Рабочая программа ФГОС Искусство

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Администрация города Улан-Удэ

Комитет по образованию

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»



Рассмотрено

на заседании МО

_______________________

Протокол № ____

«_____»_______________20 г



Принято на заседании МС


Протокол № _______


«_____»_______________20 г


Утверждаю: 

Директор МАОУ СОШ № 25


________________________

«___» _______ 201__ г.





Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


курса Музыка

уровень обучения ___ базовый ___ год обучения ____пятый___

для учащихся ___5__ класса

УМК «Музыка» Критская Е. Д., Сергеева Г. П.

Автор Макарова О. К.






г. Улан – Удэ, 2015г.


Пояснительная записка.


Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена

на основе:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Министерство образования и науки Российской Федерации.

- Примерной программы основного общего образования по музыке.

-Авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-7 класс (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 год), разработанной в соответствии с требованиями ФГОС.

Обучение осуществляется по учебнику, включенному в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе Министерством образования и науки РФ.

В выборе программы предпочтение отдано программе, представляющей завершенную предметную линию 5-7 классы (программы и УМК «Музыка» Критской Е. Д., Сергеевой Г. П.)

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Общая характеристика учебного предмета, курса.


Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

В связи с тем, что ключевым требованием ФГОС ООО является духовно-нравственное воспитание школьников, программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Первое полугодие посвящено установлению связей между музыкой и литературой, а второе полугодие – связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимися в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной деятельности, творческие проекты (подготовка урока-концерта) и информационные (темы проектов «Взаимосвязь музыки композитора с произведениями изобразительного искусства»).

Место учебного предмета в учебном плане.


Данная программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: 1 час в неделю, 34 часа в год.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса.


Личностными результатами изучения музыки являются:

  • формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

  • совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

  • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

  • наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.


Метапредметными результатами изучения музыки являются:

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

  • оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;

  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

  • применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

  • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

  • участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметными результатами изучения музыки являются:

  • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

  • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

  • осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

  • применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

  • постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

  • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.


Содержание учебного предмета.


В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.


Тема года: “Музыка и другие виды искусства”


Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (17 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Перечень музыкального материала (I полугодие)

  • Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

  • Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

  • Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

  • Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

  • Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

  • Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплети-ся9 плетень; Уж ты, поле мое;

  • Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни.

  • Симфония 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

  • Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

  • Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

  • Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

  • Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.

  • Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.

  • Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

  • Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

  • Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.

  • Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

  • Вокализ. С. Рахманинов.

  • Вокализ. Ф. Абт.

  • Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш кина «Метель» (фрагмент).

  • Г. Свиридов.

  • Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

  • Песня венецианского гондольера (№ 6). Из

  • фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. .

  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

  • Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева.

  • Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого

  • хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин.

  • Концерт 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

  • Веснянка, украинская народная песня.

  • Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

  • Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

  • Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

  • Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод

  • М. Бородицкой и Г. Кружкова.

  • Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

  • Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта».

  • В.-А. Моцарт.

  • Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

  • Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

  • Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

  • Dignare. Г. Гендель.

  • Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

  • «Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

  • Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

  • Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

  • Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

  • Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

  • Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова

  • О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского

  • Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи

Б. Окуджавы.

  • Сэр возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.

  • Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

  • Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

  • Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.

Перечень литературных произведений

  • Из Гёте. М. Лермонтов.

  • Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

  • Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.

  • Венецианская ночь. И. Козлов.

  • Осыпаются листья в садах... И. Бунин.

  • Скучная картина... А. Плещеев.

  • Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.

  • Листопад. И. Бунин.

  • О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.

  • Война колоколов. Дж. Родари.

  • Снег идет. Б. Пастернак.

  • Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.

  • Горсть земли. А. Граши.

  • Вальс. Л. Озеров.

  • Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов.

  • Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.

  • Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.

  • Былина о Садко. Из русского народного фольклора.

  • Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

  • Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».

  • Музыкант-чародей. Белорусская сказка.

Перечень произведений изобразительного искусства

  • Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.

  • Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.

  • Золотая осень. И. Остроухов.

  • Осень. А. Головин.

  • Полдень. К. Петров-Водкин.

  • Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.

  • Ожидание. К. Васильев.

  • Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.

  • Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.

  • Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.

  • Песня без слов. Дж. Г. Баррабл.

  • Вальсирующая пара. В. Гаузе.

  • Моцарт и Сальери. В. Фаворский.

  • Садко. И. Репин.

  • Садко. Палех. В. Смирнов.

  • Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.

  • Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.

  • Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин.

  • Волхова. М. Врубель.

  • Новгородский торг. А. Васнецов.

  • Песнь Волжского челна. В. Кандинский.

  • Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.

Перечень музыкального материала (II полугодие)

  • Знаменный распев.

  • Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

  • Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

  • Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

  • Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

  • Аве, Мария. Дж. Каччини.

  • Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

  • Аве, Мария. И.-С. Бах — Ш. Гуно.

  • Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

  • Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

  • Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

  • Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.

  • Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

  • Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

  • Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

  • Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты).

  • В. Кикта.

  • Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.

  • Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

  • Каприс 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и

современные интерпретации).

  • Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и

  • струнных (фрагмент). А. Шнитке.

  • Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

  • Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

  • Симфония 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

  • Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

  • Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

  • Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.

  • Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

  • Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии. К Дебюсси.

  • Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

  • Мимолетности 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.

  • Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

  • Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

  • Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические

современные интерпритации).

  • Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова.

  • Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.

  • Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

  • Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

  • Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

  • Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой

Перечень произведений изобразительного искусства

  • Чувство звука. Я. Брейгель.

  • Сиверко. И. Остроухов.

  • Покров Пресвятой Богородицы. Икона.

  • Троица. А. Рублев.

  • Сикстинская мадонна. Рафаэль.

  • Богородица Донская. Ф. Грек.

  • Святой князь Александр Невский. Икона.

  • Александр Невский. М. Нестеров.

  • Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский»,

  • «Старинный сказ». П. Корин.

  • Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов.

  • Пейзаж. Д. Бурлюк.

  • Бурный ветер. А. Рылов.

  • Формула весны. П. Филонов.

  • Весна. Большая вода. И. Левитан.

  • Фрески собора Святой Софии в Киеве.

  • Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.

  • Н. Паганини. С. Коненков.

  • Антракт. Р. Дюфи.

  • Ника Самофракийская.

  • Восставший раб. Микеланджело.

  • Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

  • Скрипка. Р. Дюфи.

  • Скрипка. И. Пуни.

  • Скрипка. К. Петров-Водкин.

  • Скрипка. Е. Рояк.

  • Симфония (скрипка). М. Меньков.

  • Оркестр. Л. Мууга.

  • Три музыканта. П. Пикассо.

  • Православные храмы и их внутреннее убранство.

  • Готические соборы и их внутреннее убранство.

  • Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих;

  • Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.

  • Впечатление. Восход солнца. К. Моне.

  • Руанский собор в полдень. К. Моне.

  • Морской пейзаж. Э. Мане.

  • Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.

  • Композиция. Казаки. В. Кандинский.

  • Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.

  • Вечно живые. Цикл гравюр С. Красаускас.

Перечень литературных произведений

  • Мадонна Рафаэля. А. К.Толстой.

  • Островок. К. Бальмонт.

  • Весенние воды. Ф. Тютчев.

  • Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.

  • По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.

  • Слезы. Ф. Тютчев.

  • И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.

  • Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

  • Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.

  • Струна. К. Паустовский.

  • Не соловей то скрипка пела... А. Блок.

  • Березовая роща. В. Семернин.

  • Под орган душа тоскует... И. Бунин.

  • Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.

  • Реквием. Р. Рождественский.

  • Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.













Тематическое планирование



Название раздела, блока, темы

Количество часов


Основные термины, понятия.

Виды учебной деятельности.

всего

к/р

коммуникативная

регулятивная

познавательная

предметная


1 полугодие Музыка и литература


16ч






1.1




1 четверть.

Что роднит музыку с литературой?



Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.

Уметь выявлять сходство и различие выразительных средств в музыке и поэзии.

Передача собственных впечатлений о музыке.

Самостоятельно различать настроения, чувства, характер образов выраженных в музыке.

Определять характер, средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.


Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

2.23.3

Вокальная музыка.



Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Жанры вокальной музыки – песня.

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.


Самостоятельно различать, что речь может быть музыкальной, а слово может стать музыкой.

Понимать и определять произведения, в которых музыка и поэзия неразделимы.

Самостоятельно находить художественно-поэтическую и музыкальную мысль в произведении.

самостоятельно отличать дуэт от одноголосного исполнения.


Определять жизненную основу музыкальных интонаций.

Научиться внимательно и чутко относится к словам песни, к тексту, чтобы лучше понять музыкальный образ.


Знать/понимать: основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.

Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

4.45.5

Фольклор в музыке русских композиторов.



Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народнопоэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.

Своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народнопоэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.


Участвовать в коллективной исполнительской деятельности

отличать симфоническую миниатюру от других образов.

Самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки

Самостоятельно определять, как тембр музыкального произведения влияет на музыку.

Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.


Знать на основе, каких музыкальных средств выразительности

(контраст, повтор, вариационность) создан образ.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.


Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.


6.6.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.



Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада,

Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Принимать участие в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Исполнять сольно или в группах музыкальные произведения различных жанров в соответствии с их интонационно-образным содержанием.


Оценивать и соотносить характерные черты творчества композиторов.

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.


Знать/понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.

Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

7.7.

Вторая жизнь песни.



Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Оценивать и соотносить характерные черты творчества композиторов.

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.


Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.


8.8.

Контрольная работа


Тест.

Музыкальная викторина.


Выполнять учебные действия в письменно.


Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов.

9.9

Защита проекта


Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.





Взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.


10.1

2 четверть.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.



Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Передача собственных впечатлений о музыке.

Выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми.

Продуктивно сотрудничать со сверстниками.


Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.


Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.

11.2

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!..»



Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками.

( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием


Передача собственных впечатлений о музыке.

Выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми.

Продуктивно сотрудничать со сверстниками.


Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.


Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита.

Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

12.3

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.



Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Инсценировать песни (фрагменты детских опер, спектаклей, мюзиклов)

Импровизировать, передавая характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации).


Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.


Знать/понимать: особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д. Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

13.4

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.



Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Инсценировать песни (фрагменты детских опер, спектаклей, мюзиклов)

Импровизировать, передавая характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации).


Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.


Знать/понимать: имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику. Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

14.5

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.



Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми.

Продуктивно сотрудничать со сверстниками.


Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.


Знать/понимать: особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

15.6

Контрольная работа по теме «Музыка и литература»



Тест. Музыкальная викторина.


Выполнять учебные действия в письменной речи и во внутреннем плане.


Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов.

16.7

Обобщение темы «Музыка и литература»



Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми.

Продуктивно сотрудничать со сверстниками.


Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.


Взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

2 полугодие «Музыка и изобразительное искусство»

18ч






17.1

Что роднит музыку с изобразительным искусством.



Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми.

Продуктивно сотрудничать со сверстниками.


Понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

Планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнитель-

скими и учебными задачами.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, литературы.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы.


Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

18.2

Небесное и земное в звуках и красках.



Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми.

Продуктивно сотрудничать со сверстниками.


Понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

Планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнитель-

скими и учебными задачами.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, литературы.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы.



Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.

19.3

Звать через прошлое к настоящему



Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические)и особенности их драматургического развития (контраст)

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность.

Передача собственных впечатлений о музыке.

Выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми.

Продуктивно сотрудничать со сверстниками.


Понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

Планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнитель-

скими и учебными задачами.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, литературы.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы.



Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата. Уметь: сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально,образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.

20.4

Музыкальная живопись и живописная музыка.



Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов прощлого.

Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Передача собственных впечатлений о музыке.

Выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми.

Продуктивно сотрудничать со сверстниками.



Понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

Планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнитель-

скими и учебными задачами.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, литературы.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы.


Знать/понимать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западноевропейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.


21.5

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.



Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.

Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми.

Продуктивно сотрудничать со сверстниками.


Понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

Планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнитель-

скими и учебными задачами.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, литературы.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы.



Знать/понимать: Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

22.6

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.



Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми.

Продуктивно сотрудничать со сверстниками.


Понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

Планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнитель-

скими и учебными задачами.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, литературы.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы.


Знать/понимать: Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально, образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки;

23.7

Волшебная палочка дирижера.

Дирижёры мира.



Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми.

Продуктивно сотрудничать со сверстниками.


Понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

Планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнитель-

скими и учебными задачами.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.



Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы.


24.8

Образы борьбы и победы в искусстве.



Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми.

Продуктивно сотрудничать со сверстниками.


Понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

Планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнитель-

скими и учебными задачами.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, литературы.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы.



Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Сущность музыкального исполнительства как искусства интерпретации.

Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.

25.9

Контрольная работа по теме «Музыка и изобразительное искусство»


Тест. Музыкальная викторина.


Выполнять учебные действия в письменной речи и во внутреннем плане.


Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов.

26.

10

Обобщение темы «Музыка и изобразительное искусство»



Значение искусства в жизни современного человека.

Определять и правильно употреблять в речи изученные понятия.

Значение средств художественной

выразительности в создании музыкального произведения.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми.

Продуктивно сотрудничать со сверстниками.


Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.


Определять и правильно употреблять в речи изученные понятия.


27.1

4 четверть

Застывшая музыка.



Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.

Католические храмы и органная музыка.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального

произведения.

Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности.

Действовать самостоятельно при разрешении проблемно — творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изо.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы.


Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония. Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

28.2

Полифония в музыке и живописи.



Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального

произведения.

Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности.

Действовать самостоятельно при разрешении проблемно — творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изо.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы.



Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка. Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

29.3

Импрессионизм в музыке и живописи.



Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального

произведения.


Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности.

Действовать самостоятельно при разрешении проблемно — творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изо.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы.



Знать/понимать: особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

30.4

О подвигах, о доблести и славе...


Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драма-тические, героические.

Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений.

Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский:

Передача собственных впечатлений о музыке.

Стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального

произведения.

Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности.

Действовать самостоятельно при разрешении проблемно — творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изо.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы.



Знать/понимать: установление взаи-мосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема. Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

31.5

В каждой мимолетности вижу я миры…



Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия


Передача собственных впечатлений о музыке.

Стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального

произведения.

Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности.

Действовать самостоятельно при разрешении проблемно — творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.


Знать/понимать: своеобразие музы-кальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского. Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

32.6

Мир композитора.

« С веком наравне»



Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.


Передача собственных впечатлений о музыке.

Стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального

произведения.

Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности.

Действовать самостоятельно при разрешении проблемно — творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.


Знать/понимать: о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений

33.7

Контрольная работа по теме «Музыка и изобразительное искусство»


Тест. Музыкальная викторина.


Выполнять учебные действия в письменной речи и во внутреннем плане.


Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров.

34.8

Урок-концерт



Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Выявление музыкальных пристрастий.

Повышать культурный уровень.

Самостоятельно определять жанр музыки.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы, изобразительного искусства.

Ориентироваться в терминах


Выявление музыкально-творческих способностей.


Итого:

34ч












Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

  • Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2010г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2009г

  • Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.

  • учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2015г.

  • «Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2015 г.


MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

4. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

6.Единая коллекция - [link]

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов), М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  7. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  8. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  9. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  10. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  11. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  12. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  13. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  14. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  15. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  16. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  17. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

  18. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  19. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  20. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  21. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  22. Журнал «Музыка в школе»

  23. «Искусство в школе»

  24. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  25. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

  26. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  27. Песенные сборники.

  28. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

  2. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

  3. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

  4. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.

  5. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

  6. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

  7. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.













Планируемые результаты изучения предмета.

Учащиеся научатся:

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

  • осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.




Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

  • приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

  • воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).