4 класс
IV четверть
Раздел IV «Горю, гори ясно, чтобы не погасло»
Урок №4
Тема: Народные праздники. «Семик».
Цель: Продолжить знакомство с народными праздниками.
Задачи:
1. Прививать интерес к русской культуре, обычаям и традициям русского народа.
Формировать представление о Руси Православной, развивать кругозор и творческие способности учащихся.
Воспитывать в детях радость того, что мы родились и живём в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории; любовь к Родине и её природе.
Продолжение темы (расширение, углубление и усвоение новых знаний о народных праздниках).
Эпиграф к уроку: Здравствуй, Русь, моя родная!
Всё наше милое, доброе - здесь.
Мы и душой, и глазами
Смотрим на всё, что тут есть.
Всё здесь Святое, всё Божье –
Небо, природа, народ!..
Мне дорог до боли в сердце
Край, где берёзка растёт.
Всё здесь родное, понятное
Запах полыни, вкус мяты...
Милый, намоленный край,
Здесь начинается Рай.
Лариса Афанасьева
Народный древний праздник «Семик».
Сообщение.
Слово учителя: - «Семик» начали праздновать на Руси с начала XVIII века, он был введён в быт русского народа в годы царствования Петра I и был одним из весёлых «затей».
«Семик» предшествовал основному дню праздника - Троицкому воскресенью, а назывался он так потому, что отмечался в седьмую неделю после Пасхи - в четверг.
Четверг у православных христиан - самый благоприятный день недели. Утверждалось удачливо любое дело, начатое в четверг.
В народе сложилось немало поговорок и песен, посвящённых семику: «Честь и хвала, что Масляна Семик в гости позвала».
Семиричное число считалось возвышенным, великим, превосходным. «Семь вёрст до небес» (о неизвестной дороге);
«Седьмая вода на киселе» (о сомнительных родственниках);
«Семи пядей во лбу» (о человеке большого ума);
«Семь раз отмерь...» (предостерегали от поспешных решений);
Семь недель от Пасхи до Троицы (достоинство этого числа);
«Семь чудес света» (поражали людей);
«Семь богатырей» (в сказках).
В дни семика славили зелёный мир, окружающий нас:
«Троица на цветах, А семик - на ветвях».
«Семичная», или «Русальная» неделя была самым любимым праздником молодёжи. Об этом пелось:
Как у нас в году три праздника:
Первый праздник - Семик честной,
Другой праздник - Троицы день,
А третий праздник - Купальница.
Семик называли «зелёными святками», так как был наполнен разнообразными обрядами, подобно рождественским святкам.
С детства каждому из нас известна народная песня «Во поле берёза стояла»? слова: «Пойду я в лес погуляю, Белую берёзку заломаю...»
Поём её, не вдумываясь в смысл: зачем надо ломать берёзу?
Эта песня - «семичная». В четверг перед Троицей девушки гурьбой ходили в лес, выбирали молодую берёзку и заламывали вершинку, затем начинался весёлый обряд вокруг «заломанной» берёзки
Из веточек и травы делали чучело кукушки, затем «крестили» её, во время «крещения» девушки «кумились», становились родными и просунув лицо в завитый берёзовый венок целовались и обменивались нательными крестами. При этом пели:
Покумимся, кума, покумимся.
Нам с тобою не брониться,
Век дружиться!
Шуточная церемония «крестин» всерьёз сближала юных девушек, роднила из, и «покумившиеся» часто оставались верными подругами на долгие годы, а то и на всю жизнь.
Во время кумления звучали различные пожелания:
«Ещё тебе подрасти, да побольше расцвести» (девочке-подростку);
«До налетья косу тебе расплетать надвое,
Чтобы свахи и сваты не выходили из хаты,
Чтобы не сидеть тебе по подлавочью!» (девушке на выданье,
так желали скорейшего
замужества);
«На лето тебе сына родить,
На тот год самой - третьей
Тебе быть!» (молодым женщинам)
С берёзой связан обычай завивания венков. В Семик ветки связывали в кольцо, загадывали судьбу.
Венок можно было завить на себя, а можно на кого-то другого, в День Троицы смотрели, что стало с венком: ветки венка не развились - будет долгая жизнь.
Для завивания венков выбиралось укромное место, чтобы злой человек не мог развить их.
На венках гадали, пуская их по воде:
утонет венок - к смерти;
прибьётся к берегу - замужество в своей деревне;
проплывёт дальше - идти замуж на чужую сторону;
уплывёт - не быть свадьбе в этом году.
Под молодой сочной берёзкой водили хороводы, пели песни.
Сергей Белорусец
С давних пор и по сейчас
Хоровод в чести у нас.
Нынче - праздник. Эй, народ!
Заводи-ка - хоровод!..
Семичный четверг в лесу - это девичий праздник. В этот день природа, накануне буйного летнего цветения, напоминает юную девушку на пороге взрослой жизни.
К берёзке девушки приносили скатерти и устраивали трапезу. Главным блюдом этой трапезы была яичница. Её готовили дома, а к месту праздника приносили в глиняной посуде, ели ложками, а потом ложку полагалось бросить над ржаным полем - как высоко ложечка взлетит, такой высокой и рожь уродится.
А взрослые в этот день и парни, будущие хозяева, спешили на ярмарку, на большой базар.
О семичной ярмарке сложилась шуточная поговорка:
«Накануне семика проучила прасол мясника,
А на самый семик - прасола мясник».
Прасолами называли торговцев скотом. В семичную ярмарку случались и такие сделки: кто кого надует. Но партнёры не обижались: ярмарка была не только шумным торжищем, но и местом общих забав и развлечений. Она не обходилась без каруселей, кукольного театра, Петрушки, шарманщиков и медвежьих танцев.
В день Троицы окрестности оглашал торжественный благовест со всех колоколен, в храмах, украшенных зеленью, или молебны.
Древние славяне считали, что берёза обладает особенной жизненной силой, поэтому только это деревце приносили домой, наряжали лентами и ставили в переднем углу, как новогоднюю ёлку.
Смотрите приложение к уроку Троицкие гулянья (фольклорный праздник), проводится на внеклассном мероприятии.