Рабочая программа по музыке 6 класс ФГОС УМК Школяр Л.В., Школяр В.А., Усачёвой В.О.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

(с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.07.2015 г.)

2. ФГОС основного общего образования (с изменениями).

3. Основная образовательная программа МБОУ Семячковская сош

4. Положение о рабочей программе учебных предметов (курсов) педагогов, реализующих ФГОС ООО МБОУ Семячковская сош

5.Программа «Музыка» В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр издательский центр «Вентана-Граф» 2013г.

6. УМК Усачевой В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А:

-Усачева В. О. Музыка: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В. О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2016 (Алгоритм успеха).-


На современном этапе модернизации российского образования приобщение подростков к музыке продолжает играть важнейшую

роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. В ситуации господства в обществе

массовой музыкальной культуры не лучшего образца, планомерного размывания культурных ценностей, веками создаваемых поколениями

русского народа, воспитание чувства уважения к культурным традициям, ответственности за сохранение классического искусства, освоение

духовного опыта, запечатлѐнного в нѐм, является специальной задачей преподавания музыки в основной школе.

В основе данной позиции — ведущая идея концепции художественного образования детей и молодѐжи РФ: «Овладение человеком

сокровищами художественной культуры своего народа и всего человечества — важнейший способ развития и формирования целостной

личности, еѐ духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства».

Программа выстроена с учетом ФГОС второго поколения и современной теории преподавания музыки как вида искусства. Ее основу

составляют:

- опора на принципы и закономерности, вытекающие из интонационно-образной природы музыки (художественная дидактика);

-познание музыки в единстве процесса и результата как «искусство, жизнью рожденное и к жизни обращенное» (теория обучения);

-воспитание умений и навыков исполнительской и слушательской культуры, являющихся критериями воспитанности музыкально-

художественного мышления (теория воспитания).

Цели и задачи предмета.

Целью преподавания музыкального искусства в 6 классе основной школы является развитие творческих сил подростка в процессе формирования его

музыкальной культуры как части всей его духовной культуры. Это реализуется через решение следующих задач:

- развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать музыкальные произведения по законам гармонии и красоты;

- воспитание художественного мышления как мышления, постигающего музыкальные и жизненные явления в их диалектическом развитии;

- освоение музыки в союзе с другими видами искусства, единая интонационная природа которого позволяет вскрывать сущность их

взаимодействия в восприятии целостной картины мира и обеспечивает овладение художественным методом его познания;

- изучение музыки как вида искусства во всѐм объѐме его форм и жанров, постижение особенностей музыкального языка, способов и

приѐмов исполнительства;

- знание лучших произведений отечественного и зарубежного классического наследия, народной музыки, творчества современных

композиторов;

- воспитание художественных умений и навыков, лежащих в основе слушательской и исполнительской куль туры учащихся, позволяющих

проявить творческую индивидуальность в выборе той или иной музыкальной деятельности (хоровое и сольное пение, импровизация на

музыкальных инструментах, выражение музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический).


Общая характеристика учебного предмета


В том числе


Проектная деятельность

Музыкальные викторины

Тест-опрос

1

Музыка в жизни, жизнь в музыке.

6 ч


1

1

2

Восприятие музыки как умение слушать музыку и размышлять о ней.

14 ч


1

1

3

Законы художественного творчества.

15 ч

3

2

2

Итого


35 ч

3

4

4



Место курса «Музыка» в учебном плане.

Программа по музыке разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования. Музыка в основной школе изучается в 5-7 классах в объёме не менее 102 часов, в том числе: 5 класс - 34 часа, 6 класс - 34 часа, 7 класс - 34 часа. В соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком МБОУ Семячковская сош на 2016-2017 уч. год рабочая программа по музыке в 6 классе рассчитана на 35 часов (по 1 часу в неделю в течение учебного года).

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка» в 6 классе


Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трѐх

групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых

результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода

сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого

большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учѐтом зоны ближайшего

развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Личностными результатами изучения музыки являются:

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всѐм многообразии его

стилей, форм и жанров;

- потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

- овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений,

фестивалей, конкурсов;

- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран

мира;

- убеждѐнность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

- умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной

художественно-творческой деятельности.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;

- наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;

- общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве

содержания и формы;

- знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;

- сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров;

- использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях

искусства;

- понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.

Достижение планируемых результатов свидетельствует:

о сформированности динамической системы ценностных ориентаций и эстетического видения окружающей действительности,

эмоциональном, заинтересованном отношении к явлениям жизни и искусства, мотивационной направленности на продуктивную

музыкально-творческую деятельность в единстве ее смыслового и операционно-технического компонентов;

о воспитании художественного вкуса и музыкального кругозора; о восприимчивости и способности к сопереживанию, о развитии

музыкальной памяти и слуха, образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения;

об освоении музыкального искусства во всѐм многообразии его видов, жанров и стилей: музыкального фольклора, произведений

музыкальной отечественной и зарубежной классики и современности; о понимании выразительных средств и особенностей музыкального

языка.



Требования к уровню музыкального развития учеников 6 класса


В результате изучения музыкального искусства в 6 классе учащиеся должны:

- понимать, что искусство способно передавать атмосферу исторических событий, эмоции и чувства людей и тем самым

преобразовывать жизнь и духовный мир целых поколений;

- знать наиболее яркие классические произведения отечественных и зарубежных композиторов;

- знать важные вехи жизненного и творческого пути выдающихся композиторов, музыкантов- исполнителей;

- уметь определять специфические черты русской народной музыки, основные ее жанры, звучание народных инструментов, ансамбля,

оркестра;

- уметь пропевать (петь) главные темы (интонации) изучаемых музыкальных произведений, по характерным признакам определять их

авторов и названия;

- уметь приводить примеры воздействия музыки на окружающую действительность, отдельных людей, самих школьников;

- уметь сопоставлять музыкальные образы произведений, различать способы их драматургического развития.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения

художественного и жизненного опыта в процессе приобщения к разным видам искусства, для развития эстетического восприятия музыки и

эстетического отношения к явлениям окружающей действительности, для организации досуга, наполненного художественными событиями,

для исполнения и театрализации народных обрядовых песен, игр, праздников, для игр и импровизации на музыкальных инструментах, для

разработки музыкальных проектов (в том числе на базе информационно-коммуникационных технологий).


Основные формы, технологии, методы обучения.


Программа опирается на следующие принципы:

- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

- раскрытие школьникам содержания музыкального искусства как проявления духовной деятельности человека, как концентрированного

нравственного опыта человечества;

- возвышение подростка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация образования, выведение деятельности в

искусстве на уровень содержательных обобщений);

- проникновение в природу искусства и его закономерности, овладение интонационно-образным языком музыки.

Методы, используемые в работе по программе:

- моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);

- «сочинение сочинѐнного» и импровизация музыки (В.О. Усачѐва);

- содержательный анализ музыки (В.А. Школяр).

Метод моделирования художественно-творческого процесса, в противовес словесно-информативным методам призван формировать

активное, деятельное освоение произведений искусства. Он углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло

выявления истоков происхождения изучаемого явления. Здесь многое зависит от постановки учебной задачи: еѐ надо сформулировать так,

чтобы учащемуся был ясен еѐ подлинный смысл. Это значит, что решение задачи должно потребовать от школьников мысленного

экспериментирования с материалом, выявления в произведении внутренних интонационно-образных связей, чтобы они могли теоретически

обосновать закономерность рождения данного художественного явления, конкретного произведения именно в таком единстве содержания,

формы и выразительных средств. Применение этого метода позволяет поставить школьника на место творца-композитора, творца-поэта,

творца-художника, как бы заново создающего произведение искусства, обеспечивает ребѐнку проживание знания и понимание смысла своей

деятельности.

Этот универсальный для всех видов искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний (при прохождении

пути композитора они не отчуждаются от ребѐнка); творчества (школьник, опираясь на музыкальный опыт и на воображение, фантазию,

интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создаѐт и т. д.); развития способности к индивидуальному слышанию и

творческой интерпретации.

Метод «сочинение сочинѐнного» и импровизация музыки выявляет общефилософскую сущность проблемы бытия: каждый человек

приходит в этот уже созданный («сочинѐнный») мир, чтобы прожить («сочинить») свою жизнь, но открывает для себя то, что существовало

до него и существует в рамках уже сочинѐнного.

Так и с миром музыкальных абстракций: осваивая их интеллектуальное пространство и изучая конкретные произведения, ученик вновь идѐт

тем же путѐм сочинения, что и автор, т. е. содержательный анализ изучаемого произведения происходит не параллельно слушанию, не после

знакомства с автором и произведением, а словно предвосхищая его.

Суть метода — в осмыслении с помощью музыкального языка значимой идеи, жизненной ситуации либо отношения к чему-нибудь,

что требует первичной музыкальной «формулировки» предмета осмысления, дальнейшего еѐ рассмотрения, развития и обобщения —

вывода или другого, художественно целесообразного и содержательно обоснованного завершения. Источником творческой рефлексии

ученика (как и самого авторского замысла) может явиться и слово, и визуальный ряд, и движение, и впечатление. Важен факт перерождения,

переосмысления, переплавки первичного импульса в музыку — в музыкальную интонацию и далее в говорящую, развивающуюся

мыслеформу, пусть самую простейшую логически завершѐнную вопросно-ответную фразу, небольшое размышление, наблюдение, которые,

как малое в большом, будут «отражаться» и «узнаваться» в прослушиваемых (после рефлексии) композиторских произведениях.

Идти путѐм «сочинения сочинѐнного» не означает подражать известному, повторять знакомое. Здесь важны тонкие, подчас потаѐнные,

сокровенные «механизмы», как работающие в процессе рождения образа - схватывание, видение идеи, еѐ рассматривание и продумывание

музыкой, так и лежащие в истоках самого процесса музыкального образования.

Суть содержательного анализа музыки. Анализ произведения начинается с выдвижения (на базе одной из трѐх философских

«формул» развития) содержательного положения (гипотезы, художественной идеи), которое затем конкретизируется в процессе его

музыкально-драматургического воплощения. Благодаря этому анализ протекает с самого начала целостно и на теоретическом уровне — как

движение от содержания к форме, от общего к частному, а деятельность школьников приобретает творческий характер.

Содержательный анализ протекает как слежение за становлением конкретной формы в развитии, понимаемом как воплощение логики

процессуального раскрытия философско-художественного смысла произведения. При этом выявляется, как художественная идея

(содержательное положение) определяет организацию всего комплекса средств выразительности на каждом этапе своего развѐртывания.

В качестве основы ассоциативно-образной деятельности школьников в содержательном анализе выступает сложность духовного мира

человека. Сама музыкальная драматургия (логика взаимодействия музыкальных смыслов как образов-оценок) становится процессом

выражения диалектичности человеческих чувств.

В качестве видов музыкальной деятельности в традиционной музыкальной педагогике выделяют слушание музыки, хоровое пение,

игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, драматизацию музыкальных произведений, сочинение и импровизацию. В

системе развивающего музыкального образования (т. е. в данной программе) эти виды рассматриваются как формы приобщения к музыке,

многие из которых являются лишь частным случаем по отношению, например, к исполнительству как категории более общего порядка

(вокальное, инструментальное, художественное движение, театрализация и т. д.).

В качестве истинных видов музыкальной деятельности, которую учащиеся осуществляют на уроке музыки, правомерно рассматривать

деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Они неразрывно связаны, объединены восприятием музыки и отражают три

необходимых условия существования самой музыки. Могут измениться условия звучания, инструментарий, жанры, формы, средства

выразительности и пр. — но ни одна из этих позиций триединства не исчезнет никогда, ибо указанные виды деятельности есть условия и

форма существования музыки вообще.

Основой организации учебной деятельности в развивающем обучении является самостоятельная деятельность учащихся. В свете этой

установки формируется отношение к подросткам (младшим, старшим) не как к ученикам, получающим знания об искусстве, а как к

поколению людей, осваивающих культурное наследие прошлого, развивающих его и участвующих в создании нового культурного

пространства. Эта принципиальная позиция данной программы выражается в проблематизации содержания музыкального образования.

Сущность проблематизации заключается в выведении детского мышления на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и

незначительного музыкально-художественного явления с позиций общечеловеческих ценностей. Иными словами, уровень приобщения

ребѐнка к искусству должен отвечать природе самого искусства как философско-художественного осмысления жизни и природе самого

ребѐнка — генетически заложенной в нѐм готовности к опережению уровня своего развития.


Основные формы контроля и оценки.


Итоговая оценка достижения планируемых результатов по музыке за курс основной школы имеет ряд особенностей, вытекающих из

общих подходов к системе оценивания выполнения требований Стандарта и специфики самого предмета. Так же как и на первой ступени

общего образования, специфика оценки определяется изучением музыки как живого искусства в его неразрывной связи с жизнью.

В связи с этим оцениванию подлежат опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, опыт музыкально-творческой

деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально-творческой практики с

применением информационно-коммуникационных технологий и др., и соответствующие планируемым результатам знания и способы

деятельности учащихся основной школы. Полнота оценки планируемых результатов по музыке обеспечивается тем, что итоговая оценка

складывается из накопленной оценки различных учебных достижений и результатов выполнения итоговой работы.

Оценивание результатов основного общего образования по музыке каждого ученика носит сквозной (накопительный) характер и

осуществляется в ходе текущих и тематических проверок на каждом уроке на протяжении каждой четверти и всего учебного гама. При этом учитывается степень активности учащегося не только в коллективно-творческой деятельности на уроке, но и в сфере внеклассной,

внеаудиторной работы. Важным показателем успешности дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и достижения

планируемых результатов является участие детей в различных формах культурно-досуговой деятельности класса и школы (музыкальные

фестивали и конкурсы, театральные спектакли, ассамблеи искусств, концерты инструментальных, танцевальных и вокально-хоровых

коллективов, проектная деятельность и другие мероприятия).

Накопленная оценка отражает динамику индивидуальных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых

результатов, позволяет наглядно увидеть различные проявления творческой инициативы, зафиксировать приобретение устойчивых навыков

самостоятельной и содержательной музыкально-творческой деятельности, объѐм и глубину знания музыки, предпочтений в области

эстетически ценных музыкальных произведений. Накопленная оценка базируется на основе планируемых результатов.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО преподавание музыкального искусства в 5-7 классах предполагает создание

обучающимися научно-исследовательских и творческих проектов.

При организации проектной деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения

образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач. Признаком

сформированности учебно-практической самостоятельности является не просто участие в проектной деятельности, а именно выполнение,

завершение проекта - пусть короткого, локального, узкопредметного.

Тематика проектов определяется программным содержанием предмета, доступностью, целесообразностью.

Наименование разделов


Ценностные ориентиры содержания предмета

Целенаправленная организация и планомерное формирование содержания музыкальной учебной деятельности способствуют личностному

развитию учащихся:

- реализация творческого потенциала

- готовности выражать свое отношение к искусству

- становлению эстетических идеалов и самосознания

- позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры к народному и профессиональному музыкальному творчеству –

направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений

в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует

познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания,

в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой Родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных

народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют

умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений

жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обуславливается характером организации их музыкально-

учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.


Содержание учебного курса «Музыка» в 6 классе


В качестве содержательных линий предмета «Музыка» выступают центральные проблемы каждого года обучения, которые, будучи

фундаментальными функциями искусства и базовыми направлениями системы человеческой деятельности, организуют рассмотрение самой

этой системы в определѐнном сущностном художественно-теоретическом аспекте и на философско-теоретическом уровне.


Музыкальная культура как часть духовной культуры человека (6 класс- 34ч.+1 ч резерв)


Музыка в жизни, жизнь в музыке. Музыка—знаковая система особого рода. Содержание музыкального искусства — система

общечеловеческих ценностей. Преобразующее воздействие музыки на человека, на жизнь в целом.

Музыкальное восприятие как умение слышать музыку и размышлять о ней. Зависимость личностного восприятия музыки от степени

проникновения в деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Накопление опыта содержательного восприятия музыки — что и как

слушать и слышать в музыке. «Лента памяти» — способ активизации накопленного подростками опыта общения с музыкальным искусством

путѐм включения шедевров мировой музыкальной культуры в жизнедеятельность растущего человека.

Законы художественного творчества. Принципы раскрытия природы искусства и природы художественного познания мира.

Предназначение символического языка искусства запечатлевать характерные черты атмосферы исторической эпохи. Сущность

взаимодействия музыкальной и духовной культуры человека, исследование механизма воздействия искусства на человека. Конкретизация

интеллектуально-творческой деятельности композиторов как фактор приобщения к мировой художественной культуре.

Духовный мир человека. Что включает в себя это понятие: конкретные знания о добре и зле, возвышенном и низменном (обыденном),

прекрасном и безобразном в жизни и искусстве или не столько знания, сколько переживания (отдельного человека или всего человечества)

по поводу явлений, событий и фактов, происходящих в жизни? Ответ на этот вопрос является кульминационным моментом музыкальных

занятий по данной программе.


Тематическое планирование по музыке в 6 классе (1 час в неделю, 35 часов в год) на 2016-2017 уч.год

Номер

урока


Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов


Характеристика деятельности учащихся

(универсальные учебные действия)





Музыка в жизни, жизнь в музыке.

6 ч


1

Путь от рождения к смерти.



Воспринимают содержание музыкального искусства как «хранилище» духовного опыта целых поколений.

Понимают характерные особенности музыкального языка, его интонационно-образную природу.

Выявляют специфические черты развития музыки в единстве содержания и формы музыкального «высказывания».

Размышляют о роли музыки в жизни человека и общества.

Приводят примеры преобразующего воздействия музыкального искусства на отдельного человека и целые поколения людей.

Находят в произведении и объясняют моменты изменения смысла интонации при неизменности её звуковысотности

2

Лента памяти. Эдвард Григ


3

Мысли и чувства человека становятся музыкой.

4

Как можно услышать музыку.


5

От примы до октавы.

6

Лента памяти. П. Чайковский.


Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней.

14 ч


7

1. П. Чайковский. Опера Евгений Онегин. Вступление.




Воспринимают музыкальные произведения в единстве умения слышать музыку и размышлять о ней.

Понимают зависимость собственного восприятия музыки от степени проникновения в композиторский замысел, исполнительскую трактовку.

Оценивают собственный эмоциональный отклик и переживание музыки.

Понимают механизм воздействия искусства на человека.

Анализируют музыкальные сочинения с точки зрения ассоциативно-смыслового содержания.

Исполняют основной тематический материал фрагментов крупных музыкальных форм.

Сочиняют музыкальные темы, используя музыкальную интервалику, различные звукокомплексы.

Принимают участие в коллективной инструментальной и хоровой деятельности, проявляют навыки исполнительского опыта

8

2. Штрихи к портрету. Письмо Татьяны.

9

3. Штрихи к портрету. Онегин и Ленский.

10

4. Лента памяти. Л. Бетховен.

11

5. Сонатная форма.


12

6. Лента памяти. Моцарт.




13

7. В.Моцарт «Дон Жуан»



14

8. В.Моцарт. «Реквием».


15

16

9. Лента Памяти. К. М. фон Вебер.

10. К. М. фон Вебер. Оберон

17

11. Лента памяти Ф.Шуберт.


18

12. Ф.Шуберт. Баллады.

19

13. Ф.Шуберт. Песни из цикла «Зимний путь».




20

14. «Горные вершины спят во тьме ночной…»




Законы художественного творчества.

15 ч


21

1. «Волшебный рог мальчика» Г. Малера.




Понимают сущность взаимосвязи музыкальной и духовной культуры.

Размышляют о содержании музыки в движении от художественной идеи к средствам её раскрытия.

Выявляют логику развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества.

Приводят примеры из творческих биографий композиторов, в произведениях которых запечатлены черты эпохи.


Исполняют музыку, передавая её художественный смысл, воплощать свою собственную трактовку.

Сочиняют отдельные интонации, выражающие эмоциональные оценки конкретных фактов окружающего мира.

Сочиняют законченные интонационные конструкции для выражения диалектической сущности жизненных явлений и процессов (конфликт оценок)

22

2. Жизнь и творчество.






23

3. «Опять Шопен не ищет выгод».






24

4. Этюд.

25

5. Прелюдия.




26

6. Вальс.

27

7. Лента памяти. Дм. Шостакович.

28

8. История ХХ века в симфониях.

29

9. История ХХ века в киномузыке.

30

10. Композиторы отечественного кинематографа. И.Дунаевский.





21

11. Композиторы отечественного кинематографа. В.Соловьев-Седой.



32

12. Композиторы отечественного кинематографа. Е.Крылатов.


33

13. Композиторы отечественного кинематографа. А.Рыбников.



34-35

14-15. Защита проектов в рамках промежуточной аттестации.





Всего

35


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка» в 6 классе

Выпускник научится:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

-  понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

-  осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

- ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

- применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

-  заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов и др.;

-  воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

-  высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

- структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

Система оценки планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Достижение планируемых результатов свидетельствует:

о сформированности динамической системы ценностных ориентаций и эстетического видения окружающей действительности, эмоциональном, заинтересованном отношении к явлениям жизни и искусства, мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность в единстве ее смыслового и операционно-технического компонентов;

о воспитании художественного вкуса и музыкального кругозора; о восприимчивости и способности к сопереживанию, о развитии музыкальной памяти и слуха, образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения;

об освоении музыкального искусства во всём многообразии его видов, жанров и стилей: музыкального фольклора, произведений музыкальной отечественной и зарубежной классики и современности; о понимании выразительных средств и особенностей музыкального языка.

Итоговая оценка достижения планируемых результатов по музыке за курс основной школы имеет ряд особенностей, вытекающих из общих подходов к системе оценивания выполнения требований Стандарта и специфики самого предмета. Так же как и на первой ступени общего образования, специфика оценки определяется изучением музыки как живого искусства в его неразрывной связи с жизнью.

В связи с этим оцениванию подлежат опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально-творческой практики с применением информационно-коммуникационных технологий и др., и соответствующие планируемым результатам знания и способы деятельности учащихся основной школы. Полнота оценки планируемых результатов по музыке обеспечивается тем, что итоговая оценка складывается из накопленной оценки различных учебных достижений и результатов выполнения итоговой работы.

Оценивание результатов основного общего образования по музыке каждого ученика носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок на каждом уроке на протяжении каждой четверти и всего учебного гама. При этом учитывается степень активности учащегося не только в коллективно-творческой деятельности на уроке, но и в сфере внеклассной, внеаудиторной работы. Важным показателем успешности дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и достижения планируемых результатов является участие детей в различных формах культурно-досуговой деятельности класса и школы (музыкальные фестивали и конкурсы, театральныеспектакли, ассамблеи искусств, концерты инструментальных, танцевальных и вокально-хоровых коллективов, проектная деятельность и другие мероприятия).

Накопленная оценка отражает динамику индивидуальных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, позволяет наглядно увидеть различные проявления творческой инициативы, зафиксировать приобретение устойчивых навыков самостоятельной и содержательной музыкально-творческой деятельности, объём и глубину знания музыки, предпочтений в области эстетически ценных музыкальных произведений. Накопленная оценка базируется на основе планируемых результатов.

Особое внимание уделяется оценке сформированности умения решать учебные и художественно-практические задачи, самостоятельно действовать при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. Достижение целого ряда планируемых результатов проверяется комплексными заданиями, которые в зависимости от сформированности опыта музыкально-творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к искусству могут быть выполнены как на базовом, так и на повышенном уровне. Задания сформулированы таким образом, чтобы любое знание, умение непосредственно проявлялось в каком-либо виде музыкально-творческой деятельности. В связи с этим большинство заданий предполагает эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней, воплощение образного содержанияв исполнительской деятельности (вокальной, инструментальной, музыкально-творческой с применением ИКТ и др.) и предназначается для совместного выполнения учащимися в устной форме в ходе беседы о музыке или в процессе коллективно-творческой деятельности. Это отвечает целевым установкам формирования обобщённых способов действий с учебным материалом, что позволяет школьникам успешно решать учебные задачи, открыто выражать своё отношение к искусству, реализовывать собственный творческий потенциал в процессе коллективной и индивидуальной музыкально-художественной деятельности. Многие задания могут быть предложены в письменной или устной форме либо для индивидуального или коллективного выполнения.

Использование комплексных заданий различного уровня сложности даёт возможность содержательно интерпретировать уровень развития музыкальной культуры учащихся. Этопозволяет сделать обоснованное заключение о развитии интереса ученика к музыке и музыкальной деятельности, о проявлении эмоционально-ценностного отношения к искусству, о степени владения практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности. При этом успешность выполнения заданий свидетельствует о способности ученика применять полученные знания и умения при решении нестандартных музыкально-творческих ситуаций и задач. В целом анализ характера выполненных заданий при проверке достижения планируемых результатов позволит учителю сделать заключение о наличии у школьников основ музыкальной культуры как важнейшей части их обшей духовной культуры, перспективах музыкального развития каждого ученика и целесообразности углубления содержания образования в области искусства в дальнейшем.

Способность успешно справляться с предложенными заданиями базового уровня целенаправленно формируется и отрабатывается в ходе учебного процесса со всеми учащимися. При выполнении заданий повышенного уровня учащийся в значительной степени опирается на имеющийся уровень развития общих музыкальных способностей и музыкально-эстетического чувства, музыкально-жизненный опыт и художественный кругозор, включая знания из других предметов (русский язык, литература, изобразительное искусство, физическая культура, иностранный язык).

Итоговая оценка исполнительской деятельности ученика может складываться по результатам совместной деятельности в процессе хорового или ансамблевого (группового) исполнения текущего репертуара. Песня может исполняться всем классом, группами, индивидуально (возможно поочерёдное исполнение, когда каждый следующий куплет поет другой ученик или новая труппа учеников, пение которых при необходимости поддерживает аккомпанемент учителя). Задания на определение уровня овладения школьниками основными видами учебной, музыкально-творческой деятельности оцениваются исходя из эмоциональной отзывчивости и вдохновенности воплощения музыкальных образов, умений импровизировать и артистично исполнять произведения, сформированности вокально-хоровых и музыкально-ритмических навыков.

Решение об успешном завершении курса музыки в основной школе принимается на основе суммирования результатов итоговой работы по музыке, выполненной каждым учеником, и накопленной в течение учебного года оценки различных учебных достижений. При этом для принятия положительного включения об успешном завершении курса накопленная оценка должна отражать успешное выполнение не менее 50% заданий базового уровня в каждом из трёх разделов планируемых результатов.

Направления проектной деятельности обучающихся

В соответствии с требованиями ФГОС ООО преподавание музыкального искусства в 5-7 классах предполагает создание обучающимися научно-исследовательских и творческих проектов.

При организации проектной деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач. Признаком сформированности учебно-практической самостоятельности является не просто участие в проектной деятельности, а именно выполнение, завершение проекта - пусть короткого, локального, узкопредметного. Тематика проектов определяется программным содержанием предмета, доступностью, целесообразностью. Резерв учебного времени (1 ч) используется для подведения итогов проектной деятельности.

Календарно-тематическое планирование по музыке в 6 классе (1 час в неделю, 35 часов в год) на 2016-2017 уч.год

Номер

урока



Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов,

тип урока

Даты

проведения

Домашнее задание

Характеристика деятельности учащихся







план

факт









Музыка в жизни, жизнь в музыке.

6 ч



1

Путь от рождения к смерти.

ввод

5.09

5.09

стр.3-7 учебник, подготовить материал для презентации о своей жизни

Воспринимают содержание музыкального искусства как «хранилище» духовного опыта целых поколений.

Понимают характерные особенности музыкального языка, его интонационно-образную природу.

Выявляют специфические черты развития музыки в единстве содержания и формы музыкального «высказывания».

Размышляют о роли музыки в жизни человека и общества.

Приводят примеры преобразующего воздействия музыкального искусства на отдельного человека и целые поколения людей.

Находят в произведении и объясняют моменты изменения смысла интонации при неизменности её звуковысотности.

2

Лента памяти. Эдвард Григ.



к

12.09

12.09

стр.7-11 учебник, ответить на вопросы и записать свои размышления



3

Мысли и чувства человека становятся музыкой.

к





стр.12-19 учебник, прочитать рассказ Б.Шергина «Для увеселения»



4

Как можно услышать музыку.



к





стр.20-25 учебник, выполнить презентацию о своей жизни



5

От примы до октавы.

у-викторина





стр.26-27 учебник, ответить на вопросы



6

Лента памяти. П. Чайковский.

у-тест





стр.28-29 учебник, ответить на вопросы муз.викторины о Чайковском





Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней.

14 ч



7

1. П. Чайковский. Опера Евгений Онегин. Вступление.

инм





стр.30-33 учебник, слушать фрагменты оперы

Воспринимают музыкальные произведения в единстве умения слышать музыку и размышлять о ней.

Понимают зависимость собственного восприятия музыки от степени проникновения в композиторский замысел, исполнительскую трактовку.

Оценивают собственный эмоциональный отклик и переживание музыки.

Понимают механизм воздействия искусства на человека.

Анализируют музыкальные сочинения с точки зрения ассоциативно-смыслового содержания.

Исполняют основной тематический материал фрагментов крупных музыкальных форм. Сочиняют музыкальные темы, используя музыкальную интервалику, различные звукокомплексы.

Принимают участие в коллективной инструментальной и хоровой деятельности, проявляют навыки исполнительского опыта.

8

2. Штрихи к портрету. Письмо Татьяны.

к





стр.34-55 учебник, слушать фрагменты оперы, отв. на вопросы



9

3. Штрихи к портрету. Онегин и Ленский.

к





стр.55-59 учебник, читать фрагм. из романа Пушкина «Евгений Онегин»



10

4. Лента памяти. Л. Бетховен.

инм





стр.60-71 учебник, читать о творчестве Бетховена



11

5. Сонатная форма.



инм





стр.72-73 учебник, выполнить презентацию по творчеству Бетховена



12

6. Лента памяти. Моцарт.



к





стр.74-76 учебник, прочитать Каменный гость» А.С.Пушкина





13

7. В.Моцарт «Дон Жуан».

размышление





стр.77-86 учебник, найти материал о жизни и творчестве В.Моцарта



14

8. В.Моцарт. «Реквием».



к





стр.87-97 учебник, выполнить реферат или презентацию по творчеству В.Моцарта



15

9. Лента Памяти. К. М. фон Вебер.

к





стр.98 учебник, найти материал о жизни и творчестве К.М.фон Вебера



16

10. К. М. фон Вебер. Оберон.

к





стр.99-107 учебник, выполнить задание со стр.107



17

11. Лента памяти. Ф.Шуберт.

к





стр.108-113 учебник, прочесть «Мой сон» Ф.Шуберта



18

12. Ф.Шуберт. Баллады.

у-драматизация





стр.114-118 учебник, сочинить свой «Сон» о Ф.Шуберте



19

13. Ф.Шуберт. Песни из цикла «Зимний путь».

у-викторина





стр.119-121 учебник, выполнить слайд-шоу или презентацию о Ф.Шуберте.



20

14. «Горные вершины спят во тьме ночной…»

тест





стр.122-125 учебник, выполнить презентацию о понравившихся произведениях Ф.Шуберта





Законы художественного творчества.

14 ч+1 ч



21

1. «Волшебный рог мальчика» Г. Малера.

инм





стр.126-131 учебник, подготовить реферат о жизни и творчестве Г. Малера

Понимают сущность взаимосвязи музыкальной и духовной культуры.

Размышляют о содержании

музыки в движении от художественной идеи к средствам её раскрытия.

Выявляют логику развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества.

Приводят примеры из творческих биографий композиторов, в произведениях которых запечатлены черты эпохи.

Исполняют музыку, передавая её

художественный

смысл, воплощают свою собственную трактовку.

Сочиняют отдельные интонации, выражающие эмоциональные оценки конкретных фактов

окружающего мира.

Сочиняют законченные интонационные конструкции для выражения диалектической сущности жизненных явлений и процессов (конфликт оценок)

22

2. Жизнь и творчество.

к





стр.132-147 учебник, прочитать рассказ Г.Гессэ «Поэт»



23

3. «Опять Шопен не ищет выгод».

к





стр.148-154 учебник, подготовить материал о жизни и творчестве Ф.Шопена



24

4. Этюд.

к





стр.150-158 учебник, прослушать этюды Шопена



25

5. Прелюдия.

к





стр.150-158 учебник, прослушать прелюдии Шопена, иллюстрировать свои муз впечатления



26

6. Вальс.

урок-викторина





стр.150-158 учебник, выполнить слайд-шоу на музыку Ф.Шопена



27

7. Лента памяти. Дм. Шостакович.

тест





стр.159-163 учебник, найти материал о жизни и творчестве Д. Шостаковича



28

8. История ХХ века в симфониях.

урок-размышление





стр.164-169 учебник, выполнить презентацию о композиторах «Ленты памяти» с использованием их высказываний о роли музыки в жизни человека



29

9. История ХХ века в киномузыке.

к





стр.179-189 учебник, подготовить обзор творчества любимых композиторов-авторов киномузыки



30

10. Композиторы отечественного кинематографа. И.Дунаевский.



инм





стр.170-175 учебник, просмотреть к/ф с песнями И.Дунаевского



21

11. Композиторы отечественного кинематографа. В.Соловьев-Седой.

к





Прослушать произведения В. Соловьёва-Седого.



32

12. Композиторы отечественного кинематографа. Е.Крылатов.

тест





Посмотреть к/ф с использованием музыки Е.Крылатова, подготовить к исполнению одну из его песен.



33

13. Композиторы отечественного кинематографа. А.Рыбников.

урок-викторина





Завершить работу над итоговыми проектами.



34-35

14-15. Защита проектов в рамках промежуточной аттестации.

урок-конференция





Подготовиться к защите итоговых проектов. Ответить на вопросы муз.викторины.

















Всего



35 часов







Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Основная учебная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2011г.)

2.Усачева В. О. Музыка : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В. О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Вентана-Граф, 2016 (Алгоритм успеха).

3. Программа «Музыка» 5-7 классы авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А. Школяр. « Вентана - Граф», 2013.

Дополнительная литература

1. Л.Л.Алексеева Е.Д.Критская Музыка. Планируемые результаты. Система заданий 5-7 классы под ред. Г.С.Ковалевой М. Просвещение

2013

2 Сборники песен

3 Журналы «Искусство в школе»

Печатные пособия

1. Портреты композиторов

2. Репродукции картин

Экранно-звуковые пособия

Аудио и видеозаписи русской и зарубежной классической музыки

Учебно-практическое оборудование

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

Литература для учителя:

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

3. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

5. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

6. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий изд «Глобус» 2009

Литература для учащихся:

1. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

2. Клѐнов А. Там, где музыка живѐт. М.: Педагогика, 1985.

3. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

4. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. – М.: Дет. лит., 1981.

5. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-

ПРЕСС, 1998.

7. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

8. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

9. Давыдова М.А. Музыкальный словарь Начальная школа 2013


Интернет-ресурсы


1. Издательский центр «Вентана-Граф» Адрес сайта: http://www.vgf.ru

2. Федеральное агентство по образованию www.ed.gov.ru

3. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

4. Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru

5. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru

6. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. http://viki.rdf.ru/cat/musika/

7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. – http://schoolcollection.

edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

8. Классическая музыка [электронный ресурс]. – [link]

9. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. – http://www.music-dic.ru

10. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music

11. Погружение в классику [электронный ресурс]. – http://intoclassics.net/news/1-0-1

12. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – http://music.edu.ru/