Рабочая программа по музыке 7 класс 2016-2017 учебный год

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



[pic] [pic]

[pic]

[pic]



1. Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Музыка» 7 класс предназначена для 7 класса МОУ Староалгашинской средней общеобразовательной школы. Она составлена на основе следующих документов:

-ФГОС основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г), а так же в соответствии с изменениями: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-с учетом Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки Российской Федерации, протокол от 08 апреля 2015 года №1/15

-примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.),

-рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2013),

в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОУ Староалгашинской сош

-Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год.

При работе по данной программе предполагается использование учебно – методического комплекта:

  • Учебник В.В.Алеева, Т.И.Науменко для общеобразовательных учреждений «ИСКУССТВО. Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2014);

  • Дневник музыкальных размышлений;

  • Нотная хрестоматия и фонохрестоматия;

  • Методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматия по музыке).

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанные под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учётом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, учитель создаёт индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.

Цель изучения предмета:

формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи:

  1. Воспитание эмоционально-ценностного, устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира.

  2. Освоение знаний о музыке на основе ее интонационной природы, жанровом и стилевом разнообразии, о воздействии музыки на человека, о ее взаимодействии с другими видами искусства и жизнью.

  3. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушание, пение, музицирование, пластика движений, импровизация, синтез искусств, компьютерные ресурсы.


Одной из задач музыкального образования в наше время является знание основных традиций музыкальной жизни страны, региона, города, села, то есть, того места, где живет человек. Воспитание гражданина, Человека с большой буквы, предполагает дать ему знания о родной культуре, как составной части духовного мира человека.

является духовно-нравственное воспитание школьников через умениенаходить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах.


Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

  • в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

  • в формировании основ художественного мышления;

  • в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

1.1 Общая характеристика предмета

Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.Музыкальное образование при получении основного общего образования способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.

Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитиезначительно расширяются и углубляются.

Расширение междисциплинарного поля позволяет включить в его пределы круг учебных дисциплин — таких, как литература, изобразительное искусство.

Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения музыка и жизнь. Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства — литературу и живопись.. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же — о жизни человека.

1 часть в 7 классе называется «Содержание в музыке», 2 часть – «Форма в музыке». Обе категории — содержание и форма — получают последовательное и системное воплощение, вбирая в себя множество составляющих их компонентов. Содержание выражается не только через музыкальный образ, но и посредством таких его носителей, как жанр, род (лирический, драматический, эпический), программность.

Во многом по-новому трактуется и понятие музыкальной формы. Что считать формой — только ли скелет произведения, его структуру —период, двухчастность, трехчастность? Такой подход крайне упростил бы представление о назначении художественной формы, ее поистине огромных художественно-выразительных возможностях.

А ведь язык музыки заключен, прежде всего в средствах музыкальной выразительности — ритме, мелодии, гармонии, фактуре, тембрах, динамике.

Такое понимание художественной формы находится в русле новых достижений отечественной музыкальной науки. Стиль осуществляется в музыкальном тексте произведения. Образующие этот текст составляющие, обозначаемые понятиями мелодия, гармония, полифония, фактура.


1.2.Место предмета в учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» при получении основного общего образования в 7 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю).


1.3 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;

- сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

Метапредметные :

Познавательные УУД

- познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;

- проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);

Регулятивные УУД

- осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;

- развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- устойчивое умения работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.

Коммуникативные УУД

- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;

- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

Предметные:

- представлять, место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта и реализации творческого потенциала;

- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;






1.5Способы контроля и оценивания образовательных достижений

Контроль осуществляется в следующих видах:

  • входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

  • самостоятельная работа;

  • устный опрос;

  • взаимоопрос;

  • ритмический диктант;

  • тест;

  • музыкальные турниры;

  • анализ музыкальных произведений;

  • музыкальные викторины;

  • хоровой концерт;

  • уроки – концерты;

  • творческие задания.

Существует достаточно большой перечень форм творческих заданий, которые могут быть выполнены учащимися и соответствующим образом оценены учителем

1.Рефераты, доклады, творческие работы , творческие проекты , презентации и т.д. по специально заданным темам или по выбору учащегося. Критерий выполнения и оценивания:

-реферат (выполняется 1 раз в год как итоговая работа во 2 полугодии), объем от 15 до 20 листов: титульный лист, содержание, введение, 1 часть, 2 часть, заключение, используемая литература, интернет-ресурсы, так же портреты композиторов, картинки, рисунки, нотные примеры и т.д.);

-доклад (может выполняться 1 раз в четверть), объем – 3-4 листа;

-творческая работа (может выполняться в виде книжки-раскладки, картинок, рисунков с текстом и т.д по окончании изучения темы, о жизни композитора, об одном произведении, например), объем 1-2 листа;

-творческие проекты – объемная работа, может длиться какой-то определенный период, исходя из целей проекта, представление: в творческом виде: мини-концерт, ролевая игра, викторина, публичное выступление;

-презентация (компьютерная) по желанию обучающихся. Свободно владеющих созданием презентации в программе Powerpoint по какой-то определенной теме.

Оценка «5» отлично – полное овладение темой выступления, логика рассказа или презентации, яркое и красочное представление, умение держаться на сцене, работать с теоретическим и музыкальным материалом, овладение способностью отвечать на задаваемые вопросы в свободном режиме, в пении – чистое интонирование и понимание воплощения музыкального образа, связная активная выразительная речь.

Оценка «4» хорошо – не совсем полное овладение темой выступления, логика рассказа или презентации не всегда выявляется, представленный материал не отличается красочностью и аккуратностью, умение держаться на сцене, способность отвечать на задаваемые вопросы в свободном режиме не всегда получается, пение – устойчивое, но не всегда чистое.

Оценка «3» удовлетворительно – слабое овладение темой выступления, нарушена логика рассказа или презентации, представленный материал не отличается красочностью и аккуратностью, поверхностен, не обработан, умение держаться на сцене почти отсутствует, способность отвечать на задаваемые вопросы в свободном режиме чаще всего не получается, пение – неустойчивое, забывает слова, невыразительная речь.

Оценка «2» не ставится, поскольку все выступления учащихся предварительно просматриваются. Проводится определенная работа по подготовке детей.

2.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

3.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

4.Ведение тетради по музыке, Дневника музыкальных наблюдений, работа с ритмическими и музыкальными карточками и т.д

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность– доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;





3) систематичность– проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность– учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета– видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета– установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.

Оценка


Показатели оценки результатов учебной деятельности


«5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментальногомузицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения.

Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.


«4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования.



«3» (удовлетворит-ельно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.



«2» (неудовлетво-рительно)

У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.




При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.

К категориям несущественных ошибок относятся: незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.

Критерии певческого развития

Параметры

Критерии певческого развития


Неудовлетворительный результат

Удовлетворительный

результат

Хороший

Результат


Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике

Нечистое,фальшивое интонирование по всему диапазону в пределах терции, кварты




Относительно чистое интонирование в пределах сексты.

Чистое интонирование шире октавы

Способ

звукообразования

Твердая атака

Придыхательная атака


Мягкая атака



Дикция

Нечеткая.Согласныесмягченные.Искажениегласных. Пропуск согласных.

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные, не расплывчатые.





Дыхание

Судорожное, поверхностное.

Вдох - перегруженный, выдох - ускоренный, оптимальный.




Выдохсохраняетвдыхательнуюустановку.

Музыкальная эмоциональность

Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.



Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.

При исполнении песен активен. Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

2. Содержание учебного предмета.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке, подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

В первой части программы «Содержание и музыка» учебника для 7 класса рассматриваются следующие вопросы:

  • Каким бывает музыкальное содержание?

  • Музыкальный образ

  • О чем рассказывает музыкальный жанр?

Вторая часть « Форма в музыке» посвящена выявлению сущности этого определения.

  • Что такое музыкальная форма?

  • Виды музыкальных форм

  • Музыкальная драматургия


  1. О единстве содержания и формы в художественном произведении (1 час).

  2. Содержание в музыке - всего 11 часов.

(2 часа).

-Музыку трудно объяснить словами;

-В чем состоит сущность музыкального содержания?.


  1. Каким бывает музыкальное содержание(4 часа).

-Музыка, которую можно объяснить словами;

-Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского;

-«Восточная» тема у Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»;

- Когда музыка не нуждается в словах.


  1. Музыкальный образ (3 часа).

-Лирические образы в музыке;

- Драматические образы в музыке;

-Эпические образы в музыке.


  1. О чем «рассказывает» музыкальный жанр (4 часа).

-«Память жанра»;

-Такие разные песни, танцы, марши.


  1. Форма в музыке - всего 17 часов.

-«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения

  1. Что такое музыкальная форма (1 час).

-«Художественная форма – это ставшее зримым содержание»;

  1. Виды музыкальных форм(8 часов).

-Почему музыкальные формы бывают большими и малыми?

- Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах;

-О роли повторов в музыкальной форме

-Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь»: двухчастная форма;

-«Ночная серенада» Пушкина – Глинки трехчастная форма;

- Многомерность образа: форма рондо;

-Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича :вариации.


9. Музыкальная драматургия (7 часов).

-О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии;

-Музыкальный порыв;

-Развитие образов и персонажей в оперной драматургии;

-Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»;

-Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

-Формула красоты.

6 часов: контрольные уроки (4), защита проектов (2).









Учебно-тематический план по предмету «Музыка» в 7 классе.

Сентябрь


Первая четверть: «Содержание и форма в музыке».





1. «Магическая единственность» музыкального произведения.

1




2. Музыку трудно объяснить словами.

2




3. Что такое музыкальное содержание?

3




4. Музыка, которую необходимо объяснить словами.

4


Октябрь


5. Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского.

5




6. «Восточная» партитура» Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада».

6




7. Музыкальная грамота.

7




8. Мои музыкальные знания.

8


Ноябрь


Тема второй четверти: «Музыкальный образ и жанр».





1. Что такое музыкальный образ? Лирические образы в музыке.

9




2. Драматические образы в музыке.

10




3. Эпические образы в музыке.

11


Декабрь


4. Музыкальный жанр. «Память жанра».

12




5. Жанр – песня, танец, марш.

13




6. Музыкальная грамота.

14




7. Шкатулка любимых песен.

15




8. Мои музыкальные знания.

16




Январь


Тема третьей четверти: « Музыкальная форма».





1. Музыкальная азбука.

17




2. «Художественная форма – это ставшее зримым содержание».

18




3. От целого – к деталям.

19


Февраль


4. Музыкальная грамота.

20




5. Музыкальная форма – период.

21




6. Простые формы.

22




7. Трехчастная форма.

23


Март


8. Форма рондо.

24




9. Сонатная форма.

25




10. Вариации.

26




11. Мои музыкальные знания.

27


Апрель


Тема четвертой четверти: «Музыкальная драматургия».





1. Музыка в развитии.

28




2. Романтический порыв в музыке.

29




3. Музыка Дня Победы.

30




4. Симфоническая драматургия.

31


Май


5. Диалог искусств. «Слово о полку Игореве» и « Князь Игорь».

32




6. Музыка и балет.

33




7. Мои музыкальные знания.

34




8.Защита творческих проектов.

35




Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 7 класс

на 2015-2016 учебный год



тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Результаты

Дом.задание

Дата по плану

Дата факт.

проведения

Личностные

Метапредм.-ые

Предметные

1

Магическая единственность музыкального произведения

История создания сонаты, биография Бетховена.


Рассуждение о яркости образов в музыке.

Освоение выдающ.образцов венского классицизма.

Слушание:

Бетховен «Соната №14»

Исполнение песен:

«Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко

Осознание личностного смысла в музыке Бетховена

Проявление устойчивого интереса к информац-коммуник. источникам информации о музыке.

Понимать неповторимость музыкальных произведений

1.Прослушать сонату

2.Прочитать завещание Бетховена в блоге учителя



2

Музыку трудно объяснить словами

Обобщение – важнейшее свойство муз.содержания


Анализ способов воплощения содержания музыкальных произведений.

Оценивание муз.произведения с т.зр. единства содержания и формы

Слушание:Бетховен(В.Мэй) «Соната №14» 1 часть в совр. Обр.

Пение: «Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко.

Умение познавать мир через муз.формы и образы

Самост. определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров


Развитие вокально- хоровых навыков.

Прослушать 2,3часть «Лунной» сонаты



3,4


Что такое музыкальное содержание?

Особенности воплощения содержания в разных видах искусства. Роль деталей в искусстве.


Самостоятельная письменная работа.

Нахождение ассоц.связей между худ.образами музыки и ИЗО.

Тестовая работа

по вариантам(входная диагностика)

Слушание:Чайковский "Октябрь» - сочинение –эссе

Пение: М. Таривердиев «Маленький принц» - повторение

«Отговорила роща золотая» - пение наизусть.

Развитие способности творчески мыслить

Организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками.

Формирование навыков сам.работы при выполнении учебной задачи.

Овладение знаниями и навыками для расширения собственного муз.опыта.

«Отговорила роща золотая» - наизусть



5

Музыка, которую необходимо объяснить словами

Каким бывает муз.содержание.

Воплощение содержания в произвед.программноймузыки.Программность обобщающего хар-ра.


Оценивание худ.произведения с позиции красоты и правды.

Просмотр видеоряда

«Концерт № 3» Вивальди.

Пение:

«Мой добрый учитель»

А. Ермолов – разучивание.

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.


Высказывание собств.мнения о худ.ценности произведения.

Понимать неповторимость музыкальных произведений.

Уметь проанализировать музыкальное произведение.


Сообщениео жизни и творчестве А.Вивальди



6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

Свойство программности – расширять и углублять муз.содержание.

Соотнесение образов поэтического и муз.произведений

Анализ многообразия связей музыки и литературы.

Рассуждение о яркости и контрастности в музыке.

Слушание сообщений о творч. А. Вивальди

Слушание: «Ноябрь. На тройке» П.Чайковский

Чтение:Н.Некрасова

«Тройка»(фрагм)


Расширение представлений о худ.картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей муз. искусства.

Осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.



Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.




7

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»

Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в муз.образах, темах, интонациях.

Нахождение ассоц.связей между образами музыки, литературы, ИЗО.

Слушание:Симф.сюита «Шехеразада» - 1 ч.

Разучивание песни: М. Магомаев, А.Горохова «Шехеразада»


Формиров. способности творч.освоения мира в разл-х видах муз.деятельности

Проявление творческой инициативы и сам - ти.

Умение работать с различными источниками информации.


Сам.подбирать сходные произведения ИЗО к изучаемой музыке.

Нарисовать мотивы сказок из «1001 ночь».



8

Когда музыка не нуждается в словах

Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литер. Программы.

Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением муз.образа Этюда Скрябина.

Выставка рисунков по теме урока.

Слушание:Симф.сюита «Шехеразада» - 1 ч.

А. Скрябин «Этюд»

Разучивание песни: М. Магомаев, А.Горохова «Шехеразада».

Пение:



Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыки.

Способность аргументиро-

вать свою точку зрения по поводу муз.произведения.

Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Выучить песню «Шехеразада», подготовиться к исполнению любимых песен.



9

Заключитель-

ный урок

Обобщение пройденного материала за 1 четверть.


Муз.викторина.

Исполнение песен по желанию учащихся.


Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.


Применение полученных знаний о музыке и музыкантах в творческой деят-ти.

Активное использование исполнит.навыков

музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.




2 четверть



тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Результаты

Дом.задание

Дата по плану

Дата

по факту

Личностные

Метапредм.-ые

Предметные

1

Лирические образы в музыке.

Воплощение содержания в худ.произведениях малой и крупной формы. Связь между образами худ.произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры.

Особенности лирического образа.

Анализ особенностей воплощения лирических образов в музыке. Наблюдение за развитием одного образа муз.произведения.

Слушание:

С. Рахманинов «Прелюдия соль # минор».

Пение: Татарская песню «Әниемә».

Осознание личностных смыслов музыкальных произведений лирического характера.

Познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов.

Понимать то, что современные люди нуждаются в музыке прежних эпох.

Знать определение терминов, уметь определять в музыке.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Подобрать сходные лит.произведения, ИЗО к изучаемой музыке.



2

Драматические образы в музыке.



Характерные особенности драматических образов в музыке. Контраст образов, тем, средств худ.выразительности в музыке драмат.хар-ра.

Анализ особенностей воплощения драматических образов.

Рассуждение о яркости и контрастности образов драм.произведения.

Воспринимать и сравнивать муз.язык.

Слушание:

Ф. Шуберт «Лесной царь».

Пение:

«Пропавшим без вести».

Умение познавать мир через формы и образы.

Проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей

Понимать, что мир образов – самых ранних форм поэтического осмысления мира – относится к темам вечным.

Уметь видеть произведения искусства в самых простых вещах.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Сообщение о вокальной музыке Ф. Шуберта.



3

Эпические образы в музыке.


Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания худ.произведения.Особенности экспонирования эпических образов в муз.искусстве.

Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ».

Информац. Модуль ФЦИОР по теме

Анализ особенностей воплощения эпических образов в музыке.

Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении. Сравнение особенностей муз.языка в произведениях разного смыслового и эмоц

Формирование позитивной самооценки своей деятельности.

Высказывать собственное мнение о худ.достоинствах отдельных музыкальных стилей.

Пониматьпочему сказка и миф относятся к «вечным» темам искусства. Как сказочно-мифологические темы влияют на характер музыки и др. виды искусства.

Развивать вокально-хоровые навыки.






4

«Память жанра».

Способность муз.жанров вызывать опред. Образные представления. Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания.

Исследование взаимосвязи жанровых и интонационных основ музыки.

Понимание взаимосвязи между жанром муз.произведения и его содержательным воплощением.

Формир-ние способностей творческого освоения мира в муз.деятельности.

Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия

Уметь определять замысел произведения через средства музыкальной выразительности.

Развивать вокально-хоровые навыки.




5,6

7

Такие разные песни, танцы, марши.

Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных муз.жанров.

Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах из

Разнообразие вальсов. Череда сцен, действцующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» п. Чайковского.

Осознание взаимосвязи жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (критерии в учебнике).

Наблюдение за развитием одного образа в музыке.

Выявление круга муз.образов в различных муз.произведениях.

Слушание: Ж.Бизе «Марш Тореадора» из оп. «Кармен».

П. Чайковский «Вальс» из оп. «Е.Онегин».

Пение: «Под музыку Вивальди» - разучивание.

«Школьные годы» - разучивание.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Расширение представлений о разнообразии танцевальной музыки.

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач по теме.

Уметь сравнивать произведения, выделять различия.

Понимать, почему на протяжении 20 века композиторы часто обращались к темам, далеким от современности.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Уметь сравнивать муз.язык в различных танцах.
















































тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Результаты

Дом.задание

Дата по плану

Дата факт.

проведения

Личностные

Метапредм.-ые

Предметные

1

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

Особенности воплощения худ.замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий «сюжет» и «герой» по отношению к муз.произведению.

Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке.

Понимание характерных особенностей муз.языка. Восприятие и оценивание муз.произведения с точки зрения единства содержания и средств муз.выразительности. Рассуждение о яркости и контрастности образов в музыке.

Слушание:М.ГлинкаАрия Руслана из оп. «Руслан и Людмила».

Пение: «Синий иней»

Формир. Умения познавать мир через муз.образы и формы.

Прояваление творческой инициативы и самостоятельности.

Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки.




2

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».

Понимание муз.формы в узком и широком смысле.Единство содержания и формы- непременный закон искусства. Связь тональности муз.произведения с его худ.замыслом, характером.

Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы (критерии в учебнике).Различие хар.признаков видов искусства. Понимание специфики деятельности композитора, поэта и художника. Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении.

Слушание:В.А.Моцарт Реквием. Лакримоза.

Ф.Шуберт «Баркарола», «Серенада».

Проявление эмпатии и эстетической восприимчивости.

Умение выражать свои мысли,обосновывать собственное мнение.

Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.




3

От целого к деталям.

Причины обращения композиторов к большим и малым формам.

Общее и индивидуальное в муз.форме.

Выявлять круг муз.образов в различных муз.произведениях.

Слушание:

Л. Бетховен «Симфония №5» 1 часть,

М. Равель «Игра воды»

Пение: «Синий иней»

Стремление к самостоятельному общению с муз.искусством

Развитие способности рассуждать.

Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.




4

Какой бывает музыкальная композиция.

Знакомство с творчеством татарского композитора С. Губайдулиной. Авангардная музыка.

Слушание:

С. Губайдуллина

«Фигуры времени» фрагмент из симфонии.

Пение: разучивание татарской народной песни.

Понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки.

Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования муз.и худ. информации


Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.




5


Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм муз.образа, воплощенного в форме муз.периода.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений(период). Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы. Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении.

Слушание:

Ф. Шопен «Прелюдия» - разбор.

Формирование активности, самостоятельности.

Анализ объекта изучения, выделение сущ-нных признаков.

Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.




6

Два напева в романсе М.Глинки «Веницианская ночь» (двухчастная форма)

Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев- главные структурные единицы вокальной двухчастности. Особенности производного контраста(2 грани одного худ.образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений(двухчастная форма). Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз.тем. Размышление о яркости и контрастности образов в музыке.

Слушание - пение

М.Глинка «Венецианская ночь»

Формирование творческого освоения мира в различных видах деятельности.

Умение аргументировать свое предложение, мнение.

Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Сообщение о происхождении жанра романс.



7

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки.

Реализация муз.образа в трехчастной форме. Производныйконраст между разделами формы. Выразительная роль деталей.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений(трехчастная форма).

Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз.тем.

Слушание – пение:

М.Глинка «Я здесь Инезилья».

Умение познавать мир через муз.формы и образы.


Формирование познавательных мотивов уч.деятельности.

Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.




8,9

Многомерность образа в форме рондо.

Худ.особенности формы рондо. Роль рефрена и эпизодов в форме муз.рондо.

. Многоплановость худ.образа в рондо.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений(рондо). Наблюдение за развитием образа, сопоставлением его фрагментов на основеисходства и различия муз.тем.

Рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки и лит-ры.

Слушание:А.Бородин «Спящая княжна», В. Моцарт «Рондо в тур.стиле»

Пение: Романсы М. Глинки

Присвоение нравств.ценностей на основе поиска их жизненной ценности.

Выбор наиболее эффективных способов решения учебнойзаачи. Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

Знать опред-ние формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.




10

Образ ВОВ в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича

Реализация принципа повторности развития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонииД.Шостаковича.Обобщение по теме «Форма в музыке».

Исследование многообразия форм построения муз.произведений. Анализ приемов развития образа в муз.произведении. Самостоятельный подбор сходных поэтических произведений к изучаемой музыке.

Слушание:Д.Шостакович «Эпизод нашествия»из «Ленинградской симфонии».

Пение: А. Александрова «Священная война» - разучивание

Выявление морально-этического содержания событий, отражённых в музыке Шостаковича.

Сам.формулирование учебной цели данного урока.

Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Подобрать стихи о Ленинградской блокаде.



11

Заключительный урок. Обобщение темы.

Обобщение тем четверти.

Повторное слушание всех произведений 3 четверти.

Муз.викторина.

Определение того, какой смысл имеет изученный материал в дальнейшем.

Символическое отображение учебного материала и выделение существенного

Уметь угадывать прослушанные произведения.

Знать все изученные муз.формы.







4 четверть Музыкальная драматургия.


тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Результаты

Дом.задание

Дата по плану

Дата факт.

проведения

Личностные

Метапредм.-ые

Предметные

1

О связи муз. формы и муз.драматургии.

В чём отличие между муз.формой и драматургией.

Особенности взаимодействия статики и динамики.

Наблюдение за развитием одного образа.

Восприятие особенности драматург.развития в малых формах.

Слушание:М. Мусоргский «Картинки с выставки»

Пение:«Вечная весна» Д. Тухманов

Установление значения рез-овсвоейдеят-ти для удовл. своих жизненных интересов.

Идентификация терминов и понятий музыкального языка с худ.языком различных видов искусства.

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Записи в тетради выучить



2

Музыкальный порыв.

Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р.Шумана. «Рельеф» и «фон» в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие.

Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в произведениях простых и сложных форм.

Анализ приемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произ-ниях разных муз.форм.

Слушание-сравнение:«Порыв» Р. Шумана, «Старый замок» М. Мусоргского.

Пение: «Вечная весна».

Формирование позитивной самооценки своей деятельности.

Формирование обобщенных знаний.

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Подготовить презентацию о замках средневековья.



3

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

Особенности оперной драматургии(развитие образов и персонажей).Роль хоровых сцен в оперном спектакле.

Многогранные характеристики муз.образов.

Первая татарская опера.

Восприятие особенностей интонационного и драматургического развитя в опере. Понимание характерных особенностей муз.языка татарской оперы.

Восприятие и сравнениемуз.языка в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

Просмотр видео: Хоровые сцены из опер.

Расширение представлений о худ.картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства татарского народа.

Совершенствование учебных действий сам.работы с музыкальной и иной худ. информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе.


Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства муз.выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Прочитать либретто оперы «Сания» С. Сайдашева.

Сообщение о татарских композиторах.



4,5

Диалог искусств

Опера "Князь Игорь".

«Слово о полку Игореве»

Воплощение эпического содержания в опере А.Бородина «Князь Игорь».Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные хар-кимуз.образов.

Выявление круга муз.образов в различных муз.произведениях(их фрагментов). Анализ приемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях крупных форм или их фрагментов.

Слушание: Арии главных героев из оперы «Князь Игорь».

Пение: «Улетай на крыльях ветра» хор половецких девушек из оперы А. Бородина

Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический сюжет,понимание их роли в развитии современной музыки.


Умение передавать содержание учебного материала в разных формах свертывания информации.

Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.

Прочитать рассказ К. Паустовского «Старый повар»



6


Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание,развитиемуз.тем). Строение симфонического цикла.Муз.тема как главный носитель идеи, мысли, сод-ния произведения.

Исследование многообразия построения муз.произведений (сонатная форма).

Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в симфонических произведениях.

Слушание: В. Моцарт «Симфония № 41» 1 ч.

Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический сюжет,понимание их роли в развитии современной музыки.


Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности.




7,8

Заключительные уроки.

Итоговое занятие. Обобщение темы.

Защита творческих проектов.

Понимание характерных особенностей музыкального языка. Оценка муз.произведений с позиции красоты и правды.

Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций.


Применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.


Постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира.









































4. Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательной деятельности:

4. Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательной деятельности:

Стандарты второго поколения

1. ФГОС основного общего образования (утверждён приказом Минобрнауки №1897 от 17.12.2010г), а так же в соответствии с изменениями: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.

4. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

Методические пособия для учителя

1. Алеев, В.В. Музыка. 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

2. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.

3. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

4. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. Искусство. Музыка. 5-9 классы. [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2013.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка,2011.

2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.

3. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

4. Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 2002.

5. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 2002.

6. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.

7. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. – СПб: Композитор, 1997.

Материально-техническое обеспечение рабочей программы:

Наглядно-печатные пособия

1.Комплект портретов композиторов.

2. Комплект наглядно-демонстрационных картинок с изображением музыкальных инструментов.

3. Сборник мультфильмов музыкальной направленности.

4. Сборники песен чувашских композиторов для 5-8 классов.

Технические средства обучения

- компьютер;

- принтер;

- сканер;

- музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование

- музыкальный инструмент (фортепиано).


Интернет-ресурсы:

1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: [link]