кюй К.Ахмедияров? (посвятил своему младшему сыну Ерболату, студенту 2 курса консерватории им. Курмангазы).

7. Пение: распевание на слоги «ля» и «ло», на стаккато и легато; исполнение песни С.Ашимова «Наурыз туралы»;

8.Оценивание: лидер группы выведет нам оценки, опираясь на ваши листы ответов, после этого учитель озвучивает оценки

9. Рефлексия:

- Ребята, о каком композиторе-кюйши, мы вели беседу на уроке? Какие произведения автора, слушали? Понравился ли вам урок, и почему? Если понравился, поднимите красные карточки, если не понравился – синие).

10.Домашнее задание: найти в интернет-ресурсах интересные факты из жизни и творчества К. Ахмедиярова.

11.Выход учащихся из класса под музыкальное сопровождение.