Конспект урока Два музыкальных обращения к Богородице 3 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Костромского муниципального района Костромской области

«Сущёвская средняя общеобразовательная школа»







Конспект урока музыки в 3 классе

по теме:

«ДВА МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЩЕНИЯ

К БОГОРОДИЦЕ».





Подготовила:

Румянцева Екатерина Германовна

Учитель музыки





2016 год.

Пояснительная записка

Конспект урока разработан на основе программы по музыке «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, М., Просвещение, 2013.

Раздел: «О России петь, что стремиться в храм».

Тема урока: «Два музыкальных обращения к Богородице».

Цель урока: приобщение детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки; музыкальной молитве в творчестве Ф. Шуберта и С. Рахманинова.

Задачи:

  • Обучающие. Узнать, как поэты, художники и композиторы рисуют образ Богородицы и какими средствами они это делают.

  • Развивающая.Развивать ассоциативно-образное мышление детей.

  • Воспитательная. Воспитывать интерес к духовной музыке.

Планируемые результаты:

Предметные: - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Метапредметные

Познавательные: владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

Логические: умение проводить анализ, сравнение музыкальных произведений.

Регулятивные: формирование эмоционально – осознанного отношения к музыкальному искусству; саморегуляция в процессе работы над разучиванием песни.

Коммуникативные: формирование умения взаимодействовать с учителем, с одноклассниками.

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости.

Методы обучения: словесно-индуктивный (беседа), сопоставление, сравнение.

Виды контроля и обратной связи:  устный – фронтальный.

Домашнее задание: нарисовать портрет мамы.

Музыкальный материал:

  1. Ф. Шуберт – «Аве Мария».

  2. С. Рахманинов – «Богородице Дево, радуйся!»

  3. Песня «Мама» (плюс и фонограмма), музыка В. Гаврилина, слова А. Шульгиной

Оборудование:

 Компьютер; мультимедиа-проектор и экран; компьютерная презентация; фортепиано; учебник.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Учитель - Здравствуйте, ребята!

Дети - Здравствуйте, учитель!

Вместе – Добрый день!

  1. Введение в тему урока.

- Начнем сегодняшний наш урок с небольшого видеофрагмента.

Слайд 1. Видеофрагмент «Аве Мария».

Просмотр видеофрагмента «Аве Мария» Ф. Шуберта на бокалах.

- Какое настроение создала вам музыка, исполненная достаточно необычным способом?

- В каком характере она исполнялась?

- Какой образ возник в вашем воображении?

Мы вернемся сегодня еще к этой мелодии, но уже в оригинальном звучании.

- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

Слайд 2. Эпиграф к уроку.

Эпиграфом к уроку я взяла такие слова (Л. Рогожников):

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если “любимая” - слово святое,

То трижды священное – “женщина – мать!”

- Как вы думаете, с какой вечной темой искусства мы будем знакомиться?

Слайд 3. О ком эти слова?

- О ком эти слова? Дева Мария, Царица небесная, Мадонна, Богородица.

- К образу Богородицы обращались и поэты, и художники, и композиторы разных стран мира. И сегодня мы об этом узнаем подробнее.

Мы рассмотрим два музыкальных обращения к Богородице, так и называется тема нашего урока. Попытаемся узнать, как поэты, художники, композиторы разных стран рисуют образ Богородицы, какими средствами они это делают?

  1. Работа по теме урока.

1 часть. Радуйся, Мария!

- Сейчас мы с вами откроем учебник на стр.41 и прочитаем стихотворение.

Слайд 4. Отрывок стихотворения Данте.

Она идёт, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя… Данте.



Слайд 5. Рафаэль «Сикстинская мадонна».

В своих учебниках и на слайде вы видите одно из самых прекрасных творений итальянского художника XV века Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна». Тема Мадонны была излюбленной темой мастера. Он показал её во многих своих картинах.

- Что мы видим на картине? (ответы детей, после как обобщение всего сказанного слова учителя)

- Раскрывается тяжелый бархатный занавес, и перед нами предстает чудо-Мадонна с младенцем на руках. Она спускается с небес на землю, как бы парит, едва касаясь ногами облаков. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Перед этой чудесной парой склонились Святой Сикст и Святая Варвара, встречая её.

- Как вы думаете, как зовут эту прекрасную Мадонну и её младенца?

- Имя младенца – Христос, а имя его матери – Мария. Бережно прижимая к себе, несет Мария сына, чтобы отдать его людям. Она знает, что его ждут страдания, но во имя спасения человечества жертвует им, своим ребенком, самым дорогим, что есть у неё.

- Какие чувства выразил художник?

- Как он передал эти чувства?

- Какую музыку должен сочинить композитор, чтобы выразить эти чувства?

- Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит «Славься, Мария».

Слайд 6. А. Фет «Аве, Мария».

- Давайте окунемся в мир поэзии и прочитаем стихотворение А. Фета, на стр.40 нашего учебника.

Ave, Maria – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:


Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей –

В тихом предстань сновидении ей!


Ave, Maria – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

- Как ласково поэт называет Богородицу?

- Какой из музыкальных жанров сможет передать лучше всего эти лирические и поэтические чувства?

- Сейчас вы услышите музыку, полную большой внутренней силой, проникновенный гимн женской доброте и благородству.


Слайд 7. Ф. Шуберт «Аве Мария».

Звучит песня-молитва «Ave Maria» австрийского композитора Франца Шуберта.

- Какие чувства передал австрийский композитор?

- Какими музыкальными красками он их выразил?

- Музыка и Изобразительное искусство – каждое своими средствами: мягкими линиями, чистыми светлыми красками – создают ощущение возвышенного, одухотворенного, прекрасного.

- Что еще созвучно музыке и картине?

- Какой тембр голоса исполнял? (дискант, итальянский мальчик-певец Робертино Лоретти) Слайд 8. Робертино Лоретти.

2 часть. Богородице Дево, радуйся.

- Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна есть обращение Вспетая.


Слайд 9. С.В. Рахманинов

- И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к Деве Марии – «Богородице Дево, радуйся», сочиненная русским композитором С.В. Рахманиновым.

(История праздника Благовещение Богородицы, 7 апреля)

Давайте познакомимся с этой молитвой.

Слайд 10. Видеопрезентация с образами Богородицы на музыку С.В. Рахманинова.

- В каком характере написана эта молитва?

- Какой хор исполняет молитву? Сохраняется ли на протяжении всего хора тихое звучание голосов? (пропеть главную тему на стр. 42)

- В чем отличие от зарубежной музыки?

Слайд 11.

На стр. 43 вы видите иконописный образ «Богоматерь с младенцем» Виктора Васнецова. Современники художника называли его «создателем русской Мадонны».

- Что вы видите на картине В. Васнецова? (после ответов детей, сделать небольшое заключение).

- Иконография Пресвятой Богородицы, несущей на руках Младенца Христа и отдающей Его в мир, была результатом творческого поиска Васнецовым идеального образа Богоматери. Художник изобразил Царицу Небесную на золотом фоне, идущей по облакам навстречу каждому вступившему в храм. Обеими руками Она обнимает, словно желая защитить от грядущего зла, Сына, в котором угадываются черты сына художника Миши. Взмах его рук – естественный жест маленьких детей, открытых новому для них миру, взят из жизни: однажды утром жена вынесла сына из дома, и ребенок радостно потянулся ручками к окружающей природе. Но лик Младенца Христа не по-детски серьезен и сосредоточен. Богородицу окружают девять херувимов. Их число соответствует часу, в котором состоялась казнь Христа. Они тревожно взирают на Пречистую Деву и Младенца на Её руках, словно предвидя Его судьбу. В образе Богородицы Васнецов показал национальный идеал материнства и заступничества, «сущность нравственного долга и идея подвига… самоотречение, которое составляет народную черту русского характера с его идеальной простотой в осуществлении необходимого и должного».

- У А.С. Пушкина также есть стихи, воспевающие Богородицу. Под картиной Васнецова дан небольшой отрывок. Давайте его прочитаем.

Слайд 12. А.С. Пушкин.

Одной картины я желал бы вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель –

Она с величием, Он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах…


- Как поэт называет Богородицу?

- Богородица – она ведь мать! Мать нашего спасителя Иисуса Христа. И у каждого из нас есть своя мама, любящая, добрая, ласковая, нежная, порой строгая.

Часть 3. Музыкальные движения.

Слайд 13. Разминка (по щелчку)

О маме сложено немало песен. Вы тоже знаете их. Композиторы, поэты и художники, используют для создания удивительного женского образа одинаковые средства выразительности: спокойные мягкие тона и краски, умеренный темп, плавность линии и звука.

- Давайте и мы попробуем выразить характер музыки с помощью танцевальных движений.

Используется песня «Мама мне на тебя не наглядеться».

Часть 4. Вокально-хоровая работа.

- Вы конечно не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас!. Тогда вы были маленькими. Но и сейчас, и потом, когда вы станете взрослыми, мамы будут любить вас больше всего на свете. И только мама искренне разделит с вами и радость, и беду, поможет советом. А сейчас я предлагаю обратиться к маме через песню, и в ней выразить свою любовь.

- Как называется песня, которую мы исполним?

Слайд 14. «Мама» А Ермолов. (музыка по щелчку)

Исполнение песни.


  1. Рефлексия.

Слайд 15. Слова.

- Какие слова передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, читаете стихи, смотрите на картины художников, посвященные Богоматери?


- Как поэты, художники и композиторы передают образ Богоматери?

Музыка, литература и изобразительное искусство каждое своими средствами выразительности создают образ Богоматери.


- Чем православная молитва отличается от католической (зарубежной)?

- Что узнали нового на уроке?


Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.


  1. Домашнее задание.

Нарисовать портрет мамы.


  1. Оценка работы на уроке. Слайд 16.

- Вы все хорошо работали… Молодцы!

Дети уходят из класса под музыку.

Используемая литература и ресурсы сети Интернет:


  1. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  2. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Музыка: учебник  для учащихся 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008.

  4. Уроки музыки: 1 – 4 класс/ Пособие для учителей 4 – е издание,/ Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, / М. «Просвещение», 2009 год.

  5. [link]