.
Урок музыки
3 класс 4 четверть
по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской
«Мир Бетховена»
Учитель – Бабичева Наталья Александровна
МБОУ «Лицей №112»
Цель: создать условия для восприятия разнообразных образов музыки Бетховена.
Задачи: -создать условия для формирования обобщенного представления об основных образно – эмоциональных, жанровых сферах музыки в творчестве одного композитора;
- продолжить формирование коммуникативных навыков : умение работать в хоре, умение выражать свое мнение и свои чувства через слово, звук, пластическое интонирование;
Планируемые результаты:
-расширение представления о творчестве Бетховена
-воспитание уважительного отношения к творчеству композитора другого народа
- овладение навыками осознанного и выразительного высказывания в процессе размышления о музыке
- умение проводить сравнение
- Здравствуйте, ребята! Наш урок мы начнем с музыки. ( слушкам фрагмент из 1 части 3 симфонии Бетховена).
- Имя какого композитора вы узнали, слушая этот музыкальный фрагмент? (Бетховен). Да! Сегодня на уроке у нас снова встреча с музыкой Бетховена.
-Вслушиваясь в звуки этого произведения, я думаю, мы с вами вспомнили об одном и том же событии, которое произошло в 1912 году?? ….И о нем сообщили все газеты мира??... пароход «Титаник» столкнулся с айсбергом и …затонул…
- На борту тонущего корабля случилось что – то невероятное!
- Что?...( музыканты вышли на палубу и заиграли музыку).
- Какую?....(3 симфония Бетховена)
- Почему именно эту? Не какую-то другую, а именно эту, этого композитора?
- Что в ней было такого, что помогло людям не лишиться разума, выстоять и принять то, что им назначено судьбой?......
- Давайте еще раз вспомним фрагменты этого удивительного произведения и постараемся одним – двумя словами определить главное в музыке.
Слушаем фрагменты:
- 1 часть главная тема
- 2 часть главная и побочная темы
- 4 часть фрагменты, которых слышны звуки радостной победы
На доске после ответов детей учитель фиксирует главное:
- 1 ч. - движение, борьба, активность…
- 2 ч. - 1 т. траур, страдание, горе…
- 2 т. Нежность, свет, надежда..
- Мы опустим 3 часть и сразу обратимся к 4. Как сделать так, чтобы мнение каждого было услышано? … продирижировать или исполнить пластикой рук. Встаньте….(звучит финал предлагаемого в фонохрестоматии фрагмента 4 части, дети дирижируют и учитель пишет на доске)
- 4 ч. – радость, победа, ликование.
- Я правильно поняла вашу мысль?
- Так что же такого важного было в музыке, что позволило музыкантам выбрать именно это произведение? Что в ней было такого, что позволило людям достойно принять судьбу?...................
- А вы поняли, как шло развитие музыки? …от движения, борьбы к победе!
….от страдания к радости!
- Сейчас мы не просто проследили за развитием музыки, мы открыли главный девиз жизни этого человека. «Через борьбу к победе, от страдания к радости». Так буквально слово в слово провозглашал его сам композитор.
………………………………………………………………………………………
- Даже в маленьких произведениях эта мысль звучит в полный голос. Вот пожалуйста!
«Весёлая. Грустная.» (2 части)
- Сколько частей в этой музыке? Какое название можно дать каждой части? …..
- Как можно подчеркнуть характер каждой из них?....предлагают варианты: хлопки, музыкальные инструменты, игра на воображаемом фортепиано( по группам-рядам)….
- 1 ч. – хлопки + музыкальные инструменты.
- 2 ч. – «письмо другу». Чтобы почувствовать характер музыки 2 части можно исполним ее пластикой наших рук? Сыграть на воображаемом фортепиано? А вы представьте, что вам нужно поддержать друга, оказавшегося в трудной ситуации. Он далеко. У вас есть только одна возможность сделать это – написать ему письмо. Давайте не будем откладывать и сделаем это прямо сейчас. Я понимаю, что вы не хотели бы, чтобы ваше письмо прочитал еще кто – то кроме вас и вашего друга. Поэтому мы возьмем воображаемое перо и будем писать под музыку на воображаемой бумаге воображаемыми буквами. Но вкладывать настоящие мысли и чувства. Я не буду вас тревожить, сяду к инструменту и сыграю.
-Может быть кто то смелый запишет свое письмо современным пером тайным шифром ,не отрывая руки на доске?
- Написали? Я уверена, что письмо достигнет адресата…..Скажите честно, а как сейчас на душе: весело или грустно? ……грустно.
- А это согласуется с девизом Бетховена?...нет….Удивительное дело- написал то он музыку «Веселая. Грустная» 2 ч., а сам то играл не 2, а……3 части: В- Г – В.
- Что тут скажешь: Браво, Маэстро!
- Между прочим, так публика выражает свое восхищение музыкантом. Крики «Браво!» и аплодисменты. И обязательно стоя! Как вы думаете - мы можем сделать это под музыку. Конечно! Браво! Браво! Аплодисменты-хлопки.. Браво! Браво! Аплодисменты-хлопки.
- Теперь это согласуется с девизом Бетховена?... конечно.
…………………………………………………………………………………………
- А сейчас нам предстоит встреча с самым известным произведением композитора. Самым известным, любимым. Но не самым понятным.
Известен такой случай: Лев Николаевич Толстой очень любил музыку и сам хорошо играл на рояле. Однажды он захотел сыграть для своих крестьян. Приказал выкатить рояль на веранду, созвал крестьян….И заиграл…. Крестьяне молча слушали… Как думаете – поняли? (нет).....Почему?... что то новое….
Когда Лев Николаевич кончил играть – они сказали: «Барин, какая то странная музыка: ни подпеть, ни сплясать».
- А если «ни подпеть, ни сплясать» - тогда что?....................
Дождавшись полной тишины, тихо(РР) и меееееееедленно играю триоли из сонаты №14….
- Слушаем тишину и свое сердце! ….триоли…триоли и бас…
- Однажды кто то из наших учеников сказал: так улетает душа…
- Если это так, то что она могла сказать, улетая; какие слова? (….сочинение…)
Играю + музыка. В музыке появляется мотив ….играю мелодию с пунктирным ритмом….что это за ритм … ритм траурного марша…
// Слушаем…слушаем в записи………Высказывают свое мнение.
История появления музыки. Джульетта Гвиччарди. Как построена музыка:
- сравнить линии 3 голосов:
1- пунктирный ритм, ритм траурного марша
2 – триоли
3 – «шаги» вниз
- А поэт Рельштаб назвал это произведение «Соната лунного света» или просто «Лунная соната». Произведение для фортепиано.
…………………………………………………………………………………………..
Слушаем без комментариев: «Сурок» - шарманка и Блок флейта (Ярослав)
- Это одно произведение или разные? Это песня Бетховена. Послушаем ее в исполнении детей хора их города Амстердам. Может мы поймем – о чем она?........
- Герой этой песни мальчик - савояр. Савойя – область на юге Франции. Каждый раз, когда голод там становился невыносимым, бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на улицах мальчики показывали фокусы со своими четвероногими друзьями (часто это были сурки) и сопровождали свои выступления игрой на шарманке. (слайд) Что такое шарманка? Я просила вас узнать об этом ?........ А у этого шарманщика был еще один инструмент. Какой, Ярослав? ……блок флейта…
Пою со словами…выбрать на нотном стане мелодию В.Х.Р. Исполнение стоя, возможно с минусовой фонограммой. Добиться светлого звучания.
- Прозвучало последнее произведение этого урока. На какой ноте заканчивается урок (светлой или пасмурной)?
- И этот свет подарил нам Бетховен, жизнь которого была невероятно трудной, наполненной отчаянной борьбой. Что еще сегодня подарила нам музыка этого композитора? ……………………..борьба, отчаянье, веселье, грусть, полет души…..Это был целый …МИР… МИР БЕТХОВЕНА.(записываю на доске) это была тема нашего урока. Чему научила вас сегодня эта музыка?.....