Календарно-Тематическое Планирование в 8 классе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение [pic]

«Гимназия № 44»




УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована

Директор МБНОУ «Гимназия №44» педагогическим советом

______________Л.И. Метелева МБНОУ «Гимназия№44»

Протокол № 15

от «29» августа 2014 г.

Программа обсуждена

на методическом объединении

учителей эстетического цикла

Протокол № 1

от «26» августа 2014 г.




Рабочая программа

по музыке для 8 класса

(Составлена на основе программы «Искусство. 8-9 классы».

Автор:Г.П. Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д. Критская)



СМК РП М 7 01-2014(01)



Составитель программы

учитель музыки:

Шеремеев Илья Андреевич





Новокузнецк, 2014



Пояснительная записка к рабочей программе по искусству 8 класс

Рабочая учебная программа по искусству для учащихся 8 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по искусству, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования с учетом авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство 8-9 классы».

Рабочая программа для 8 класса рассчитана на 1 час в неделю, всего 35часа за год.

В учебном плане предусмотрено 35 часов для преподавания предмета «Искусство» (музыка) в 8 классе. Департаментом образования и науки Кемеровской области в рамках реализации государственного образовательного стандарта с 2011-2012 учебного года введено0,5 часа в неделю национально-регионального компонента (НРК) дляпреподавание учебного предмета «Искусство» (для проведения уроков музыки 17 часов), направленное на изучение краеведческих модулей. 

ЦЕЛЬ предмета– ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в них музыкальную культуру как часть духовной культуры.

Задачи предмета:

- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- научить ориентироваться в многожанровости и направлениях музыкального искусства;

- познакомить с биографией и творчеством великих композиторов;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к музыкальному искусству;

- сформировать систему знаний, направленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, творческие домашние задания.

В музыке, как и во всяком искусстве, мы различаем не только количество, но и качество. Поэтому, как бы много человек не знал музыки, это ещё не свидетельствует о том, что он не умеет отличить настоящее большое искусство от лёгкого развлечения и даже просто от плохой музыки. Темы этого года: «Жанровое многообразие музыки» «Музыкальный стиль – камерон эпохи» помогают ответить и разобраться в данных вопросах. Обучающийся должен понять смысл словосочетания «музыкальный стиль» «Стиль – это человек» (Ж.Л.Бюффон). Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: «диалог поколений».Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в конспекте культуры разных эпох.

Национально – региональный компонент

Введение национально – регионального компонента в учебном плане 8 класса придаёт преподаванию предмета «Музыка» значимые черты, отражает в содержании и учебном процессе культурные, природные, социальные проблемы региона, края, своей местности. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию особенностей культуры Кузбасса, его природного своеобразия. Таким образом, цель введения национально-регионального компонента - это создание условий для развития личности обучающихся, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы, общества, культуры. Он способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к родному краю, создает положительный образ территории своей малой Родины- Кузбасса.

Национально-региональный компонент включает информационный материал:

Музыкальная культура Кузбасса. История становления музыкальной культуры Кузбасса, интересные факты из жизни музыкальных коллективов (профессиональных и любительских), исполнителей, авторов уникальных музыкальных произведений, которые отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности (города, района, поселка) или целого региона, музыкальный фольклор.

Творчество народов Кузбасса. Материальная и духовная культура, музыкальные и обрядовые традиции народов, проживающих в Кемеровской области и Сибири. Образы разных народов (русских, телеутов, шорцев, алтайцев, татар и др.) в произведениях Кузбасских художников.

Музыкальный материал(песенный, инструментальный), сочетающийся с темой и проблемой урока и являющий собой особенность духовной культуры людей, проживающих в области. «Музыкальная культура Кузбасса» содержит значительное количество примеров того, как музыкальное искусство «отогревало» и детей, и взрослых: например, история возникновения и существования школьного оркестра народных инструментов поселка Мундыбаш Кемеровской области. Она позволит обучающимся насладиться шедеврами музыкального искусства в исполнении различных музыкальных коллективов региона, даст представление об особенностях становления и развития музыкальной культуры области, поведает о непростых судьбах уникальных музыкальных коллективов, о людях земли Кузнецкой. Встречи с музыкой Кузбасса на уроке предполагают посильное участие подростков исполнении некоторых инструментальных и песенных произведений, беседы о них. Различные формы участия в восприятии музыки доставят радость и удовольствие.

Реализуя региональный компонент по искусству, учитель может воспользоваться примерным тематическим планированием, при этом за ним остаётся право дополнять и изменять предложенную тематику занятий.

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучение музыкальному искусству в VIII классе основной школы должно обеспечит учащимся возможность:

- знание и умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека, о важности и значение классической и другой музыки;

- умение обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений;

- умение проанализировать свою творческую работу;

- осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимание их неразрывной связи;

- умение использовать свои певческие навыки во внеклассной коллективной работе, умение владеть своим голосом и дыханием при распевках, в период мутации;

- понимание особенностей музыкальной культуры Кузбасса и его народов;

- знание названия музыкальных коллективов и композиторов Кемеровской области.

- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки.

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Певческого и музыкального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных занятиях, школьных праздниках;

  • Слушание музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров, форм;

  • Размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • Музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио, и телепередач), определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе.

Рабочая программа включает следующие темы:

Что значит современность в музыке?

Музыка серьезная и музыка легкая

Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.

Великие наши «современники».


  1. Содержание программы по предмету (курсу).

п/п

Темы

Кол-во

Часов

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

Что значит современность в музыке (9ч.)

Что означает современность в музыке?

1

Осознание темы современности и актуальности в музыке различных жанров, стилей и направлений

Музыка Бетховена

1

Изучение биографии Людвига ван Бетховена, продолжение знакомства с творчеством, развитие музыкального мышления. Усвоение и закрепление ранее изученного материала.

Современна ли музыка Бетховена?

НРК: Роль и место искусства в жизни человека и общества

1

Осознание темы современности и актуальности музыки Бетховена.

НРК: Становление музыкальной культуры в Кузбассе.

Современна ли музыка Штрауса?

НРК: Роль и место искусства в жизни человека и общества

1

Осознание темы современности и актуальности Штрауса.

НРК: Становление музыкального образования в Кузбассе.

Современна ли тема любви в искусстве?

1

Осознание темы современности и актуальности темы любви в музыке.

Современно ли творчество Баха?

1

Осознание темы современности и актуальности музыки И. С. Баха.

Что значит авангардизм в музыке?

1

Понимание авангардизма в музыке. Знание идейных представителей среди композиторов и исполнителей!

Что значит классика в музыке?

1

Понимание изложенного понятия «классика». Определение понятия «классика» среди оперного, песенного творчества различных композиторов разных времен.

Современность в музыке!

1

Подведение общего итога раздела современности и актуальности музыкальных композиции различных эпох.

Музыка серьёзная и музыка лёгкая (7 ч.)

Что такое «Лёгкая» и «Серьёзная» музыка?

НРК: Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации

1

Умение распознавать музыку «лёгкую» и музыку «серьёзную».

НРК: Музыкальные произведения известных композиторов в исполнении Новокузнецкого муниципального камерного хора!

Эстрадная музыка – это лёгкая или серьёзная музыка?

НРК: Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации

1

Распознавание эстрадной музыки XX века различных стран Европы - Италия, Франция, Испания и т. д.

НРК: Музыкальные произведения известных композиторов в исполнении современных коллективов области: «Звёзды» Губернаторского джаз-клуба «Геликон», муниципальный академический хор г. Междуреченск.

Что такое Рок-музыка?

НРК: Новаторство в области изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, музыки, театра, кино

1

Распознавание стилей направления рок-музыки, знать основных представителей рок-музыки в развитых странах Европы и США.

НРК: Творчество местных музыкальных коллективов, сольных исполнителей, композиторов города – рок-группы: AdventuS, BlackSword, Чёрная Вдова Мария Валиева и авторская группа MaryRise (г. Новокузнецк); ForTE, Графиня Глория (г. Прокопьевск); Аэдра (г. Кемерово).

Что такое джаз?

НРК: Новаторство в области изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, музыки, театра, кино

1

Понимания структуры построения стиля «Джаз», знание исполнителей.

НРК: Джаз-клуб «Геликон», деятельность губернаторского культурного центра «Юные дарования Кузбасса»

Что такое «Авторская песня»?

НРК: Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации

1

Понимания структуры построения стиля «Авторская песня», знание исполнителей.

НРК: Музыкальные произведения известных композиторов в исполнении современных коллективов области: Хор ветеранов ДК им. Дзержинского г. Новокузнецка.

«Лёгкая» и «Серьёзная» музыка!

НРК: Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации

1

Умение распознавать музыку «лёгкую» и музыку «серьёзную» на основе изученного материала.

НРК: Музыкальные произведения известных композиторов в исполнении современных коллективов области: Хор «Консонанс» г. Новокузнецка

Что такое «Лёгкая» и «Серьёзная» музыка, что их объединяет и различает? НРК: Общечеловеческие ценности искусства

1

Умение распознавать музыку «лёгкую» и музыку «серьёзную» на основе изученного материала.

НРК: Государственные символы. Гимн, Флаг и Герб Кемеровской области.

Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. (10 ч.)

Что общего и чем отличается лёгкая и серьёзная музыка? НРК: Искусство как проводник духовной энергии. Рождение новых видов и жанров искусства

1

Знать отличия в музыке лёгкой и серьёзной.

НРК: Композиторы Кузбасса. С. Б. Толстокулаков, Маслов (г. Новокузнецк)

Могут ли лёгкая и серьёзная музыка взаимопроникаться? НРК: Искусство как проводник духовной энергии. Рождение новых видов и жанров искусства

1

Выявление взаимопроникновения лёгкой и серьёзной музыки.

НРК: Творчество уникальных коллективов области (Школьный хор народных инструментов пос. Мундыбаш, Академический хор Кемеровского государственного университета и т.д.)

Может ли в одном произведении быть лёгкая и серьёзная музыка, их назначение? НРК: Первобытное искусство

1

Выявление взаимопроникновения лёгкой и серьёзной музыки и их назначение.

НРК: Старинные обрядовые праздники народов, проживающих в Кузбассе и их роль в жизни человека. Музыкальный фольклор.

Оперетта – это лёгкий или серьёзный жанр?

1

Знание понятия «оперетта».

Что происходит при встрече лёгкой и серьёзной музыки? (рапсодия – блюз).

1

Знание понятий рапсодия, блюз.

Что происходит при встрече лёгкой и серьёзной музыке? (сюита – балет). НРК: Основные особенности искусства народов России

1

Знание и закрепление понятий сюита балет!

НРК: Музыкальные традиции народов Кемеровской области.

Что происходит при встрече лёгкой и серьёзной музыке? (частушка в классике).

1

Знание основных моментов использования русскими композиторами частушек в своих произведениях.

Что происходит при встрече лёгкой и серьёзной музыке? (драматизация образа).

НРК: Основные особенности искусства народов России

1

Размышление о музыке и её сходстве друг с другом.

НРК: Фольклор и его способность отражать жизнь человека.

Могут ли лёгкая и серьёзная музыка взаимопроникаться? НРК: Основные особенности искусства народов России

1

Выявление взаимопроникновения лёгкой и серьёзной музыки.

НРК: Воззрения и идеалы народов Юга Кемеровской области, народные напевы телеутов, шорцев.


Что происходит при взаимопроникновении лёгкой и серьёзной музыки? НРК: Основные особенности искусства народов России

1

Выявление взаимопроникновения лёгкой и серьёзной музыки.

НРК: Духовная (храмовая ) музыка. Хор Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Новокузнецка, Кеме5ровской и Таштагольской епархии, Кемеровской и Новокузнецкой Митрополии.

Великие наши «современники» (8 ч.)

Творчество Л. Бетховена. НРК: Искусство как образ окружающего мира, жизни человека в разные времена и эпохи. Современные стили и направления развития искусства

1

Закрепление биографии Л. Бетховена, продолжение знакомства с творчеством, развитие музыкального мышления

НРК: Инструментальные и хоровые коллективы филармонии и других учреждений культуры:

Симфонический оркестр, Оркестр народных инструментов, камерный хор, и т.д. Творческая деятельность коллективов: разнообразие исполняемого репертуара. Прослушивание произведений в исполнении некоторых коллективов по выбору педагога.

Можно ли назвать Бетховена великим нашим современником и почему, если это так?

1

Закрепление биографии Л. Бетховена, продолжение знакомства с творчеством, развитие музыкального мышления


Творчество М. П. Мусоргского. НРК: Искусство как образ окружающего мира, жизни человека в разные времена и эпохи. Современные стили и направления развития искусства

1

Закрепление биографии М. П. Мусоргского, продолжение знакомства с творчеством, развитие музыкального мышления

НРК: Анализ образов искусства (музыкального) разных эпох в исполнении современных коллективов.


Можно ли назвать Мусоргского великим нашим современником и почему, если это так?

1

Закрепление биографии М. П. Мусоргского, продолжение знакомства с творчеством, развитие музыкального мышления


Творчество С. С. Прокофьева. НРК: Искусство как образ окружающего мира, жизни человека в разные времена и эпохи. Современные стили и направления развития искусства.

1

Закрепление биографии С. С. Прокофьева, продолжение знакомства с творчеством, развитие музыкального мышления

НРК: Анализ образов искусства (музыкального) разных эпох в исполнении современных коллективов.

Можно ли назвать Прокофьева великим нашим современником и почему, если это так?

1

Закрепление биографии С. С. Прокофьева, продолжение знакомства с творчеством, развитие музыкального мышления


Кого можно назвать современником? Великие наши современники

1

Закрепление и обобщение всего года обучения!

Урок-концерт

1

Урок-концерт


Итого:


35










[link]




24