Методическая разработка по теме: Работа с гудошниками

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Гармидер Н.И. Учитель по классу хора МОУ «Гимназия №10»

Методическая разработка: Работа с «гудошниками»



Музыкальное восприятие - это прежде всего слушание и слышание музыки. Естественно, что слух играет тут главную роль.

Следует различать две стороны, два качества музыкального слуха: музыкальный слух в узком и широком смысле слова. музыкальный слух в широком смысле слова направлен на выявление образности. Под музыкальным слухом в узком смысле слова со времен К. Штумпфа (видного немецкого психолога конца XIX - первой половины XX века, автора одной из первых работ по психологии музыки) понимают прежде всего способность слышать и воспроизводить звуковысотное движение. Известный психолог Б.М. Теплов видел принципиальное отличие музыкального слуха от всякого другого именно в способности выделять высоту звука и четко ориентироваться в высотной последовательности тонов. Но как с позиций музыкальных, так и с позиций психологических, нельзя обрывать связи музыкального слуха со слухом речевым, со слуховым восприятием натурального-тембровых звуков, шумов и т.д.

С самого начала слух ребенка более всего приспособлен воспринимать звуки человеческого голоса: младенец обращен к коммуникации. Это выражается прежде всего в становлении интонации как важнейшего, а на первых ступенях развития ребенка единственного средства общения.

Для музыкантов особенно значим факт, что слух ребенка от рождения и примерно до двух с половиной лет преимущественно интонационный. Как же можно способствовать развитию интонационного слуха:

1. Читать детям стихи (не только детские).

2. Стараться при общении с детьми обращать их внимание на свои интонации, которые должны быть достаточно разнообразны; нужно, чтобы ребенок слышал такие "взрослые" интонации, как интонации вопроса, ответа, юмористическую интонацию, восхищение, горе и т.д.

3. Следует заниматься музыкой как интонированием в "чистом виде": учить ребенка петь, играть на детских музыкальных инструментах, в игровой форме ставить перед ним "смысловые задачи" на "открытие интонации" и т.д. Эти три условия снимут противоречие между речевым слухом и интонационным, и в дальнейшем они будут развиваться, дополняя и обогащая друг друга. В противном случае речевой слух поставит серьезную преграду на пути дальнейшего развития интонационного. Ребенок не может спеть чисто простой звук. У него нет координации слуха и голоса (да и откуда ей быть, если на протяжении целого ряда лет оба вида слуха ребенка были оторваны один от другого), ребенок "гудит" один тон, не смотря на то, что ему предлагают спеть ряд звуков, и т.д. Все это - следствие определенной неравномерности в развитии ребенка: то он развивался преимущественно эмоционально, образно, то длительное время – рационально (учитывая уровень технической вооруженности родителей). Так невольно рождается и противоречие между эмоционально - образным и рациональным

Музыкальный слух в тесном смысле слова особенно важнее в индивидуальном и коллективном исполнительстве, в воспроизведении запомнившейся музыки, при детальном слуховом обследовании фрагментов музыкального произведения. Уже при первой встрече с детьми мы сталкиваемся с фактом наличия у них музыкального слуха в широком смысле слова и довольно слабого развития слуха звуковысотного. Такие дети не поют, а говорят, не могут спеть более или менее чисто даже ранее разученные песенки. И в то же время они узнают песни, танцы, марши, обладают немалым запасом эмоционально окрашенных музыкально - образных впечатлений. Это показывает, что в своем естественном развитии слуха у детей, а также эмоциональные реакции на музыку тесно связаны с различными жизненными представлениями. Музыка - искусство эмоционально - образное. Помня о том, что чистота и тщательность звуковысотного интонирования и восприятия музыки - задача всего цикла музыкальных занятий. На первых порах удержать образное отношение детей к музыке. Однако постепенно перевести естественные жизненные впечатления детей в музыкальное, с тем чтобы музыкальное звучание стало главным "действующим лицом" этих жизненных представлений. Это и будет исходной точкой развития музыкального слуха детей.

В своей практике, как учитель хора, часто сталкиваюсь с таким фактом, что многие дети при пении не чисто интонируют, потому что у них плохо развит музыкальный слух. Поэтому для меня в работе с детьми пение - является основным средством музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор и нижний грудной. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос не сильный, но звонкий.

Наиболее легкие естественные, ненапряженные звуки, так называемые "примарные" обнаруживаются у всех детей при тихом пении в среднем регистре фа(1) - си(1). Нижний звук до(1)звучит напряженно. Основные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детей младшего хора, соответствуют диапазону их голоса. Тесситура, то есть распределение звуков по высоте, может быть удобной и неудобной при одном и том же диапазоне. В некоторых песнях встречаются звуки, не соответствующие диапазону голоса детей данного возраста, но они являются проходящими и на них не делается упора. Вопросу развития музыкального слуха уделяется много внимания. Музыкальный слух - качество индивидуальное, но его можно и нужно развивать. Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать, то есть представлять мысленно мелодию, запоминать ее и правильно, нефальшиво спеть или сыграть по слуху на каком-нибудь инструменте. Лучше слышать - значит лучше понимать и исполнять музыку. Часто дети не умеют правильно воспроизвести слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. Чистота интонации зависит от степени развития музыкального слуха, что также оказывает влияние на состояние голосового аппарата. На чистоту интонации влияют и такие качества, как застенчивость, или отсутствие устойчивого внимания. Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге, возникает фальшивое пение. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, слушают радио, дети стараются подпевать, их вокально- музыкальные данные развиваются. Для развития чистоты интонации прежде всего надо выбирать песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голоса детей данного возраста. Чистота интонации достигается различными приемами. Полезно слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения. Необходимо систематически повторять с детьми выученные песни и при этом петь их без сопровождения (a'cappella). Желательно петь песни не только всем хором, но и с небольшой подгруппой и индивидуально; при таком пении дети лучше слышат себя. Большое значение для развития чистоты интонации имеет осознание детьми своего исполнения. Детям, поющим нечисто, надо уделять особое внимание. Они должны сидеть ближе к хорошо поющим детям, и к инструменту. Сидя впереди, они слышат чистое пение хормейстера и правильное пение хорошо поющих детей, сидящих сзади. Желательно отмечать и поощрять каждое незначительное достижение в пении этих детей. В работе с ними необходимо проявлять большую выдержку и терпение. Встречаются дети, которые хорошо слышат мелодию и различают высоту звуков, но голосом воспроизвести их не могут. Они поют мелодию на кварту или квинту ниже, чем остальные, так как имеют небольшой объем голоса и у них отсутствует координация в работе слухового и голосового аппаратов. Если такое звучание стойко держится у детей, то с ними проводятся дополнительные индивидуальные занятия. Самое важное - научить этих детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию. Предложить детям попевки, вокальные упражнения на небольших интервалах (терция, кварта), в виде подражания пению кукушки ("ку - ку"), крику гусей ("га - га"), кудахтанью кур ("ко - ко"), игре на дудочке ("ду - ду"). К попевкам можно отнести небольшие песни: "Дятел" (на слово "тук"), "Лошадки" (на слово "цок"). Проводя индивидуальные занятия, хормейстер должен учитывать особенности каждого ребенка. Одному показывать, как надо протянуть звук "потоньше", "повыше", другому - какое положение придать рту, губам; третьему предложить спеть погромче, посмелее или наоборот, мягче, тише и т.д. Одной из причин стойкого низкого звучания является низкий разговорный голос ребенка.

Из вышеизложенного можно выделить основные принципы обучения детей пению, в частности "гудошников"; на основе общепедагогических принципов, то есть основных положений дидактики:

1. Принцип воспитывающего обучения. Воспитывать любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывать отрицательное отношение к дурному, обогащать духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

2. Принцип доступности заключается в том, что содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы. Беру простые мелодии, поступенное звучание, опевание основных ступеней. Как только достигли исполнения простейших попевок - это для нас радость. Способность достигнуть этой радости, заставить ребенка работать - следовательно заинтересовать. С маленькими детьми обязательно много играть, но не уводить от музыки.

3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности заключается в том, что в начале года даются более легкие задания, чем в конце; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому, то есть от простого к сложному. Начинаю разбор мелодии. Ребенку "гудошнику" трудно сразу спеть музыкальную фразу. Разбиваю эту фразу на отдельные фрагменты и начинаю работать над звукообразованием, дыханием. Результатов добиваюсь в простых попевках от трех до пяти ступеней и т.д. и постепенно перехожу к сложному. В противном случае дети быстро утомляются, внимание и интерес ослабевают, падает усвояемость песенного репертуара и дети не получают систематических знаний и навыков.

4. Принцип наглядности. В процессе обучения главную роль играет так называемая звуковая наглядность - конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувства, дополняют, усиливают слуховое восприятие. Сочетание слухового и зрительного восприятия возможно в том случае, когда во время пения хормейстер показывает высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких. Участвуют два органа чувств - слух и зрение. А если ребенок одновременно с пением высокого звука сам поднимает руку вверх, а при пении низкого опустит, то кроме органов слуха и зрения будет участвовать еще и мышечное чувство.

Обязательно использовать ручные знаки. Это характер ступеней в ладу, то есть развитие звуковысотности и идет переход от относительной системы к абсолютной. Основной прием наглядности - это образец исполнения песни педагогом. Некоторые образы, которые встречаются в песнях, можно предварительно проиллюстрировать с помощью картинок, игрушек. Использовать таблицы, слайды и т.д. При пении песенок про зайчиков, кукушек, не изображать их, а рассказывать детям, что происходит в песне.

В начале дети различают резко контрастные звуки: один и тот же звук берется в разных октавах: во второй и малой, затем во второй и первой, наконец, в первой. И предлагаем детям угадать, кто лает: большая собака или щенок? Если звук низкий, то лает большая собака, если высокий, тонкий - щенок. Предлагаем детям эти звукоподражания спеть, не требуя точной интонации. Обычно такие звукоподражания связываются с содержанием песни или с содержанием музыкальной игры. Такие образные упражнения активизируют детей, вызывая интерес, и помогают различать осознавать высоту звука. По мере усвоения детьми высокий и низких звуков, согласно принципу систематичности и последовательности, мы усложняем упражнения. Воспитываем их слух на ладовой основе, знакомим с основными устойчивыми звуками лада (лад - это система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых звуков, причем неустойчивые тяготеют к устойчивым). Содержание музыки зависит от логической взаимосвязи звуков. В современной музыке наиболее распространены два лада - мажорный и минорный. Занимаясь пением, слушанием музыки, музыкальными играми, мы знакомим детей с произведениями, написанными в мажорном и минорном ладах. В упражнениях для развития музыкального слуха пользуемся только мажорным ладом: он легче для пения и более устойчив в интонационном отношении. Из мажорного лада берем не весь звукоряд, а только отрезок из пяти ступеней, трех устойчивых звуков - I, III, V и двух неустойчивых – II, IV. Упражнения для развития музыкального слуха подбираем в тональностях, удобных для пения: ми бемоль, ми, фа мажор. Упражнения начинаем с интервала квинты, так как детям легче различать звуки на расстоянии квинты, а не терции и секунды. Желая сделать упражнения интересными, доступными детям, мы стремимся придать образность, конкретность, провести их в форме игры. Так, предлагая детям спеть звуки, говорим: "Я вам сыграю на дудочке, вы послушайте. Потом я буду слушать, а вы будете играть на своих дудочках" Играем по клавише, которая издает звук ми или фа, другой рукой делаем дудочку и воспроизводим этот звук, исполняя на слог "ду". Послушав внимательно, дети повторяют этот звук в сопровождении фортепиано. Если дети поют нечисто, говорим, что не все дудочки играли правильно. Предлагаем послушать еще раз, исполняем голосом один - два раза. Затем предлагаем сыграть на дудочках тихо, потом громче. Детям легче спеть правильно с голоса взрослого, но постепенно они привыкают правильно воспроизводить звуки не только спетые, но и сыгранные на музыкальном инструменте.

4. Принцип сознательности. Педагог старается различными приемами раскрыть перед детьми музыкальный образ песни и связать его со средствами музыкальной выразительности (темпом, динамикой, регистрами, ладом), для того, чтобы дети пели осознанно, не механически. Немаловажное значение имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни и особенно любовь педагога к музыкальному искусству.

5. Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять. При повторении надо подводить детей к осознанию как положительных моментов в пении, так и ошибок, неправильностей, неточностей, допущенных при передаче мелодии и текста. От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения вокальных навыков.

6. Принцип народности. Много петь народных песен, изучать родные истоки, так как народная музыка близка ребенку и на ней можно обучить ребенка всем навыкам хорового пения, стараться петь песни напевные. Некоторые песни, необходимо исполнять без инструмента. При таком звучании песни дети больше прислушиваются к ее мелодии, лучше слушают друг друга. Народная музыка, песня протяжная близка детям. Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструментах голосом брались наиболее яркие и удобные интервалы - кварта, квинта. Объем звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса. Детские песни, прибаутки, построенные на одном ,двух звуках являются звуковыми упражнениями - попевки в ритме, дикции. Таковы прибаутки "Андрей - воробей", "Уж как шла лиса по тропке" и др. Мы должны развивать у детей интерес, любовь и вкус к подлинно народной песне.

7. Принцип активизации учащихся. Этот момент очень важен в хоре. Дети должны стать соучастниками учебного процесса. Заменяя названия нот названиями ступеней лада, мы делаем упражнения отвлеченными от конкретной высоты. Так, вместо звука ми называем "первая", вместо звука фа диез - "вторая" и т.д. Если усвоение звуков какого-нибудь интервала, записанного нотными знаками обязательно связывается с определенной высотой, то спеть звуки с помощью названий ступеней (I-V, I-III) можно на любой высоте, доступной голосу детей. Учим детей петь упражнения без сопровождения. Для этого пользуемся таким приемом: сначала сопровождаем пение детей игрой мелодии на фортепиано или голосом взрослого, затем предлагаем спеть самостоятельно звук, после чего на фортепиано повторяем этот звук. Если ребенок неправильно исполняет звуки, повторяем их еще на фортепиано и предлагаем ему спеть самостоятельно в сопровождении инструментов и без него. Пение без сопровождения способствует развитию чистоты интонации. Использую артикуляционную гимнастику по системе В.В. Емельянова:

- четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка;

  • высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая и последовательно кончик языка, и все более далеко отстоящие поверхности;

  • покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как-бы жуя его;

  • сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении;

  • упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю в правую щеку, в левую, пытаясь как бы проткнуть их насквозь и т.д.

Провожу игры. Через игру ребенок познает жизнь, формы общения в коллективе. Это доступная форма активной деятельности. Так, например, через весь первый год обучения в хоре проходит игра "Музыкальная сказка", которую мы начинаем обычно на втором или третьем уроке. Эта игра вызывает интерес к хору, помогает развить инициативу малышей, их самостоятельность, мышление, фантазию, общение в коллективе, речь, дирижерские навыки, смелость, артистические качества и т.д. Эта же игра очень эффективна и в учебно-музыкальном отношении: помогает развить "гудящих" учеников, научить воспроизводить сыгранные на фортепиано или спетые звуки, отрабатывать отдельные певческие интонации, звукосочетания, расширить диапазон голосов учащихся.

Вот описание этой игры.

Предупредив детей, что эта сказка - непростая, а музыкальная, мы начинаем:

Поехали дети в лес за грибами на музыкальном автобусе, у которого мотор поет (пение на одном звуке). Приехали и перекликаются, чтобы не потеряться: "Ау" (интонация кварты вверх, ми-ля первой октавы). А дятел им отвечает: "Тук-тук-тук" (на одном звуке, соль первой октавы. Все попевки дети поют вслед за учителем без сопровождения, в процессе изложения рассказа, по дирижерским указаниям одновременно показывая высотность рукой. Затем сказка продолжается.

Наш рассказ - не простой, а музыкальный; поэтому все птицы, звери и люди в нем не говорят, а поют, то есть тянут звуки, гласные. Даже дятел стучит по дереву очень напевно, мягко, музыкально.

-А потом дети услышали, как поет кукушка: "Ку-ку" (малая терция вниз, до второй - ля первой октавы). Они чуть не наступили на гнездышко воробья. Он, испугавшись, начал петь очень жалобно, тревожно, взволнованно: "Чик-чирик"(малая секунда вверх и обратно, си первой - до второй - си первой октавы).

Но дети успокоили его: "Все спокойно "(большая терция вниз, ля-ля-фа-фа первой октавы). И чтобы воробей действительно успокоился, мальчики и девочки пели очень плавно, связно, протяжно, спокойно. И даже рукой показывали. Давайте споем, как они пели изобразим рукой такое плавное протяжное звучание...

Придумайте, каких еще птиц, а может быть, и зверей, могли услышать дети в лесу? Кто-то скажет: "Ворону" "карр-карр" (чистая кварта вверх - до, до, фа первой октавы).

А дети и ей отвечают: "Все спокойно, все спокойно", "мы идем домой"(ля-ля-фа-до-фа первой октавы). В сказках присутствует много игровых моментов, необходимых для развития хоровых навыков: мышц, губ, языка, дыхания. Обращать внимание натощак ребенок может показать себя на уроке, умение общаться друг с другом. Огромное внимание уделять дыханию. Эта работа длится не менее пяти лет. Простейшие упражнения - соединение двух - пяти последовательных ступеней натуральной мажорной гаммы на одном гласном звуке. Упражнение из пяти последовательных звуков является подготовительным к разучиванию гаммы. Гаммы обычно исполняются на одном дыхании. Но в начале верхний и нижний тетрахорд приходится разделять дыханием из-за его недостаточности. Пение гамм является незаменимым средством для выработки кантилены, выравнивания звучания на всем диапазоне и развитию дыхания. Стараться каждый урок делать анализ, что получилось, а что еще нет.

8. Принцип связи теории и практики. На хоре применяю элементы сольфеджирования и даю анализ произведения. Ввожу терминологию на младшем хоре теории, а теория - это итог практики. Постепенно подхожу к анализу как звучат гаммы, мажор, минор, знакомимся с интервалами. Так ребята осваивают теорию.

9. Принцип развивающего обучения. Добиваюсь обоюдного общения с детьми, развиваю логическое мышление, считаюсь с мнением ребенка. На первом месте в этом принципе стоит терпение и ум ребенка, а затем способности, талант.

10. Принцип межпредметной связи. Поскольку хоровые занятия имеют определяющее значение в деле музыкального развития детей, необходимо, чтобы хормейстеры досконально знали программы всех музыкальных предметов (ритмика, музыкальная теория, инструмент), методику преподавания сольфеджио и скоординировать программу своих хоровых занятий с программой хорового сольфеджио. Хормейстер должен хорошо знать уровень музыкальной подготовки всех участников своего хора - без этого ему не решить конкретных исполнительских задач.

Хоровое пение требует овладения целым комплексом художественно - технических приемов. Правильный подбор упражнений и систематическое их использование из урока в урок, делает вокальное развитие детей естественным, постепенным и приводит к отличным результатам в развитии голоса каждого ребенка.

В результате такой последовательной работы к концу учебного года дети - "гудошники" при пении интонируют чисто в пределах октавы в разных тональностях, интервалах.