Программа по музыке 5 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка


Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2011г., рекомендованной (допущенной) Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения, составленной в соответствии со стандартами второго поколения.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.


Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Срок реализации рабочей учебной программы: 2016-2017 учебный год.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Согласно учебному плану на 2016–2017 учебный год на изучение предмета «Музыка» в 5 классе отводится 1 учебный час в неделю, итого 35 часов в год.

В связи с этим, в 5 классе в примерную программу изменений внесено не было.



Таблица тематического распределения количества часов

Разделы и темы

Кол-во часов

Раздел 1

«Музыка и литература»

17

1.

Что роднит музыку с литературой

1

2.

Вокальная музыка.

3

3.

Фольклор в музыке русских композиторов

2

4.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

6

5.

Путешествие в музыкальный театр

5

Раздел 2

«Музыка и изобразительное искусство»

18

6.

Музыка и изобразительное искусство

2

7.

Звать через прошлое к настоящему

2

8.

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

9.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

2

10.

Изобразительность в музыке

10


Творческая проектная деятельность выполняется в рамках изучения каждого раздела.



Итого

35



Предполагаемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»

В результате изучения курса музыки 5 класса учащиеся

Научатся:

В сфере предметных результатов:

- разбираться в основных достижениях различных областях культуры;

- проводить наблюдение под руководством учителя;

- называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности.


В сфере метапредметных результатов:

- ставить цели и задачи на каждом уроке;

- планировать учебную деятельность на уроке и дома.


В сфере личностных результатов :

-выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, -участвовать в различных формах музицирования;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

- развивать интересы своей познавательной деятельности;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности.

Получат возможность научиться:

В сфере предметных результатов

-разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией.

- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

В сфере метапредметных результатов:

- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к различным видам искусства;

- осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности.


В сфере личностных результатов:

- проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;правильно оценивать -выполнение учебной задачи, собственные возможности её решения;

- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ достижений учащихся.


Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса ПРЕДМЕТА «Музыка» в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/ письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиям. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения

  • Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта

  • Недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания математики. Требовать от учащихся материала, который не входит в школьный курс истории - это, значит, навлекать на себя проблемы, связанные нарушением прав учащегося (« Закон об образовании»)

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется

Отметка «5»-верное выполнение всех заданий трех уровней

(материал программного уровня, требующий от учеников творческого подхода к решению заданий))

Отметка «4»-верное решение всех заданий первого и второго уровней при невыполнении заданий третьего уровня или выполнение заданий третьего уровня с ошибкой (материал программного уровня образования (частично-поисковый подход к решению))

Отметка «3»-верное решение всех заданий только первого уровня (материал базового уровня образования (репродуктивный уровень))

Отметка «2»- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере ( незнание основного программного материала)

Отметка «1»- отказ от выполнения учебных обязанностей.

Оценка устных ответов учащихся:

Отметка «5»- полно раскрыто содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником

- Изложен материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику

- правильно выполнены рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу

- показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания

-продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков.

- Самостоятельный ответ ученика без наводящих вопросов учителя.

Отметка «4»- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя

- допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов либо в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя

Отметка «3»- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,

достаточные для дальнейшего усвоения программного материала

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, в чертежах,

выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного

уровня сложности по данной теме

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков

Отметка «2» - не раскрыто основное содержание учебного материала

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


Основные критерии оценки ученического проекта:

• актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;

•  полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;

•  умение делать выводы и обобщения;

• самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, решений;

•  умение аргументировать собственную точку зрения;

• художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов,

стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).



Используемый учебно-методический комплекс по предмету:

1.Учебник: Музыка: 5 класс : учебник для общеобразовательных. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.: ил.

    1. Творческая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е издание. – М., «Просвещение», 2014.

    2. Дидактический материал: ФОНОХРЕСТОМАТИЯ музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану на 2016–2017 учебный год, предмет «Музыка» изучается в V-VII классах в объёме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).

V класс - 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю;

VI класс - 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю;

VII класс – 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю .


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА».

Программа учебного предмета «Музыка» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития в процессе освоения музыкальной культуры;

- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности как представителя народа, гражданина России;

- воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации, самореализации в процессе учебной непосредственно музыкальной деятельности;

- формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере музыкального искусства;

- приобретение собственного музыкального опыта (в певческой деятельности и музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку);

- воспитание культуры коллективного музицирования (хорового и инструментального);

- овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной и творческой деятельности.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА».

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.


В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.

V класс: Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;

развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации.

Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.

Критериями  отбора музыкального материала для программы являются критерии, которые получили свое научно-методологическое обоснование в художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и доказали свою жизненность в 30-летней практикой преподавания музыки в школах России: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность, а также педагогическая целесообразность.

Начиная с V класса в учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект». Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни.

В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация (драматизация) художественных произведений, жизненных впечатлений школьников, творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др.

Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа учащихся, которую они публично защищают. Защита проекта может проходить в форме компьютерной презентации, коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН), музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкального спектакля (театрализации), представления для младших школьников и др.

Основные критерии оценки ученического проекта:

• актуальность темы и предлагаемых решений, практическим направленность и значимость работы;

полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;

умение делать выводы и обобщения;

• самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, решений;

• умение аргументировать собственную точку зрения;

• художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомом, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).


Формы организации учебного процесса: Групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности: Экскурсия, путешествие, выставка.

Виды контроля:- вводный, текущий, итоговый;

- фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приемы) контроля:

- самостоятельная работа, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.




Контроль уровня обученности.

Тема  урока

Вид  контроля

Форма  контроля

6.

Вокальная музыка.

Текущий - письменный

Тест

16.

Музыка и литература.

Текущий - письменный

Тест

27.

Инструментальная музыка.

Текущий - письменный

Тест

34.

Музыка и изобразительное искусство

Итоговый - письменный

Тест


Содержание тем программы.

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.


Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (17 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

К концу изучения 1 раздела учащиеся должны знать и уметь:

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов.

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.

Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов.

Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п.

Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона и т.п.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах — элементарных и электронных).

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Самостоятельно работать в творческих тетрадях.

Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями.

Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.

Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры;

освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

Регулятивные:

целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Познавательные:

сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

выполнение творческих задач, не имеющие однозначного решения;

осуществление поиска оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей.

Коммуникативные:

понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи;

умение слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.


Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

К концу изучения 2 раздела учащиеся должны знать и уметь:

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.).

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре, пластике. Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.

Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в сети Интернет.

Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами. Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность своих сверстников.

Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов)


Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению,

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

Регулятивные:

целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Познавательные:

сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

выполнение творческих задач, не имеющие однозначного решения;

осуществление поиска оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей.

Коммуникативные:

понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи;

умение слушать собеседника и вести диалог,участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.


Раздел 1: «Музыка и литература» (17ч.)

Урок 1. «Что роднит музыку с литературой?». Интонационное сходство и различие музыки и литературы. Литературная основа музыкальных произведений. Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке. Выявление музыкальной характеристики каждого героя через интонационно-образный анализ тем. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Г.Струве, Н.Соловьева «Моя Россия»; А.Александров «Гимн России» М.И.Глинка «Патриотическая песня».

Урок 2. «Вокальная музыка. Что я знаю о песне?». Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Жанры вокальной музыки – песня. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни).Осень. П. Чайковский, М.Глинка, Н.Кукольник «Жаворонок»; муз. Локтева, сл. О. Высоцкой «Песня о России».

Урок 3. «Вокальная музыка Романс». Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова. Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова, муз. В.Локтева, сл. О. Высоцкой «Песня о России».

Урок 4. «Может ли любое стихотворение стать романсом?». Роль поэтического слова в песне и романсе. Отличие песни от романса. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, природе. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности: мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент. М.Глинка, Н.Кукольник «Жаворонок»; Чайковский «Благословляю, вас, леса…». муз.В.Локтева, сл. О. Высоцкой «Песня о России»;

Урок 5. «Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…»

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка. Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов. «Колыбельная» А. Лядов.

Урок 6. «Программная музыка. Что за прелесть эти сказки…» Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита. Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Тест №1 «Вокальная музыка»

Урок 7. «Жанры инструментальной и вокальной музыки». Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада, Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.Вокализ. С. Рахманинов. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов. Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский. Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева.

Урок 8. «Вторая жизнь песни». Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский. Веснянка, украинская народная песня. Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Урок 9. «Вторая жизнь песни». Обобщение темы 1 четверти. Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле. Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа. Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Викторина.

Урок 10. «Всю жизнь мою несу родину в душе….» Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов. Программная симфония. Симфония-действо. Кантата. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Урок 11. «Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Гармонии задумчивый поэт». Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. «Этюд №12» Ф.Шопен, «Прелюдия№7» Ф.Шопен, «Прелюдия№20» Ф.Шопен, «Вальс №7» Ф.Шопен.

Урок 12. «Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…» Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В. Моцарт – Ф.Шопен). Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием. «Откуда приятный и нежный тот звон» - Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт. Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

Dona nobispacem. Канон. В.-А. Моцарт. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Урок 13. «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера». Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет. Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Урок 14. «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет». Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы. Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Урок 15. «Музыка в театре, кино, на телевидении». Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм. Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский. Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.

Урок 16. «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл». Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки. Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

Урок 17. «Мир композитора. Обобщение тем полугодия». Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства. Тест №2 «Музыка и литература».


Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» (18 ч.)

Урок 18. «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи. Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Урок 19. «Небесное и земное в звуках и в красках». Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист. «Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский; «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов «Ave Maria», И.-С. БахШ. Гуно «Ave Maria» Дж. Каччини «Ave Maria» Ф. Шуберт.

Урок 20. «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский». Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст)

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: «Песня об Александре Невском», хор «Вставайте, люди русские».

Урок 21. «За отчий дом, за русский край… Ледовое побоище». Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: «Ледовое побоище», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков».

Урок 22. «Музыкальная живопись и живописная музыка». Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность. Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли). Весенние воды. С. Рахманинов, сл. Ф. Тютчева.

Урок 23. «Музыкальная живопись и живописная музыка». Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок «Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова «Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт.

Урок 24. «Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве». Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей. Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Урок 25. «Портрет в музыке и изобразительном искусстве». Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве. Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации). Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов. Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский. «Скрипка Паганини» В. Мигуля.

Урок 26. «Волшебная палочка дирижера». Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер. «Музыкант» Б. Окуджава.

Урок 27. «Образы борьбы и победы в искусстве». Обобщение тем 3 четверти. Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка. Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен; «Траурный марш» из симфонии №3 Л. Бетховена; Тест №3


Урок 28. «Застывшая музыка». Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.Католические храмы и органная музыка. Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах; Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов

Урок 29. «Полифония в музыке и живописи». Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1

(до мажор), Аве Мария. М.К. Чюрленис. Фуга.

Урок 30. «Музыка на мольберте». Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante. М.К. Чюрленис. Фуга. М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,

М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».

Урок 31. «Импрессионизм в музыке и живописи». Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы. «Детский уголок» К.Дебюсси

«Диалог ветра с морем» К.Дебюсси «Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков

Урок 32. «О подвигах, о доблести, о славе…» Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические. Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений. Реквием.

«Реквием» Д. Кабалевский: «Помните», «Наши дети», «Реквием» стихи Р. Рождественского. Графические рисунки С. Красаускаса из цикла «Реквием».

Урок 33. «В каждой мимолетности вижу я миры…». Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10) М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации) рисунки В.Гартмана.

Урок 34. «Мир композитора. С веком наравне». Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

Урок 35. Обобщение тем четверти. Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. Тест №4 «Музыка и изобразительное искусство».







Календарно-тематическое планирование 5 класс.

.

урока

урока в разделе

Тема урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

Дата проведения

Дата план.

Дата факт.

Раздел 1: «Музыка и литература» 17 часов

1

1 / 1

«Что роднит музыку с литературой?».

Знать понятия: романс, песня, симфония, концерт, сюита, опера, инструментальная музыка

Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально- певческими навыками



2

1 / 2

«Вокальная музыка. Что я знаю о песне?».

Знать каковы отличия музыкальной речи от речи литературной.

Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально- певческими навыками



3

1 / 3

«Вокальная музыка Романс».

Знать что такое романс, вокализ, вокальная музыка.

Уметь: грамотно излагать свои мысли. Владеть вокально-певческими навыками



4

1 / 4

«Может ли любое стихотворение стать романсом?».

Знать в чем отличие песни от романса; что такое вокализ, вокальная музыка.

Уметь: грамотно излагать свои мысли. Владеть вокально-певческими навыками



5

1 / 5

«Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…»

Знать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.




6

1 / 6

«Программная музыка. Что за прелесть эти сказки…»

Знать: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная



7

1 / 7

«Жанры инструментальной и вокальной музыки».

Знать/понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.

Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.



8

1 / 8

«Вторая жизнь песни».

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.



9

1 / 9

«Вторая жизнь песни».

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.



10

1 / 10

«Всю жизнь мою несу родину в душе….»

Знать/понимать: стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения.



11

1 / 11

«Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Гармонии задумчивый поэт».

Знать/понимать: взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них; жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.



12

1 / 12

«Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»

Знать/понимать: взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них; знать жанры музыки: реквием, сюита.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.



13

1 / 13

«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

Знать/понимать: особенности оперного жанра, что такое либретто оперы. Знать музыкальные термины: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, размышлять о музыке.



14

1 / 14

«Второе путешествие в музыкальный театр. Балет».

Знать/понимать: имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании); выявлять средства выразительности разных видов искусств.



15

1 / 15

«Музыка в театре, кино, на телевидении».

Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности



16

1 / 16

«Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл».

Знать/понимать: особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности.



17

1 / 17

«Мир композитора. Обобщение тем полугодия».

Знать: знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками



Раздел 2: «Музыка и изобразительное искусство» 18 часов

18

2 / 1

«Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Уметь: эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.



19

2 / 2

«Небесное и земное в звуках и в красках».

Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Уметь: сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.



20

2 / 3

«Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский».

Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические).

Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь: сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства.



21

2 / 4

«За отчий дом, за русский край… Ледовое побоище».

Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические).

Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь: сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства.



22

2 / 5

«Музыкальная живопись и живописная музыка».

Знать/понимать: выразительные возможности музыки. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальным сочинениям, узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.




23

2 / 6

«Музыкальная живопись и живописная музыка».

Знать/понимать: выразительные возможности музыки. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальным сочинениям, узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.




24

2 / 7

«Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве».

Знать/понимать: колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова.

Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.



25

2 / 8

«Портрет в музыке и изобразительном искусстве».

Знать/понимать: осознание музыки как вида искусства. Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки.




26

2 / 9

«Волшебная палочка дирижера».

Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.

Уметь: размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.



27

2 / 10

«Образы борьбы и победы в искусстве». Обобщение тем 3 четверти.

Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.

Уметь: размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.



28

2 / 11

«Застывшая музыка».

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства; понятие – полифония.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности.



29

2 / 12

«Полифония в музыке и живописи».

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, понятие – полифония, фуга. Органная музыка.

Уметь: размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.



30

2 / 13

«Музыка на мольберте».

Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, высказывать суждение об основной идее, средствах выразительности художественных произведений.



31

2 / 14

«Импрессионизм в музыке и живописи».

Знать/понимать: особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении.



32

2 / 15

«О подвигах, о доблести, о славе…»

Знать/понимать: установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов. Уметь: сопоставлять музыку с живописью, анализировать, сравнивать произведения, участвовать в коллективной исполнительской деятельности.



33

2 / 16

«В каждой мимолетности вижу я миры…».

Знать/понимать: своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.



34

2 / 17

«Мир композитора. С веком наравне».

Знать/понимать: о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов, знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен, пластическое интонирование.



35

2 / 18

Обобщение тем четверти.

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино) Уметь: передавать свои музыкальные впечатления ; распознавать на слух знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров.




























Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2014.

  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2012.

  3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2007;

  4. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс» /Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина/ - 3 СD, mp3, кассета.

  5. Методика работы с учебниками «Музыка» 5-8 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.


Описание материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета:

  1. Музыкальные инструменты: пианино, баян, гитара, металлофон, набор народных инструментов.

  2. Интерактивная доска, компьютер.

  3. Музыкальный центр, телевизор.

  4. Набор портретов русских и зарубежных композиторов.



Дополнительная литература:

 Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М.,2011.

Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 2010.

Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск,2009.

Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П.  Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов,2012.

Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2014.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.:   Просвещение, 2012.

Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. – М., 2011.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. – метод. Пособие. – М., 2011.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 2012.

Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. – Ярославль, 2010.



Печатные пособия

  1. Портреты композиторов.

  2. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.





Интернет-ресурсы

1. Cайт Министерства образования и науки РФ.

2. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.

3. http://www.informika. ru – сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».

4. http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

5. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

6. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

7. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

8. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей».